Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОНДИЛЬЯК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНДИЛЬЯК

К о н д и й а к (Condillac), Этьенн Бонно де (30 сент. 1715 - 3 авг. 1780), - франц. философ-просветитель, разрабатывавший сенсуализм. Член Французской академии. Брат Мабли.

Начало его лит. деятельности относится к сер. 40-х гг. (знакомство с кружком Дидро, а впоследствии и сотрудничество в "Энциклопедии"). В работе "О выгодах свободной торговли" ("Le commerce et le gouvernement, considéres relativement l'un à l'autre", 1776, рус. пер., ч. 1-2, 1817) К. подверг критике физиократов. Как историк К. явился автором "Всеобщей истории человека..." ("Histoire générale des hommes et des empires", ок. 1770-73).

Филос. взгляды К. сложились под непосредств. влиянием Локка, истолкование философии к-рого К. дал в работе "Опыт исследования происхождения человеческих знаний..." ("Essai sur l'origine des connaissances humaines...", 1746). В ней К., по словам Маркса, утверждал, что "... не только душа, но и чувства, не только искусство создавать идеи, но и искусство чувственного восприятия являются делом опыта и привычки. От воспитания и внешних обстоятельств зависит поэтому всё развитие человека" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144).

"Трактат о системах..." ("Traité des systèmes...", 1749, рус. пер. 1938, под ред. Е. Ситковского) был следующим шагом в развитии сенсуалистич. взглядов К. В нем он подверг критике теорию врожденных идей Декарта (см. указ. соч., Μ., 1938, с. 39), окказионализм Мальбранша (см. тамже, с. 67-68), учение Лейбница о монадах и, отражая прогрессивные устремления естествознания своего времени, выдвинул требование о создании философии, опирающейся не на ложные гипотезы, а на фундамент науч. знаний.

В противоположность субъективному идеализму Беркли, К. утверждал, что природа как источник наших ощущений существует вне человека. В отличие от Юма, К. подчеркивал, что человек может достичь всех знаний, к-рые отвечают его природе и способностям. Но, справедливо критикуя Декарта, Мальбранша, Лейбница за их идеализм, К. опровергал в то же время спинозовское определение природы как субстанции на том основании, что за многообразием качеств предметов "... мы не в состоянии открыть того, что служит основой их" (там же, с. 99). По К., существуют "...идеи чувственные и идеи абстрактные" (там же, с. 43). Последние только суммируют то, что уже есть в первых, и могут лишь вносить порядок в наши знания, не расширяя их.

Гл. филос. произведение К. "Трактат об ощущениях" ("Traité des sensations", v. 1-2, 1754, рус. пер. 1935, под редакцией Е. Ситковского) посвящено выяснению того, "... каким образом все наши знания и все наши способности происходят из... ощущений..." (указ. соч., М., 1935, с. 42).

Возражая Локку, К. утверждал, что не существует деятельности воли и разума, независимой от чувств. В исследовании поставленной задачи К. придавал решающее значение наблюдению и анализу. Вообразив статую, последовательно наделяемую ощущениями, философ показывал, что вместе с этими ощущениями, статуя наделяется всеми психич. и интеллектуальными функциями. К. прослеживал, как в связи со стремлением к удовлетворению потребностей в человеке возникают привычки осязать, обонять, видеть и т.п., а также размышлять, желать, любить и ненавидеть. Лишь мельком К. затронул вопрос о потребностях, возникающих из совместной жизни людей в обществе, и их влиянии на познание. На основе ощущения возникают внимание, память, идеи; сравнение приводит к суждению (к-рое замечает в сравниваемых идеях сходство и несходство) и, следовательно, к размышлению. Из желания или нежелания приобрести те или иные ощущения "... рождаются страсти, любовь, ненависть, надежда, страх, воля" (там же, с. 52). При переходе от одной потребности к другой образуется воображение.

К. не сделал последовательно материалистич. выводов из своего сенсуализма, колебался между материализмом и идеализмом, но своим сенсуализмом и борьбой против идеалистич. метафизики 17 в. оказал непосредств. влияние на развитие франц. материализма. Последний освободил сенсуализм К. от идеалистич. и агностич. тенденций. В своей "Логике..." ("La logique ...", изд. посмертно в 1781, рус. пер. Т. Осиповского под назв. "Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины", 1805; под тем же рус. назв. "Логика..." вышел в 1792 сделанный А. Гронским пер. др. соч. К. по логике - "L'art de raisonner") К. отделял практич. знания от теоретических. Первые бессознательны, инстинктивны и возникают до появления языка; вторые невозможны без языка. Теоретич. знания и есть анализ, классификация идей при помощи слов. Слова - это знаки идей, и без знаков, т.е. слов, невозможно теоретич. мышление. К. признавал возможность и др. знаков - цифр, букв. обозначений и т.п. Логика, как общая грамматика всех этих знаков, включает, т.о., и математику. Эти вопросы К. рассматривал также в напечатанной посмертно работе "Язык исчислений" ("La langue des calculs", 1798). Общие принципы логики, как и все абстрактные принципы, не имеют, по К., познавательного характера. И если они используются во всех случаях, то потому, что они "... не столько знания, сколько сокращенный метод изложения ряда частных знаний ..." ("Трактат о системах...", с. 8). К. отрицал возможность выработки общих принципов, охватывающих все явления природы, общества и души. Существуют лишь принципы данного ряда фактов, к-рые и есть извлечение того общего, что есть в них. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце 18 - нач. 19 вв. В 1-й пол. 19 в. реакц. противники идей франц. Просвещения и материализма боролись против сенсуализма К. (Мен де Биран, Руайе-Коллар, Кузен и др.). Бурж. история философии 2-й пол. 19 в., искажая взгляды К., объявляла его родонанальником франц. позитивизма (Виндельбанд и др.).

Соч.: Oeuvres complètes, v. 1-23, P., 1798 (с предисл. Arnoux et Mousnier); nouv. éd., v. 1-16, P., 1821-23 (с предисл. Α.-F. Théry); Oeuvres philosophiques, v. 1-3, P., 1947-51; Recherches sur l'origine des idées que nous avons de la beauté..., v. 1-2, Amst., 1749; Cours d'études..., [Уроки принцу Пармскому ], v. 1-13, Parma, 1769-73.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 169-70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 24; Луппол И. К., Э. Б. де К., в кн.: Деборин Α., Книга для чтения по истории философии, т. 2, М., 1925; История философии, т. 2, М., 1941, с. 437-43; История философии, т. 1, М., 1957, с. 535-538; Герцен А. И., Собр. соч., т. 3, М., 1954, с. 293, 300, 305; Cousin V., Philosophie sensualiste au dix-huitième siècle, 3 éd., P., 1856; Saltykоw W., Die Philosophie Condillacs, Bern, 1901; Baguenault de Puсhesse G., Condillac. Sa vie. Sa philosophie. Son influence, P., 1910; Didier J., Condillac, P., 1911; Schinz M., Die Anfänge des französischen Positivismus, Τl 1 - Die Erkenntnisslehre, Stras., 1914; Ewald O., Die französische Aufklärungsphilosophie, Münch., 1924; Lenoir R., Condillac, P., 1924; Le Rоу G., La psychologie de Condillac, P., 1937; Τоmeuссi L., Il problema dell'esperienza dal Locke al Condillac, Messina, 1937; Meyer P., Ε. Β. de Condillac, Ζ., 1944; Вizzarri R., Condillac, Brescia, [1945 ]; Dal Pra M., Condillac, Mil., 1947.

Г. Зельманова. Ленинград.

В начало энциклопедии