Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТЕИЗМ

ТЕИЗМ (бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ТЕЛЕСНОСТЬ

ТЕЛЕСНОСТЬ - интегральная характеристики человека. В истории философии имеется четыре основных типологических подхода к проблеме человеческой телесности. Первый подход связан с представлением о первичности тела по отношению к душе, то есть тело служит фундаментом человеческой психики. Такой подход наиболее полно представлен в трудах 3. Фрейда и его последователей. Другие исследователи отстаивают примат души по отношению к телу, при этом тело рассматривается как простое вместилище духа, который «облагораживает» тело, что позволяет человеку отличаться от животных. Элементы такого подхода можно выявить в философских работах М. Шелера. Третий подход к проблеме телесности связан с представлением о дуализме души и тела, который наиболее ярко прослеживается в трудах Спинозы. Наконец, четвертый подход: ряд ученых утверждают, что и тело и душа не обладают статусом полной суверенности, первичности или автономности. Тело одухотворено, а душа телесна. Иначе, тело и душа - это взаимосвязанные начала единого человеческого существа, единой человеческой целостности. Если в истории философии при исследовании человеческой телесности ее рассматривали в соотношении с телом и душой, а телесную жизнь в сочетании с телесной смертью, то сегодня телесность человека следует, прежде всего, рассматривать через призму биологического и социального, родового и универсального бытия, родового и индивидуального существования, где жизнь предстает как основополагающая человеческая ценность. Человеческая телесность есть единство тела и духа, причем такое диалектическое единство, в котором одно не подавляется другим; телесность выступает интегральной характеристикой экзистенциального опыта человека; комплексом природных, культурных и индивидуальных качеств человеческого тела; полем взаимодействия внутреннего и внешнего жизненных пространств человека; овладевшим в ходе социализации различными языками телом.

ТЕЛО

ТЕЛО - это материальная основа человеческой природы, биофизическая реальность, которая связана с природой, подчиняясь ее законам, это исходное жизненное пространство человека, Познание этого пространства определяет познание и овладение внешним миром и диалогичность со всеми другими жизненными пространствами человека. Человек - не только телесное, но и мыслящее существо, поэтому столь важно ему осмыслить свое родство с живой природой и почувствовать себя ее неотъемлемой частью и понять, каким образом человек воспринимает свою телесность, свое положение и положение других людей, телесных объектов неживой и живой природы, влияет ли процесс осмысления телесности на формирование самосознания и личностных черт. Специфическими особенностями тела как физической реальности являются: во-первых, ее пространственная ограниченность; во-вторых, циклическое развертывание биологической программы ее существования в физическом времени (складывается из этапов зачатия, эмбриогенеза, рождения, физического и психического созревания, старения и естественного умирания) и, в-третьих, полная зависимость от требований естественной необходимости. Но физическая ограниченность тела человека не совпадает с ощущением и пониманием своего тела. Рассматривая свое физическое тело в качестве ядра, человек воспринимает себя как телесное существо больше, чем реально занимает его тело. Помимо этого в телесное пространство человека входят явления сознания.

ТЕОДИЦЕЯ

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. Бог и оправдание) - теологическое учение, оправдывающее справедливость Бога и доказывающая логику Нового Завета при ответе на вопрос: если Бог добр, почему так много в мире зла, причем часто зло творится именем Бога? Наиболее полно теодицею выразил Августин Блаженный: зло происходит от выбора человека, ибо, не выбирая добро, он совершает зло, так как зло - это отсутствие добра; зло относительно, а добро абсолютно. Таким образом Августин, оправдывал Бога и приписал зло, творимое в мире, человеку, наделенному волей и свободой волеизъявления.

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) - богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Различают историческую (историю церкви), сие тематическую и практическую теологию.

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ - название эзотерического учения, которое получила система взглядов Е.П. Блаватской, представляющая собой синтез западных и восточных религиознофилософских идей. В основе ее лежит идея божественного абсолюта, включая учение о переселении души (множество воплощений духовной монады для постепенного ее совершенствования на пути к гармоническому слиянию с Богом).

ТЕОЦЕНТРИЗМ

ТЕОЦЕНТРИЗМ - направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.

ТОМИЗМ

ТОМИЗМ - философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разуму, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога только по результатам его деятельности в видимом мире.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ («переступать») - то, что связано с предпосылками возможного опыта. В философии Канта означает такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что возможно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «вещи в себе», а вещи лишь как явления, ибо всякому опыту, оформленному в понятия, присуща только реальность восприятия, т.е. эмпирическая реальность. Трансцендентальный идеализм (он же критический идеализм) доказывает, что условием возможности истин являются априорные формы сознания, и исследует вопрос о преемственности этих форм как внутри опыта, так и за его пределами.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - все то, что выходит за границы чувственного опыта, эмпирического познания мира, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть признание существования бытия, которое не является объектом наших мыслей и восприятий. В гносеологическом смысле - обозначает то, что находится вне нас. Противоположностью ему является имманентное (внутренне присущее миру сознание). По Канту, это, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие).

ТРИАДА

ТРИАДА - трехступенчатость развития. Согласно Гегелю, всякое развитие протекает по определенной схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и наконец, отрицание отрицания, «снятие» противоположностей (синтез). Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты общих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады.

Предыдущая страница Следующая страница