Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЗУЛЬЦЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗУЛЬЦЕР

ЗУЛЬЦЕР (Sulzer) Иоганн Георг (16 октября 1720, Швейцария - 27 февраля 1779, Берлин) - немецкий философ, просветитель, педагог, автор энциклопедической "Всеобщей теории изящных искусств" (Allgemeine Theorie der schönen Künste. Bd. 1-2, В., 1771-74). Развивая учение Баумгартена и других вольфианцев о чувстве удовольствия или неудовольствия, ощущении приятного или неприятного, ввел понятие "чувствительность", "чувство" (Empfindsamkeit, Gefühl) как особой способности, которая фиксирует и удерживает эти испытываемые субъектом ощущения или внутренние состояния, придавая им устойчивую форму и рефлексивно-осознанный характер. Благодаря этому субъективное эмоциональное чувство удовольствия может стать основанием для эстетической оценки в форме всеобщих суждений вкуса, для общезначимых определений красоты в природе или прекрасного в искусстве. Чувствительность же обретает при этом статус самостоятельной способности души, не только равнозначной способности мышления и желания, но и объединяющей их деятельность.

Аналогичным образом Зульцер не ограничивал роль искусства способностью доставлять эстетическое удовольствие, но связывал его с задачами интеллектуального и нравственного воспитания человека, пробуждения в нем чувства добра и истины. Такой подход оборачивался плоско-морализаторским отношением к искусству, однако способствовал его популяризации и расширению просветительской программы воспитания за счет включения в нее элементов эстетического образовании (что оказало известное влияние на поздних просветителей и ранних романтиков в Германии, а также нашло живой отклик в русской эстетической мысли и практике).

Соч.: Vermischte philosophische Schriften. Bd. 1-2. Lpz., 1782-1880; Lebensbeschreibung. В.- Stettin, 1809; Pädagogische Schriften. Langensalze, 1922; в рус. пер.: Разговоры о красоте естества. СПб., 1777; О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение. М-, 1787; Упражнение к возбуждению внимания и размышления. СПб., 1801; Новая теория удовольствий. СПб., 1813.

Лит.: Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. М1996, с. 83-84; Groß К. J. Sulzers allgemeine Theorie der schönen Künste. B., 1905; Leo J. I. G. Sulzer und die Entstehung seiner "Allgemeinen Theorie...". B., 1907; Tumarkin A. Der Ästhetiker J. G. Sulzer. Frauenfeld, 1933.

В. А. Жучков

И (кит., буквально - долг/справедливость, должная справедливость, а также долг, чувство долга, справедливость, добропорядочность, честность, правильность, принцип, значение, смысл) - одна из основополагающих категорий китайской философии, особенно конфуцианства. Заключает в себе идею "правильного соответствия" содержания - форме, субъективных потребностей - объективным требованиям, внутреннего чувства справедливости - внешним императивам общественного долга. В общем смысле И - неотъемлемый атрибут "индивидуальной природы" человека, одно из "пяти постоянств" его существования наряду с "гуманностью" (жэнь), "благопристойностью" (ли), "разумностью" (чжи) и "благонадежностью" (синь); в более конкретном, социально-этическом смысле - нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного; в еще более узком смысле - принцип поведения мужа, правителя или харизматического лидера. Стандартная терминологическая оппозиция И-ли ("польза/выгода") знаменует противопоставление морального долга эгоистической утилитарности.

В древних памятниках "Шу цзине" и "Ши цзине" И означает умение правителя и чиновников приносить благо своей стране. У Конфуция И становится ключевой характеристикой "благородного мужа" (цзюнь цзы), выражающей единство знания и действия, основанное на "благодати/добродетели" (дэ), реализующееся посредством этико-ритуальной "благопристойности" и направленное на осуществление дао. Мэн-цзы универсализировал И как одно из четырех врожденных начал исконно "доброй" человеческой природы - "стыдящееся [за себя] и негодующее [на др.] сердце (синь)" и решительно отверг "пользу/ выгоду" во имя И и "гуманности", отличающих человека от животных. Согласно Мэн-цзы, "И - это путь человека", совершенство его "пневмы" (ци) достигается посредством "накопления И". Главный оппонент Мэн-цзы в рамках конфуцианства -- Сюнь-цзы, считая человеческую природу исконно "злой" и наделенной врожденным стремлением к "пользе/выгоде", вместе с тем еще категоричнее определил И как основной человеческий признак, которому должно быть подчинено неискоренимое стремление к "пользе/выгоде". Общеконфуцианское решение проблемы И - ли дано в "Да сюэ": "Не польза/выгода полезна/выгодна государству, а И". Моисты (см. Mo цзя) в отличие от конфуцианцев, трактуя ли как "приносящую радость" "общую пользу и взаимную выгоду", а не частный интерес и эгоистическую корысть, отвергли противопоставление И - ли прямой дефиницией: "И есть ли". Согласно трактату "Мо-цзы", И желанно Небу (тянь) (га. 26) и является "самым ценным в Поднебесной" (гл. 47). Воле Неба соответствует и всенародная "польза/выгода" (гл. 26), составляющая также один из трех главных гносеологических критериев - "применимость" высказываний.

Легисты (см. Легизм) близкий к моизму тезис о том, что "люди стремятся к пользе/выгоде, как вода - вниз", соединили с враждебным и моизму, и конфуцианству определением И как пути (дао) "насилия и наказаний" во имя абсолютной власти и унифицированной "законности".

В противовес всем указанным школам представители даосизма, отстаивая идеал естественной незаинтересованности, одновременно подвергли критике как "пользу/выгоду", так и И. Согласно "Дао дэ цзину" (§ 18,19, 38), И - результат "упразднения Великого дао", т.е. одна из ступеней общей деградации в мире: "За утратой дао следует благодать/добродетель, за утратой благодати/добродетели следует гуманность, за утратой гуманности следует И, за утратой И следует благопристойность. Благопристойность - это истощение верности (чжун) и благонадежности, голова смуты". В отличие от "Дао дэ цзина", проводящего тонкие градации упадка, четко разграничивающего "нецеленаправленную" (у и вэй) "гуманность" и "целенаправленное" (ю и вэй) И, в "Чжуан-цзы" (гл. 2) провозглашен отказ от различения "гуманности" и И, сопровождающийся призывом "забыть И".

Дун Чжуншу, привнесший в официализированное конфуцианство некоторые легистские и моистские идеи, сочетал радикальную формулу - "гуманный делает правильным свое соответствие и не помышляет о своей пользе/выгоде" - с признанием за последней статуса регулятора телесной жизни: "И пестует сердце, польза/выгода пестует тело (ти). В теле самое ценное - сердце, поэтому в пестовании самое важное - И". Усвоение даосских идей неоконфуцианством выразилось, в частности, в признании ШаоЮном "совершенномудрых" (см. Шэн) способньми "отрешиться и от пользы/выгоды, и от И". Другой создатель неоконфуцианства, Чжан Цзай, пошел на сближение с моизмом в тезисе "И обобщает (см. Гун) пользу/ выгоду Поднебесной". Открыто в защиту принципа общей "пользы/выгоды" выступили Ли Гоу ( 11 в.), Ху Хун, Чэнь Лян, У Ши (12 в.). ХуХун наиболее четко провел различие между частной и общей формами "пользы/выгоды". Основоположник неоконфуцианской ортодоксии Чэн И прямо отождествил И с общественно-альтруистическим (гун), а "пользу/ выгоду" с частно-эгоистическим (сы) началом, допустив, однако, возможность их гармонии и "полезность/выгодность" соблюдения И. Ван Фучжи соотнес И с дао человека, а пользу/выгоду с его жизненными "функциями" (юн). Янь Юань (17 - нач. 18 в.), утверждавший, что "благодаря И осуществляется польза/выгода", переиначил формулу Дун Чжуншу в призыв "делать правильным соответствие (и), помышляя о пользе/выгоде". В целом неоконфуцианство выработало широкий спектр трактовок соотношения "долга/справедливости" и "пользы/выгоды" - от абсолютного превознесения первого и умаления второго до их уравнивания, хотя неоконфуцианская ортодоксия всегда отстаивала примат И.

Лит.: Фелъберт Р. Терминологический анализ понятия "справедливость" в древнем Китае. - В сб.: 3-я научная конференция "Общество и государство в Китае", в. 1. M., 1982, с. 75-82; Чжан Дайнянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основные положения китайской философии).

Т. Ибрагим

В начало энциклопедии