Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Словарь по этике
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. exsistentia - существование) - одно из влиятельных течений в совр. буржуазной теории морали, разновидность этического иррационализма. Э. наследует идеи философии жизни (Ницше, В. Дильтей и др.), феноменологии (Э. Гуссерль); большое влияние на его представителей оказали Кьеркегор и Достоевский. Как философское и идейное направление Э. начал формироваться в 20-х гг, .В Германии и перед второй мировой войной во Франции. В настоящее время  идеи Э, распространены также в США, где их развивают в первую очередь теологи-неоортодоксы (Неопротестантизм), н в др. капиталистических странах. Экзистенциалистская этика, как и философия, не представляет единой школы. Различают две ее ветви - атеистическую (Хайдеггер, Сартр, Камю, С. де Бовуар) и религиозную (Ясперс, Марсель, М. Бубер, а в начале XX в. ее представителями уже были Бердяев, Лев Шестов). Различны не только теоретические, но и социально-политические позиция экзистенциалистов. В этике Э., однако, можно выделить систему общих принципов и идей, к-рые, каковы бы ни были личные убеждения ее сторонников, имеют индивидуалистическую направленность, Центральная проблема Э.- положение личности в мире. Анализируя структуру существования (экзистенции) личности, теоретики Э. верно подмечают характерные черты жизни человека в об-ве монополистического капитала - его обезличенность, утрату им свободы и индивидуальности (Конформизм), понимания смысла жизни, одиночество, разобщенность людей и т. п. В рамках своей философии они пытаются найти выход из того морального кризиса, в к-рый завел об-во капитализм, породив чудовищные формы отчуждения. Этот выход экзистенциалисты видят не в преобразовании социальных условий, а в способности индивида преодолеть (прежде всего через отношение к богу, к ничто, к смерти) свое «неистинное», «неподлинное» существование и обрести свойственную только ему экзистенцию. В основе такого понимания подлинности лежит субъективистская трактовка природы человека: «истинное» бытие человека не детерминировано объективно, а свободно выбирается им по собственному замыслу-проекту. Безусловное признание личностью своей ничем не ограниченной свободы и является будто бы условием возвращения ее к подлинности и основой экзистенциальной нравственности. В действительности же природа человека,  способ его бытия и духовный облик исторически и социально обусловлены, формируются в процессе материально-практической деятельности. И преодоление враждебных человеку условий, обретение ям своей настоящей сущности и свободы возможны только путем революционного переустройства общественной жизни. Игнорируя единство объективной обусловленности существования человека и его практической активности, экзистенциалисты противопоставляют свободу и необходимость, считают, что человек может быть свободен только в сфере своих духовно-личностных устремлений. Понимаемая т. обр. свобода есть лишь иллюзия. Она оказывается не господством человека над условиями жизни, а подчинением им, означает уход от действительности в свои интимные переживания. На этом ложном толковании основывается экзистенциалистская концепция нравственности. Согласно ей, каждый индивид должен выбрать свои поступки, найти себя вопреки общественным нормам, помимо объективных критериев и независимо от др. людей. Лишь тогда, когда человек совершает моральный выбор в полном одиночестве, повинуясь своему абсолютно свободному замыслу (Свобода воли), он считается сторонниками Э. ответственным за свое бытие. Но подобное представление об ответственности оправдывает любые действия человека. Фактически здесь стирается грань между добром и злом, свобода превращается в произвол, а ответственность - в полную безответственность. В сущности, это позиция волюнтаризма и анархистского бунтарства, к-рая враждебна последовательной борьбе с капиталистическим об-вом, основанной на осуществлении единой программы действий и солидарности борцов за общее дело.  Т. обр., Э. оказывается неспособным разрешить проблемы личности и ее ответственности перед человечеством, более того, перенеся рассмотрение их в сферу субъективного, экзистенциалистская этика подводит человека к осознанию безвыходности своего положения и необходимости смириться с ним. Экзистенциалистская «свобода» в конечном итоге оборачивается порабощением и бездеятельностью человека. Пессимистические тона этики Э. наиболее отчетливо выступают у представителей ее религиозной ветви, к-рые приходят к эсхатологии, и у Хайдеггера. Мотивы обреченности, одиночества, абсурдности и бессмысленности жизни, смирения с действительностью, устремленности к смерти пронизывают экзистенциалистскую этику. Отстаивая права и достоинство личности,  экзистенциалисты вместе с тем отнимают у человека возможность борьбы за лучшее будущее; отрицание буржуазной морали перерастает у них в оправдание нигилизма я аморализма. В этом -реакционный и антигуманный смысл этики Э.

В начало словаря