Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБСОЛЮТ

АБСОЛЮТ (от лат. безусловный, неограниченный) - всеобщая основа мира, завершенное совершенство в идеалистической философии. Он мыслится как творческое первоначало всего сущего. Его обычно уравнивают с Богом, абсолютным духом, абсолютной идеей. Материалисты тоже употребляют это понятие, но для обозначения материи, описывая материальное начало либо как самодостаточную сущность, либо как вечно обновляющуюся основу мировоззрения. Вопрос о связи человека и абсолюта имеет три аспекта. Существует ли абсолют? Как его познать? Как мы должны при этом себя вести?

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ - основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей».

АБСОЛЮТНЫЙ

АБСОЛЮТНЫЙ - независимый, свободный от всех отношений, самостоятельный, совершенный.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - в философии Гегеля мировой разумов основе всех явлениях природы лежит абсолютное и духовное начало - абсолютная идея, мировой разум или мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: ее развитие в собственном лоне (в стихии чистого мышления), в развитии в форме инобытия и развитие в истории (философия духа). Абсолютный дух в философской системе Гегеля это заключительная, третье звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы объективного духа и объективного духа, абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в искусстве, религии и философии.

АВЕРРОИЗМ

АВЕРРОИЗМ - направление западной средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа ИбнРушда (в лат. традиции Аверроэс), которые являются переработкой учения Аристотеля, отрицающего бессмертие индивидуальной души и считающего, что человеческому роду присущ единый, всеобщий, объективный разум, привходящий в индивидуальную душу извне.

АГНОСТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. «недоступный познанию») учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира и доступность объективного мира, ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

АКАДЕМИКИ

АКАДЕМИКИ - последователи Платона, ведущей темой которых были нравственно-этическая проблематика, а важнейшими предметами исследования оказывается человек, общество и государство. В человеке они видят бессмертную душу и смертное тело. Душа состоит из двух частей - низшей (чувствующей) и высшей (созерцающей вечный мир идей). Они - сторонники переселения души: в зависимости от добродетельности жизни после смерти тела душа вселяется в друге тело (человека или животного).

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ - древнегреческая философская идеалистическая школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа.

АКСИОЛОГИЯ

АКСИОЛОГИЯ (от греч. учение о ценностях) - раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в реальном мире и о структуре ценностей

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ - одна из форм общественного поведения человека, осуществляемого ради пользы других, бескорыстная забота о благе, других, не считающаяся с личными интересами. Противоположен эгоизму. Альтруизм бывает неосознанным (в процессе эволюции живого при естественном отборе) и осознанным (в процессе культурной эволюции, присущей человеку). Сообщества, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются более жизнестойкими, чем те, члены которых, прежде всего, заботятся о собственном благополучии.

АНТИНОМИЯ

АНТИНОМИЯ (от греч. против разума) - столкновение двух противоположных высказываний (тезиса и антитезиса) равнодоказуемых. У Канта антиномичность (внутренняя противоречивость) разума - главный аргумент в пользу теоретического агностицизма, утверждающего неспособность разума проникнуть в сущность вещей. В философии Гегеля понятие антиномии преобразовано в противоречие.

АНТРОПОДИЦЕЯ

АНТРОПОДИЦЕЯ (от греч. человек и справедливость) - оправдание человека как носителя сущности, заложенной Богом во время творения (он замыслен по образу и подобию Бога). И хотя человек греховен, в своей истории, по Августину Блаженному, он движется от эгоистической любви к себе («град земной») к бескорыстной любви к Богу («град Божий»), что составляет основу христианского оптимизма.

АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИЗМ - стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса вопроса о человеке.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - философская концепция, представители которой основной категорией считают понятие «человек». Ввел ее Фейербах.

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. учение о человеке) - раздел философии, изучающий природу и сущность человека как социального существа.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - процесс становления человека. В эпоху средневековья господствовало учение о божественном творении человека. Начиная с эпохи Возрождения предпочтение начинает отдаваться естественным причинам происхождения человека, среди которых наибольшую известность получила эволюционная концепция Дарвина. По мере индустриализации на первый план вышла трудовая теория происхождения человека. К этим теориям примыкает идея недостающего звена, помогающая объяснить морфологический скачок между человекообразной обезьяной и человеком (Гексли), близкой к идее «недостающего звена» является концепция Поршнева, объединившего питекантропов, неандертальцев и австралопитеков в семейство прямоходящих высших приматов (троглодитов). Но до сих пор не удалось обнаружить это «звено». На отсутствие кардинальных сдвигов в морфологическом строении между обезьяной и человеком указывал Тейяр де Шарден. Имеют место версии инопланетного происхождения человека (Бехтерева). Наличие множества концепций свидетельствует о сложности и нерешенности проблемы происхождения человека. Что касается становления современного человека, то большинство исследователей считают его биологическую эволюцию законченной, тогда как социальную характеризуют как бесконечный процесс.

АПАТИЯ

АПАТИЯ (от греч. бесстрастие) - безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим состоянием души, означающий отсутствие аффектов и страстей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Чувства, которые не мешают деятельности разума. Апатия возможна при постижении логоса - закона, который правит миром и предписывает каждому существу должный образ действия и поведения. Страсти есть неразумное движение души, не позволяющее человеку правильно судить о добре и зле. Мудрец, пребывающий в бесстрастии, воплощает собой идеал нравственности.

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН - понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным но производит все качественно определенные тела.

АПОЛОГЕТИКА

АПОЛОГЕТИКА (от греч. «защищающий») - начальный этап в развитии средневековой философии конца II - начала III вв., представители которого пытались доказать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы и живой опыт обращения к единому Богу выше отвлеченной эллинской мудрости, используя приемы обоснования и доказательства, выработанные античной философией. Апологеты принадлежали к еще гонимой церкви. Наиболее выдающимися были Юстиниан, Татиан, Климентий Александрийский, Тертуллиан, Ориген.

АПОРИИ (ЗЕНОНА)

АПОРИИ (ЗЕНОНА) («безвыходное положение») - понятие, введенное в обиход Зеноном из Элеи, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает в результате наличия заложенного в понятии противоречия. Апории рассматривались как метод опровержения посредством сведения к абсурду. Они отражают несоответствие между данными опыта, говорящими о существовании движения, и результатами их теоретической реконструкции. Так, в апории «Стадий» бегун за конечное время должен преодолеть бесконечное число отрезков дистанции, а, следовательно, никогда не достигнет финиша (или никогда не стартует), что не соответствует обычным наблюдениям. Апории не отрицают существование движения, а ставят проблему его отражения в мышлении.

АПРИОРИ

АПРИОРИ («изначально») - философская категория, означающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Априорными называются взгляды, правильность которых не может быт доказана или опровергнута опытом.

АРХЕТИП

АРХЕТИП - основной термин теории К. Юнга, означающий кодирование в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу общечеловеческой символики, то есть врожденная психическая структура, находящаяся в «коллективном бессознательном».

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (от греч. отсутствие волнений) - идеальное душевное состояние, равновесие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понималось как отсутствие страха смерти, жизненные переживания, беспокойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внутренней свободы, понимаемой как независимость от всего внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, отсутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном.

АТМАН

АТМАН (искра Бога-творца Брахмы) - составляющая часть человеческой души, которая после смерти физического тела возрождается в новой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений.

АТОМИЗМ

АТОМИЗМ (от греч. неделимый) - учение Левкиппа - Демокрита (сторонников плюрализма, признающих множество начал мироздания) о строении материи из микрочастиц (атомов). Если Эмпедокл только провозгласил существование четырех корней вселенной: воды, огня, земли и воздуха, Анаксагор говорит о бесчисленном множестве мельчайших частиц, «семян» существующих вещей, то Левкипп и Демокрит провозгласили наличие двух начал: атомов и пустоты. Движение атомов изначально связано с необходимостью, которая и порождает существующий порядок в природе, а разум - это способность человека преодолеть существующую в природе необходимость.

АТРИБУТ

АТРИБУТ (от лат. наделять) - существенное и неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Декарт и Спиноза рассматривал его как основное свойство субстанции: атрибутом телесной субстанции является протяженность, а атрибутом духовной субстанции - мышление. Философы материалисты XVIII века важнейшими атрибутами материи считали протяженность и движение. Атрибутами материи в диалектикоматериалистической философии признаются движение, пространство, время, а также системность и отражение.

Следующая страница