Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САКРАЛИЗАЦИЯ

САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) - наделение предмета, явления священным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемония, в результате которой обыденная мирская процедура приобретает божественный смысл.

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ - акт непосредственного обращения сознания к самому себе; выделение человеком себя из объективного мира; осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. В процессе самосознания формируется своеобразное смысловое отношение идентификации, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания. В своей рефлексивной деятельности самосознание обнаруживает содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, производит его критический анализ, уясняет возможные методологические формы постижений. Самосознание выступает условием самопознания личности, раскрывает строение и специфику ее духовного и ценностного мира.

САНКХЬЯ

САНКХЬЯ - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), не способную ни к каким действиям. Жизнь - страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пурушу(душа), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге.

САНСАРА

САНСАРА («перерождение») - в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Ее бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом (колесо сансары).

СВОБОДА ВОЛИ

СВОБОДА ВОЛИ - божественный дар человеку, который проявляется в свободе выбора между добром и злом, после чего следует ответственность за выбор, что декларируется в Новом Завете, а затем утверждается в патристике и схоластике: человеческий ум дает возможность выбора, но выбирает - его воля.

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ - возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философии в решении проблемы свободы личности можно выделить следующие подходы. 1) Фатализм (Сенека, П. Гольбах): свободы не существует, личность полностью зависит от природных и социальных закономерностей, что означает: человек подчиняется природным законам (он рождается, взрослеет, стареет и умирает не по своей воле); он подчиняется и социальным законам (он живет в соответствии с нормами и правилами, устанавливаемыми обществом). 2) Свобода как «познанной необходимости» (Б. Спиноза. Г. Гегель, Ф. Энгельс), где свобода предстает как возможность познания объективных закономерностей действительности и действия в соответствии с ними. 3) Абсолютная свобода (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Дж. Сантаяна), где свобода рассматривается как внутреннее и духовное явление и выражает возможность выбора любого решения. 4) Относительность свободы (наиболее популярным в философии XX века), где утверждается, что человек обладает свободой воли, но она не абсолютна, так как люди не вольны в выборе объективных условий их жизни, но свободны в постановке целей и определении средств их достижения. Мера свободы личности определяется: а) конкретной ситуацией; б) особенностями самой личности и ее способностью осуществлять выбор, принимать решения и отвечать за них.

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ - самая элементарная ячейка общества, вид социальной общности, основанный на организации личного быта, супружеском союзе и родственных связях. Первая историческая форма семьи - материнская семья, существовавшая в эпоху развитого матриархата. Она представляла собой группу родственников по женской линии в четырех-пяти поколениях и могла по численности доходить до 200 человек. По мере того как в руках мужчин сосредоточивались большие богатства, источниками которых являлись война и охота, возникла необходимость передать эти богатства детям - своим, а не чужим. Это привело к формированию патриархальной семьи с безусловной властью мужа над женой и детьми, с моногамным браком. Современная семья преимущественно малодетна и состоит из родителей и их детей. Для нее характерно юридическое равенство мужчины и женщины. Наряду с полной семьей, где есть оба родителя, существуют неполные семьи (с одним родителем), и число их растет. Однако, несмотря на высокий процент разводов и большое число неполных семей, семья во всем мире по-прежнему остается основной формой социального существования людей.

СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. чувства, восприятия, ощущения) направление в теории познания, отводящее главную роль достижения знания чувственному познанию. Сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам. В Новое время Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. В истории философии он разрабатывается как на материалистической основе (Бэкон, Гоббс, французские материалисты), так и на субъективно-идеалистической основе (Юм, Беркли).

СЕРДЦЕ

СЕРДЦЕ - библейское понятие, получившее дальнейшее развитие в религиозно-идеалистических учениях П.Д. Юркевича, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина. В религиозной трактовке сердце - это средоточие душевной, духовной и телесной жизни человека. Оно объединяет в себе волю и желания. Свободный поступок и любовь совершаются как сердечные акты. В них сливается в единый поток разнообразие душевных чувств, волнений и страстей: оно радуется, печалится, болит, испытывает смущение и смятение. Сердце одновременно и центр нравственной жизни, в нем коренится любовь к Богу и людям; оно же является источником гнева, злобы ненависти и т.д. Сердце зависит от телесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль может угрожать здоровью и самой жизни человека. Сердце объединяет чувственное и рациональное, природное и культурное, мужское и женское, плотское и духовное. Сердце как источник духовной любви делает человека способным к созерцанию, то есть духовному видению, способному углублять наше чувственное зрение в познании сущности вещей. Созерцанию свойственна интенционалъностъ, оно сродни фантазии.

СИНЕРГЕТИКА

СИНЕРГЕТИКА - новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление  (открытое, предполагающее выбор альтернатив, многовариантность и не поддающееся классическим методам описания) для выявления общих закономерностей самоорганизации, установления устойчивых структур в открытых системах естественного и искусственного происхождения. Термин происходит от греч. «синергос» - совместно действующий, имеется в виду совместные усилия многих ученых разных областей по поиску новых парадигм познания явлений природы, общества и созданию общей картины мира, отвечающей современным требованиям.

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ (соединение) - нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе.

СКАЧОК

СКАЧОК - философская категория, выражающая коренное, качественное изменение предмета, превращение старого качества в новое в результате количественных изменений. Этапы любого скачка: 1) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще; 2) «скорость» скачка, темны его протекания, интенсивность и глубина преобразований гораздо основательнее тех изменений, которые происходят в границах меры; 3) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; 4) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого. В ходе скачка старое не разрушается полностью, а отрицается диалектически, с удержанием всего ценного, положительного. Скачки могут различаться: а) по формам движения материи; б) по времени их протекания - «взрывные» и «постепенные»; в) по их роли в развитии - прогрессивные и регрессивные.

СКЕПТИЦИЗМ

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, особенно - в надежности истины. Возник в период кризиса античного общества. Скептики либо сомневаются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в нем, останавливаются на его отрицательном результате.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - идейное движение русской общественной философской мысли 40-50-х годов XIX в., выдвинувшие идею особой мессианской роли России в мире, выступило как антипод западничеству. Теоретики славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) разрабатывали его религиозно-философскую основу в духе идей византийской патристики, обосновывая самобытный путь развития России, основанный на православии и патриархальной общине.

СМЕРТЬ

СМЕРТЬ - завершающий момент существования живого существа и определяющий момент его мировоззрения. Первые суждения о смерти (Сократ, Платон) - не выходили за рамки религиозной парадигмы. В Новое время смерть и бессмертие стали рассматривать как имманентные жизни. Истолкование смерти приобрело две основные формы: 1) смерть дает возможность обнаружить смысл жизни и придать ей значимость (Хайдеггер), поэтому она более важна по сравнению с жизнью; 2) смерть не есть источник жизненного смысла (Сартр, Камю, отчасти Адорно), она - «противоположность смысла». До сегодняшнего времени европейская культура не умеет готовить человека к смерти, поэтому разного рода учения пытаются компенсировать это упущение (концепции Грофа, исследованиями феномена клинической смерти, традиционно христианские вероучения). Однако при любой трактовке большинство исследователей приходит к выводу, что смерть не только не обессмысливает человеческую жизнь, но, напротив, придает ей смысл, делая ее содержательной и наполненной событиями, свершениями, поступками. Именно зная о неизбежности окончания земного существования, человек стремится максимально реализовать свои способности, сделать в этой жизни как можно больше. Осознание смертности в существенной степени определяет выбор человеком способа проживания собственной жизни.

СМЫСЛ ЖИЗНИ

СМЫСЛ ЖИЗНИ - высшая ценность человеческого существования, выраженная в форме конечной цели, которой подчинены все частные интересы и потребности человека. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: 1) Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных религиозных основаниях; 2) Смысл жизни - в содействии прогрессу, участии в переустройстве мира на началах добра и справедливости; 3) Смысл жизни созидается самим субъектом. Важно отметить, что всем трем подходам присуще стремление к человеческой солидарности и заинтересованность в становлении человеческого в человеке. Представления о смысле жизни несут в себе общечеловеческие компоненты, отражают особенности конкретных культур (с характерными для них философскими и этическими установками), а также индивидуальные черты отдельных личностей. Поэтому определение смысла жизни предстает как выбор конкретного человека. Такой выбор будет далее определять выдвижение жизненных целей, влиять на поведение личности. Наиболее часто смысл жизни усматривался: а) в спасении души; б) в достижении земного счастья, успеха, славы; в) в наслаждении; г) в служении долгу и высшим целям (например, классу, государству, обществу, науке, искусству); д) в самореализации человека, максимальном развитии его творческих сил и способностей (именно такой подход имеет наибольшее число приверженцев). Имеются концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования (А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед лицом смерти все усилия и стремления человека теряют смысл).

СНОВИДЕНИЕ

СНОВИДЕНИЕ - это психические образы, возникающие в состоянии сна. Наиболее глубоко разработал теорию сновидений З. Фрейд, рассматривая сон как реализацию нашего желания. Но эта идея возникла задолго до Фрейда. Мы находим ее уже в тибетских и буддистских текстах ив сочинениях Отцов церкви. Однако за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) анализирует его как способ формирования будущего поведения. Для ума сон это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне и предложить вариант ответа. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон - это что-то вроде предвосхищения или генеральной репетиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фактором психической уравновешенности. Сновидение - это не только хранитель сна, но и психический процесс, благодаря которому человек может сохранять свое психо-аффективное равновесие. Смысл сна - это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психофизиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для сознания или разума, необходимая человеку, который, как существо из плоти и крови, в течение дня испытывает миллионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия.

СНЯТИЕ

СНЯТИЕ - термин, введенный Гегелем и обозначающий преобразование, в котором наличные формы устраняются, отрицаются, но вместе с тем и сохраняют, удерживают все самое ценное, что есть в их наличной сейчас форме. Полагаемое в тезисе снимается (отрицается) в антитезисе, а затем уже отрицается в синтезе. Термин употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения низшего явления к высшему.

СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ)

СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) - одно из учений русских славянофилов (термин предложен А.С. Хомяковым), согласно которому она является выражением сущности человеческого бытия и сознания как сверхличных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей.

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ - внутренний нравственный судья человека, являющийся основным законом морали. Совесть - специфическй механизм нравственного самоопределения:, это ведущий стимул совершенствования человека, оценивающего свои поступки на основе нравственного идеала и доминирования в человеке ответственности перед самим собой и мирозданием за свою жизнедеятельность и поступки Другого. Сама этимология слова «со-весть» говорит о том, что это «весть» переданная со-обществом о том, как человек раскрывает свои потенциальные возможности в движении к идеалу.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА - характеристика состояний различных объектов действительности, где содержание выражает единство частей, связей, свойств, образующих предмет, явление или процесс, а форма - способ их связи, система внутренней организации, способ упорядочения и существования содержания. Содержание и форма находятся в неразрывном единстве: форма содержательна, а содержание всегда оформлено. Изменение содержания влечет за собой изменение формы, и наоборот. Однако содержание более подвижно, так как отражает изменяющуюся, противоречивую в своей основе сторону бытия, форма же выражает устойчивость объектов, их качественную определенность.

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ - одна из основных категорий онтологии. Существует несколько основных подходов к решению проблемы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм и диалектический материализм. Физикализм как крайне материалистический подход утверждает, что сознание как самостоятельная субстанция не существует. Оно является порождением материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Его ответвлениями являются «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт), отождествляющая духовные и телесные процессы; теория «элиминации» (Ф. Фейерабенд), доказывающая, что понятия дух и духовность - устаревший и ненаучный предрассудок, теория «вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер, Молешот), утверждающая, что мозг выделяет мысль как печень - желчь. Солипизм пытается доказать, что сознание индивида - единственная достоверная реальность, материальный мир - его порождение (Беркли, Юм, Фихте). Объективный идеализм признает наличие, как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как первичную мировую творческую силу, а сознание индивида как часть мирового сознания. Диалектический материализм считает сознание высшим уровнем психической активности человека, специфический способ его взаимоотношения с реальностью, присущая человеку способность создания самодостоверного бытия, в смысловых связях которого происходит понимание действительности. Согласно К. Марксу сознание есть «общественный продукт». В генетическом отношении «мышление» является более широким понятием, чем «сознание». Сознание - это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание - это свойства функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном, эмоционольноволевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека. Сознание не имеет своего собственного содержания, а, следовательно, и своего собственного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. Смысловые образования сознания идеальны и не выводимы из психики, несмотря на то, что оно посредством акта восприятия относится к реальному предмету. Сознание тесно связано с процессами деятельности и общения человека. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свойство материи. Но сознание - особое свойство, оно способно отражать мир. При помощи сознания человек выделяет себя из окружающей среды и, воссоздавая ее в форме психических образов, регулирует свое поведение и поступки, отдает себе отчет в том, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматривается как отражение, образ, материальных объектов. Как свойство материи сознание - материально, как образ - оно идеально. Сознание является единствам материального и идеального. Сознание является продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ - в учении Фрейда одна из трех систем человеческой психики (бессознательное - предсознательное - сознательное), то есть то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. По Фрейду, сознательное - это способность воспринимать раздражения, приходящих к нам из внешнего мира и чувства удовольствия и неудовольствия, которые формируются внутри нашего психического аппарата. По мнению Фрейда, большинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в сознательном длительного изменения его элементов. Таким образом, классический психоанализ не считает сознательное сущностью психического.

СОЛИПСИЗМ

СОЛИПСИЗМ (от лат. один, единственный и сам) - философское направление, согласно которому единственно существующим является субъективное Я и содержание моего сознания, единственной реальностью является исключительно наша собственная душевная жизнь, а все остальное - лишь видения, подобные снам. В последовательном виде встречается крайне редко. Умеренный солипсизм встречается в работах Беркли и Фихте (хотя у Беркли субъективным Я является Бог, а у Фихте - самосознание сего человечества). Позже тенденция к солипсизму появляется в философии махизма и в разных формах субъективизма, которые утверждают, что есть только человек и его сознание, а мир, в том числе и люди, существуют лишь в сознании индивида. В этическом плане солипсизм проявляется как крайний эгоизм и эгоцентризм.

СОФИСТЫ

СОФИСТЫ - условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия, сознательно применяющих в спорах или доказательствах неправильные доводы, так называемые «софизмы», т.е. всякого рода уловки, замаскированные внешне формальной правильностью. С ними полемизировали Платон, Аристотель, в произведениях которых сохранились примеры софизмов. Так, софизм «Рогатый» представляет собой следующее: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». По Аристотелю, софизмы могут проистекать из двусмысленности встречающихся в них выражений или отсутствия необходимой связи между их посылками и заключением.

СОФИЯ (МУДРОСТЬ)

СОФИЯ (мудрость) - образ вечной женственности (центральный образ в философии В. Соловьева, П. Флоренского и С. Булгакова) и творческой божественной мудрости, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце все природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное (плодородное) в Боге и является символом тайны мира. София - некая надмировая «память», связанная с душой мира как интегральным интеллектом человечества. Она - источник божественной энергии.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

СОЦИАЛИЗМ

СОЦИАЛИЗМ («общественный») - низшая фаза коммунистической эпохи, сутью которой является планомерное и сознательное уничтожение частной собственности, производственных отношений и самоотчуждение человека с целью возвращения человеку с целью возвращения человеку его отчужденной сущности. Коммунистическая эпоха имеет три фазы: низшую (социализм), среднюю (развитой социализм) и высшую (коммунизм в собственном смысле слова). Основное содержание социализма - уничтожение трех экономических форс частной собственности (капитал, деньки и права), снятие отчужденных экономических отношений распределения, обмена, производства и потребления.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Основной принцип его исследования - историзм. В социальногуманитарном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-всеобщего, закономерного. Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Поэтому здесь важное значение имеет процедура понимания. Социально-гуманитарное познание имеет текстовую природу, то есть между объектом и субъектом стоят письменные (хроники, документы) и археологические источники. Происходит отражение отражения: социальная реальность  предстает в текстах, в знаково-символическом выражении. В социально-гуманитарном познании действует сила абстракции, поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.

СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ - социальная природа человека (он формируется в качестве человека только в обществе, вне которого не возникают такие его способности, как сознание, самосознание, мышление, творчество, целесообразная деятельность). Даже морфологическое строение мозга, химический состав ткани и крови, человеческая чувственность формируются до собственно человеческих параметров только в общественной среде. Человек не может быть понят в своей изолированности, вне соответствующей системы общественных отношений и предметного мира культуры. Поскольку «человеческое в человеке» усваивается и присоединяется к нему извне в готовых формах, некоторые авторы приходят к радикальному выводу: абсолютизации социального в человеке, противостоит подход, стремящийся учесть биологическое в человеке.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - понятие, характеризующее сферу материально-производственной деятельности людей и состоящее из двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производительных отношений. Развитие производства начинается с развития его производственных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями - это влечет за собой замену старого экономического базиса новым, а затем следует смена возвышающейся над ним надстройки. Смена способа производства совершается не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. ЧЕЛОВЕК - субъект исторического процесса, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившихся из них, благодаря способностей производить орудия труда, обладающей членораздельной речью, мышлением и сознанием. Если индивид - это единичный человек, отдельное живое существо в отличие от коллектива, индивидуальность - это неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа, то человек - это обобщенное понятие, отражающее специфическую сущность живых существ типа homo sapiens. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Личность - это человеческий индивид, в определенной мере присвоивший социальные качества и воспроизводящий социокультурный опыт человечества.

СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ - комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это принципы, регулирующие соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием в процессе распределения благ и обязанностей граждан. Справедливость - принцип, перед которым должны быть все равны, однако она не является нормативным идеалом, подобно «Божьей справедливости», реализуемой только в потустороннем мире. Но в человеческом мире достижение полной справедливости породило бы вопиющую несправедливость, ибо такое состояние исключало бы все проявления милосердия. В практическом и теоретическом применении более действенна - идея распределительной справедливости, согласно которой распределение может осуществляться в соответствии с принципами: равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способностей, социального ранга и статуса, спроса и предложения. Справедливость может выступать в самых различных формах. Представления о справедливости меняются от эпохе к эпохе и потому имеют конкретноисторическое содержание, так как ориентируются на существующие в обществе систему ценностей, зависят от условий жизни людей, и их мировосприятия. Справедливость может выступать в самых разных формах: нравственного идеала и морального требовании к миру и человеку, цели человеческой деятельности и меры поступков человека и т.д. Она касается абсолютно всех сфер жизни людей - политики, экономики, права, семейных отношений и др., являясь основанием общественного идеала.

СТАНОВЛЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ - категория, выражающая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним категории развитие, б) как выражение процесса создания предпосылок процессов и явлений, возникающих на их основе; в) как характеристика «первоначального формирования» предмета, как процесс, представляющий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется переход от старого к новому, его рост, упрочение и превращение в целостную развитую систему.

СТОИЦИЗМ

СТОИЦИЗМ - духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» - портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом - бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека - добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта - чистая доска. В теории познания - сенсуалисты (основа познания - чувственные восприятия).

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА (от лат. строение, расположение, порядок) совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, инвариантный аспект системы. Категория структуры является развитием понятия «форма» (форма - это структура содержания). Структура выражает то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы. При этом структура немыслима вне системы, а система всегда имеет структуру.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА - системно-структурная целостность общества, основные принципы которой - выделение ее элементов и определение их иерархии. В марксистской концепции объяснение общественной структуры усматривалось в способе производства материальной жизни и классовой борьбе. В концепциях социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин) - в уровнях дохода, занятости, образования, статуса и престижа, правах и привилегиях и т.п. Социальная структура состоит из ряда подсистем, которые могут быть естественного происхождения (натурализм), духовного генеза («общественный договор») либо материалистически понимаемыми (К. Маркс). В социальную структуру общества входят: а) такие формы общностей как семья, род, племя, нация, класс, сословие, каста; б) социальные связи и отношения между людьми в таких крупных сферах жизнедеятельности общества, как экономическая, политическая, духовная, религиозная, нравственная, эстетическая, которые реализуются в деятельности разнообразных социальных институтов (производственные предприятия, системы образования, здравоохранение и др.). Современная общественная система находится в неравновесном, неустойчивом и кризисном состоянии, что является следствием определенной исчерпанности традиционных ресурсов развития (вещество, энергия) и переходом к информационному этапу существования, угрозы глобального экологического кризиса и дегуманизации общественных отношений.

СТРУКТУРАЛИЗМ

СТРУКТУРАЛИЗМ (20-50-е гг. XX в.) - философское направление, (Ф. де Соссюр, Леви-Стросс, Фуко), возникшее в связи с переходом ряда гуманитарных наук от описательноэмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования, использующее методы естественно-научного знания (структурного метода, моделирования, элементов формализации и математизации) согласно которому имеет приоритет в исследовании объекта, являясь ключом к разгадке природы культуры.

СУБЛИМАЦИЯ

СУБЛИМАЦИЯ - в философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую.

СУБСТАНЦИЯ

СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) - в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании - нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

СУБЪЕКТИВИЗМ

СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективные законы природы  и общества, един из гносеологических источников идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В крайних случаях он приводит к солипсизму, в этике - к эгоизму, в политике - к волюнтаризму.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, где сущность - это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство многообразного), а явление - категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, обнаружения; б) любое формообразование в его целостности, то есть здесь термин «явления» употребляется как синоним «тела», «вещи», «предмета»; в) видимость (кажимость) - сущность в неадекватной, искаженной форме (напр., видимое движение Солнца вокруг Земли). Сущность и явление находятся в органическом единстве: явление не может существовать без сущности, а сущность раскрывает свое существование через явление. Сущность никогда не совпадает с явлением, ибо недоступна непосредственному наблюдению.

СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА (от греч. школа) - средневековая философия,  истолковывающая смысл и содержание Священного Писания путем логики и рассуждений. Преподавалась на теологических факультетах школ и университетов и оттачивалась в диспутах. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V-Х в.), поздней схоластики (Х-ХIII вв.), зрелой схоластики (ХIII-ХIV вв.) и кризис ее (ХV-ХVIII вв.). Ее основные представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Роберт Гроссетест, Уильям Оккам. Схоластика придерживалась представлений о боге как вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной личности, создавшей мир природы и человека, управляющей всем силе.

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ (от лат. наука) мировоззренческая позиция, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума. Сторонников сциентизма отличает вера в способность науки разрешить все социальные проблемы. Сциентизм преувеличивает значение науки, абсолютизирует возможности научного знания. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм принижает или вовсе отвергает социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения. Антисциентизм мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, в своих крайних формах антисциентизм вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Методологическая основа антисциентизм - абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.).

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - эмоционально-приподнятое состояние удовлетворенности человека в результате достижения своей цели и заветного желания. В основе удовлетворенности лежит интерес человека. У каждого человека - своя система интересов, сформированная в процессе его воспитания и жизнедеятельности. Представления о счастье связаны с конкретными условиями человеческого бытия, положением людей в обществе, характерными для данной эпохи ценностями и идеалами, а также с истолкованием человеком смысла жизни. Поэтому каждый человек видит свое счастье по-своему: или в достижении личного благополучия, или в любви, или в поисках истины, или в творчестве и т.д. Но как бы человек ни понимал счастье, стремление, быть счастливый отражает неудовлетворенность его своей жизнью, потребность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к идеалу. Если притязания человека значительно завышены по сравнению с его способностями или возможностями общества удовлетворить, то жизнь может сложиться трагично, утратить всякую ценность и смысл. Счастье человека возможно тогда, когда личные интересы он согласует с интересами окружающих, когда, ставя нравственные цели, он выбирает и нравственные средства для их достижения. «Стараясь о счастии других, мы находки свое собственное» (Платон). Нельзя быть счастливым ценой несчастья других людей. Нередко в мечтах люди понимают счастье как блаженство, покой. Однако удовлетворенность по достижении цели, радость по поводу исполнения желаний временны, за ними вновь следуют поиски, но теперь уже более высоких целей, возникают новые желания и потребности, а это значит, что нет постоянного счастья.

Предыдущая страница Следующая страница