Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛИ

ЛИ - в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное нематериальное начало в противоположность материальному началу. В конфуцианстве оно означало основу этического принципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения.

ЛИБИДО

ЛИБИДО («страсть») - одно из основных понятий психоанализа, обозначающее бессознательное чувственное вожделение, половое влечение, т.е. силу сексуального возбуждения, психическую энергию, инстинкт любви.

ЛИКЕЙ

ЛИКЕЙ (или ЛИЦЕЙ) - пригород древних Афин с гимназией, посвященной Аполлону ликейскому, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни

ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА

ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА - материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель - Демокрит.

ЛИНИЯ ПЛАТОНА

ЛИНИЯ ПЛАТОНА - идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель - Платон.

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ (от лат. персона) - термин, обобщающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Это человек со своими социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, волевыми и эмоциональными. Но не каждый, прошедший социализацию индивид становится личностью. Личностью человек становится только поднявшись на высший уровень своего духовного развития, когда он становится самодостаточным индивидом, ставящим перед собой цели и достигающим их на основе ответственности за судьбы мира. В своем развитии каждый человек проходит следующие этапы: 1) эмпирический (витальный, когда он занят поддерживанием существования своего физического организма); 2) рефлексивный (связан с формированием самосознания, приобретением способности сосредотачиваться на самом себе, овладевать собой как посторонним предметом, оценивать и судить самого себя) - на этом уровне начинается становление личности; 3) духовный (когда личность существует в качестве духовной субстанции, поэтому духовность представляет собой особое качество личности, основанное на способности создавать свой ценностный внутренний мир, осмысливая, бескорыстно оценивая и чувственно переживая полученную информацию на основе общезначимых норм ценностей и направлять свою деятельность на достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования). Каждое общество формирует присущий ему тип личности. Это свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т.д. В современном западном обществе понятие личности чересчур акцентуировано и юридизировано, нередко служит средством манипуляции сознанием.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ - исследования о роли личности в социально-преобразовательной деятельности. В философии предлагались различные оценки возможностей личности. Крайними являются следующие позиции: 1) Личность не играет существенной роли в общественном развитии, так как оно полностью определяется внешними по отношению к людям силами (Божественным Провидением, мировым разумом, жесткими и однозначными социальными законами); 2) Личность полностью определяет ход истории, может направлять ее в любое русло в соответствии с собственными желаниями и устремлениями. Наиболее значимой является следующая точка зрения. Личность, безусловно, влияет на исторический процесс. Степень этого влияния зависит от того, в какой степени последовательно соотносятся ее действия с объективными закономерностями, насколько полно она выражает интересы тех или иных социальных сил, и, разумеется, от ее личных качеств, способности увлечь и организовать людей. Выдающаяся личность может ускорить (если ее деятельность прогрессивна) или замедлить (в противоположном случае) течение исторических процессов, но не может коренным образом изменить их, отменить действие социальных законов. Объективно существующие социальные ситуации предоставляют личности достаточно широкий спектр выбора, свободно осуществляемого ею. Однако возникновение таких ситуаций, как и возможности успешной реализации принимаемых личностью решений, детерминируются и ограничиваются социальными закономерностями (необходимостью). Это значит, что результативная свободная деятельность предполагает: понимание объективных условий и тенденций их изменения; адекватное определение собственных возможностей и эффективных средств; активные действия для достижения поставленной цели.

ЛОГОС

ЛОГОС (от греч. «слово», «понятие», «разум») - мировой закон, основа мира, его порядок и гармония. Термин введен Гераклитом, который понимал его как существующий миропорядок, внутри которого «все течет, все изменяется», перетекает друг в друга, подчиняясь закону единства и борьбы противоположностей. В идеалистической философии - это духовное первоначало, мировой разум, абсолютная идея.

ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА

ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА - учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведические положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единственный источник познания - ощущения. Отрицало существование бога и души (Брахмана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также - закона кармы. Проповедовало гедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отрицая аскетизм.

ЛЮБОВЬ

ЛЮБОВЬ - в русской философии одно из высших чувств, вся полнота нравственности, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни», по В. Соловьеву. Любить - отрицать себя во имя другого, чем и утверждается человек как личность, как подлинное человеческое существо. Противоположность любви - эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазрушение. В философии В. Соловьева высшее проявление любви это соединение мужского и женского начала, где предстает не «пол», т.е. не половина, а целый человек. Главная задача любви - увековечить любимого, спасти его от смерти и плена. Такая любовь есть синтез любви натуральной (природной) и интеллектуальной (духовной).

Предыдущая страница Следующая страница