Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Словарь по этике
РУССО (ROUSSEAU) ЖАН ЖАК

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

РУССО (ROUSSEAU) ЖАН ЖАК

РУССО (ROUSSEAU) Жан Жак (1712-78) - фр. писатель и философ. Особенности этических взглядов Р. определяются, прежде всего, его социально-политической позицией. Отвергая феодальные порядки и нормы жизни, Р. восставал также против складывающихся отношений капиталистической эксплуатации, против буржуазного эгоизма, безудержной жажды наживы и связанных с этим нравственных пороков. Резкой, подчас парадоксальной, критике он подверг основанную на неограниченном господстве частной собственности цивилизацию, придя к выводу, что прогресс культуры в зтих условиях привел к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья. Основа нравственности, по Р., в первоначальных, не испорченных рассудочной цивилизацией естественных стремлениях человека, к-рый по природе своей добр; ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и умеряемое естественным состраданием. Но естественный человек  изолирован, поэтому правовые и моральные нормы, регулирующие его поведение в об-ве, непосредственно не могут быть выведены из природы. Они возникают в результате об-щественного договора, создающего коллективный организм -гражданское об-во, в к-ром поступки человека Принимают нравственный характер, понятие справедливости занимает место инстинкта, голос долга - место физического импульса. Важнейшие моральные качества общественного человека, с т, зр. Р., - трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных. Последнее приобретает особое значение, поскольку в построенном на уравнительности и принципе народовластия идеальном об-ве, как его мыслил Р., хотя и отсутствуют крайности бедности и богатства, обеспечены свобода, равенство и счастье граждан, но сохраняется частная собственность,  а вместе с ней и постоянная угроза роста эгоизма. Р. отстаивает принцип гражданской дисциплины, допуская суровые меры принуждения по отношению к эгоистическому индивиду. Авторитет моральных норм, с его т. зр., должен быть подкреплен также религией. Отвергая догмы и этику христианства, Р., будучи деистом, считает общеобязательную веру в воздающее и карающее божество условием прочности государства. Предписания его «гражданской религии» и определяют нормы морали и обязанности граждан, святость общественного договора и законов. В то же время Р. оправдывает революцию против деспотизма, нарушившего общественный договор:  «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше». Из всей системы взглядов Р. вытекают его новаторские для того времени педагогические идеи. Гл. задачу воспитания Р. видел в формировании человека и гражданина без применения насилия над личностью ребенка, путем развития естественных задатков и способностей. Идеи Р. оказали влияние на социально-политические и этические взгляды деятелей фр. революции, особенно якобинцев (проповедь «республиканской добродетели», осуждение эгоизма и богатства, культ «верховного существа»). Скованный рамками мелкобуржуазного умеренно-уравнительного идеала, Р. не мог последовательно решить проблему гармонии частного и общего интереса, снять противоречие «гражданина» и «человека». Тем не менее, его идеи оплодотворили развитие не только демократической, но и социалистической мысли. Гл. произв., в к-рых развиты этические идеи Р.: «Рассуждения о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).

С

В начало словаря