Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИДЕАЛ

ИДЕАЛ - идеальный образ, определяющий ход мыслей и практические действия людей, социальных групп, общества в целом. Существует два главных подхода к пониманию природы идеала: 1) идеал не отражает действительность и не является знанием, он только указывает направление движения и принципиально недостижим (Кант); 2) идеал есть момент действительности, может быть выражен в теории логически, на практике, он стимулирует действия людей (Гегель). Марксизм в понимании идеала примыкает к Гегелю, перерабатывая его концепцию в духе материалистического понимания истории: идеал это реализация потребностей социальных групп. История есть процесс постепенного воплощения идеала. В настоящее время проблема идеала не находится в центре внимания философии.

ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя природа, физическое вторично. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный.

ИДЕАЛЬНОЕ

ИДЕАЛЬНОЕ - это атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное - это противоположность материального. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет пространственных свойств. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным.

ИДЕЯ

ИДЕЯ (от греч. образ, вид, род, форма) - умопостигаемое истинно сущее. Демокрит называл идеями атомы и понимал под ними неделимые умопостигаемые формы вещей. У Платона идеи - это вечные образцы, по которым строится вся множественность вещей и которые имеют идеальную сущность, постигаемую не чувствами, а разумом. У него идеи лишены вещественности, обладают своим собственным идеальным существованием, независимым от конкретных вещей. Аристотель представляет идеи как формы мысли о сущем, то есть отождествляет идеи с формой, которая выступает активным началом вещей.

ИНДИВИД

ИНДИВИД - единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек». Когда люди говорят об индивиде, то обращают внимание на то общее, что свойственно массе людей и отвлекаются (абстрагируются) от характеристик, присущих какому-либо конкретному лицу.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ - мировоззренческий и нравственный принцип и жизненная позиция, исходящий из приоритета ценности индивидуальной человеческой жизни и утверждающий право человека на свою особенность, индивидуальность, человеческие права. Теоретической основой принципа индивидуализма было признание автономии и самодеятельного характера существования человека в обществе, изначального наличия у него права на свободное самоутверждение. Социально-исторической основой возникновения и упрочения этого принципа был процесс индивидуализации социального бытия человека на основе общественного разделения труда и частной собственности. Индивидуалтзм использовался для обоснования духовной независимости человека от переменчивого хода событий и неблагоприятной судьбы (эпикурейство, стоицизм, скептицизм), для утверждения ценности человеческой жизни и достоинства человека (эпоха Возрождения), для освобождения от всех форм социальной зависимости. На этом пути играл положительную роль, способствуя развертыванию личной активности человека, свободе морального выбора и самоопределения, проявлению ответственности за свое поведение. Долгое время в этике считалось, что только коллективистские ценности соответствуют природе морали, утверждающей всеобщий интерес, в то время как индивидуалистические ценности лишь ослабляют и подрывают ее. В действительности мораль выполняет свое предназначение только при сознательном, свободном и добровольном выборе личности своей нравственной и жизненной позиции, когда общественные коллективистские ценности не навязываются человеку насильно, под жестким социальным контролем, а выступают как итог, к которому приходит личность в своем индивидуальном свободном развитии. В крайних формах когда этот принцип абсолютизировался, индивидуализм, зачастую оборачивался эгоизмом, волюнтаризмом, анархизмом, личным произволом и безответственностью.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - термин, обозначающий неповторимость человеческого существа. Если определение индивид подчеркивает, что отдельный человек - это представитель рода, то понятие индивидуальность, напротив, выявляет специфику, своеобразие данного представителя всеобщности, в чем он не схож с другими.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - философия, развивавшаяся параллельно с западной, и имеющая следующие особенности: 1) человек и мироздание рассматриваются как единая целостность; 2) признание субстанциального единства всех существ); 3) признание всех аспектов опыта человека (чувственного и потустороннего), повышенное внимание познанию потустороннего; 4) универсальная практическая направленность (охватывает все ее сферы жизни: этическую, психологическую, религиозную, познавательную, физиологическую и т.д.);5) убеждение, что реальность может познаваться разными путями, то есть имеются разные пути к совершенству; 6) утверждение, что процесс совершенствования мира возможен лишь как процесс совершенствования каждого индивида. В историческом развитии И. ф. выделяют этапы: 1) ведийский период (1500-500 гг. до н.э.); 2) классический, или брахмано-буддийский, период (500г. до н.э. 1000 г. н.э.); 3) послеклассический, или индуистский, период (с 1000 г. н. э. до наших дней).

ИНДУИЗМ

ИНДУИЗМ - национальное верование индусов, основанное на священном писании - Ведах («ведать, знать»), отстаивающее учение о бессмертной душе (Атман) и боге-творце (Брахма) и переселении душ в соответствии с законом воздания за добродетельное или дурное поведение (карма). Цель Атмана - освобождение от тела и слияние его с Брахмой.

ИНДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ (наведение) - движение знания от отдельного - ко всеобщему, от особенного - к закономерному. Противоположностью индукции является дедукция. Индукция как способ исследования обосновывается и развивается Бэконом.

ИНСТИНКТ

ИНСТИНКТ (от лат. побуждение) - биологически обусловленное и генетически наследуемое (врожденное) побуждение живого существа к определенному поведению или образу действий. Реализуясь автоматически, инстинкты не допускают предвидения предполагаемого действия, и невыводимы из индивидуального опыта, хотя и могут усиливаться либо ослабляться в течение жизни. Современная этология предполагает наличие нескольких врожденных инстинктов (паттернов поведения): питания, сна, половой активности, ухаживания, родительского, инстинкта борьбы (агрессии), территориальных отношений и др. Нереализованность инстинкта в перспективе ведет к росту сопряженных психических напряжений и страданиям его носителя.

ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС - избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, ко всему тому, что ему необходимо и важно. Интерес возникает на основе потребности, но не сводится к ней. Он отражает своеобразие духовного склада человека, богатство или бедность его внутреннего мира. Интерес имеет общественно-историческое значение, зависит от социокультурных и национальных факторов. Различают следующие типы интересов: 1) классовый - обобщенное выражение потребностей, стремлений, социальных ожиданий, ориентации и деятельностного начала в сознании представителей тех или иных классов; 2) политический - институционирует политические, экономические, социальные и др. потребности индивидов, социальных групп, слоев, классов, партий и движений в их стремлении либо к сохранению и упрочению существующей системы власти, либо к ее ниспровержению и установлению собственной власти.; 3) социальный - выражает стремление и действия отдельных индивидов, их групп и общностей, касающихся их социального положения (статуса) в социальной структуре общества и возможностей его реального изменения в лучшую сторону, что создает конфликтную ситуацию во взаимодействии с другими социальными субъектами.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. между субъектами) структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов; особая общность между познающими субъектами (условие взаимодействия и передачи знания одного для другого). Вплоть до XX века гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Гуссерль предпринял попытку обоснования что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает общность субъектов (то есть интерсубъективную общность), каждый из которых имеет мир в своем опыте. В интерсубъективности Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. Позднее Гуссерль вводит понятие «жизненного мира» - духовного образования, которое служит основой интерсубъективности. В дальнейшем тема рассматривается в аналитической философии (Рассел, Карнап, Куайн), феноменологии (Сартр, Мерло-Понти) и феноменологической социологии (Шюц). Здесь интерсубъективность интерпретируется как внутренняя социальность индивидуального сознания. Шюц рассматривает интерсубъективность в свете двух правил интерпретации социальной жизни - взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интерпретации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях (так им обосновывается возможность построения социальной теории).

ИНТУИТИВИЗМ

ИНТУИТИВИЗМ - идеалистическое течение, в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особой способности сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению.

ИНЬ И ЯН

ИНЬ И ЯН (букв, «темное и светлое») - категории китайской философии, выражающие идею универсального. дуализма мира: инь представляет женское начало, пассивность, холод, темноту, влагу, ян - мужское начало, активность, жару, свет, сухость, твердость. Взаимодействие двух этих первопринципов порождает все космические феномены. Понимание мира как процесса взаимодействия инь и ян определило специфическую модель его развития; каждое из этих противоположных начал содержит в себе другое. То убывание, то нарастание инь-ян приводит к постепенному преобладанию то одного, то другого элемента, что вызывает их взаимочередуемость, создающую движение по кругу. Взаимопроникновение инь и ян позволяет сохранить целостность мира и в большом, и в малом.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - тип философского мировоззрения, согласно которому не разум играет существенную роль в познании и поведении человека, а чувства, воля и интуиция.

ИСТОРИЗМ

ИСТОРИЗМ - принцип познания являющийся методологическим выражением саморазвития действительности. Включает в себя: 1) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; 2) реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некритической оценки настоящего; б) архаизация или модернизация прошлого; в) смешение предыстории предмета с самим предметом; г) подмена основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидение будущего без анализа прошлого и настоящего.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ - приходящие на смену друг другу формы совокупности людей, объединенных социальными связями и отношениями и обладающие общими чертами и признаками. К ним относят: род (объединение кровных родственников, связанных коллективным трудом и защитой общих интересов), племя (объединение нескольких родов, обладающее своей территорией и языком), народность (общность людей с экономическим, территориальным и языковым единством), нация (общность, возникшая на основе экономической жизни, единой территории, языка, культурных связей и обычаев).

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - учения марксизма о закономерностях общественной жизни, о законах развития истории.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - закономерное и последовательно чередование явлений, которое включает в себя исследованием явлений, начиная с возникновения, анализа тенденций последующего развития и современного этапа. Прошлое и настоящее людей неразрывно связаны, в определенной степени определяя будущее. В обществе (как и в природе) имеются определенные причинно-следственные отношения, которые приводят к соответствующим изменениям социальных явлений. Старые общественные отношения мешают развитию общества и поэтому замещаются более прогрессивными отношениями. История во многом случайна, и прогресс в истории скорее возможен, чем необходим. Свобода человека в истории не исчерпывается осознанной необходимостью, скорее - это осознанная возможность сохранить ценности людей: право, справедливость, труд, творчество, свободу и др. Периодизация мировой истории дается археологией, разделяющей ее на палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век и железный век, обозначающие основные этапы прогресса материальной культуры. Историкисоциологи берут за основу конкретных периодизаций общую модель развития общества, проходящего на своем пути три основных этапа: первобытный строй, феодализм, буржуазное общество. У Маркса эта модель усложняется: переход от первичной формации общества осуществляется по трем направлениям, общество-деспотия с азиатским способом производства, республика-полис греков и римлян, феодализм,эпоха капитализма. В модернистских концепциях XIX в. в истории выделяется два этапа - традиционное общество и современное общество, грань между которыми фиксируется индустриальной революцией конца XVIII - начала XIX века (выделяется также постиндустриальное общество, то есть постсовременность).

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ - временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись ее в форме обычного временного следования одного события за другим (хроника, летопись). Первые греческие историки Геродот и Фукидид понимают под историей знания, изучающие прошлое человечества во всем его многообразии. История человечества - знание фактов и событий развития человеческого общества во всем их богатстве и конкретном проявлении. Начиная с Гегеля, выделяют типы исторического знания: хронологию изложения событий, свидетелями которых были сами авторы повествований, описания событий, в которых авторы не участвовали лично. История понимается как реальный временной процесс изменений и одновременно - знание прошлых состояний этого процесса. Выделяют историю общества, историю природы, историю отдельной личности.

Предыдущая страница Следующая страница