Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАБРЮИЕР (LA BRUYERE) ЖАН ДЕ (1645-96)

ЛАБРЮИЕР (LA BRUYERE) Жан де (1645-96) - фр. писатель-моралист. Выходец из буржуазии; был адвокатом, чиновником, воспитателем детей принца Конде. Свои наблюдения над жизнью фр. аристократии суммировал в книге «Характеры Теофраста, перевод с греческого, дополненный характерами и нравами этого века» (1688), образцом для к-рой послужила книга «Характеры» древ-негреч. писателя Теофраста. Книга Л., написанная в форме афоризмов, диалогов и размышлений, рисует сатирическую галерею образов -представителей привилегированных слоев об-ва (вельмож, монахов, ростовщиков, крупных буржуа). Л. подвергает критике политику, общественную жизнь и мораль своего времени с позиций буржуазного демократизма Изобличая развращенную придворную знать, корыстных служителей церкви, он покавывает, что моральные характеры формируются под воздействием социальной среды, бичует нравственные пороки (ханжество, лицемерие, скупость, лесть и др.), типичными носителями к-рых являются представители аристократии. Большим злом Л. считал сословное неравенство и власть денег. Противопоставляя аристократам, «творящим одно лишь зло», народ, «приносящий пользу и добро», Л. пишет: «Если нужно выбирать, я не колеблюсь, я хочу быть народом». Взгляды Л. во мн. предвосхищали идеологию Просвещения. Его критику пороков цивилизованного об-ва продолжил Руссо.

ЛАОЦЗЫ (ЛИ ЭР)

ЛАОЦЗЫ (Ли Эр) - древне-кит. философ, к-рому приписывается создание философско-этиче-ского трактата «Лаоцзы» («Дао дэ цзин») (IV-III в. до н. э.), посвященного объяснению мира, места человека в нем и пути истинной добродетели, по к-рому должны следовать людц„ чтобы достигнуть утраченного ими счастливого состояния. Человек, являясь, как и весь мир, закономерным порождением дао ( понимаемого и как структурный элемент бытия, и как естественный закон) , есть, с т. зр. Л., часть природы. Его предназначение - следовать пути добродетели - дэ, т. е. жить согласно природе. Всякая попытка изменения природосообразного порядка гибельна Источник зла в отступлении от предписанных природой законов. В нем повинны правители и их корыстолюбивые приближенные Противоречивость нравственных явлений Л. связывает с появлением неравенства. Поскольку под «деянием» Л. понимает нарушение естественного хода вещей, он выдвигает в качестве осн. принципа моральной практики «недеяние» (увэй), к-рое означает, однако, не пассивность, а действие в соответствии с законом природы. Гл чертой «настоящего человека» Л. считает «естественность добродетели», при к-рой человек поступает нравственно не из стремления к поощрениям или из боязни наказания, а «следуя собственной природе». «Мудрый человек ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим... Дао мудрого человека - это деяние без борьбы». Чтобы привести людей к счастью, не следует их просвещать. Счастье и познание -исключающие друг друга цели. Л. связывает с распространением знаний упадок нравов, возникновение неравенства, алчности, честолюбия -все, что исходит от власть имущих. Он проповедует возврат к идеализированной им патриархальности родового строя: «Нужно сделать государство маленьким, а народ редким... Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой его жизнь», Т. обр„ Л. сформулировал гл положения этики раннего даосизма: цель - следовать пути, указанному природой; принцип - «недеяние»; суть счастья как блага народа -в возврате к равенству, простоте и невежеству «золотого века», а счастья как блага мудреца -в умеренности, спокойствии, близости к природе.

ЛАРОШФУКО

ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-80) - фр. писатель и философ-моралист. Гл. соч. Л. «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665) - итог наблюдений над нравами и психологией фр. аристократии. Неправомерно распространив результаты наблюдения над моралью одного класса на все об-во, Л. делает обобщающий пессимистический вывод, что порочность заложена в человеке от природы. Понимая беспочвенность и лицемерие церковной морали с ее концепцией первородного греха, Л. ищет подтверждения своим взглядам в материалистическом учении П. Гассенди, согласно к-рому страсти зависят от состояния органов человеческого тела. Однако Л. скептически относится к мысли, что разум и воля могут обуздать страсти, противостоять эгоистическим влечениям людей. Эгоизм, тщеславие, корысть, зависть -вот, с его т. зр., осн. движущие силы человеческих поступков. Добродетели, по Л.,-«это чаще всего искусно переряженные пороки». Нравственный пессимизм Л. сближает его взгляды е этикой . Гоббса, к-рый считал, что человек в об-ве всегда преследует свои эгоистические IIBH. Несмотря на вессимистоте-скне настроения, пронизывающие книгу Л., она блестящий образе» критики морали аристократии XVIII в.

ЛАФАРГ (LAFARGUE) ПОЛЬ

ЛАФАРГ (LAFARGUE) Поль (1842-1911) - деятель фр. и международного рабочего движения, друг и соратник Маркса я Энгельса, теоретик и популяризатор марксизма. Л. п»сал, что нормы морали не есть нечто вечное, неизменное, а обусловлены конкретным историческим содержанием. К заслугам Л. относится выяснение исторического генезиса моральных понятий добра и справедливости. Л. отметил, что понятия морали «становятся движущими силами только потому, что они вытекают непосредственно из социальной среды». Разрабатывая вопрос о классовом характере морали, Л. показал, что этические теории буржуазии и ее моральная практика в конечном счете обусловлены интересами и положением ее как господствующего класса. сГосподствующий класс всегда считает справедливым то, что полезно для его экономических и политических интересов, и несправедливым то, что для них вредно», Л. критиковал буржуазные теорий морали, в т. ч. этику Спенсера, идеи этического социализма, разоблачал буржуазную мораль, развивающую в людях эгоизм, человеконенавистничество, ханжество я лицемерие: «Справедливость, мораль и другие солее или менее-вечные принципы хороши для буржуа лишь тогда, когда они служат его интересам». Осн. источник всех нравственных нороков Л. видит в частной собственности, к-рая разъединяет людей н противопоставляет их друг другу. С этих позиций он разоблачал лженаучную теорию Ч. Ломброзо, возлагающую всю ответственность за преступления в капиталистическом об-ве исключительно на самого преступника, к-рый якобы являет ся таковым от рождения. Выступая против доктрин нравственного самосовершенствования личности в рамках эксплуататорского об-ва, Л. подчеркивал положение марксистской этики, что коренное изменение нравственного сознания и моральных отношений возможно только при условии революционного преобразования старого строя и построения социалистического об-ва. «Измените среду -и этим самым вы измените нравы, привычки, страсти и чувства». Несмотря на марксистскую в целом позицию Л. в решении вопросов этики, им высказывались ошибочные взгляды и неточные положения. Так, увлекаясь разоблачением морали эксплуататорского об-ва, Л. склонен был вообще отрицать прогресс нравственности в досоциалистических формациях. Он отстаивал ошибочную т. зр., что нек-рые категории морали (в частности. категория справедливости) отомрут в условиях коммунизма, да и вообще надобность в морали отпадет. Этические воззрения Л. изложены гл. обр. в работе «Экономический детерминизм Карла Маркса» (рус. перевод 1909).

ЛЕГАЛИЗМ

ЛЕГАЛИЗМ (лат. legalis - законный) - понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, к-рое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности (Формализм). В зависимости от понимания смысла нравственности в понятие Л. вкладывалось в истории этики различное содержание. К.ант усматривает легальность в том, что человек совершает те действия. к-рые от него требуются, но при этом не руководствуется подлинно моральными мотивами, напр.. совершает поступки не из чувства долга (Моральной доброты теория), а из желания преуспеть в об-ве, из благоразумия или даже из желания сделать добро др. В неопротестантизме как Л. оцениваются попытки свести дух морального учения Христа к совокупности конкретных заповедей и принципов, к-рые целесообразно применять в об-ве. С т. зр. сторонников этого учения, «подлинная» нравственность требует от человека не выполнения определенных требований в практической деятельности, а лишь особого умонастроения (Теономная этика), признания своей греховности и смирения. Марксистско-леиинская этика отвергает противопоставление двух моралей - внешней и внутренней («подлинной»), общественной и личной. С т. зр. коммунистической нравственности недопустимо моральное ханжество, лишь внешнее исполнение людьми предписываемых им норм, а необходимо сознательное их усвоение и претворение в жизнь по глубокой внутренней убежденности. Поэтому в социалистическом об-ве воспитание в человеке сознательности, идейности, принципиальности является важнейшей стороной нравственного воспитания (Совесть).

ЛЕЙБНИЦ (LEIBNITZ) ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ

ЛЕЙБНИЦ (LEIBNITZ) Готфрид Вильгельм (1646-1716) - нем. философ-идеалист, просветитель, общественный деятель, ученый. В философии занимал объективно-идеалистические позиции, выдвинув учение о неделимых духовных субстанциях-монадах, якобы являющихся первоэлементами, из к-рых складывается весь окружающий мир.  Исходные идеалистические принципы определили подход Л. и к проблемам этики. Этическое учение Л. основывается на признании божественного творения мира. Сотворив мир, бог допустил наряду с добром существование зла как неизбежного спутника добра. Л. подразделяет зло на метафизическое, порождаемое ограниченностью и конечностью вещей, тесно связанное с ним зло физическое -бедствия и страдания разумных существ и зло нравственное. возникающее в результате человеческого греха. Т. обр. хотя сотворенный мир является «лучшим из возможных миров», он рее же оказывается далеким от совершенства. Отсюда возникает необходимость «оправдания бога» -творца несовершенного мира. Для этого Л прибегает к теодицее -учению, ставящему своей задачей снять с бога ответственность за существование зла. Оно изложено в одном из гл. трудов Л. - «Теодицея» (1710) и объективно направлено - на оправдание несправедливых социальных порядков, бедствий и бесправия масс в антагонистическом об-ве.

ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО

ЛИБЕРАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО - широко распространившееся во второй половине XIX в. течение в рамках протестантской теологии (применительно к этике его также называют движением социального евангелия»). Его представители (в США-У. Раушенбуш, Ш. Мэтьюс, Ф. Пибоди; в Европе - А. Ричль, З. Трёльч, А. Гарвак и др.) выступили с идеей превращения христианского вероучения в конкретную социальную и моральную nporpawufy, к-рая могла бы стать практнчет ским руководством к разрешению «земных» политических и моральных проблем современности (социальная этика) . По сравнению со мн. др. течениями в христианстве данное направление отличается оптимистическим воззрением на человека и его исторические возможности. Для его представителей характерно стремление максимально приблизить библейские мифологические представления к понятиям светской морали. С их т. зр. служение богу и есть сяу-жение об-ву и людям. «Царство божье» толкуется ими как общественный идеал, достижимый дли человечества в ходе истории; образ Христа - как образец для подражания, моральный идеал, к-рого люди могут достичь мирской жизни. Наступление общего кризиса капитализма способствовало краху этих иллюзий и подрыву влияния Л. х. Его идеи были подвергнуты резкой критике справа сторонниками неопротестантизма. В настоящее время  идеология Л. х. сохраняет еще влияние в нек-рых протестантских сектах на Западе (напр.» в секте квакеров). Объективная роль этой идеологии двойственна. Под ее знаменем объединяются, с одной стороны, нек-рые либерально-демократически настроенные религиозные деятели Запада, выступающие за мир, за равноправие народов. С др. стороны, принципы Л. х., будучи пацифистскими по своему характеру, нередко используются против идеи революционного преобразования капиталистического об-ва.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ AHAЛИЗ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ AHAЛИЗ - см. Неопозитивизм.

ЛИЦЕМЕРИЕ

ЛИЦЕМЕРИЕ - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий  с т. зр. соотношения его действительяого социального и нравственного значения и того значения, к-рое ему пытаются придать. Л. противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в к-рых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий, Л. становится распространенным социальным явлением в условиях общественной несправедливости и классовых антагонизмов. Поэтому представление о нем только как об индивидуальном свойстве психики является ограниченным и ненаучным. Даже тогда, когда Л. (вызывается неповторимыми обстоятельствами жизни данного человека, последние выступают большей частью как выражение социально-нравственных тенденций, господствующих в антагонистическом об-ве. Л. порождается несоответствием между действительными социальными отношениями и отражением этих отношений в идеологии, в т. ч. в господствующей морали (Отчуждение). Чем разительнее противоречие между интересами господствующего класса и большинства об-ва, чем более изживают себя эксплуататорские общественные отношения,  тем больше идеологические представления об-ва «опускаются до уровня пустых идеализирующих фраз, сознательной иллюзии, умышленного лицемерия»; «чем больше их лживость разоблачается жизнью... тем решительнее они отстаиваются, тем все более лицемерным, моральным и священным становится язык этого... общества» (Маркс /(., Энгельс Ф„ т. 3, с. 283-284). В процессе построения социализма и коммунизма, по мере вовлечения широких народных масс в общественно-политическую деятельность, развития их активности и сознательности устраняются социальные корни Л. Коммунистическая нравственность непримиримо относится ко всяким проявлениям Л. Коммунистическая партия считает своим неуклонным долгом честность и правдивость перед народом, всемерное развитие критики и самокритики. Практическое осуществление этих принципов способствует искоренению из общественной жизни таких явлений, как карьеризм, демагогия, очковтирательство, неискренность, вероломство, клевета, ханжество, фарисейство, к-рые так или иначе связаны с Л.

ЛИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР - см. Пример.

ЛОГИКА МОРАЛЬНОГО ЯЗЫКА

ЛОГИКА МОРАЛЬНОГО ЯЗЫКА - совокупность логические форм морального яэыка, а также отношений и связей между ними. Марксистская этика исходит из того, что анализ этил форм » зависимостей должен прежде всего основываться на исследовании структуры морального сознания, в к-ром существует своя особая связь между различными формами представлений и суждении. Если, скажем, утверждается, что «воровство есть зло» (оценочное суждение) , то отсюда следует логический вывод: «Люди не должны воровать» (прединсательное суждение). Частное моральное повеление: «Ты должен выполнить данное обещание» - обосновывается ссылкой на общую норму: «Люди должны выполнять взятые на себя обязательства». В свою очередь моральные нормы в той или иной системе нравственности обосновываются с помощью более общих понятий -моральных принципов и идеалов. Т. обр., проблемы Л. м. я. охватывают мн. методологических вопросов, связанных с моральным рассуждением, обсуждением нравственных проблем, а также с обо снованием или критикой общих положений той или иной системы морали. Марксистская этика считает, что при обосновании к -л. положения морали, особенно если сталкиваются различные нравственные позиции, окончательно вопрос может быть решен уже за пределами собственно морального сознания, путем анализа социальной действительности и исторических законов. Объективной основой марксистской нормативной этики являются данные социальной науки, исторического материализма и теории научного коммунизма. С т зр. Л. м. я. это означает, что моральные суждения могут и должны в конечном счете обосновываться с помощью научных суждений, данных опыта и теоретических обобщений (Истина и нравственность).

ЛОКК (LOKK) ДЖОН

ЛОКК (LOKK) Джон (1632-1704) - англ. философ, выступивший с критикой теории врожденных идей. В теории познания стоял на позициях сенсуализма. В учении Л. материалистические положения переплетаются с явными уступками идеализму, Л. по словам Энгельса, был «сыном классового компромисса» и в религии и в политике (т. 37, с. 419). Эта непоследовательность характерна и для его этических взглядов. Отрицая существование врожденных моральных понятий и принципов, он в то же время полагал, что без религии нет нравственности, считал евангелие «превосходным трактатом морали». Стремление к счастью Л. рассматривал как естественное свойство человека. Счастье, утверждал он, есть то. что удовлетворяет дух, страдание - то, что его расстраивает. Добродетель состоит в стремлении делать добро, а порок - в стремлении вредить себе и др. Рассматриваемая как обязанность, добродетель есть воля божья, обнаруженная разумом, а следовательно, имеющая силу закона. С позиций механистического детерминизма Л. полностью отрицал свободу воли человека. Л. не создал законченного этического учения Отдельные мысли о нравственности встречаются в различных его работах.

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933) - советский общественный и государственный деятель, теоретик и пропагандист марксизма, в т. ч. марксистской философии и этики. Еще в работах дореволюционного периода Л. подверг критике этические идеи рус. идеалистов (Бердяева, Шестова, С. Н. Булгакова, Иванова-Разумника и др.), вскрыл несостоятельность их утверждений, что марксизм якобы игнорирует нравственные проблемы человеческой личности. В период после поражения революции 1905-07 гг. Л разделял ошибочную т. зр. богостроительства, защищал идею «религиозного атеизма» - использования религиозности как нравственной предпосылки для утверждения в массах идеалов коллективизма. Эти заблуждения, подвергнутые резкой критике В. И. Лениным, Л. преодолел в послеоктябрьский период Будучи первым даркомом просвещения, Л. уделял большое внимание теоретическому обоснованию принципов коммунистического воспитания. Понимая под воспитанием прежде всего «организацию характера», он считал, что нельзя сводить воспитание к образованию, подчеркивал, что передача знаний должна осуществляться в связи с моральным и эстетическим воспитанием молодого поколения в духе социалистического идеала Выступая против защитников интуитивной морали, к-рые важнейший регулятивный фактор нравственного поведения людей видели в классовом инстинкте или в общечеловеческом нравственном чувстве, Л подчеркивал необходимость сознательного усвоения норм и принципов коммунистической морали. Марксистской этике, подчеркивал Л., чужд разрыв разума, чувств и воли Отстаивая необходимость классового подхода к этическим проблемам, Л. вместе с тем осуждал вульгарный социологизм  в этике, отрицающий общечеловеческие нормы нравственности (Общечеловеческое и классовое в нравственности), стремящийся свести мораль к политике (Мораль и политика). Л. разоблачал буржуазных идеологов, изображавших коммунизм как об-во, ограничивающее права личности на свободное развитие, препятствующее проявлению индивидуальности человека. Он доказывал, что аскетические доктрины, лишающие человека права на наслаждение, на всестороннее удовлетворение потребностей и интересов, ничего общего с марксизмом не имеют. Важнейшей стороной коммунистического воспитания Л. считал воспитание духовно и эмоционально развитой личности на базе всестороннего овладения культурными богатствами человечества С этих позиций Л. выступал против мещанства, критиковал взгляды сторонников «левого фронта» в искусстве, лефовско-конструктивистские теории урбанизма, техницизма, машинизма, фетишизировавшие роль техники в ущерб развитию нравственно-эмоциональной культуры личности. Узкоутилитарным, прагматическим взглядам на жизнь Л. противопоставлял марксистский гуманизм. «Именно потому, что мы коммунисты, - писал Л., - мы не должны обольщаться машинопоклонством. Центр жизни мы видим в самом человеке, в его свободе, в его счастье. Отсюда нашей определенной задачей должно быть уже и сейчас - внедрять, насколько только можно глубоко, гуманизирующий, глубоко человеческий элемент в культуру». Осн. этические соч. Л.: «Идеализм и материализм. Культура буржуазная и пролетарская» (1923), «Наука, искусство, религия» (1923), «Мораль и свобода» (1923), «Мораль с марксистской точки зрения» (1925), «Воспитание нового человека» (1928).

ЛЮБОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮТЕР (LUTHER) МАРТИН

ЛЮТЕР (LUTHER) Мартин (1483-1546) - религиозный реформатор, основоположник лютеранства, одного из трех осн. течений в протестантизме. Возглавляя церковную кафедру в Виттенбергском университете, в 1517г. выступил с тезисами, направленными против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и др. злоупотреблений католической церкви, а также против ее претензий на посредничество между богом и людьми. Это выступление явилось важным актом Реформации -антифеодального и антикатолического общественного движения в Европе в XVI в. Сам Л. возглавил бюргерски-умеренное ее направление. В основе учения Л. лежит принцип «оправдания верой», к-рый исходит из представления о всеобщей греховности человечества (Грех): человек, утративший способность к добру, может найти спасение лишь в вере, к-рая даруется свыше как божья благодать. Невозможность приобрести внутреннюю праведность в какой-то мере компенсируется праведной жизнью, к-рая «вменяется» человеку богом. В противоположность католическому вероучению, рассматривающему земную жизнь как этап подготовки верующего к загробной жизни, Л. считал ее важнейшим звеном в христианском «плане спасения». С его т. зр., именно в земной жизни люди становятся на путь веры, помогающей им преодолевать склонность к греху. В соответствии с таким представлением Л. осуждал аскетизм, монашество, пренебрежение «мирскими» интересами. Вместе с тем он проводил грань между религиозной и общественной сферами деятельности в земной жизни. К религиозной сфере он относил веру, церковную деятельность и религиозную проповедь, а к общественной -государство и разум, гражданскую мораль и «мирские» дела людей. Однако грань между этими сферами Л. не считал абсолютной. Учение Л. вело, по сути дела, к обмирщению религии. Принцип «оправдания верой» имел целью углубить внутреннюю религиозность людей По словам Маркса, Л. «победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению... Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека»  (т. 1, с. 422 - 423).

М

Предыдущая страница Следующая страница