Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

ПАРАДИГМА

ПАРАДИГМА - понятие, введенное в философию науки американским историком науки Т. Куном. Парадигма - это общепринятая в конкретном научном сообществе фундаментальная теория в определенной области знания. Например, в области астрономии функции такой теории выполняла долгое время (со II в. вплоть до XVII в.) геоцентрическая система Птолемея; в области физики - механика Ньютона (с XVII в. вплоть до XX в.); в области математики - геометрия Эвклида (с IV в. до н. э. вплоть до середины XIX в.). Парадигме принадлежит решающая функция в организации всего процесса научного познания в отдельной науке, начиная от формулировки проблем («головоломок») и вплоть до их удовлетворительного решения. Когда число аномалий (внутренних противоречий между «курируемыми» парадигмой теорией и опытом) постоянно растет и достигает некоторой интуитивно неприемлемой меры, происходит интенсивный поиск новой парадигмы. После ее нахождения происходит обращение ученых в «новую веру», присяга на верность новой фундаментальной теории, рассматриваемой ее сторонниками в качестве нового образца постановки и решения проблем в конкретной научной области. Согласно Т. Куну, смену парадигм в науке и процесс обращения части ученых в новую научную веру невозможно объяснить только с помощью понятий логики и опыта. Переход от старой парадигмы к новой, во многих отношениях несовместимой со старой, это сложный, социально-психологический процесс, где гораздо легче определеннее зафиксировать сам результат, нежели те причины, которые привели именно к данному результату, а не к какому-либо другому, также возможному. (См. научная теориянаучно-исследовательская программа) .

ПАРАНАУКА

ПАРАНАУКА - идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно-общезначимой оценке, либо они вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука - амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе. (См. наука, лженаука, научный консенсус).

ПАСТИШ

ПАСТИШ - одно из фундаментальных понятий философии постмодернизма, обозначающее свободный, гетерогенный, разнородный по составу входящих в него когнитивных единиц (по лингвистической форме и содержанию) дискурс, организованный в некоторое целое с помощью совокупности логических и лингвистических приемов и средств (суждение, метафора, аналогия, сравнение, вывод, восклицание, многоточие и т. д.). Именно пастиш, считают постмодернисты, является наиболее естественной, адекватной и универсальной формой выражения человеческого знания во всем его объеме, глубине и целостности. Всякая другая форма дискурса и особенно строго логически организованный научный дискурс есть проявление насилия над языком и естественными законами его бытия. Логически организованный дискурссеть вивисекция живой истины, сублимативное се вытеснение и подмена, попытка одной части сознания (рассудка) говорить от имени всего сознания («бунт» части против целого). Однако, законы целого дают о себе знать в науке и в виде проблемы неявного (личного и коллективного знания), и в виде проблемы контекста, интертскста и гипертекста, и в виде проблемы когнитивной коммуникации (проблемы научного диалога), научного понимания, научного консенсуса. Сторонники абсолютизации логической формы организации научного дискурса забыли простую истину, что естественный закон хотя и можно обойти, подменить суррогатом, но его нельзя отменить. Именно здесь простая причина большинства противоречий и неразрешимых проблем позитивистской философии науки, необоснованных претензий ее представителей видеть только в логически организованном дискурсе наиболее адекватный способ представления научной истины. (См. рассказ, постмодернистская философия науки).

ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сведения, содержащиеся в патентах и других охранных документах (первичная информация), а также в документах, являющихся результатом аналитико-статистической обработки первичной информации (вторичная информация). В соответствии с Федеральным Законом от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. (См. интеллектуальная собственность).

Г.В. Бромберг

ПАТЕНТНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ

ПАТЕНТНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - это соглашение о передаче прав на использование объекта промышленной собственности, т. с. технического решения, имеющего правовую охрану. (См. промышленная собственность).

Г.В. Бромберг

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность теоретических и практических дисциплин, направленных на разработку концепций эффективного образования и воспитания различных слоев населения общества в соответствии с накопленными традициями, возможностями (материальными, кадровыми и информационными) и перспективами. Наибольшее внимание в педагогических науках отводится методике эффективного преподавания различных предметов в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, а также методике эффективной подготовки самих будущих преподавателей и воспитателей. Наряду с универсальными принципами образования и воспитания, педагогические системы различных стран всегда отражают потребности и возможности этих стран, соответствуя достигнутому уровню их материального и духовного развития, а также пониманию перспектив своего будущего. В современную эпоху усиления мирового сотрудничества и взаимодействия одной из актуальных проблем педагогики становятся сближение, конвергенция национальных систем и стандартов образования, выработка общих подходов и методик в преподавании к дисциплинам на уровне определений необходимого объема информации и качества ее усвоения по каждому учебному предмету на различных стадиях обучения. Основные категории педагогических наук: образование, воспитание, педагогический процесс, учитель, учащийся, эффективность образования, управление образованием, уровни образования, формы образования и воспитания, образовательное пространство, социальная детерминация систем образования и педагогического процесса, психологические основы процесса усвоения знания, педагогика и творчество и др. (См. социальная система, культура, психологические науки, гуманитарные науки).

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ - установление соответствия (тождества в определенном отношении) подмножества эмпирически интерпретированных следствий некоторой теории с эмпирически (экспериментально) наблюдаемым положением дел. Подтверждение научной теории никогда не является полным и окончательным, поскольку множество потенциально возможных следствий из содержательной достаточно богатой теории всегда заведомо больше числа се следствий, подтвержденных на опыте. Поэтому с логической точки зрения подтверждение любого числа следствий теории с помощью наблюдений и эксперимента никогда не может считаться не только доказательством ее истинности, но и вероятности ее истинности. И это связано с тем, что согласно одному из законов силлогистической логики (modus tollendo ponens), нельзя не только заключать об истинности следствий вывода к истинности его оснований (посылок), но и об увеличении вероятности истинности посылок по мере увеличения количества подтверждающих их следствий. Согласно формальным правилам определения логического вывода (в основе которого лежит определение материальной импликации как логической экспликации выражения «если ...то» естественного языка путем таблично-комбинаторного ее задания, исходя из логически возможных комбинаций значений истины и лжи для посылок и заключения вывода), логический вывод является правильным не только тогда, когда истинным посылкам соответствуют истинные следствия, но и в том случае, когда ложным посылкам соответствуют истинные следствия. Таким образом, установление истинности следствий теории говорит не только о ее истинности, но и не противоречит предположению о ее возможной ложности. В этом состоит основная логическая трудность истолкования индукции (выводов от частного к общему) как метода подтверждения истинности теории или вероятности ее истинности. Принятие учеными решения о подтверждении некоторой теории опытом является не чисто логическим, а условно-консенсуальным. Условным, так как истинные следствия подтверждают истинность посылок только в том случае, если заранее (условно) принята гипотеза об истинности посылок. Консенсуально, поскольку всегда необходимо достижение согласия ученых относительно качества (существенности) удостоверенных на опыте следствий и их достаточности как основания для суждения об ее истинности. (См. фальсификация, неоиндуктивизм, научный консенсус).

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ - одно из направлений философии, представители которого исходят из того, что единственно надежным и практически важным для человечества видом познания и знания является то, которое получается методами частных наук. Это знание называется «положительным», или «позитивным», отсюда и название направления. Частно-научный вид познания получил мощное распространение и развитие, начиная с Нового времени, и за это время доказал свои убедительные преимущества и колоссальную эффективность, особенно в познании природы. По своему методу позитивное или частно-научное познание является экспериментально-математическим исследованием любых объектов, как природных, так и социальных, а также различных форм сознания и познания. Позитивисты признают исторические заслуги других форм и методов познания (мифологии, религии, философии), однако считают, что их время безвозвратно прошло, и использование их как орудий познания после того, как новая наука доказала свою эффективность, есть дань архаике, отвлекающей силы и талант людей на бесполезные, а скорее даже социально вредные занятия. Родоначальником позитивизма, сформулировавшим достаточно четко позитивистское кредо, был французский философ О. Конт. Позитивисты признают подлинную ценность только за синтетическим апостериорным (т. е. эмпирическим) знанием и за аналитическим априорным (логика и математика). Наибольшей критике с их стороны подвергалось синтетически-априорное знание, как непроверяемое опытом и логическим анализом, а потому произвольно-спекулятивное и ненаучное. Особенно вредна с точки зрения позитивистов философия, так как она мимикрирует под науку. Борьба за чистоту научного знания и «выкорчевывание» из нее любых проявлений и вторжений философии («метафизики») - одна из главных задач, провозглашенная позитивистской философией. Позитивистами, начиная с Конта, была выдвинута задача построения взамен старой спекулятивной философии хорошей, позитивной, научной философии. За долгую историю позитивизма были предложены различные варианты научной философии (методология науки - Конт, Дж. Ст. Милль; научная картина мира - Г. Спенсер; психология научного творчества и инструмснталистская теория мышления - Э. Мах, П. Дюгем; логический анализ языка науки - М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап; лингвистический анализ языка - Райл, Остин, поздний Витгенштейн; логико-эмпирическая реконструкция динамики науки - Поппер, Лакатос). Однако, все названные варианты позитивной философии были раскритикованы и прежде всего самими позитивистами, так как, Во-первых, не удовлетворяли принятым позитивистами критериям научности, а, Во-вторых, неизбежно опирались на явно (а чаще - не явно) принятые определенные «метафизические» предпосылки. Ригоризм позитивистов в отношении «метафизики» не выдержал проверки временем. Она оказалась неустранимым и, более того, важным звеном не только как форма мировоззрения, но и как когнитивной ресурс самой реальной науки. (См. эмпиризм, позитивистская концепция соотношения философии и науки).

ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (СООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ)

ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки) - концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Последняя уничижительно объявляется позитивистами псевдознанием, мимикрией под науку, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для современной науки не только никакого позитивного значения, а скорее - отрицательное, так как философский дискурс способен только «заразить» науку вирусом псевдознания. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет - не существует и научной философии. «Наука - сама себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись метафизики!» (И. Ньютон) - вот формулы позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Однако все многочисленные попытки позитивистов построить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее специфическим предметом (научная система мира - Г. Спенсер, методология науки - Дж. Ст. Милль, психология научной деятельности - Э. Мах, логико-математический анализ языка науки - М. Шлик, R. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания - К. Поппер и др., лингвистический анализ языка пауки), закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его когнитивных структур. (См. эмпириокритицизм, неоиндуктивизм, постпозитивизм).

ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ - чувственная и мыслительная деятельность по сбору, обработке, переработке, конструированию и хранению информации. (См. деятельность, сознание, информация).

ПОКОЙ

ПОКОЙ - отсутствие какого бы то ни было движения или изменения; постоянство местопребывания тела в фиксированной точке пространства. (См. движение, изменение, тождество).

ПОЛЕ

ПОЛЕ - понятие, первоначально введенное в науку Дж. К. Максвеллом для описания электромагнитных явлений. Согласно его представлениям, электромагнитное поле - это та часть пространства, которая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в электрическом и магнитном состоянии. Из теории Максвелла следовало, что электромагнитное поле может обладать возмущениями, которые способны распространиться в пространстве. Им было, в частности, показано, что свет - это распространяющиеся волны электромагнитного поля.

Позднее стало ясно, что, кроме электромагнитного, существуют и другие виды полей - гравитационное, ядерное - сильные и слабые. Перенос полей носит квантованный характер. Переносчиками полей служат частицы, обладающие целостным спином: фотоны, векторные бозоны, глюоны и гравитоны. Следствием наличия у квантовых полей целостного спина является тот факт, что в некоторых случаях они обладают классическими свойствами. Эти свойства обнаруживаются в первую очередь у электромагнит-пых и гравитационных полей.

В классической физике поле рассматривалось как разновидность материи, резко отличающаяся от вещества: если структура вещества дискретна, то поле - непрерывно. В квантовой механике был открыт корпускулярно-колновой дуализм всех материальных микрообъектов, и это противопоставление утратило смысл. Следует также заметить, что поле, подобно веществу, также обладает энергией, а его волны способны энергию переносить. (См. вещество, энергия, материя).

Л.В. Лесков

ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА - 1) система мер по эффективному управлению любой социальной системой (научная политика, социальная политика, экономическая политика, финансовая политика и т. д.); 2) система мер по эффективному управлению обществом и государством. (См. политология, политические науки, государство, право).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ - множество политических, экономических и юридических дисциплин, имеющих своим предметом исследование различных аспектов властных отношений в обществе и государстве (социальная идеология, теория государства и права, политическая экономия, военное строительство, конституционное право, геополитика и др.). (См. политика, политология, государство, право).

ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТОЛОГИЯ - наука об управлении обществом, методах такого управления, типах и иерархии систем власти, политических процессах, функциях государства в обществе. (См. политические наукигосударство, право, политика).

ПОНИМАНИЕ

ПОНИМАНИЕ - нахождение или приписывание смысла элементам любой (материальной или идеальной) реальности (см. смысл, научное понимание, герменевтика).

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

ПОСТПОЗИТИВИЗМ - направление в западной философии и методологии науки, пришедшее в 60 - 70 гг. XX в. на смену логическому позитивизму. Лидерами постпозитивизма явились К. Поппер, И. Лакатас, Т. Кун, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд и др. Фундаментальной оппозицией логическому позитивизму явились, прежде всего, методологические построения К. Поппера, предложившего радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и эксперимента отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, а тем более доказательстве их истинности (и то и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта - в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имели большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, согласно Попперу, только те теории могут вообще считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано или поздно окажутся опровергнуты. Критицизм Поппера был удачно дополнен в постпозитивизме теориями научных революций Т. Куна, концепцией неявного и личностного знания как неустранимого элемента научного познания М. Полани, концепцией пролиферации теорий и методологического разнообразия П. Фейерабенда, идеей возможности применения теорий биологической эволюции к развитию научного знания Ст. Тулмина и др. Однако, к концу 80-х гг. XX в. постпозитивизм исчерпал свои возможности в объяснении структуры и динамики научного знания. Главной слабостью постпозитивизма явилось абстрагирование от социокультурного контекста функционирования науки, от социальных и социально-психологических параметров бытия науки. Оказалось, что без обращения к ним невозможно построить адекватные модели науки. (См. критицизм, фальсификационизм, парадигма, неявное знание).

ПРАВИЛО СООТВЕТСТВИЯ

ПРАВИЛО СООТВЕТСТВИЯ - регулятивный принцип установления «должных» отношений между старой теорией и сменяющей ее новой теоретической концепцией в определенной области науки. Согласно этому принципу, новая теория является «хорошей» в том и только том случае, если старая теория может быть получена из нее в качестве частного или предельного случая. Принцип соответствия основан на завышенной оценке значимости момента преемственности, прогресса в развитии научного знания. Слабой стороной данного правила является игнорирование столь же важной значимости в развитии любой системы моментов прерывности, качественного отличия и, в частности, несоизмеримости старых и новых теорий. (См. принцип, структура науки,  основания научной теории) .

ПРАВО

ПРАВО - система юридических законов и норм, принятых в той или иной стране и регулирующих на се территории все возможные типы отношений между гражданами, гражданами и государством, государством и обществом (гражданское право, хозяйственное право, уголовное право, конституционное право и др.). Основная цель права - обеспечение социальной справедливости в обществе в соответствии с его возможностями на данном этапе развития. Право всегда поддерживает статус-кво наличной общественной системы и поэтому изменяется вместе с развитием общества. В философии права исследуется сущность права, формулируются и обосновываются основные концепции его происхождения и природы, его отличие от морали, взаимоотношение с различными системами права и т. д. (См. государство, политика, юридические науки).

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - получение патента, иного охранного документа или иное подтверждение права интеллектуальной собственности. (См. патент, интеллектуальная собственность).

Г.В. Бромберг

ПРИБОР

ПРИБОР - познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. По специфике получаемой информации приборы делятся на качественные и количественные, по своим функциональным характеристиками - на приборы-усилители, анализаторы, преобразователи и регистраторы. (См. фундаментальные исследования, эксперимент, инновации).

Ф.В. Лазарев

ПРИНЦИП

ПРИНЦИП - нормативное общее высказывание, содержащее определенное требование к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности (принцип относительности, принцип соответствия, принцип эффективности, моральные заповеди и т. п.). (См. деятельность, ценности, сознание).

ПРИНЦИП ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

ПРИНЦИП ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ - принцип, применяемый при оценке новых технологий перед тем, как дается разрешение на их применение. В соответствии с этим принципом, при возникновении разумных сомнений в безопасности новой технологии те, кто ее создал и намерен применять, должны представить убедительные аргументы в пользу ее безопасности. (См. принцип, деятельность, этика науки, биоэтика).

Б. Г. Юдин

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ - требование смотреть на любой предмет познания  как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов. Принцип системности имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта как системы экстраполировать на него общие системные закономерности любой системы, независимо от ее конкретного содержания. Такие особенности изучаются в таком разделе современной математики как общая теория систем.  (См. принцип, система, познание).

ПРИРОДА

ПРИРОДА - в широком смысле - вся совокупность предметов, явлений и процессов, существующих по своим собственным законам до и независимо от человека и человеческого общества; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой, - как потенциальный объект его практической и познавательной деятельности и материал для формирования культуры. (См. бытие, культура, объект).

ПРИЧИНА

ПРИЧИНА - явление, процесс, состояние, предшествующее другому явлению, процессу или состоянию объекта и вызывающее, обусловливающее появление последнего (нагревание жидкости - причина ее испарения; молния - частная причина лесных пожаров; кооперативное, резонансное поведение частиц - одна из причин их самоорганизации и т. д.). Целенаправленный поиск причин разнообразных явлений - одна из важных функций науки, однако отнюдь не единственная и даже не главная, вопреки взглядам на назначение науки в период классического этапа развития естествознания. (См. детерминизм, закон).

ПРИЧИННОСТЬ

ПРИЧИННОСТЬ - отношение между одним явлением, процессом, состоянием объекта, которые считаются причиной, и другим явлением, процессом, состоянием объекта, которые рассматриваются как результат действия данной причины (се следствие). Причинность может иметь как однозначный, необходимый характер по отношению к своему следствию, так и вероятностный. Во втором случае принимают во внимание дополнительный фактор - условия осуществления причинной связи между явлениями. Причинность является одним из видов детерминационной связи между объектами наряду с функциональными, организационными, целевыми и другими видами детерминации. (См. детерминизм, индетерминизм, закон).

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА - существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна. (См. научная проблема, научная деятельность, научное познание).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - научное исследование и оценка вероятных перспектив, направлений совершенствования технологий, техники, создания новых направлений. (См. прогноз, проект, инновационная система).

Г.В. Бромберг

ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС - оценочное понятие, характеризующее процесс развития с точки зрения положительных, «желательных» для человека результатов, в целях их последующего использования для расширения пространства «блага» и более адаптивного существования как общества в целом, так и отдельных его подсистем. Как общая философская категория используется в аксиологических основаниях всех наук, как для внутренней оценки собственных когнитивных результатов, так и для их потенциальной и актуальной ценности для всего общества. (См. эволюция, развитие, изменение).

ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ - категория гносеологии и философии науки, обозначающая способность сознания к когнитивному творчеству, то есть к свободному (и в своей основе - случайному) комбинированию различных образов, как чувственных (восприятий и представлений), так и мысленных (идей разного рода). Впервые продуктивное воображение как самостоятельную и важнейшую познавательную операцию ввел в гносеологию И. Кант. (См. сознание, познание, синтез, новизна).

ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - исключительное право на владение и распоряжение результатами научно-технического характера: изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, товарными знаками (знаками обслуживания), наименованиями мест происхождения товаров. (См. интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности).

Г.В. Бромберг

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР НАУКИ

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР НАУКИ - совокупность научных центров и исследовательских лабораторий, принадлежащих промышленным, сельскохозяйственным или сервисным предприятиям. (См. организация науки, научно-техническийпотенциал).

Л.Н. Авдулов.

ПРОСТРАНСТВО

ПРОСТРАНСТВО - одна из базовых категорий науки. Категория пространства характеризует взаимное расположение существующих объектов. Она возникала и формировалась для выражения рядорасиоложен-ности тел и их протяженности.

В истории пауки и философии были выдвинуты две основные концепции пространства, которые сохранили свое влияние вплоть до настоящего времени: концепция субстанционального пространства и концепция атрибутивного пространства. Согласно первой (Ньютон и др.), пространство - самостоятельная субстанция, свойства и бытие которой не зависят от свойств и изменений в других субстанциях - времени и материи. Согласно второй (Аристотель, Лейбниц, современная физика), пространство есть аспект либо самих материальных тел, либо их взаимоотношений.

Классическая физика наделяла пространство следующими свойствами: трехмерность, непрерывность, бесконечность, однородность, изотропность, абсолютные метрические свойства. С дальнейшим развитием науки стало ясно, что различные сферы реальности могут характеризоваться пространствами с различными свойствами. Например, различные метрические свойства пространства потеряли абсолютность в теории относительности. Объективное физическое пространство, с которым, прежде всего, ассоциируется представление о пространстве, в котором живет человек и существует природа, т. е. пространство Вселенной, изучается в космологии. В ней построено несколько моделей Вселенной с соответствующими пространственными свойствами.

Наиболее абстрактная формулировка понятия пространства дается в математике.

В математике пространство определяется как множество объектов, которые называются его точками; при этом по определению вводятся какие-либо отношения между точками; эти отношения определяют геометрию пространства. Так, например, метрическое пространство - это множество точек, на котором введена метрика, т. е. задано правило определения расстояния между двумя любыми точками множества (примеры метрических пространств: числовая прямая, евклидово пространство любого числа измерений).

Исторически первым математическим пространством является евклидово трехмерное пространство. В математике введены такие виды пространств, как евклидово многомерное пространство, пространство Лобачевского, Риманово пространство, гильбертово пространство, векторное, функциональное, метрическое, топологическое и др.

Предполагается, что математическое пространство безразлично к природе элементов. Это позволяет использовать его в различных областях науки - в физике, химии, биологии, психологии, истории, комплексных исследованиях и т. д. При этом точка множества, представляющего пространство, получает содержательную предметную интерпретацию в соответствии с исследуемой проблемой. Известно, что в теории относительности точки четырехмерного многообразия интерпретируются как физические события.

В науке широко используется метод фазового пространства некоторой системы (например, физической, биологической, социологической...). Фазовое пространство системы - это совокупность всех ее возможных состояний, которые рассматриваются при этом как точки этого пространства. Какие математические пространства оказываются эффективными в тех или иных научных исследованиях, - определяется их спецификой. (См. математика, физика, теория относительности).

В.П. Казарян

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ПРОТОКОЛЫ)

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (протоколы) - множество единичных (по логической форме) высказываний о наблюдаемых данных, полученных в ходе непосредственного или косвенного наблюдения (как правило, с помощью научных приборов) над объективными (естественными или искусственно созданными в эксперименте) явлениями и процессами. Являются исходным пунктом эмпирического знания объективной реальности и служат непосредственной основой при выдвижении объясняющих их эмпирических гипотез и теорий, а также проверки истинности последних. В развитой науке не существует «чистых» протокольных предложений, никак не зависящих от какой-либо теории. (См. эмпирическое знание, прибор, эксперимент).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность ученого перед научным сообществом за качество проводимых им исследований и получаемых результатов, за добросовестное выполнение других профессиональных ролей, за сохранение ценностей сообщества. (См. этос науки, этика науки, научный консенсус).

Б.Г. Юдин

ПРОЦЕСС НОВОВВЕДЕНИЯ

ПРОЦЕСС НОВОВВЕДЕНИЯ - последовательность, включающая в себя фундаментальную науку, прикладные исследования, разработки, маркетинг, серийное производство и сбыт нового вида продукции или аналогичная последовательность создания и применения новой технологии и изготовления изделий. Процесс может включать все перечисленные стадии или только часть их, выступая в сокращенном, урезанном виде. (См. инновационная деятельность, изобретения, технология).

Л.Н. Авдулов

ПСИХИКА

ПСИХИКА - внутренний мир субъекта (мир его желаний, эмоций, установок, целей, ценностей, ощущений, восприятий, мышления, характера, типа личности), доступный эмпирическому исследованию. Психика является бытийной (внешней) проекцией сознания, тогда как последнее может быть рассмотрено в качестве се теоретического представления или модели. Содержание психики формируется двояким образом: 1) за счет взаимодействия субъекта с внешним миром и последующего присвоения («интериоризации») содержания последнего с помощью определенных познавательных средств (ощущений, восприятия, наблюдения, моделирования, обобщения и т. д.); 2) за счет конкретизации априорных структур сознания субъекта всех уровней (бессознательного, сознательного, надсознательного) и блоков (когнитивного и ценностного). Хотя объективная реальность является (постулируется) независимой от сознания, образ этой реальности, се видение в существенной степени зависит не только от содержания объективной реальности, но и от фундаментальных структур и конструктивных возможностей сознания субъекта. Любой результат внешнего опыта познания по необходимости субъект-объектен. Истолкование психики только как интериоризации предметной деятельности субъекта является слишком большим ее упрощением и основано на рационалистическом понимании субъекта. Такое понимание предполагает: 1) возможность полного абстрагирования от значительного объема неявного, латентного знания, всегда присутствующего у познающего субъекта и существенно влияющего на его восприятие объекта; 2) возможность полного абстрагирования от бессознательной сферы психики, являющейся важнейшей детерминантой многих поведенческих актов субъекта и его поступков; 3) возможность полного абстрагирования от экзистенциальной природы человека, полностью сводя его существование к целесообразным действиям. В отличие от структурной интерпретации, при деятельностной интерпретации психики (особенно в ее интериоризационном варианте) человек неминуемо редуцируется к полностью детерминированной социальной системе. (См. сознание, деятельность, субъект, объект).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - комплекс дисциплин о психике и психической деятельности, об их структуре, механизмах и способах функционирования. Важнейшими шагами в развитии теоретической и экспериментальной психологии явились: 1) выделение в структуре психики личности и коллектива наряду с сознательным (осознаваемым) уровнем бессознательного се уровня; 2) установление функциональной связи физиологической деятельности мозга с психическими актами личности и ее поведением; 3) интерпретация происхождения психической деятельности как результата интериоризации предметной деятельности человека, а его поведения как ориентировочной деятельности. В современной психологии сосуществуют три основных парадигмы: 1) структуралистская; 2) бихевиористская; 3) деятельностная. За последние десятилетия получили интенсивное развитие такие психологические направления как социальная психология, инженерная психология и психология науки. (См. психика, сознание, бессознательное, психология науки).

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической деятельности (см. психика, психологические науки).

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - одна из новых психологических дисциплин, имеющих пограничный характер с философией науки, когнитологией и науковедением. Предметом ее исследования является изучение научной деятельности, как отдельных ученых, так и научных коллективов психологическими методами (тесты, статистический, биографический и социологический методы). Уже в конце XIX - начале XX в. намечаются попытки ввести в психологическую науку новый объект эмпирических исследований - личность ученого в се обусловленности биологическими и социальными факторами. (Ф. Гальтон, В. Оствальд, А.А. Потсбня, П.К. Энгельмейер, Ж. Адамар и др.). Одна из центральных проблем психологии науки - анализ процесса научного творчества, изучение тех качеств ученых и необходимых условий, наличие которых делает человека науки способным сделать вызов устоявшимся представлениям и принципам и отстаивать новые взгляды. Одной из прикладных задач психологии науки, имеющих огромное социальное и практическое значение, является нахождение средств раннего распознавания людей с творческими задатками ученого, методик развития этих способностей, разработка типологий характерологических особенностей ученых для оптимальной ориентации научной молодежи на наиболее подходящие для них виды научной деятельности и отрасли науки. Огромное значение в механизме творческой деятельности ученого имеет ее мотивация. Именно мотивы побуждают конкретного ученого к направленной и напряженной деятельности. Анализ этой мотивации свидетельствует о ее сложной иерархической структуре, задания в каждом конкретном случае специфической конфигурации соотношения внутренней и внешней мотивации. Мотивация же любого поведения, в том числе и когнитивного, существенно связана со всей структурой личности, где познавательные способности и продуктивное воображение играют необходимую, но отнюдь не достаточную, а часто даже и не определяющую роль в творческих достижениях ученого. Огромное значение играют сила воли, целеустремленность, смелость, лабильность, способность рисковать и принимать на себя всю полноту ответственности за предлагаемые решения, ориентация на большие и социально-значимые ценности и др. Современная психология науки все больше убеждается в том, что науку «делают» не просто умные, знающие люди, а смелые творческие личности, нонконформисты, не любящие и не терпящие стереотипные формы поведения. Дивергентность, оригинальность мышления, свободолюбие, самоутверждение, стремление к необычным решениям трактуются сегодня как самые драгоценные свойства творческой личности в любой сфере деятельности. Не отрицая огромного влияния на творческую деятельность отдельных ученых и научных коллективов накопленного предметно-логического содержания науки, объективной логики ее развития и социально-культурной природы, психология науки делает сознательный акцент на интеллектуально-мотивационной сфере научного познания и творящих науку личностей. (См. научная деятельность, научное открытие, научный консенсус).

Предыдущая страница Следующая страница