Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М"
МАЙЕВТИКА - метод философствования способствовавший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив (абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. |
МАКИАВЕЛЛИЗМ - философское учение, в основе которого лежат воззрения итальянского мыслителя и политика Николло Макиавелли, согласно которому государство признается высшим проявлением человеческого духа, а служение ему - целью и смыслом человеческого существования. Причем все средства для достижения политических целей дозволены, а государь для их достижения может не считаться с требованиями морали, если его действия наполняются заботой о процветании и могуществе государства. Отсюда макиавеллизмом стали называть действия государственного лица, пренебрегающего нормами морали при достижении политических целей. |
МАНИХЕЙСТВО - еретическое учение, близкое к гностицизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани (лат. Манихеус). Утверждает, что существует два начала мира - свет (божественное) и тьма (дьявольское), между которыми идет постоянная борьба. Причем человеческая душа также дуалистична: одна ее часть произошла из света, а другая - из тьмы. Поэтому человека можно спасти только путем строжайшего аскетизма (запрет употребления мяса, сексуальных удовольствий, физического труда и т.д.), ибо тогда дух побеждает материю. Манихейство отрицало Ветхий Завет, проповедовало идею личного искупления, в отличие от христианства выдвигало учение о двух царствах. |
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) - философское направление, противоположное идеализму; утверждает первичность материального, и вторичность духовного, идеального; считает сознание продуктом материи, рассматривая его как отражение внешнего мира; утверждает познаваемость мира. Философский материализм следует отличать от термина «материалист», употребляемого в обыденном языке для обозначения человека, который материальные интересы ставит превыше духовных. В философии принято выделять три исторических типа материализма: 1) наивный (стихийный) материализм античности («линия Демокрита»); 2) метафизический (механистический) материализм XVII-XVIII вв.; 3) диалектический материализм, где материализм и диалектика органически соединены. |
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА - это учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, основанное на марксистском диалектическом методе, основными чертами которого являются: рассмотрение природы как единого целого, где все явления взаимосвязаны; рассмотрение природы в ее непрерывном закономерном развитии, изменении и развитии; понимание развития как перехода из одного качественного состояния в другое; понимание внутренних противоречий как борьбы между старым (отжившим) и новым (рождающимся) как движущей силы развития. |
МАТЕРИАЛЬНОЕ и ИДЕАЛЬНОЕ - философские категории, обозначающие два «исходных» начала мира. Со времен античной философии известна традиция, согласно которой материальное трактуется как плотное, «вещественнотелесное» начало мира, «космос», а идеальное - как деятельно-смысловая, логическая сторона, мир значений, область духовного, завершающаяся той или иной формой высшего духа (абсолютный разум, Бог). Категория идеального имеет непосредственное отношение к идеалу и входит в сферу конечных целей и ценностей человеческого существования. По мере развития знания, особенно в новое время, под материальным стали понимать природу, телесную действительность и даже весь окружающий мир, противопоставив его сознанию. Истолкование идеального концентрировалось в основном на познавательных возможностях человеческого разума. В классической немецкой философии идеальное трактовалось как духовно-творческая сила сущего, это позволило впоследствии отнести идеальное к человеку и его предметнопрактической деятельности по преобразованию себя и окружающего мира. |
МАТЕРИЯ (от лат. вещество) - одна из основных категорий онтологии. Понятие материи изменялось в истории философии: сначала ее воспринимали как первоэлемент, затем как прасвойство или качество. Существует несколько подходов к трактовке понятия материи. Объективно-идеалистический подход утверждает, что материя объективно существует как порождение первичного, абсолютного духа. Субъективноидеалистический подход рассматривает ее как самостоятельно не существующую реальность, продукт сознания человека. Позитивистская трактовка: понятие материи ложно, ибо его нельзя доказать и изучить при помощи опытного научного исследования. Материалистический подход утверждает: материя есть основа бытия. Все иные бытийные формы (дух, человек, общество) - порождение материи. Признают существование материи все светские и религиозные мыслители, но расходятся в ответе на вопрос: сотворена материя или вечно пребывает? Христианство отрицает вечность материи, ибо вечность - атрибут Бога, творящего «все из ничего». Материализм XVII в. отстаивал принцип «из ничего не возникает ничего», приписывая материи вечность существования, отождествляя ее с чувственным миром. В диалектическом материализме материя - «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин). Единственным свойством материи, имеющим значение для этой философии, является свойство «быть объективной реальностью», а потому никакие отдельные природные тела, вещества, элементы и т.д. не есть материя. Марксизм строит понятие материи как метафизическое, ибо, во-первых, утверждает, что материя как таковая «это - чистое создание мысли и абстракции» и не является «чем-то чувственно существующим» (Ф. Энгельс), а, во-вторых, материи приписываются атрибуты (неотъемлемые свойства): вечность, неуничтожимость, несотворимость и т.д., присущие трансцендентному Абсолюту. Философское понимание материи необходимо отличать от естественнонаучного его определения, т.е. от строения материи. Уровни материи это ее структурные элементы, основными из которых являются: элементарные частицы и поля (электромагнитное гравитационное); атомы, молекулы; земля, планеты, звезды, галактика метагалактика. |
МАХИЗМ - второй этап развития позитивизма, основанный на философских воззрениях Маха и его последователя Авенариуса. Основу махизма составляет концепция «экономии мышления» как идеал «чисто описательной» науки. |
МЕНТАЛИТЕТ (от лат. образ мысли, душевный склад) это устойчивая совокупность оценок, стереотипов, переживаний, установок, которые передаются от поколения к поколению и незаметно сами по себе управляют поступками людей. Этот термин, как духовная направленность человека и группы, введен в научный обиход в начале XX века Ж. Лефевром. Менталитет - это социальное и одновременно личностное явление, ибо личность - это единственный носитель социального. Но слово «менталитет» чаще всего применяют для акцентирования внимания на самом глубинноустойчивом, подсознательном ядре личности, которое определяет ценностно-смысловую установку ее деятельности, то есть побуждает ее подсознательно и иррационально следовать определенным ценностям, отказываясь от всего чуждого. Другими словами, его можно представить как границы, в пределах которых осуществляются поведение человека и действуют его духовные ориентиры и куда сознание еще не подключается. Личность как бы сначала все, с чем сталкивается в своей жизнедеятельности, пропускает через призму своего менталитета, а затем, подвергая отобранное сознанием анализу, включает в свой духовный мир. Менталитет это общественная установка личности, которая, затрагивая глубинно-подсознательные устойчивые психологические и морально-ценностные качества, предопределяют ее мыслительные, эмоциональные и поведенческие реакции. |
МЕРА - категории, выражающие органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. В античности меру не различали и понимали как некую «золотую середину». Позднее меру стали интерпретировать как своего рода пределы, в которых какое-либо качество при его частичных изменениях все-таки сохраняется. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные качественные характеристики. Они изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменению качественных характеристик. Эти границы и есть мера. |
МЕТАФИЗИКА (от греч. то, что следует после физического) - 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия; 2) философия, предметом которой являются сверхчувственные первопричины; 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего. |
МЕХАНИЦИЗМ - мировоззрение, объясняющее развитие природы в общества законами механической формы движения материи. |
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря ( в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы - милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского, которые объеденяются в единый феномен. Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами, ибо основное внимание они уделяли поиску природного первоначала («архэ»), отождествляя его с какой-то первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнем, Анаксимандр с апейроном (беспредельным). |
МИМАНСА - одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель - Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от воплощенного состоянии (мокша) не может быть рационально объяснено. Человек должен соблюдать общественный и религиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признавало существование: духовного И материального начала во вселенной. |
МИР - совокупность всего, что существует. Понятие «мир», которое вплоть до XVIII в. (до Канта) обозначало весь комплекс творения, противостоящий Богу, сегодня обладает двумя основными значениями: 1) совокупность объектов, образующих физический универсум; это материальный мир, объект науки; 2) комплекс человеческих отношений, образующих человечество; это мир в «экзистенциальном» смысле, в его противопоставлении физическому универсуму. Это мир человеческих отношений, который Кант, исходя из гипотезы, что все эти отношения выражают моральную и чисто рациональную интенцию, назвал «интеллигибельным миром». В философии Хайдеггера понятие «мир» приняло особенный смысл: оно означает «открытость» субъекта свету вообще (который представляет собой как физический свет, так и духовный свет) в его противостоянии темноте «земли» (обозначающей укорененность живого существа в его физической и исторической среде). |
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенного знания, которая для человека приобретает значение собственного способа видения, понимания, оценки явлений, которое определяет характер отношения к ним, характер поступков и действии человека. Мировоззрение имеет свою структуру. Первоначально знания о мире добываются на основе эмоций и чувств, из которых складывается мироощущение. Целостные, наглядные представления и познавательные образы мира формируют мировосприятие, а целостный познавательноинтеллектуальный взгляд на явления составляет миропонимание. Выделяют следующие структурные уровни мировоззрения: элементарный, концептуальный и методологический. Принято выделять также три основный исторических типа мировоззрения мифологическое, религиозное и философское. |
МИСТИКА («таинственный») - религиозноидеалистический взгляд на действительность на основе веры в сверхъестественные силы и признания потустороннего мира, а также возможность их постижения и общения с ним. |
МИФОЛОГИЯ (от греч. учение о преданиях) - способ понимания мира, характерный для ранних стадиях общественного развития, выступающий универсальной формой общественного сознания, для которого свойственно глубокое очеловечивание природы, окружающего мира, наделение его свойствами человеческого бытия и овеществление человека, основанный на генетическом первоначале мира. Историческими формами мифологии были: тотемизм (период охоты и собирательства), антропоморфизм - боги олицетворяют различные силы и стихии природы (период земледелия и скотоводства) и анимизм - индивидуализация богов (разложение родового строя и переход к классовому обществу). |
МОДУС (от лат. мера, способ) - свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута, как неотъемлемого свойства предмета. В философии Спинозы обозначает единичный предмет, существование которого имеет внешнюю причину, чем отличается от субстанции. В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция. |
МОЗГ - центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей - серого и белого вещества. Сознание - это продукт деятельности мозга. |
МОИЗМ - одно из основных направлений китайской философии, основателем которого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к народу провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн, они были мирными пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие. |
МОКША - в древнеиндийской философии означает освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма). |
МОНАДА (от греч. единица, единое) - субстанциональная единица бытия. В античности встречается у пифогорейцев, в эпоху Возрождения - у Николая Кузанского и Дж. Бруно. Монада - центральное понятие в философии Лейбница («Монадология»), где рассматривается как неделимая духовная единица бытия и антипод материального атома. Монад бесчисленное множество, но каждая из них образует собственный духовный мир. Бог есть первомонада, а все другие монады - ее излучения. Монады делятся на: простые монады, монады-духи и монады-души. |
МОНИЗМ (от греч. один единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения на этой основе теории. |
МОНОТЕИЗМ - единобожие, религиозное учение о едином боге. |
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей. Выбор определенных нравственных ценностей позволяет личности выработать не только моральную оценку рассматриваемых поступков, но и дать самооценку своего поведения, а также избрать ценностную ориентацию присущего ей морального сознания. Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в конечном счете в ценностной ориентации, реализуя ее исходную нравственную позицию. Она проявляется не только в отдельных поступках и вызвавших их мотивах, но и во всей линии поведения. |
МЫШЛЕНИЕ - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективного мира, это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга. Однако мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по схожим результатам. Оно осуществляется в теснейшей связи с речью, а результаты его фиксируются в языке. Результатом процесса мышления является всегда та или иная мысль. Способность мышления к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Основные уровни развития мышления - рассудок и разум. |