Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - созданная К. Марксом принципиально новая, не имевшая аналогов в истории философии, система мировоззрения, в основу которой было положено понятие общественно-исторической практики. Под последней понималась система деятельности по производству и воспроизводству жизни во всех ее социальных аспектах и проявлениях. Один тип общества отличается от другого именно различными типами практики. Среди многообразия аспектов практики ведущим, первичным является господствующий в обществе способ материального производства, то есть тот или иной уровень развития производительных сил и производственных отношений. Все остальные подсистемы общества вторичны по отношению к господствующему способу материального производства и так или иначе (адекватно или менее адекватно) обслуживают и выражают его (государство, политические и правовые институты общества, формы общественного сознания и мировоззрения - философия, религия, мораль, искусство и др.). Сущность аутентичной марксистской философии четко выражается понятием «исторический материализм», где, в отличие от философии французского материализма, роль материи отведена не природе (она по Марксу - суверенный предмет естествознания), а практике или социальной материи. Кратко философию Маркса часто называют также теорией практики. Практика, а не природа сама по себе, является основой, источником и критерием истинности любых когнитивных построений, в том числе и самой философии. В науке имеет место особый вид практики - материальный эксперимент как результат взаимодействия субъекта науки и изучаемого им объекта. Однако эксперимент по самой своей сути всегда локален и ограничен в пространстве и времени и поэтому может выступать проверочной инстанцией лишь отдельных, частных научных моделей и теорий. Критерием же истинности науки в целом как специфической формы познавательной деятельности может быть только вся практика в целом в ее развитии. Крушение специфической системы социализма, построенной в СССР и других странах, является скорее подтверждением правоты марксистской философии, нежели опровержением последней, ибо, Во-первых, социализм в России был построен не по марксистской теории, а, скорее, вопреки ей, а, Во-вторых, он оказался не конкурентоспособным с развитыми индустриальными странами Запада прежде всего именно в сфере материального производства, не сумев обеспечить более высокий уровень производительности труда и эффективности всей системы социальной практики в целом. Марксистская философия как мировоззренческая парадигма вызывает по-прежнему пристальный интерес у многих мыслителей всего мира, а многие ее положения получили дальнейшее развитие не только в ряде трудов отечественных философов (особенно в области теории познания и философии науки, философии культуры и методологии деятельности), но и в трудах зарубежных философов (неомарксизм, франкфуртская школа, технико-технологический детермизм и др.). (См. философия, практика).

МАТЕМАТИКА

МАТЕМАТИКА - наука о количественных отношениях самих по себе, взятых в отвлечении от их действительных носителей, от качественной стороны объектов, или, как говорят, «о количественных отношениях в чистом виде» (Ф. Энгельс, АЛ. Колмогоров). Иногда математику определяют как науку «об абстрактных структурах» (Н. Бурбаки). Понятие «абстрактной структуры» очень близко по содержанию понятию «форма» в ее теоретико-множественном определении, поэтому иногда математику определяют как науку «о формах». (П.С. Александров). Для более однозначного понимания предмета математики важно четкое определение категорий «количество», «число», «форма», «абстрактная структура». В определении Энгельса -Колмогорова число рассматривается как частный случай количества, то есть только как метрически заданное количество. Другим видом количества выступают тогда пространственные и топологические отношения, метрика которых не задана. С другой стороны, «количество» в широком понимании может истолковываться как частный случай «формы» и даже как тождественное ему понятие. Наконец, понятие «абстрактной структуры», с одной стороны, шире интуитивно-содержательного понимания предмета математики (ибо, по крайней мере, логические структуры заведомо являются абстрактными структурами), а, с другой стороны, если под «абстрактными структурами» иметь в виду только «математические структуры», тогда определение математики как «науки об абстрактных структурах» будет очень точным, но тавтологическим. В любом случае важно иметь в виду, что современная математика представляет собой очень сложную многоуровневую и многоаспектную конструкцию. В ней различают «чистую» и «прикладную» математики, формальные и содержательно-интерпретированные теории, конструктивную и неконструктивную (классическую) математику, в которых используются существенно различные средства, методы и критерии приемлемости математических теорий и доказательств. Если при этом иметь в виду очень большое число различных математических дисциплин со своими частными предметами и проблемами (по отношению к общему предмету математики), то становится понятной та огромная мощь и влияние, которые оказывает математика на развитие всей современной науки и культуры. И это влияние благодаря поразительной точности, доказательности и эффективности математического знания будет в дальнейшем только возрастать. (См. количество, форма, вывод, доказательство).

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - современная математическая модель формальной логики как науки о правильном рассуждении. По меткому выражению русского логика Порецкого, математическая логика суть логика по предмету и математика - по методу решения своих проблем. Систематическая разработка математической логики началась с работ Больцано, Фреге, Рассела и Витгенштейна. Суть этой логики и рассмотрении большинства логических категорий (понятие, предикат, суждение, умозаключение, вывод, доказательство) как логических функций, областью значения которых являются истинностные значения. Как логические функции истолковываются и все логические операторы (термины «Все», «Существует», «Некоторые», «Один», «Ниодин», «и», «или», «если, то», «тождественно», «возможно», «необходимо» и т. д. и т. п.). Все логические функции задаются, в конечном счете, табличным способом с помощью всевозможных сочетаний введенного числа истинностных значений на «входе» и «выходе» этих функций. Так, например, логическое отношение «если, то...» моделируется с помощью функции =), называемой материальной импликацией.

МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ - одна из центральных и, вместе с тем, многозначных категорий философии и науки. Можно указать на следующие основные значения данного термина: 1) любая объективная реальность как все то, что находится вне человеческого сознания; 2) такая объективная реальность, которая принципиально может быть зафиксирована (отражена, дана) с помощью человеческих ощущений (чувственных анализаторов); 3) объективный субстрат в виде вещества, т. е. то, что обладает свойствами иметь химическую структуру, вес, протяженность, способность к превращениям, движению и т. д.; 4) содержание сознания, полученное в результате внешнего опыта, в ходе взаимодействия чувственной ступени познания с внешним миром, с миром «не-я»; 5) физическая реальность, то есть аспект бытия, знание о котором может быть получено с помощью использования физических методов и средств познания. Каждое из этих значений термина «материя» одинаково законно, однако должно всегда оговариваться в конкретном контексте во избежание философской путаницы. (См. бытие, сознание, опыт).

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ - совокупность эмпирических и теоретических дисциплин, исследующих строение, функции, состояние различных систем человеческого организма и человеческих общностей с точки зрения их нормы и патологии, причины и возникновение различных болезней, их симптомы, проявление, течение и способы лечения, методы профилактики, способствующие снижению риска возникновения определенных болезней, методы сохранения здоровья и продолжительности жизни. Фундаментальными теоретическими науками, лежащими в основе современной медицины, являются физиология, химия, физика, биология, экология, психология, информатика, кибернетика, теория систем. Основные категории современной медицины: норма, патология, болезнь, здоровье, гомеостазис, орган, организм, функция, система, жизнь, смерть, врачебная этика и др. (См. науки о Человеке, биология, жизнь, смерть, биоэтика).

МЕНЕДЖМЕНТ

МЕНЕДЖМЕНТ - одна из основных категорий наук об управлении любыми социальными процессами. Основной состав понятий любых теорий управления исходит из кибернетики и экономики (прямая и обратная связь, эффективность и продуктивность функционирования системы и т.п.). В основе любых теорий менеджмента лежат два основных принципа: 1) эффективное управление любой системой невозможно вне учета особенностей этой системы, и 2) эффективное управление любой системы существенно зависит от мастерства субъекта управления. (См. кибернетика, цель, социальная система).

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА - категория философии, имеющая два основных значения: 1) всеобщее, синтетически-априорное знание (философия в этом смысле есть синоним рациональной или теоретической метафизики); 2) философия, абстрагирующаяся при создании теоретических моделей мировоззрения от идеи развития как всеобщего, необходимого и первичного свойства всех явлений и процессов (как материальных, так и духовных). Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель, а после него в этом значении он употреблялся также и в марксистско-ленинской философии, а также других философских течениях (неогегельянство и др.). Бинарной оппозицией категории «метафизика» в ее первом значении является категория «апостериорное знание» или «конкретно-научное знание». Бинарной оппозицией категории «метафизика» во втором ее значении является термин «диалектика» как всеобщая теория развития, которую Гегель и марксисты рассматривали как единственную истинную философию и всеобщий метод мышления (правда, каждый в своей интерпретации). (См. априорное знание, философия, синтетическое знание, натурфилософия).

МЕТАФИЛОСОФИЯ НАУКИ

МЕТАФИЛОСОФИЯ НАУКИ - область философии, предметом которой является анализ различных логически возможных и исторически реализованных типов философии науки (классическая философия науки, неклассическая философия науки, постмодернистская философия науки), их когнитивно-ценностной структуры, интерпретативных возможностей и социокультурных оснований, связи с реальной историей науки и ее самосознанием. Метафилософия науки является с одной стороны рефлексивным уровнем знания самой науки, а с другой - результатом применения когнитивных ресурсов той или иной общей философской системы. Поэтому ее основными методами являются рефлексия, конструирование и трансцендентальный (философский) анализ. (См. философия науки, метатеоретическое знание, рефлексия).

МЕТАФОРА

МЕТАФОРА - перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или контрасту. Например, «электрический ток», «аромат элементарных частиц», «город Солнца», «Царство Божие» и т. д. Метафора представляет собой скрытое сравнение весьма удаленных, на первый взгляд, предметов, свойств и отношений, в котором слова «как будто», «словно» и т. п. опущены, но подразумеваются. Эвристическая сила метафоры в смелом объединении того, что до этого считалось разнокачественным и несовместимым (например, «световая волна», «давление света», «земной рай» и т. д.). Это позволяет разрушить привычные когнитивные стереотипы и создать новые мысленные конструкции на основе уже известных элементов («мыслящая машина», «общественный организм» и т. д.), что ведет к новому видению мира, изменяет «горизонт сознания». (См. сравнение, научное творчество, синтез).

МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ - способ реконструкции развития объекта, разработанный в диалектической философии и впервые достаточно широко и глубоко использованный Гегелем в теории развития мышления и других разделах философии (феноменология духа, философия природы, философия общества и др.). Его сущность заключается: 1) в признании главным источником и причиной развития любой системы ее внутренних противоречий; 2) в выделении среди множества всех противоречий системы главного (основного) ее противоречия («клеточки»); 3) в полагании неразвитой, простейшей по содержанию и благодаря этому всеобщей, формы основного противоречия в качестве исходного пункта всего последующего процесса рациональной реконструкции развития изучаемой системы; 4) в использовании в качестве внугреннсго механизма последовательной развертки из исходного (абстрактного) противоречия всех остальных противоречий системы (называемых Гегелем конкретными противоречиями) диалектического (противоречивого в своей сущности) ритма «тезис - антитезис - синтез», повторяющегося после достижения определенного синтеза противоположностей каждый раз с новой силой, но на более «высоком уровне». В истории конкретных наук наиболее мощной попыткой применения данного метода явилась реконструкция К. Марксом в «Капитале» развития экономической системы капитализма из исходного противоречия между «меновой и потребительной стоимостью», заключенного в любом товаре. Механизмом же обращения и расширенного воспроизводства исходного противоречия капитализма К. Маркс считал ритм «товар - деньги - товар». Все остальные попытки применения метода восхождения от абстрактного к конкретному к реконструкции развивающихся систем, в том числе и систем конкретно - научного знания, были менее последовательными и менее удачными. Гораздо более широко используемым в науках и плодотворным при реконструкции развития изучаемых систем является гибкое сочетание исторического и логического подходов при моделировании динамики объекта. Метод восхождения от абстрактного к конкретному относится только к задаче реконструкции развивающихся объектов и его нельзя отождествлять с методом движения знания от простого к сложному. Последний метод является более общим по сравнению с методом восхождения от абстрактного к конкретному. (См. метафизика, марксистская философия, синтез).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР - множество внутренне взаимосвязанных между собой методов научного познания, образующих некоторую целостную систему средств, наиболее адекватно приспособленную к когнитивному обслуживанию некоторого специфического типа содержания (реальности). Так для описания эмпирической реальности используется методологический кластер, состоящий из методов систематического наблюдения, эксперимента, индукции, моделирования. Совсем другой методологический кластер используется на теоретическом уровне познания: идеализация, конструирование, дедукция, математическое моделирование, формализация. Внутри конкретного кластера один метод релевантен другому и органически дополняет его для решения общей задачи. Существует различие методологических кластеров для разных типов паук (логико-математические, естественнонаучные, социально-гуманитарные, инженер-но-технико-технологические), для отдельных наук (физика, история, юриспруденция, почвоведение и т. д.) и даже для таких крупных единиц научного знания как lot исторические типы науки (античная, средневековая, неклассическая, постнеклассическая). Так для классической науки методологическим кластером выступали методы получения чистого объективного, абсолютно истинного, однозначного, доказательного знания. Методологический же кластер неклассической науки существенно иной: методы достижения общезначимого, относительно-истинного, вероятного знания, методологический плюрализм, системность, комплементарность, партикулярность теорий и др. (См. методология науки, исторические формы науки).

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частно-научные методы) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и метатеоретическое методы). К числу общенаучных методов относятся научное наблюдение, эксперимент, научное описание, обобщение, классификация, объяснение, предсказание, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др. Частно-научные методы делятся в свою очередь по двум основаниям: принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математическое, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические) и принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т. д.). Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса: 1) методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделирование, экстраполяция и др.); 2) методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания, доказательство, интерпретация и др.); 3) методы мстатеоретического познания (анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.). Одним из общих различений научных методов является отнесение одних к контексту научного открытия (наблюдение, эксперимент, обобщение, интуиция и др.), а других - к контексту научного обоснования (доказательство, подтверждение, фальсификация, уточнение, определение области применимости и др.). (См. методология, философия науки, метод).

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - способы преодоления привычных когнитивных стереотипов ученых, шаблонного мышления, активизации воображения, фантазии, латентного опыта субъекта познания, раскрепощение индивида, формирование веры в самого себя и свои возможности как личности, чувства неограниченной свободы и ощущения собственной силы. На сегодняшний день существует в общей сложности более тридцати таких методов и методик (мозговой штурм, синектика, трансцендентальная медитация, групповая динамика, рабочие листы и др.). Современная психология науки настаивает на том, что «рабочий язык» творческого мышления - зрительные образы, метафоры, аналогии, а отнюдь не понятия и законы логики. Последние лишь закрепляют и организуют когнитивные инновации в безличностные системы, стирая с них следы индивидуального творчества. Творческое научное мышление регулируется не логическими правилами, а психологическими методами и закономерностями. (См. научное творчество, психология науки).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность общих взглядов на мир (внешнее бытие) и на отношение человека к нему. Главной составляющей мировоззрения является именно отношение человека к миру (природе, обществу, другим людям, к самому себе). В процессе своего исторического развития человечество выработало (сконструировало) различные формы мировоззрения: обыденное познание, мифологию, религию, философию, искусство, науку и др. Только обыденное мировоззрение является стихийным и не профессиональным. Все остальные формы мировоззрения являются рефлексивными и профессионально специализированными: имеют свой язык, свои средства и методы репрезентации и решения мировоззренческих проблем, свои профессиональные сообщества. Каждая из форм мировоззрения имеет свои плюсы и минусы, связанные с ее выразительными, когнитивными и коммуникативными возможностями. Главная проблема мировоззрения: отношение «человек - мир» имплицитно содержит в себе множество различных, более конкретных отношений: 1) онтологическое (что первично: мир или человек, бытие или сознание, я или не-я); 2) гносеологическое (познаваем ли в принципе человеком мир); 3) праксеологическое (как человек должен практически действовать в этом мире); 4) эстетическое; 5) этическое; 6) прагматическое; 7) экзистенциальное и др. Каждое из этих отношений регулируется определенными полярными ценностями, положительными и отрицательными (онтологическое: материя-сознание; гносеологическое: истина-ложь; праксеологическое: деяние -недеяние; эстетическое: красота-безобразие; этическое: долг-вседозволенность; прагматическое: польза-вред; экзистенциональное: бытие-небытие и т. д. Таким образом, в целом проблема мировоззрения имеет не предметно-атрибутивный, а ценностный характер, а то или иное ее решение задает определенные нормы и интерпретации человеческого поведения. Таким образом, основная задача мировоззрения - дать ответ не столько на вопрос, каков мир, сколько на вопрос, как правильно жить в этом мире. Наиболее теоретически проработанной формой мировоззрения является философия. Однако, она имеет принципиально плюралистический характер, оставляя человека всегда перед ответственным выбором, предпочтением тем или иным философским теориям и концепциям. (См. философия, онтология, гносеология, аксиология, человек).

МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА

МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА - множество логических систем, в которых область истинностных значений высказываний состоит из более чем двух значений. В этом отношении многозначная логика выступает как обобщение классической двузначной логики, которая ограничила область истинностных значений только двумя значениями (истина и ложь). Первые системы многозначной логики (трехзначной логики) были построены Лукасевичем и Рейхенбахом. Впоследствии были построены системы логики с бесконечным числом истинностных значений. Во всех системах многозначной логики выполняются закон тождества и закон противоречия, однако закон исключенного третьего здесь уже не действует. В системах логики с п значений истинности вводится закон исключенного (п 1), а в системах бесконечнозначных логик не действует даже обобщенный закон исключенного третьего, поскольку он не имеет смысла в таких системах по определению. Примером бесконечнозначных логик может служить вероятностная логика Рейхенбаха, в которой основная логическая функция p(h, e) интерпретируется как степень истинности гипотезы (h) на основе данных (е) и может принимать бесконечное число значений истинности в интервале {0,1}, включая крайние значения. (См. логика, математическая логика, истинностные значения).

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ - опытный образец или информационно-знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может играть роль модели в том случае, если между ним и другим предметом, называемым оригиналом, существует отношение тождества в заданном интервале абстракции. В этом смысле модель есть изоморфный или гомоморфный образ исследуемого объекта (оригинала). (См. моделирование, метод).

Ф.В. Лазарев

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным. (См. эксперимент, теоретическое и эмпирическое).

Ф.В. Лазарев

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ - одна из сфер сознания, состоящая в понятийном моделировании любых проблем, предметов и процессов. Тремя основными способами образования понятий (идей) являются: абстрагирование, идеализация и конструирование. Мышление всегда огрубляет, схематизирует и конструктивизирует объективный предмет познания, как правило непрерывно изменяющийся, текучий. Платой за достижение мышлением определенности в моделировании реальности является плюрализм (дополнительность) в видении одного и того же объекта. Мышление существует в двух основных формах: интуитивное и дискурсное (закрепляемое с помощью языка, терминов и высказываний). В науке основной формой мышления является его дискурсная репрезентация. (См. сознание, рассудок, разум, рациональность).

Предыдущая страница Следующая страница