Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАТАЛИЗМ

ФАТАЛИЗМ (определяемый судьбой) - мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное, вера в судьбу, рок (фатум).

ФЕМИНИЗМ

ФЕМИНИЗМ - философский принцип, согласно которому правда о свободе женщин должна быть равными с правами мужчин, так как право является высшей ценностью.

ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) - явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой и достигается разумом.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - учение о явлениях. В немецкой идеалистической философии - это учение о феноменах человеческого сознания: у Канта оно означает учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о «вещи в себе»; у Гегеля - это метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредственности через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии - к абсолютному знанию.

ФИДЕИЗМ

ФИДЕИЗМ (от «вера») - учение, утверждающее примат веры над разумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты религиозных догм.

ФИЗИКАЛИЗМ

ФИЗИКАЛИЗМ - один из принципов позитивизма, разработанный Р. Карнапом, который язык физики рассматривал как универсальный язык науки вообще.

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) - теоретическое сформулированная система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Возникла из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления действительности, в логике и теории познания. Зародилась в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигает в Древней Греции. Первоначально была «пранаукой», со временем от философии отделились естественные науки,  а затем гуманитарные и она обрела свой предмет - исследование основ мироздания, определение места человека в нем, то есть - взаимоотношение «человек - мир».

ФИЛОСОФИЯ ДУХА

ФИЛОСОФИЯ ДУХА - философская система Гегеля, который понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности. Бытие духа, по Гегелю, есть его деяние, хотя это деяние понимается как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Тем самым Гегель предполагает как бы лестницу, поднимаясь по которой, каждый отдельный человек приобщается и духовному опыту, накопленному человечеством. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключением, в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории мирового духа.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - иррационалистическое философское течение конца XIX - начала ХХ вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни как некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - одно из направлений современной западной философии, занятое поисками новой методологии науки, и наиболее ярко разработанное Т. Куном в его концепциях «парадигмы» и «научного сообщества», И. Локатосом в его концепции «методология исследовательских программ» и П. Фейерабентом в его теории «эпистемологического анархизма».

ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - формация - исторически конкретный тип общества, детерминированный способом производства. В марксизме структура общественно-экономической формации понимается как совокупность сущностных сторон общественной жизни, определяющую роль в которой играют производственные отношения, соответствующие наличному уровню производительных сил. На основе разделения всех общественных отношений на материальные и идеологические Маркс выделял два крупных структурных образования - базис и надстройку. Общественное развитие понималось как разрешение противоречий между базисом и надстройкой, наступающих в эпоху социальных революций, тогда происходит смена формаций. Сущностной характеристикой общественного развития является последовательная смена одной формации другой (от первобытнообщинного строя до коммунизма).

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это способы познания, к которым относятся: проблема, гипотеза, теория. Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа, включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение. Гипотеза - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании, в ходе которых одни гипотезы превращаются в теории, другие уточняются и конкретизируются, третьи - отбрасываются как заблуждения. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в структуре которой выделяются: а) исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, философские установки; б) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории; в) логика и методология, применяемые для ее построения.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ (от лат. исполнение) - обязанности, круг деятельности философии. К ним относятся: методологическая, методическая, гносеологическая, преобразовательно-прогностическо-эвристическая, гуманистическая и критическая.

ФУТУРОЛОГИЯ

ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. учение о будущем) - совокупность представлений о будущем человечества, охватывающая перспективы развития социальных процессов. Часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. Термин «футурология» предложен немецким социологом О. Флехтхемом (1943) как название для «философии о будущем». В мировой Ф. различают несколько видов: апологетический, опирающийся на технологические теории и сводящий общественный прогресс лишь к возрастанию уровня технико-экономического развития (3. Бжезинский, Г. Кан, Р. Арон. Б. де Жувенель, Ж. Фурасье); леворадикальный, представители которого обосновывают неизбежность катастрофы «западной цивилизации» вследствие углубления НТП (А. Ускоу); реформистский, который опирается на теорию «конвергенции» (Д. Белл, А. Тофлер, Ф. Бааде, К. Юнг, Ф. Полак). В начале 70-х гг. доминирующей становится концепция неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях общественного развития. Ведущую роль в ее формировании играет Римский клуб, по инициативе которого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования компьютерной техники. В оценке перспектив развития человечества футурологи разделились на два лагеря. Представители одного развивают неомальтузианские идеи социального пессимизма, утверждая невозможность решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством (возрастание населения, которое опережает развитие продовольственной базы, загрязнение окружающей среды), не остановив возрастание народонаселения (Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер). Представители другого возлагают надежды на решение глобальных проблем с помощью НТП (А. Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, Э. Пестель, К. Фрамен).

Предыдущая страница Следующая страница