Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Словарь по этике
ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-70)-рус. революционер-демократ, писатель, публицист, мыслитель-материалист. За революционные взгляды дважды был сослан (1835-40, 1841-42). С 1847 -в эмиграции Создал Вольную рус типографию в Лондоне (1в53); издавал первую русскую революционную газету «Колокол» (1857-67). Уже а 30-е гг. Г. стремится к разрешению водфесов о месте человека в мировом универсуме, о взаимоотношении герои - подвижника (Подвижничество) и «толпы», о значении личной инициативы в смысле самопожертвования, о соотношении вояи и судьбы. Восприняв идеи Cefi-CtiMwe, о «реабилитации плоти», Г, будучи социалистом, пытается понять любовь как прообраз отаошений будущего человеческого братства- В 40-е гг, перейдя на позиции атеизма, Г. даст революционно-материалястиче-окую интерпретацию идеям ант-^ааологизма Смысл человеческой ж·иэн« усматривается им не только ? яюбви (как это было у Феа-ef^Mxa), а в социальной, гражданской деятельности, ? приобщений к «всеобщим интересам гражданственности, искусства, науки». Предпосылкой истинно человеческого «деяния» Г. считает овладение передовой социальной и философской теорией Пытаясь рационально определить основания нравственной жизни, Г. вместе с ??? выступает против крайностей рационализма, гегельянского «формализма», призывая «раскрыть свою душу всему человеческому, страдать и наслаждаться страданиями и наслаждениями современности, работать столько же для рода, сколько для себя» . С т. зр совпадения нравственного, прекрасного и гуманного Г. подвергает критике как пережитки средневековой морали, так и бездушие буржуазного об-ва, сделавшего своим богом собственность, что приводит к «расчеловечиванию» человека. Буржуазный мир представляется Г. лишенным нравственности, «общественной религии» Духовная драма Г, порожденная эпохой революции 1848 г., сопровождалась настроениями пессимизма и скептицизма, усилением критики аморализма совр. ему об-ва. Вместе с тем у Г. произошел нек-рый сдвиг к индивидуализму и волюнтаризму, к преувеличению роли личного самосовершенствования. 50-60-е гг.-время преодоления этих настроений, попыток заново решить центральную, с т зр. Г., проблему нравственности - взаимоотношения личности и об-ва, к ую, как ен считает, социальная жизнь и общественная наука еще ие решили. «...Понять ее» святость прав личности и не разрушить, не раздробить на атомы общество-самая трудна» социальная задача». Осмысляя эту проблему, Г. полемизирует с идеологией мещанства. Нивелирование личности в буржуазном об-ве истолковывается им как признак его загнивания. «В мещанине личность прячется или не выступает, потому что не она главное. главное -товар, дело, вещь, главное-собственность». Г. настаивает на ответственности личности за порисходящие события: «Отдавая обстоятельствам то, что им принадлежит, мы не покроем, однако, ими людей, - люди тоже факты и пусть несут ответственность за свои дела». Вместе с тем Г критикует проповедь абсолютной свободы человеческих страс-ieri Он выступает против привнесения в социалистические учения элементов из буржуазных теорий: резко критикует черты авторитаризма в учении Г. Бабе-фа, идею всеобщей регламентации у Э Кабе, порядки фурьеристскего фаланстера (Фурье)^ антигуманная теорий Прудона и т. п. Согласно Г, будущее об-во воплотит подлинную гармонию личного и общественного, разума и страсти, науки и красоты. Особое место в творческих исканиях Г, занимала разработка основ революционной этики, принципов морали революционера, определяющих взаимоотношения с румевОДЙМЫМ» ИМ массами и идейными йрот»»ииа-ми. Этические взгляды отражены гл. еер. в работах: «Капризы г раздумья» (1847), «Несколько замечаний об историческом раэвя-тии чести» (1846), «С тоге берега» (1850) и вошедших в «Былее и думы» (1852-68) статьях «Западные арабески», «Раздумье ие поводу затронутых вопросов», «Джон Стюарт Милль и его книга «On Liberty».

В начало словаря