Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БАЗИС

БАЗИС - основной элемент (подсистемы) общественноэкономической формации; совокупность господствующих и преобладающих в обществе экономических отношений, выражает экономический строй общества.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

БАЗИС И НАДСТРОЙКА - основные категории марксизма; базис - экономический строй общества, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Надстройка - это система идей и складывающихся в соответствии с ним идеологических отношений.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

БЕСКОНЕЧНОСТЬ - понятие, отражающее безграничность, беспредельность. У Гегеля есть понятие «дурной» или «отрицательной» бесконечности в смысле постоянной смены одних конечных вещей другими, беспрерывного их пространственно-временного изменения. По Гегелю истинная бесконечность состоит в том, что в своем другом оно приходит к самому себе, то есть бесконечность вечно выходит и одновременно не выходит за свои пределы. В диалектическом материализме эта категория отражает неограниченное многообразие отражаемого мира в пространстве и во времени, без конца развертывающийся во времени и пространстве процесс. Бесконечное и конечное образуют противоречивое единство. Если бесконечное означает отсутствие начала и конца во времени и пространстве, то конечное отражает ограниченность во времени и пространстве любого конкретного объекта, преходящий характер его существования. Бесконечное проявляется, существует в конечном, а конечное есть форма существования бесконечного, его проявления в реальном мире. Познавая конечные аспекты и выявляя их взаимосвязи, мы стремимся вывести всеобщие законы изменения и развития бесконечного мира, учитывать их в практической действительности.

БЕССМЕРТИЕ

БЕССМЕРТИЕ - термин, которым обозначается проблема жизни после смерти. Существуют: а) отрицательное научно-материалистическое решение проблемы и б) положительное (в восточных концепциях реинкарнации, в средиземноморско-европейских концепциях загробного сохранения личности). В истории культуры предлагались различные интерпретации идеи бессмертия: а) биологическое бессмертие (в детях); б) родовое (бессмертие в человечестве); в) социальное, или этическое (бессмертие дел, творчества, свершений в памяти потомков); г) идеальное (бессмертие души) . Доказательств бессмертия не существует, что приводит к отторжению этой проблематики научным сообществом. Отсюда тенденция игнорировать проблему, подменяя идею личного бессмертия идеей сохранения личности в ее творениях, оставшихся после смерти. Некоторые выдающиеся ученые (один из создателей квантовой механики Шредингер, психолог Юнг, механик Раушенбах, социолог Кестлер, нейрофизиолог Бехгерава и др.) признают перспективы возможного прорыва в субстанционализации духовного, возвращения к античным идеям тонких материй и энергий. Проблема бессмертия, однако, опережает возможности ее решения, представляемые современным уровнем развития познания.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - учение З. Фрейда, которое рассматривает глубинный фундамент человеческой психики, определяющий всю сознательную жизнь и судьбу человека, являющуюся основной интуиции при решении задач, и всех актов человеческой деятельности.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ - проблема о наличии у человека биологически запрограммированных протосхем, определяющих его поведение на социальном уровне. Сторонники социальной природы человека отвечают на этот вопрос отрицательно. На существовании таких схем настаивают социобиологи, которые, не отрицая решающего влияния культуры, одновременно утверждают, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственны и млекопитающим, а более специфических - приматам. Утверждение биосоциальной природы человека отнюдь не тождественно признанию превосходства одних человеческих рас над другими или существования биологических причин преступности. Научные исследования, по расшифровки генома человека не подтверждают биологических оснований человеческого неравенства.

БИОСФЕРА

БИОСФЕРА - понятие, появившееся в науке в последней четверти XIX в. и обозначающее оболочку планеты, состав и структура которой определяются деятельностью живых организмов от простейших до человека. Целостное учение о биосфере было создано в начале XX в. В.И. Вернадским, который создал учение о переходе в ноосферу, управляемую не только законами жизни, но и человечества. Это понятие приобретает новый смысл в XIX в. в связи с проблемами преодоления экологического кризиса на планете и поисками внеземных форм жизни.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905-1907 гг., отстаивающее идею примирения религиозного сознания и разума, совершенствования человеческой жизни на основе обновленного христианства. Богоискательство легло в основу декадентства и символизма.

БРАК

БРАК - социально одобренный союз мужчины и женщины, заключаемый для сексуального общения, совместного воспитания детей, сотрудничества в организации быта и досуга. Формы брака исторически изменчивы. В первобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина определенной группы племени считался мужем каждой женщины другой его группы. При полигамном браке один мужчина находился в браке с несколькими женами (встречается и сегодня в ряде мусульманских стран Азии и Африки). У некоторых племен бытует и поныне пережиточная форма полиандрического брака - сожительство нескольких мужчин с одной женщиной. Подавляющее большинство современных жителей Земли предпочитает основную форму брака, моногамию - союз одного мужчины с одной женщиной, наиболее соответствующий потребностям и возможностям человека как личности. В последние десятилетия в Америке и странах Западной Европы появились альтернативы моногамному браку - групповые («браки коммун»), открытые (допускающие супружескую неверность по соглашению между супругами) и пробные (заключаемые на некоторое время без юридического оформления) браки. Преимущество таких браков не доказано, напротив, все данные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие от фиктивного, является условием сохранения и развития личности, поскольку, как правило, его отличает атмосфера любви и уважения, способность супругов к сотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению.

БРАТСТВО

БРАТСТВО - понятие специальной утопии Н. Федорова, означающее объединение всех людей на основе общего дела, под которым он понимал воскрешение жизни отцов. Общее дело людей - это борьба со смертью. Люди, будучи братьями по отцам (предками), забыли об этом и стали чужими друг другу. Сыны обязаны вернуть свои сердца отцам, ибо отречение от культа предков ведет к нарушению верности не только отцам, но богу отцов. Патриотизм - это порок, он сродни самолюбию, а отечественность - это любовь к отцам и в ней нет места гордыне. Поэтому патриотизм должен бать заменен отечественностью, что означает общебратское дело - возвращение отцов к жизни. Братство - это основа будущего устройства общества и рецепт спасения мира от духовнонравственного одичания людей.

БРАХМА

БРАХМА - космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма.

БРИТВА ОККАМА

БРИТВА ОККАМА - ряд логических процедур У. Оккама, смысл которых выражен в двух его формулировках: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» и «Без необходимости не следует утверждать многое». Из этих двух высказываний современники Оккама вывели третье, которое сам Оккам не употреблял: «Сущности не следует умножать без необходимости». Это означало намерение Философа отсечь все воображаемые, сверхчувственные, мистические представления от физических проблем, которые в средние века входили в проблематику философии; отсюда выражение «бритва», с помощью которой Оккам как бы отсекает философию от теологии.

БУДДИЗМ

БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основатель Гаутама (Будда) (623-544 до н.э.), «просветленный». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавление от страданий. В центре буддизма - учение о четырех благородных истинах: о существовании страданий, их причине. возможности освобождения от них и восьмеричном пути к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего существа.

БЫТ

БЫТ - сфера внепроизводственной социальной жизни, в которой осуществляется воспроизводство рабочей силы человека, удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Она включает питание, отдых, общение, лечение, семейную жизнь людей, а также потребление духовных благ, любительские занятия, развлечения. В широком смысле слова быт - это повседневная жизнь людей вне работы.

БЫТИЕ

БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) - философская категория, обозначающая, все то, что существует как таковое, действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии - онтологии. Понятие «бытия» ввел в философию Парменид, поставив вопрос: может ли мысль независимо от опыта открыть объективную общезначимую истину? И дал ответ: бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие. Этим он признал тождество мышления и бытия, что позволило утверждать: философская мысль может получить знание о сущем вне всякого опыта, открыть реальность, данную только в мышлении, но обладающую объективным содержанием. Такой вывод способствовал самоопределению философии как особой формы интеллектуальной деятельности, средством которой является теоретическое мышление,  способное достичь истинных результатов, независимо от опыта. Для метафизиков «истинное» бытие заключено только в «вещи в себе». Материалисты утверждают, что бытие охватывает как материальные, так и духовные явления, поэтому они различают следующие его формы: 1) бытие вещей, тел, процессов: а) бытие вещей, процессов и состояний природы; б) бытие природы в целом; в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека: а) бытие человека в мире вещей; б) бытие специфически человеческое; 3) бытие духовного, идеального: а) индивидуализированное, духовное; б) объективированное духовное (внеиндивидуальное); 4) бытие социальное: а) бытие общества; б) бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории.

Предыдущая страница Следующая страница