Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБЩЕЕ ДЕЛО

ОБЩЕЕ ДЕЛО - философское учение Н. Федорова, подчиненное идее воскрешения предков, отцов, которая подразумевала воссоздание всех живущих поколений, их преображение и возвращение к богу путем регуляции слепых сил природы средствами науки и техники и освоения космоса, что должно привести к образованию всеобщего образованию братства и родства. Эта цель и есть общее дело  человечества.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ - процессы, протекающие в обществе, включая генезис, функционирование и развитие, как всего социального организма, так и его отдельных элементов. Человек, рождаясь в определенном обществе и в определенную эпоху, застаем сложившуюся систему общественных отношений, которую он не может игнорировать. Но он может и должен определить свое место и роль в этой жизни, найти в ней свое предназначение как существа живого и действующего. Власть объективных закономерностей общества не является чем-то фатальным и в этом смысле.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отношения людей в процессе производства) определяет общественное сознание (отражение в духовной жизни людей их общественного бытия), но второе оказывает обратное воздействие на первое.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ - процесс развития единого социального организма, характеризующийся необратимостью, направленностью и закономерностью. В концепции К. Маркса общественное развитие является следствием процесса разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Л.Н. Гумилев полагал, что ведущую роль в общественном развитии играют так называемые «пассионарии», то есть люди, заряженные космической энергией и ведущие за собой других. В западной религиозно-философской мысли Общественное развитие понимается как результат деятельности надмировых и надчеловеческих абсолютов (Бог, Дух, Идея, Миф и т.д.).

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - духовная жизнь общества, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию, общественную психологию, которые являются отражением общественного бытия (материальные отношения людей к природе и друг другу, возникшие в процессе становления человеческого общества). Является отражением общественного бытия, развивается через сознание отдельных людей и обладает относительной самостоятельностью, оказывая обратное воздействие на общественное бытие.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества от первообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм - к коммунистической формации, это не общество вообще, не абстрактное общество, а конкретное, функционирующее по определенным законам как единый социальный организм.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяют сущность той или иной экономической формации. Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. Существуют философские взгляды на общество, признающие значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современная философия обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в одно единое целое.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - идеалистическое учение о возникновении государстве и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Значительным влиянием пользовалась теория общественного договора, выдвинутая Руссо, Согласно этой теории, люди сознательно ограничили свою свободу и заключили договор, где они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Но в то же время граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Так возникло правовое государство: в результате договора, а не насилия. Развернутую форму теория получила в ХVII - ХVIII вв. в учениях Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка, Тассо и др.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - поступательное развитие и движение общества, характеризующее переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие общественного прогресса применяется не только к системе в целом, но и к отдельным ее элементам. В философии идея общественного (социального) прогресса возникла по аналогии с идеей развития природы. В истории человечества идея прогресса оформилась в XVII в., что было связано с развитием науки я техники, сопровождающимся признанием законодательной: власти разума. Однако общественный прогресс рассматривался и оценивался по-разному. Одни мыслители признавали общественный прогресс, усматривая его критерия в росте науки и разума (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон), укоренения в обществе идеалов истины и справедливости (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров); другие отрицали идею прогресса, считая ее ложной (Ф. Ницше, С.Л. Франк).

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО - 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей; 2) как этап человеческой истории (первобытное, феодальное или средневековое, буржуазное, социалистическое, коммунистическое, рабовладельческое или античное общества); 3) как индивидуально-национальная форма такого этапа (скажем, древнекитайское, русское общество XIX в.); 4) как определенное сообщество, т.е. некая неформальная организация людей, объединенных по какому-либо одному существенному признаку (например, светское общество, или «высший свет», философское общество, научное общество, вообще сообщество профессионалов). Все концепции общества условно можно разделить на две группы: в одних концепциях общество предстает как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения своих потребностей на основе «общественного договора», иногда в качестве таких элементов общества могут выступать не индивиды, а их социальные действия или социальные отношения; в других - общество рассматривается как органическое целое, не только несводимое к своим так или иначе понимаемым элементам (индивидам, отношениям, действиям), но, напротив, определяющее их внутреннее содержание. В этом случае предполагается, что общество как целое задается трансцендентно (Богом), как в традиции русской религиозной философии, либо формируется по своим внутренним объективным, не зависящим от воли и сознания людей общественным законам (в социальной философии марксизма).

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

ОБЪЕКТИВНОСТЬ - характеристика явлений материального и духовного мира как существующих независимо от субъекта, противостоящих ему. Объективное противостоит субъективному как основанному только на частном опыте конкретного субъекта.

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА - учение Ансельма Кентерберийского, утверждающее, что источником идей, наиболее значимых в нашем сознании является сам творец. Наличие идеи Бога в мышлении - доказательство объективного существования Бога, ибо основания сознания совпадают с основаниями бытия.

ОПТИМИЗМ

ОПТИМИЗМ - восприятие жизни, которое характеризуется надеждой на лучшее, благоприятный исход, в противоположность пессимизму как неверию в будущее.

ОПТОЛОГИЯ

ОПТОЛОГИЯ (от греч. учение о бытии) - раздел философии, изучающим фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и понятия сущего.

ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ

ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ (от греч. правильное мнение) - в теологии «правильная» доктрина, разделяемая большинством отцов церкви. Разделение христианской церкви на две ветви (правоверной и православной) было связано с разной трактовкой христианской ортодоксии. Но и католическая и православная церковь называют себя ортодоксальной в противовес многочисленным христианским сектам.

ОСНОВНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении мышления к бытию, сознания в природе: в зависимости от его решения трактуются определенным образом и все остальные вопросы мировоззрения. Принято различать две стороны этого вопроса: 1) что является первичным по происхождению - дух или материя? (онтологическая сторона); 2) может ли человеческий дух постичь, познать материальную действительность, то есть - познаваем ли мир? (гносеологическая сторона). При ответе на первый вопрос выделяется философский материализм и философский идеализм. При ответе на второй вопрос выделяют гносеологических оптимистов и агностиков.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - способность и возможность человека выступать полноправным субъектом собственного поведения - сознательно и добровольно выполнять нравственные и правовые требования и осуществлять стоящие перед ним задачи. Быть ответственным за тот или иной поступок значит признать себя его автором и принять на себя его последствия. Человек отвечает за поступок: 1) когда он совершен сознательно и именно им; 2) когда он совершен сознательно, но не обязательно им самим; 3) когда его совершил именно он, но не желая того; 4) когда он его не желал и не совершал собственноручно, но при этом от него зависела возможность его избежать. В этом отношении различают разные степени ответственности, в зависимости: от того идет ли речь о гражданской или об уголовной ответственности, или о моральной ответственности. Существуют три условия ответственности: наличие закона (общественного или морального), вменяемость (невменяемые не несут ответственности), свобода (мы не несем ответственности за поступок, совершенный по принуждению).

ОТЕЧЕСТВО, (РОДИНА)

ОТЕЧЕСТВО, (РОДИНА) - страна, где родился человек, гражданином которой он является - страна отцов. Отечество индивидуально, ничем не заменимо. Человек, лишенный отечества, не может быть полностью счастлив, поэтому отечество - одна из высших человеческих ценностей, ради которой возможно самопожертвование. Отечество не совпадает с государством. Человек может любить свою родину, но отвергать существующие в ней политический режим или форму политической системы. Кроме государственности и определенного географического места, в понятие отечества входят и родная природа, ее ландшафты, растительная и животная среда. Но главное в содержании понятия «отечество» родной народ (соотечественники) в его неповторимом этническом своеобразии, родной язык, отечественная культура, литература, история.

ОТКРОВЕНИЕ

ОТКРОВЕНИЕ - это способ получения знаний о Боге в патристике и схоластике, противопоставленный естественному знанию: оно даруется человеку Богом за определенные заслуги и, прежде всего, за веру. Откровение выше и совершеннее естественного знания.

ОТРАЖЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ - это фундаментальное свойство всей материи воспроизводить особенности воздействующих объектов в соответствии с характером этого воздействия и природой отражающего предмета. Сущность его заключается в способности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изменения структур, всех взаимодействующих вещей. Воздействующий объект как бы оставляет след на более или менее длительный срок в другом объекте. Зависимость отражения от природы отражающей системы тем сильнее, чем выше организация последней. В неживой природе отражение выступает в виде ответной внешней реакции тела, подвергшегося воздействию. В живой природе появляется новая специфическая форма отражения - раздражимость. С появлением нервной системы у животных появляются такие формы психического отражения как ощущения, восприятия, представления. У высших животных появляются такие формы психического отражения как наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, которые формируются на основе представлений. Представления занимают промежуточную ступень в процессе перехода от чувственного познания к рациональному. У человека появляется новая форма психического отражения вербально-понятийное мышление, которое формируется на базе языка и составляет фундамент сознания.

ОТРИЦАНИЕ

ОТРИЦАНИЕ - одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей в немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемственность, спиралевидное развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей степени развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Отрицание отрицания происходит путем «снятия».

ОТЧУЖДЕНИЕ

ОТЧУЖДЕНИЕ - понятие, характеризующее процесс превращения продуктов человеческой деятельности, свойств и способностей человека в нечто независимое от него и господствующее над ним.

Предыдущая страница Следующая страница