Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НОО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НОО")

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО - совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии. Представление о научном сообществе введено для выделения предмета социологии науки и ее отличия от социологии знания. Научное сообщество ответственно за целостность науки как профессии и ее эффективное функционирование, несмотря на то, что профессионалы рассредоточены в пространстве и работают в различном общественном, культурном и организационном окружении. Деятельность институтов и механизмов научного сообщества по реализации основной цели науки - увеличения массива достоверного знания - обеспечивает следующие главные характеристики профессии:

1) обладание совокупностью специальных знаний, за хранение, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно научное сообщество;

2) относительная автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения;

3) заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющих им специалистах), гарантирующая как существование профессии, так и действенность профессиональных институтов;

4) наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специалистов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры в различных социально-культурных окружениях;

5) поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие профессионалов и их объединений в режиме, обеспечивающем высокий темп развития системы научного знания. (См. социология науки, социальная психология науки).

Э.М. Мирский

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО - процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когнитивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исходит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна, интуиция, продуктивное воображение).

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА - структурная единица научного знания более общая, чем отдельная научная теория, и менее общая, чем научная дисциплина или область науки. В философии науки фундаментальную роль этой структурной единицы обосновал И. Лакатос. Научно-исследовательская программа состоит из следующих элементов: 1)ядро программы (совокупность ее общих онтологических утверждений о фундаментальных объектах и отношениях изучаемой области, конвенционально принятых сторонниками данной программы за безусловно истинные); 2) ее защитный пояс (совокупность менее общих онтологических утверждений программы, являющихся конкретизациями ее ядра и реализующихся в серии конкретных теорий - репрезентантов данной программы); 3) положительная и отрицательная эвристика программы, способствующая подтверждению или фальсификации научных теорий. Главным назначением научно-исследовательской программы является не столько объяснение имеющихся фактов, сколько предсказание новых. Конкурирующие научно-исследовательские программы в принципе способны к бесконечному сосуществованию, благодаря возможности их постоянного улучшения. Предпочтение должно отдаваться каждый раз в конечном счете той программе, которая на протяжении длительного времени демонстрирует большую предсказательную силу, чем ее соперница. (См. теория, наука).

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР)

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) - наиболее масштабный по своим экономическим и организационным параметрам и последствиям этап интеграции науки и производства, приходящийся на 50 - 60 гг. XX в. В результате возник качественно новый в истории человечества тип экономики - инновационная экономика, в которой началом и определяющим элементом всего экономического цикла являются научные знания и их эффективное использование во всей экономической цепочке «производство - продажа - потребление». Вклад научной составляющей в общую стоимость высокотехнологического продукта составляет от 7 до 20 процентов. Возможности научно-технической революции оказались наиболее эффективно используемыми в странах с развитой рыночной экономикой, позволившим им сделать существенный экономический рывок и выиграть в конце XX в. конкурентную борьбу у более инерционной планоВо-директивной экономики социалистических стран, несмотря на их огромные бюджетные расходы на развитие науки. (См. национальный научно-техническийпотенциал, инновационная система).

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙПОТЕНЦИАЛ (НТП)

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙПОТЕНЦИАЛ (НТП) - интегральная характеристика мощности различных научных организаций (от отдельных небольших фирм и лабораторий до государственных и национальных систем науки). В характеристику НТП входят размеры его кадрового, финансового, материального, информационного и организационно-управленческого обеспечения. Эффективность функционирования НТП зависит как от каждого из указанных выше параметров (все они являются необходимыми условиями его эффективности), так и в значительной степени не только и не столько от их абсолютной величины (величина каждого из них может значительно колебаться в определенных пределах), сколько от их взаимосвязи для решения конкретных задач научных систем. Эффективность управления НТП - одна из главных проблем научного менеджмента. (См. государственный научно-техническийпотенциал, управление наукойгосударственная научно-техническая политиканаучный менеджмент) .

НАУЧНЫЕ КОНВЕНЦИИ

НАУЧНЫЕ КОНВЕНЦИИ - одна из самых простых форм проявления научного консенсуса, которая состоит: а) в принятии договоренностей о значениях научных терминов (либо с помощью явных определений, либо с помощью неявных аксиоматических определений); б) в принятии договоренностей об истинных системах измерений, стандартов и эталонных единиц; в) в принятии форм представления научных результатов эмпирического и теоретического характера; г) в принятии законов об авторском праве в науке, закреплении и защите интеллектуальной собственности и т. д. (См. научный консенсус,  конвенционализм).

НАУЧНЫЙ ЗАКОН

НАУЧНЫЙ ЗАКОН - форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области. Логической формой научных законов является следующая: Vx(A(x) = В(х)), где V - квантор всеобщности («Все»), х - определенная переменная, областью значения которой является некоторый неопределенно-конечный или бесконечный класс, А, В - имена для обозначения некоторых свойств или отношения, = - знак импликации. В зависимости от типа значений переменной х (эмпирический класс или класс идеализированных объектов) различают эмпирические законы («Все тела при нагревании расширяются» и т. п.) и теоретические (F = ma и т. п.). В зависимости от логического отношения классов А и В (полное вхождение элементов класса А в класс В или только частичное) различают динамические и статистические законы. Известно также различение научных законов по содержательному смыслу переменных А и В (физические, химические, биологические, социальные и т. п.). Адаптивно-биологический смысл введения категории «научный закон» в структуру научного знания состоит в возможности моделирования, «конденсации», «сжатия» множества (часто в принципе бесконечного) повторяющихся, сходных свойств и отношений в краткой логической форме. (См. закон, наука).

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - профессиональная группа исследователей, распределенный субъект научного познания, дисциплинарное или междисциплинарное сообщество ученых, работающих над одной или несколькими сходными темами, проблемами, проектами. Размеры коллектива зависят обычно от сложности проблемы, ее финансового и материального обеспечения, практической и теоретической значимости. В оптимально сформированном коллективе существует достаточно выраженное ролевое распределение его членов - руководители, генераторы идей, эрудиты и критики, верификаторы, реализаторы, технический и вспомогательный персонал, коммуникаторы. Во многих случаях одни и те же ученые способны выполнять несколько ролей. Когнитивным ядром, связывающим коллектив в нечто единое, является наличие общей исследовательской программы и соответствующей последовательности действий по ее реализации. Существуют три основные модели управления научными коллективами:1)директивная, 2) демократическая, 3) либеральная. Каждая из них зарекомендовала себя как наиболее эффективная в зависимости от типа научной деятельности, выполняемой коллективом, или этапа выполнения научной программы. Как показали историко-социологические исследования, на этапе разработки программы, как и в целом для теоретической деятельности в науке, наиболее эффективным оказывается либеральный (попустительский) тип руководства, основанный на полном доверии и максимальной свободе, предоставляемой членам коллектива, включая их рабочий график и форму отчетности. На этапе конкретизации, доводки и усовершенствования принятой научной программы, где важную роль играет согласованная деятельность членов научного коллектива, наиболее эффективным является демократический централизм как стиль управления. Наконец, на этапе практической реализации и технологического внедрения научной программы, самым эффективным является директивный (командно-приказной) метод управления и форма контроля за деятельностью научного коллектива, вертикальная модель управления, когда на первый план выступают сроки и точность реализации программы. (См. научное сообщество, научно-исследовательская программа, социальная психология науки).

НАУЧНЫЙ КОНСЕНСУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ

НАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ - языковая или социокультурная структура, более широкая, чем любой научный текст, как конечная и замкнутая его единица. Так, любая научная теория или даже отдельная научная дисциплина всегда существует в некоем знаниевом фоне, накопленном в ходе развития науки, границы которого, с одной стороны, всегда существуют, а с другой - очерчены не вполне ясно, составляют неявное знание, которым пользуются часто как чем-то само собой разумеющимся и в индивидуальном научном творчестве и в процессе научного общения. Так, вплоть до формального построения эвклидовой геометрии Д. Гильбертом, большинством математиков предметом этой науки считалось, как что-то само собой разумеющееся, реальное физическое пространство, хотя это оказалось устойчивым научным заблуждением. (См. текст, гипертекст, дискурс).

НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - область науки и практики, занимающаяся разработкой методов управления наукой на уровне отдельных частных фирм и государственных научных организаций в условиях рыночной экономики. Научный менеджмент является значимой областью современной экономики, науковедения, права, социологии и философии науки. (См. менеджмент).

НАУЧНЫЙ МЕТОД

НАУЧНЫЙ МЕТОД - собирательное имя для обозначения совокупности применяемых в науке средств получения, обоснования и применения (использования) научного знания. Совокупность этих средств весьма обширна, разнообразна и специфична и для разных типов наук (математика, естествознание, инженерные, исторические и гуманитарные науки)  и для качественно различных уровней одной и той же науки (в частности, ее эмпирического и теоретического уровня). Например, в логико-математических науках основными методами являются когнитивное конструирование исходных абстрактных структур, разворачивание их содержания с помощью генетического или аксиоматического методов (дедукция), тогда как в естественных науках основными средствами получения и обоснования знания является систематические наблюдения, эксперимент, индукция, моделирование. Для комплекса же гуманитарных и социальных наук в качестве специфических и наиболее значимых средств выступают понимание, исторический метод,  синхронный и диахронный анализ  структур и эволюции предмета исследования и т. п. Анализ истории науки и ее современного состояния убедительно свидетельствует о том, что в науке никогда не существовало единой для всех областей науки и уровней научного познания процедуры получения и обоснования знания (универсального научного метода). Имевшие место в философии и методологии науки неоднократные попытки выработки такого универсального метода (индуктивизм, дедуктивизм, гипотетико-дедуктивизм, метод восхождения от абстрактного к конкретному  и т. д.) всегда заканчивались неудачей, так как не учитывали весьма дифференцированного, исторически изменчивого характера такой социально-когнитивной структуры как наука. (См. научная деятельность,  метод).

НАУЧНЫЙ ОБЪЕКТ

НАУЧНЫЙ ОБЪЕКТ - сущность (реальная или абстрактная, естественная или сконструированная), находящаяся вне сознания ученых и являющаяся предметом их исследования. Имеются разные типы научных объектов в зависимости от средств фиксации их существования: 1) чувственные объекты, существование и свойства которых фиксируются с помощью различных чувственных анализаторов познающего объекта, как правило, с помощью определенных приборов (посредников между чувственными анализаторами и реальными объектами); 2) эмпирические объекты, существование и свойства которых фиксируются с помощью абстрагирующей, аналитической и синтетической деятельности мышления (рассудка), например, теплота, плотность, геометрическая форма и т. д.; 3) теоретические объекты, создаваемые путем конструктивной, идеализирующей деятельности мышления (разума). Взаимосвязь между различными типами научных объектов устанавливается путем интерпретации одних в терминах других, путем процедуры их отождествления в рамках определенного интервала абстракции. (См. объект, абстрактный объект, теоретический объект).

НАУЧНЫЙ ПАРК

НАУЧНЫЙ ПАРК (исследовательский парк, технологический парк) - научно-производственный территориальный комплекс (обычно одно или несколько зданий), в котором на условиях аренды размещаются малые и средние наукоемкие фирмы. Администрация парка предоставляет клиентам некоторый набор услуг бесплатно или за небольшую плату. Обычно парк формируется при крупном исследовательском или образовательном центре. (См. инкубатор, управление наукойрегион науки) .

А.Н. Авдулов

НАУЧНЫЙ ПРИНЦИП

НАУЧНЫЙ ПРИНЦИП - один из элементов оснований научной теории, выполняющий интегрирующую, синтезирующую и организующую функции по отношению ко всему массиву истинных высказываний определенной области науки. В отличие от законов науки, всегда утверждающих нечто о существенных связях между объектами теории, принципы науки, как правило, являются высказываниями не объектного языка науки, а ее метаязыка, утверждающего нечто о правилах, требованиях к элементам самих научных теорий (принцип относительности Галилея, принцип дополнительности  Н. Бора, принцип соответствия,  принцип простоты, принцип конструктивности математических объектов, принцип непротиворечивости и т. д.). (См. основания научной теории,  метатеоретическое знание) .

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА - организационная форма кооперации усилий всех секторов национальной науки для решения крупной и сложной технической проблемы. Работы в рамках национальной программы охватывают так называемую «доконкурентную» стадию ИР. Совместно решаются фундаментальные научные проблемы, исследуются новые физические эффекты, изыскиваются принципиальные технические решения, создаются макеты и прототипы, испытательные стенды и комплексы для апробации новых технологий, но не конкретная рыночная продукция. Чтобы перейти от совместно полученных результатов к конкретному изделию, необходима основательная конструктивная и технологическая доработка применительно к возможностям и профилю того или иного участка программы. На этой, теперь уже «конкурентной», стадии и разворачивается борьба за то, чтобы быстрее и эффективнее реализовать коллективно созданный научно-технический задел. При этом на базе какого-либо прототипа, разработанного на «доконкуронтном» этапе, могут появиться десятки разнообразных устройств и систем. В итоге конкуренция не спадает, а технический уровень всех участников национальной программы поднимается на новую, более высокую ступень. (См. управление наукой).

А.Н. Авдулов

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙПОТЕНЦИАЛ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙПОТЕНЦИАЛ - совокупность кадровых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, а также организационно-управленческих и образовательных структур той или иной страны, обеспечивающих функционирование ее сферы «наука - техника». (См. управление наукой, научно-техническийпотенциал).

НАЦИЯ

НАЦИЯ - особая социально-политическая общность. Нация - образование историческое; это групповая целостность с признаками политического, территориального, хозяйственного, культурного единства. Нация замыкается на некую этническую определенность, но «этническое» - не сущнообразующий атрибут нации. Таковым выступает «державность» - политико-государственная организация осваивающего данную территорию народа, которая позволяет охранять, сохранять, поддерживать имеющийся во владении народа исторически закрепленный за ним фрагмент земной поверхности. Подразумевая радикальность черты «государственность» для нации (равно как «культуры», «языка» - для национальности), возможно понимать «нацию» как совокупность граждан державы на базе конституированного отношения согражданства. (См. этнос, социальная система, общество).

В.В. Ильин

НЕВИДИМЫЙ КОЛЛЕДЖ

НЕВИДИМЫЙ КОЛЛЕДЖ - неинституционализированная группа исследователей, согласованно работающая над общей проблематикой. Термин, введенный в науковедение Д. Берналом, был развернут Д. Прайсом в гипотезу о «невидимых колледжах» как коммуникационных объединениях, имеющих определенную, достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Гипотеза о «невидимом колледже» была в 1960-е - 1970-е гг. подвергнута тщательному эмпирическому исследованию с неожиданно серьезными результатами. В ходе исследований не только подтвердилось наличие групп с совершенно определенными и достаточно устойчивыми параметрами, но и выяснились структурные, динамические закономерности развития таких групп как общей формы становления новых исследовательских направлений и специальностей.

При этом отчетливо выделяются четыре фазы, через которые проходит научная специальность в своем становлении.

Нормальная фаза. Это период относительно разрозненной работы будущих участников и их небольших групп (часто группы аспирантов во главе с руководителем) над близкой по содержанию проблематикой.

Общение идет, в основном, через формальные каналы, причем его участники еще не считают себя связанными друг с другом внутри какого-нибудь объединения.

Фаза формирования и развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами, приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций. Участники формируют сеть устойчивых коммуникаций.

Фаза интенсивного развития программы нового направления за счет действий сплоченной группы, которую образуют наиболее активные участники сети коммуникаций. Эта группа формулирует и отбирает для остронаправленной разработки небольшое число наиболее важных проблем (в идеальном случае одну проблему), в то время как остальные участники сети получают оперативную информацию о каждом достижении новой группировки, ориентируются на нее в планировании своих исследований и обеспечивают тем самым разработку проблематики по всему фронту.

Фаза институционализации новой специальности. Научные результаты, полученные сплоченной группой, обеспечивают новому подходу признание сообщества, возникают новые направления исследований, базирующиеся на программе сплоченной группы. При этом, однако, сплоченная группа распадается, ее бывшие члены возглавляют самостоятельные группировки, каждая из которых разрабатывает по собственной программе группу специальных проблем.

В каждой фазе развития «невидимого колледжа» самосознание участников формирующейся специальности претерпевает изменения следующим образом: романтический период (по времени совпадающий с нормальной фазой развития специальности); догматический (по времени совпадающий с фазой коммуникационной сети и сплоченной группы); академический (фаза специальности). В настоящее время специальному исследованию подвергается уже не гипотеза о «невидимом колледже», а конкретные данные о становлении научных специальностей и коммуникационных структур. (См. научное сообщество, научный коллектив, социальная психология науки).

Э.М. Мирский

НЕИЗМЕННОСТЬ

НЕИЗМЕННОСТЬ - одна из фундаментальных категорий и установок сознания, направленная на фиксацию тождества предмета познания с самим собой (в качестве такого предмета может выступать как отдельный объект, его свойства и отношения, так и системы таких объектов любой природы и мощности, включая мир в целом). Конкретными выражениями такой установки в научном познании выступают принципы симметрии, константы, законы сохранения, принцип относительности, редукционизм и др. Неизменность выступает бинарной оппозицией такой фундаментальной категории сознания и познания, как изменение. Они равноправны, взаимодополнительны и относительны в своем конкретном применении к действительности. Изменение требует для своей фиксации существования неизменного и, наоборот, установление чего-то как неизменного возможно только в результате его фиксации как сохраняющегося при определенных изменениях. (См. симметрия, тождество, изменение, движение).

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА - идейные предтечи неклассики - многозначительные идиомы в архетипе духовности начала XX в. - такие, как новаторство, ревизия, пикировка с традицией, экспериментаторство, нестандартности, условности, отход от визуальности, концептуализм, символичность, измененная стратегия изобразительности. В данной, во всех отношениях стимулирующей смысложизненной, среде сложилась нетрадиционная интеллектуальная перспектива с множеством неканонических показателей. В их числе: полифундаментализм, интегратизм, синергизм, холизм, дополнительность, релятивизм, нелинейность, когерентность, утрата наглядности, интертеоретичность. (См. классическая наука,  постнеклассическая наука, история науки) .

В.В. Ильин

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - бипарная оппозиция «классической философии науки». Категориальный кластер «неклассической философии науки» как одного из теоретически возможных философских конструктов: социальная (эмпирическая) субъектность, релятивность, партикулярность, субъект -объектность научного знания, конструктивно-творческий характер научно-познавательной деятельности, методологический и теоретический плюрализм, качественное многообразие типов научного знания, уровней научного знания, видов научной деятельности; социокультурная обусловленность научного познания и знания (экстернализм), коммуникативность, когерентность, комлементарность, общезначимость, констектуальность, частичная имилицитность, антифундаментализм, условность, аксиологичность, проблематизм, антропоморфность, финальность, критицизм, открытость к фундаментальным изменениям, антисциентизм. Исторически реализованные версии неклассической философии науки: эмпириокритизм, конвенционализм, неомарксизм, франкфуртская школа,  постпозитивизм, когнитивная социология науки.  (См. философия наукиклассическая философия науки,  методологический кластер) .

НЕЛИНЕЙНАЯ НАУКА

НЕЛИНЕЙНАЯ НАУКА - научное направление, исследующее процессы в открытых нелинейных сферах. Нелинейная наука включает в себя комплекс близко родственных смежных научных дисциплин: термодинамику необратимых процессов (И. Пригожин), теорию катастроф (Р. Томз, В.И. Арнольд), синергетику или теорию самоорганизующихся систем (Г. Хакен, СП. Курдюмов). Методы нелинейной науки находят широкое применение не только в естественно-научных исследованиях, но также в сфере гуманитарных научных дисциплин (социо- и фугуросинергетика, демография, образование и др.). По своему влиянию на культуру и развитие цивилизации в XX в. нелинейная наука занимает третье - в порядке очередности, но не по важности - место вслед за теорией относительности и квантовой механикой. Нелинейная наука послужила основой существенного уточнения современной общенаучной парадигмы и привела к возникновению нового феномена в рамках системы научного миропредставления - нелинейного, или синергетического, мышления. (См. нелинейное мышление, синергетика).

Л.В. Лесков

НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ

НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ - термин, введенный Л.И. Мандельштамом. Нелинейное мышление при описании поведения любых объектов исходит из следующих их параметров, которые во многих случаях оказываются существенными: пороговость, насыщение, наличие обратных связей. Воздействие влияет на систему только тогда, когда оно превосходит пороговое значение его восприятия системой. С другой стороны, при превышении воздействием определенной величины, система уже вообще не будет реагировать на это превышение, а итоговый отклик на несколько воздействий уже далеко не всегда будет суммой откликов на каждое воздействие в отдельности. С позиций нелинейного мышления все реальные системы - нелинейны и могут считаться линейными лишь приближенно. С этой точки зрения не только Ньютонова механика, но и теория относительности и даже квантовая механика являются линейными теориями. Первыми нелинейными и по-настоящему постнеклассическими теориями явились теория колебаний, развитая Л.И. Мандельштамом и его школой, но, прежде всего, синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов и др.), ставшая парадигмой нелинейного мышления в современной постнеклассической науке. (См. нелинейность, нелинейная наука, синергетика).

Л.В. Лесков

НЕОБХОДИМОСТЬ

НЕОБХОДИМОСТЬ - тип модальной связи между объектами и высказываниями, описываемый словами «не может не быть», «должно иметь место», «всегда, когда» и т. и. В отношениях между объектами формой существования необходимости выступает объективный закон, репрезентируемый в структуре научного знания в виде соответствующего научного закона. В отношениях между высказываниями формой существования необходимого отношения между ними выступает возможность логического вывода (или конструирования) одного высказывания из другого в соответствии с некоторым правилом вывода (логическим законом). Моделирование отношений между объектами и высказываниями в форме необходимости позволяет эффективно управлять сложными системами объектов и высказываний, между которыми установлены такого рода отношения. (См. возможность, закон, научный закон).

НЕОНЕКЛАССИЧЕСКАЯ (ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ) НАУКА

НЕОНЕКЛАССИЧЕСКАЯ (постнеклассическая) НАУКА - в отличие от классики и неклассики, функционировавших как знания-отображения существенных свойств мира, неонеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам. Таким образом, в неонеклассике очевиден сдвиг с субстанциализма на креативизм, с онтологии на телеологию, который оправдывается встройкой знания в новые преобладающие тенденции. В их числе: синкретизм - увязывание интенции фундаментальной науки на получение достоверного знания с интенциями прикладной науки на получение социально работоспособного утилизуемого знания; тслеономия - вскрытие антропоморфной определенности мира, целесообразно-смыслового начала, пронизывающего и пропитывающего мир; новая рациональность - бытие-сгусток ценностно-целевых воплощений, воспринимаемого через призму оптимальных путей выживания.

Разделяемая классикой гносеологическая утопия внутренне самоочевидного, принудительно-необходимого, во всех частях доопределенного, неопровержимого знания потерпела фиаско. Фронтальную коррозию, а вслед за тем банкротство классического идеала знания обусловили объективные всеохватные изменения как в предметном поле науки (создание неевклидовой геометрии, небулевых алгебр, квантоВо-релятивистских построений и др.), ток и в ее методологии (ограничительные результаты Геделя, Тарского, Черча, Коэна, Левенгсйма, Сколема, Бриджмена, Бора, Гейзенберга). (См. классическая наука, неклассическая наука, история науки).

В.В. Ильин

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИП

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИП - один из основных принципов квантовой механики как одной из парадигмальных теорий неклассической науки. Согласно обобщенному его пониманию, для ряда сопряженных параметров, характеризующих состояние любой физической системы (например, се траектории и импульса) в принципе невозможно одновременно точное их задание. Авторство этого принципа принадлежит В. Гейзенбергу. Если мы точно задаем значение одного сопряженного параметра, то вынуждены не точно (неопределенно) задавать значение другого. Хотя интервал этой неопределенности не превышает постоянной Планка и с практической точки зрения не имеет существенного значения, однако с гносеологической, философской позиции он чрезвычайно важен, подчеркивая принципиальную неустранимость неопределенности из человеческого познания природы. При онтологической же интерпретации данного принципа следует, что неопределенность внутренне присуща и самой природе. (См. определенность, однозначность, принцип).

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - отсутствие полного тождества некоторого материального или идеального предмета (А) самому себе и возможности проведения жесткой разграничительной линии между А и не-А. (См. определенность, закон тождества).

НЕ-Я

НЕ-Я - сфера реальности, противостоящая Я. (См. Я, сознание, бытие, Оно).

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ - информация, используемая в практической и познавательной (в том числе научной) деятельности, не имеющая четкого дискурсного и операционального оформления. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, а пользование им сродни искусству и мастерству, которые передаются от учителя к ученику, так сказать, «из рук в руки». Согласно современной философии науки, любая научная теория (втом числе формальная) в существенной степени опирается на специфический для нее пласт неявного знания, являющийся своеобразным проявлением в науке ее «когнитивного бессознательного». Любой научный текст всегда является частью, элементом более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности (ее контекста), а последний - частью еще более широкой и неопределенной реальности - интертекста. (См. личностное знание, контекст, интертекст).

НИЧТО

НИЧТО - категория философии, обозначающая пустое множество объектов, которое выступает предельным (нулевым) случаем определенного и потому положительного бытия. Ничто - абсолютно исходный пункт, начало всякого конкретного бытия; в ничто - начало и конец всякого бытия. Диалектику категорий Абсолютное бытие и Ничто, доходящую до их полного тождества, гениально раскрыл Гегель в «Науке логики». (См. бытие).

НОВИЗНА

НОВИЗНА - одна из основных ценностей и целей научного познания наряду с адекватностью (истинностью) и полезностью. В этом смысле «большая» наука справедливо рассматривается как социально организованная деятельность по производству нового знания. Воспроизводство накопленного наукой огромного массива знания, его передача и усвоение новыми поколениями через разветвленную систему образования - безусловно, важное условие и предпосылка дальнейшего существования науки, но ценность ученого как ученого определяется и измеряется прежде всего, теми новыми знаниями, тем личным вкладом, который он внес в массив научного знания. Основным приоритетом для науки и ученого является не просто знание или истина, а именно новое знание и новая истина. Новое знание бывает двух видов: 1) как кумулятивное дополнение к старому; и 2) как отрицание старого, как утверждение альтернативных взглядов, противоречащих прежним устоявшимся в науке концепциям. Утверждение инноваций второго рода происходит в сложной социальной борьбе научных традиций, школ и требует от ученых большого напряжения сил и личного мужества. (См. этос науки, когнитивные ценности).

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - введенное неокантианцами (Г. Рикксрт, В. Виндельбанд и др.) обозначение познавательной установки на получение, конструирование, формулировку и обоснование любого общего знания, рассмотрение любых конкретных вещей, объектов и процессов не в их индивидуальном бытии, а как элементов, представителей некоторого класса, с некоторой общей точки зрения. Результатом такой познавательной установки является введение в качестве непосредственного предмета научного познания абстрактных и идеализированных предметов и структур, поиск и формулировка общих законов и структур, которым подчиняется функционирование отдельных предметов. С точки зрения неокантианцев, именно номотетический метод лежит в основе естествознания и математики, конституируя их главное отличие от гуманитарного и исторического познания. (См. идеографический метод, идеалы и нормы научного исследования).

НООСФЕРА

НООСФЕРА - понятие, обозначающее часть земной биосферы, функционирующую благодаря деятельности человека и ого разума. К середине XX в. влияние антропогенной деятельности на биосферу и ее эволюцию настолько резко возросло, что стало но своим масштабам сравнимо с энергетическим влиянием других оболочек Земли (литосферы, гидросферы и др.). Появились все основания для выделения энергии человеческого воздействия на условия и судьбы существования Земли и особенно ее биосферы в качестве самостоятельного фактора огромной геологической значимости, что и было терминологически закреплено введением понятия ноосферы (лс Руа, В.И. Вернадский, Тейяр до Шарден и др.). (См. биосфера, экология).

Предыдущая страница Следующая страница