Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАКТ

ФАКТ (научный) - опытное звено, лежащие в основе построения эмпирических или теоретических систем знания: некая эмпирическая реальность, отображенная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру. В этой структуре можно выделить четыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, события, соотношения, свойства и т. п.); 2) информационную составляющую (информационные посредники, обеспечивающие передачу информации от источника к приемнику - средству фиксации фактов); 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивную детерминацию факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических и социокультурных установок и т. п.). (См. научное наблюдение, прибор, научный эксперимент).

Факт -1) само конкретное событие объективной действительности (в отличие от его возможной репрезентации в сознании); 2) истинное высказывание о конкретных событиях объективной действительности (см. научный факт, эмпирическое знание). (См. теория, объект, истина).

ФАЛЛИБИЛИЗМ

ФАЛЛИБИЛИЗМ - философско-методологическая концепция научного знания (К. Поппер и др.), согласно которой последнее (в отличие от других видов знания - философского, религиозного и др.) не только потенциально (по природе) фальсифицируемо (опровержимо) с помощью эмпирического опыта (иначе оно выпадает из-под контроля последнего), но и реально, поскольку любые научные (особенно теоретические) модели всегда односторонни и неуниверсальны по отношению к своему реальному предмету (прототипу). Это означает, что все теоретические научные построения в своих универсалистских притязаниях на истину являются в принципе ошибочными (ложными). С последовательно фаллибилистекой точки зрения истина и ложь вообще не могут быть значимыми критериями в оценке научного знания и должны быть заменены на другие (содержательная информативность, простота, эвристичность, практическая полезность и т. п.). (См. постпозитивизм, критицизм, фальсификация).

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - совокупность приемов и процесс доказательства ложности эмпирической гипотезы или теории на основе установления в опыте (наблюдении и эксперименте) ложности вытекающих из нее логических следствий (потенциальных или актуальных). В методологию науки категория «фальсификация» как обозначение существенно значимой процедуры для определения динамики науки была введена К. Поппером. Фальсификация суть логическая экспликация более широкой по содержанию категории гносеологии - «опровержение». Согласно Попперу, назначение опыта по отношению к теории отнюдь не в том, чтобы доказывать, определять и внедрять в науку истинные теории (в этом отношении Поппер выступает последовательным и убедительным критиком любой формы индуктивизма), а в том, чтобы опровергать ложные гипотезы. В этой связи Поппер характеризует индуктивизм в методологии науки как аналог ламаркизма в биологической теории эволюции, тогда как свою концепцию взаимоотношения теории и опыта он рассматривает как аналог неодарвинизма, где  среда истолковывается лишь как выбраковочный фактор по отношению к неспособным приспособиться к ней особям. Абсолютизация Поппером фальсификации как, безусловно, важной методологической процедуры научного познания опирается на два спорных положения: 1) запретна возможность усовершенствования фальсифицированных теорий, что в целом противоречит реальной истории науки, где усовершенствование и достижение согласия с опытом до этого фальсифицированных теорий постоянно имеет место (яркие примеры - гелиоцентрическая система мира Галилея - Коперника, планетарная модель атома Резерфорда и т. д.); 2) предположение о том, что истинность эмпирических следствий всегда является бесспорной, так как принимается конвенционально. Как и в случае с подтверждением, решение вопроса об истинности и достаточности качества и количества эмпирически удостоверенных следствий теории для суждения об ее ложности является не чисто логическим или конвенциональным, а содержательным и консенсуальным, предполагающим выработку и достижение определенного единства по этому вопросу среди членов профессионального научного сообщества. Ясно, что с точки зрения исторической перспективы развития науки любое такое консенсуальное решение должно рассматриваться как относительное и временное. (См. научный консенсус, фаллибилизм).

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ - логически организованная система высказываний о некотором множестве эмпирических объектов (например, небесная механика, феноменологическая термодинамика, эмпирическая психология восприятия и т. д. и т. п.). Необходимым цементирующим конструктом феноменологических научных теорий является множество эмпирических законов, установленных путем индуктивного обобщения некоторого множества протокольных предложений теории. (См. индукция, обобщение, эмпирическое знание).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философская концепция (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Брентано, Э. Гуссерль и др.), согласно которой предметом философии является не мир объектов (природных или социальных), а мир сознания, его элементарных структурных единиц и актов (феноменов), имманентных сознанию априорных (внеопытных, внссоциальных и внеисторических) форм и условий функционирования сознания в любом из его основных измерений (структурном, когнитивном, коммуникационном, рефлексивном). Феномены (явления сознания как элементы, непосредственно представляющие само сознание, а не нечто вне его) имеют следующие характеристики: языковые оболочки, психические переживания, мыслимый предмет, смысл. Феноменология занимается анализом только двух последних характеристик феноменов. Феноменология, с одной стороны, аргументативно отказывается от натуралистической трактовки содержания сознания, в том числе и научного познания, как отражения реальности, а с другой - не приемлет субъективно-конструктивистскую интерпретацию сознания и познания, так как обе они ведут с точки зрения феноменологов к релятивизму и скептицизму в вопросах возможности достижения сознанием объективной, абсолютной истины. Последняя достижима только в том случае, если исходить из ее трактовки как объективной, априорной идеи «чистого сознания», или априорной структуры человеческого существования. Феноменологическое направление анализа сознания показало свою большую плодотворность в гуманитарных науках (искусствознании, культурологии, праве, психиатрии, социологии, педагогике). Однако попытки его применения в естествознании и технико-технологическом знании оказались явно неудачными. (См. априоризм, сознание).

ФИЗИКА

ФИЗИКА - наука, изучающая фундаментальные и наиболее общие свойства и законы движения объектов материального мира. Понятия физики и физические законы - основа всего естествознания.

Термин «физика» (от греческого physis - природа) введен в науку Аристотелем. Развитие физики как современной науки началось после обоснования Н. Коперником гелиоцентрической системы мира: физика Аристотеля противоречила этой системе. Принципиальной важности шаг сделан Г. Галилеем, который превратил физику в экспериментальную науку. И. Ньютон ввел в физическую теорию математический аппарат изобретенного им (и независимо от него Г. Лейбницем) дифференциального и интегрального исчисления. Используя синтез экспериментальных и теоретических методов, Ньютон создал классическую механику, которая к началу XIX в. приобрела современную форму.

Целью физики является формулировка общих законов природы и объяснение конкретных явлений. Основные разделы физики: классическая механика, термодинамика и статистическая физика, теория электромагнетизма, теория относительности, квантовая механика. Физика служит научной основой большого числа технических наук и приложений (гидромеханика, теория тепломассобмена, техническая механика, микроэлектроника и др.). (См. физическая реальность).

Л.В. Лесков

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - категория философии и науки, имеющая три основных значения: 1) мир объектов, процессов, явлений, изучаемых физикой (в отличие от химической реальности, биологической реальности, социальной реальности, математической реальности и др. партикулярных видов реальности); 2) физическая картина мира, образ мира с позиций абстракций и идеализации физической науки, множества ее теорий, особенно фундаментальных (физика элементарных частиц, теория относительности, квантовая механика, синергетика, космология и др.) в отличие от химической картины мира, биологической картины мира и т. п.; 3) синоним объективной реальности в отличие от трансцендентной реальности, психического мира, идеального мира сознания и др. (См. бытие, материя, физика, природа).

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность эмпирических и теоретических дисциплин о языке, литературе, их письменных и устных формах, структуре, развитии. Среди основных филологических наук выделяются история и теория литературы, общее и сравнительное языкознание, история языков народов мира, лингвистика, семиотика, устное народное творчество, теория и практика перевода, словарная теория и практика, одной из фундаментальных современных теоретических дисциплин в области филологии является структурная лингвистика, изучающая структуру языка, его функции, порождающие структуры, общие законы синтаксиса, семантики, прагматики и коммуникации. К числу важнейших философских проблем филологии относятся: понятие языка, общая структура и законы функционирования языка, язык и сознание, язык и человеческая деятельность, язык и социальная система, язык и научное знание. (См. язык, структурализм, постмодернизм, дискурс).

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ - теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоззрения - решение вопроса об отношении человека к окружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе). Это отношение регулируется принятой (и определенным образом понимаемой) субъектом (отдельным человеком или некоторой социальной системой) системой общих ценностей (добро - зло, истина - ложь, гармония - дисгармония, долг - вседозволенность, любовь - ненависть, надежда - отчаяние, польза - вред, активность - недеяние и др.). Все формы мировоззрения (кроме обыденного) имеют специализированный характер, то есть обладают своим особым языком и методами решения мировоззренческих проблем. Отличительной чертой философии является ее теоретический характер. В решении различных мировоззренческих проблем (онтологических, гносеологических, этических, эстетических, экзистенциальных, праксеологических и др.) философия делает «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство, как на главные средства их решения. В этом сила философии, но в этом же ее слабость по сравнению с другими формами мировоззрения, так как ценностные суждения трудно поддаются логическому обоснованию и принятию на чисто рациональных основаниях. Поскольку философия не может быть в силу своей природы (стремление к всеобщему знанию) эмпирическим обобщением весьма противоречивого человеческого опыта, постольку единственным выходом для нес остается построение различных логически возможных теоретических, мировоззренческих схем, их анализ и сравнение в отношении лучшего решения тех или иных мировоззренческих проблем. В силу своей природы философия не может не быть плюралистичной. Однако с общеадаптационной точки зрения плюрализм философии является скорее положительной ее характеристикой, нежели отрицательной. Во-первых, потому что само человеческое сообщество слишком разнообразно и противоречиво внутри себя по своим ценностным характеристикам и установкам, которые поэтому в принципе не могут получить свое рациональное обоснование в рамках некой универсальной, а тем более «единственно-научной» философской системы. А, Во-вторых, плюрализм философии является по-своему опережающим (избыточным) по отношению к реальной истории человечества, конструируя («заготавливая») заранее все возможные рациональные мировоззренческие схемы как ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество. (См. мировоззрение, теоретическое, разум, сознание).

ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ

ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ - раздел философии науки, исследующий философские основания и проблемы математики: онтологические, гносеологические, методологические, логические и аксиологические предпосылки и принципы математики в целом, ее различных направлений, дисциплин и теорий. К числу важнейших философских проблем математики в целом относятся: предмет математики, природа математического знания, способы его обоснования, анализ логических принципов и законов, используемых в математике, ценность математического знания, место математики в науке и культуре. Философские проблемы математики на протяжении всей ее истории привлекали к себе пристальное внимание как самих математиков, особенно крупных ее творцов, так и многих философов (Пифагора, Платона, Аристотеля, Эвклида, Гаусса, Лобачевского, Кантора, Пуанкаре, Гильберта, Рейтинга, Гсделя, Маркова, Колмогорова и мы. др.). Как и в философии в целом, в философии математики существуют различные направления и подходы. Например, при решении проблемы предмета математики это - объективизм (идеалистического и материалистического характера) и субъективизм (интуиционистского и конструктивистского толка). При решении вопроса о природе математического знания (как возможно математическое знание?) это - эмпиризм и априоризм. В решении проблемы обоснования математики в XX в. четко оформились четыре основных направления: логицизм, формализм, интуиционизм и конструктивизм. Пет единства среди математиков и философов и в решении вопроса о ценности математического знания, и его роли в культуре (от понимания математики как обслуживающего средства и языка других, более практически значимых и объективных по содержанию естественных, инженерно-технических и социальных наук, до ее понимания как самодостаточной, высшей, универсальной и подлинно объективной науки). Для более строгого решения проблем обоснования математики, в XX в. оформилась даже определенная математическая дисциплина: метаматематика. Ее основными проблемами являются вопросы непротиворечивости, полноты и логической строгости отдельных математических теорий и доказательств. Имеющий место плюрализм в философии математики и вытекающая из него конкуренция различных направлений и школ имеет для математики в целом положительное значение, характеризуя ее как сложную и открытую когнитивную систему, способную к дальнейшему развитию. (См. математика, философия науки, философские основания науки).

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - область философии, предметом которой является общая структура закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой. (См. философские основания науки, философия, наука, уровни научного знания).

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ - проблема, относящаяся к философским основаниям науки в целом, отдельных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий: логико-математических, естественно-научных, инженерно-технических, социальных и гуманитарных научных дисциплин. Примеры философских проблем науки:

1. Какова природа математического знания?

2. Каковы философские основания и сущность теории относительности и квантовой механики?

3. Что такое вероятность, детерминизм, индетерминизм?

4. Какова роль случайности в эволюции любых систем вообще, биологических систем, в частности?

5. В чем специфика гуманитарного познания? И т. д. и т. п.

Особенность философских проблем науки (ф. п. н.) состоит в том, что они являются комплексными, включающими в свой состав весьма разнородные когнитивные элементы - философские и конкретно-научные категории в их органическом единстве. Эффективное решение ф. и. н. требует профессионального знания, как содержания определенной науки, ос истории, так и профессионального владения философским языком, умения философски мыслить. Разработка ф. п. н. способствует развитию, как философии, так и конкретных наук. Большое место ф. п. н. занимают в деятельности крупных ученых-теоретиков, создателей новых научных концепций и направлений (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Д. Гильберт, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Н. Бор, Н. Винер, П. Капица и мн. др.). (См. философские основания науки, проблема).

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ - множество онтологических, гносеологических, методологических, логических и аксиологических понятий и утверждений философии, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, научного направления или даже науки в целом как специфической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого социального института. (См. метатеоретическое знание, принципы, уровни научного знания).

ФОН НАУКИ

ФОН НАУКИ - конкретная совокупность социокультурных факторов (общих ценностей как ядра культуры, философии, политики, морали, искусства, уровня развития науки, техники и производительных сил общества, форм социальной коммуникации и т. д.), составляющих инфраструктуру бытия науки, необходимое условие ее функционирования как органической части культуры. Только обращение к исторически-конкретному содержанию культуры позволяет понять существование науки определенного исторического периода как специфической по содержанию и, вместе с тем, целостной системы (античная наука, средневековая наука, английская или французская наука XVII в., постмодернистская и модернистская наука и т. п., различные сечения реальной науки и др.). Социокультурный фон науки как релевантная для науки часть культуры, является посредствующим звеном не только между наукой и социумом, но и между наукой и изучаемыми ею объектами, которые всегда постигаются в рамках определенных социальных и культурных форм (средства фиксации, язык науки, средства научной коммуникации, идеологии науки и т. д. и т. п.). Важнейшими элементами социокультурного фона конкретной пауки являются, Во-первых, другие науки, а, Во-вторых, философия как форма рациональной репрезентации оснований социокультуры как целого. Вот почему связь науки с культурой и воздействие последней на науку осуществляется через социокультурный фон науки. (См. исторические формы науки, история науки, наука).

ФОРМА

ФОРМА - свойства и отношения определенных процессов, явлений, одинаковые (изоморфные) для них и не связанные однозначно с другими свойствами

и отношениями этих предметов, процессов, явлении. Отсюда следует, что 1) понятие формы всегда относительно (то есть имеет смысл только к определенному, фиксированному содержанию); 2) не существует абсолютной формы или «формы в себе». Нечто является формой по отношению к одному содержанию, но всегда может быть рассмотрено как содержание в другом отношении. Например, такие геометрические формы тел как квадрат, окружность, треугольник сами обладают некоторым содержанием (свойствами, отношениями), которое изучается в геометрии. Более того, все они являются только содержанием по отношению к понятию «геометрическая форма». Логические формы, которые могут иметь различные по содержанию суждения и выводы, имеют некоторые содержательные различия в рамках более общего понятия «логическая форма» и изучаются в логике. Форма всегда фиксирует в предметах нечто общее, инвариантное и потому ее нахождение и описание является одной из главных задач науки. В этом смысле наука может быть определена, как стремление к пониманию любого содержания с позиций некоторой формы. Одной из важнейших формальных характеристик объектов и процессов являются их количественные свойства и отношения. Количество - приоритетный вид формы для научного познания действительности. (См. количество, качество, структура).

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ - совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов. Формализация позволяет превратить содержательно построенную теорию (например, раздел механики) в систему материализованных объектов определенного рода (символов), а развертывание теории - свести к манипулированию этими объектами в соответствии с некоторой совокупностью правил, принимающих во внимание только и исключительно вид и порядок символов, и тем самым абстрагироваться оттого познавательного содержания, которое выражается научной теорией, подвергшейся формализации. (См. форма, синтаксис, логика). Ф.В. Лазарев

ФОРМАЛИЗМ

ФОРМАЛИЗМ - направление в философии математики, основателем которого явился Д. Гильберт. Главные усилия формалистов были направлены на решение проблемы обоснования математики, доказательство ее непротиворечивости. Их не устраивали философские взгляды на сущность математики ни логицистов, ни интуиционистов. Они исходили из того, что старая, классическая математика является добротной, истинной и непротиворечивой наукой. Возражая интуиционистам, Гильберт восклицал: «Отнять у математиков закон исключенного третьего - это все равно, что запретить боксерам пользоваться кулаками». Однако для того, чтобы исключить вес сомнения в добротности классической математики, все ее основные теории (эвклидову геометрию и арифметику натуральных чисел в первую очередь) необходимо было полностью формализовать, то есть представить (отобразить) в виде формальных, синтаксических систем, а затем доказать чисто финитными средствами логическую непротиворечивость, полноту (относительно их содержательных моделей) и независимость аксиом этих формальных систем. При формальном отображении любой содержательной математической системы мы должны полностью отвлечься от содержательной интерпретации ее собственных и логических терминов, представить ее в виде чисто синтаксической конструкции и только тогда мы увидим ее принципиальную математическую сущность, все ее необходимые и достаточные основания. Сам Д. Гильберт формализовал содержательную часть эвклидовой геометрии и в результате показал недостаточность аксиоматической базы классической эвклидовой геометрии. Однако, первые же серьезные попытки полной формализации самой простой из математических теорий - арифметики натуральных чисел - принесли формалистам разочарование. К. Гедель, попытавшийся решить проблему обоснования арифметики в рамках программы формализма, пришел в итоге к противоположному результату - доказательству невозможности ее реализации. Он доказал невозможность полной формализации содержательной арифметики натуральных чисел в рамках одной формальной системы, а также невозможность доказательства ее непротиворечивости средствами самой формальной системы. Доказательство абсолютной непротиворечивости математики оказалось в принципе невозможным. Результаты, полученные Геделем, имеют огромное философ-скос значение. Однако невозможность реализации программы формализма в полном объеме не отменяет огромной ценности самой формализации математического знания. (См. форма, философия математики).

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА - исследование законов природы и общества, направленное на получение новых и углубление имеющихся знаний об изучаемых объектах. Целью таких исследований является расширение горизонта науки. Решение конкретных практических задач при этом, как правило, не предусматривается. Иногда в англоязычной литературе различают «базовые» исследования и «фундаментальные». Первые считаются «чистой наукой», далекой от практики, накоплением знаний ради знаний, вторые направлены на получение знаний, которые когда-нибудь принесут практическую пользу. (См. наука, структура наук).

А.Н. Авдулов

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс - получение нового знания как основа научной профессии - в обоих типах исследований протекает абсолютно одинаково. Социальные функции фундаментальных и прикладных исследований в современном науковедении определяются следующим образом. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона...) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Пи одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.). (См. наука, научная деятельность).

Э.М. Мирекий

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТАНТЫ (ФСК)

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТАНТЫ (ФСК) - жизнеустроительные оптимумы, выражающие стиль, строй, порядок максимально отлаженного (сопоставительно с идеалами) социального бытия. В сфере материального воспроизводства это - максимальная мотивированность, стимулированность продуктивной деятельности.

В сфере духовного воспроизводства это - максимальная самореализуемость. В сфере политико-гражданского воспроизводства это - максимальное участие, вовлечение, волеизъявление. В сфере экзистенциального воспроизводства это - максимальная самоудовлетворенность, полнота, глубина существования. ФСК - это показатели многокритериальной оптимизации, получаемые не формально, а эмпирически, - посредством статистического резюмирования исторических опытов социального устроения (социальных распределений). Возможность обустраивать общество лишь но видимости представляет собой задачу с произвольным решением. Изначально она (возможность) лимитируется условиями: 1) фазовые, временные, ресурсные ограничения - человеческий, социальный, геополитический, физический, властный потенциал; 2) инициативные ограничения - недопустимость саморазрушения, самоуничтожения. ФСК имеют эмпирическую и критическую сущность; орудием их выделения служит аналитическое обобщение социально-исторического опыта. (См. гуманитарные науки).

ФУНКЦИЯ

ФУНКЦИЯ - 1). В биологии и социальных науках (социология, этнография, социальная антропология, культурология и др.) - роль, которую выполняют различные структуры и процессы в поддержании целостности и устойчивости тех систем, частями которых они являются. Например, функцией сердца является поддержание непрерывности движения крови по всем органам живого организма, снабжение их посредством этого кислородом и тем самым благоприятствование поддержанию целостности и жизнеспособности этого организма; функцией университетов является подготовка специалистов в фундаментальных областях науки, сохранение высокого интеллектуального потенциала и тем самым обеспечение жизнеспособности общества, частью которых они являются. Так понимаемая функция накладывает определенные ограничения как на класс систем, по отношению к которым уместен сам «функциональный подход», так и на класс следствий или изменений, претерпеваемых их частями, которые могут быть квалифицированы в качестве именно «функций». Системы должны представлять собой не любые «комплексы взаимодействующих элементов» (таковыми являются и атом, и Солнечная система, и бесконечное множество других материальных тел и объектов), а быть способными в широком диапазоне вариаций внешних условий своего существования сохранять свою целостность, устойчивость и жизнеспособность, благодаря именно наличию специальных структур (и процессов) поддержания своей упорядоченности. В свою очередь функцией будет считаться не любое изменение любой части такой системы, а именно изменение такой специфической структуры, которое вносит вклад в сохранение и поддержание се (системы) целостности. Иногда в литературе по методологии биологии такие системы называют органическими, органически-целостными, организованными или даже направленно-организованными. Главная философская трудность, порождаемая функциональными объяснениями (особенно в области естествознания), заключается в том, что фактически они всегда служат ответом не на каузальный вопрос «почему?», а на телеологический вопрос «для чего?». И до тех пор пока этот вопрос и ответ на него связывались с необходимостью признания Творца природы (который якобы и сотворил все таким образом, чтобы одно служило целью для другого), функциональные объяснения с трудом приживались в науке. Ситуация изменилась, когда Ч. Дарвином было показано, что все функциональные (целесообразные) структуры и процессы в живых организмах могут быть истолкованы как причинно (каузально) обусловленные адаптации (приспособления), выработанные естественным отбором в процессе их исторической эволюции. Еще большую респектабельность приобрели функциональные объяснения после легализации кибернетикой всего блока телеологических понятий в качестве полностью релевантных при научном объяснении строения и поведения весьма широко класса сложноорганизованных систем природы и общества. 2). В математическом смысле функция - зависимая переменная в так называемом «функциональном отношении» между переменными величинами, при котором каждому значению какой-либо определенной величины (аргумента, или независимой переменной) ставится в соответствие определенное значение другой величины (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие может быть задано различными способами: формулой, графиком, таблицей и пр. (См. телеологизм, телеология).

В.Г. Борзенков

Предыдущая страница Следующая страница