Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАКУУМ

ВАКУУМ - в житейском понимании пустота, отсутствие реальных частиц. В квантовой механике вводится понятие физического вакуума как основного состояния квантовых полей, обладающих минимальной энергией и нулевыми значениями импульса, углового момента, электрического заряда, спина и др.

Физический, или квантовый, вакуум также не является пустотой: он содержит виртуальные частицы, которые рождаются в нем за промежутки времени порядка 10-22 сек., как следствие квантовых флуктуации в соответствии с соотношениями неопределенности Гейзенберга. Хотя индивидуально виртуальные частицы (электроны, протоны и др.) наблюдать нельзя, как ансамбль они оказывают приборно регистрируемое воздействие на свойства реальных частиц.

Вакуум - фундаментальное понятие, т. к. его свойства определяют свойства всех относительных состояний материи. Все, что происходит в нашем мире, обусловлено, в конечном счете, изменениями геометрических характеристик квантового вакуума. (См. физика, картина мира).

Лесков

ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ

ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ - одна из догм раннего логического позитивизма (Нейрат, ранний Витгенштейн, Шли к и др.), согласно которой любое научное понятие и любое научное высказывание должны выдерживать независимую проверку на обладание научным значением и истинностным содержанием.

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРОЯТНОСТЬ

ВЕРОЯТНОСТЬ - степень (мера) возможности, точное определение которой задается в аксиоматическом исчислении вероятностей, впервые построенным русским математиком А.Н. Колмогоровым. Имеет несколько содержательных интерпретаций, каждая из которых удовлетворяет аксиоматическому определению вероятности. Это: 1) вероятность как значение частоты (или предела частоты) появления какого-либо определенного события среди класса других событий (Р. Мизес, Г. Рейхенбах); 2) вероятность как степень объективной возможности наступления некоторого события (степень его предрасположенности к этому) при реализации определенной ситуации (М. Смолуховский, В. Гейзенберг, К. Поппер); 3) вероятность как логическое отношение между высказываниями, как степень частичной выводимости одного из другого (в частности, как степень подтверждения некоторой гипотезы эмпирическими данными) - Р. Карнап и др.; 4) вероятность как степень уверенности рационального субъекта в наступлении какого-либо события или в истинность какой-либо гипотезы (Л. Сэвидж, Бруно дс Финетти). Каждая из этих интерпретаций является законной, так как удовлетворяет исчислению вероятностей. (См. возможность, интерпретация, случайность).

ВЕЩЕСТВО

ВЕЩЕСТВО - одна из разновидностей материи, главное свойство которой, согласно представлениям современной науки, заключается в том, что оно состоит из элементарных частиц. При этом структурными элементами самих элементарных частиц являются еще более фундаментальные объекты - кварки и лептоны. Кварки - это гипотетические материальные объекты, из которых состоят протоны и нейтроны, являющиеся наряду с электронами основным типом элементарных материальных частиц. Кварки обладают спином S и дробным электрическим зарядом как положительным, так и отрицательным. В свободном состоянии кварки не наблюдаются; они удерживаются внутри протонов и нейтронов посредством обмена глюонами (glue по-английски означает клей, склеивать) - безмассовыми частицами со спином 1. Теория, описывающая свойства и поведение кварков, называется квантовой хромодинамикой, т. к. глюоны обладают специфическим квантовым числом - «цветом». Эффект удержания кварков внутри элементарных частиц, или конфайнмента, - это принципиально новое явление природы.

Известно четыре типа фундаментальных взаимодействий, которые связывают между собой элементарные частицы  (гравитационные, электромагнитные и ядерные - сильные и слабые). Но если протоны и нейтроны участвуют во всех четырех 32 типах взаимодействий, то леитоны (электроны, мюоны, нейтрино и др.) сильным взаимодействием не обладают.

Объединяясь, прогоны, нейтроны и электроны образуют атомы - всем хорошо известный основной структурный элемент вещества. Масса протона равна 1.67Т0"-1 г., электрона 9, НО"-8 г., масса нейтрона отличается от массы протона незначительно. Протоны и электроны являются стабильными частицами; время жизни свободного нейтрона, т. с. вне атомного ядра, около 15 мин. (См. материя, энергия, поле).

Л.В. Лесков

ВНЕНАУЧНЫЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ

ВНЕНАУЧНЫЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ - исторически сформированные и социально закрепленные формы дискурсной информации, не отвечающей в полной мере критериям научности, но имеющей не менее важное, чем научное знание, практическое значение для адаптивного существования как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Это - обыденное знание, литература (проза, поэзия), мифология, как специфическая форма организации и функционирования ценностного сознания, религия, философия, идеология. Некоторые из них, такие как обыденное познание, хотя и имеют донаучное происхождение, но при этом более универсально используются в процессе познания и коммуникации, нежели наука. Другие, такие как искусство, философия, религия, столь же партикулярны, как наука, столь же важны как она и в принципе не сводимы друг к другу. Они отличаются от науки прежде всего тем, что репрезентируют в отличие от нее не предметно-атрибутивную, а ценностную сферу сознания. Вненаучные формы знания отличаются от науки и друг от друга прежде всего целями, средствами и способами репрезентации и утверждения информации. Все они находятся друг по отношению к другу и к научному знанию в отношении дополнительности, выполняя свои необходимые функции в целостном ансамбле человеческого сознания. (См. знание, информация, сознание).

ВОЕННЫЕ НАУКИ

ВОЕННЫЕ НАУКИ - комплекс дисциплин, направленных на разработку военных доктрин, планирование и успешное проведение военных операций, строительство военной инфраструктуры, повышение боеготовности армии, качественную подготовку рядового и командного состава, проектирование, разработку и испытание новых образцов вооружения и военной техники и др. Основные методологические категории военных наук: планирование военных операций, эффективная защита от нападения вероятного противника, стратегия и тактика успешных военных действий, военная педагогика, военный конфликт и др. (См. государство, политика, техника, инженерные науки, управление).

ВОЗМОЖНОСТЬ

ВОЗМОЖНОСТЬ - одна из важнейших категорий философии, имеющая в качестве своих бинарных оппозиций понятия «действительность» и «необходимость». По отношению к действительности, к тому, что актуально существует, возможность выступает как предшествующее ей состояние, как «додействитсльность». Будучи понимаема не в логически-виртуальном, а в реальном, объективном смысле, возможность является специфическим видом объективного бытия, которое греки впервые обозначили как особый мир потенций, который первичен по отношению к действительному, материальному миру, представляющему собой лишь ничтожно малую, реализованную часть бесконечного мира потенций, мира вечного, неизменного, абсолютного в своей полноте, структурном и функциональном многообразии (В.В. Налимов). Вопрос о возможности в науке интересен как в онтологическом отношении, так и в гносеологическом смысле разведения предметов эмпирического и теоретического знания. Так, в последние годы В. Гейзенберг был склонен считать, что в то время как предметом эмпирического познания является действительный мир, предметом теорий (квантовой механики, в частности) является мир возможностей, мир потенций. В несколько ином контексте подобную мысль высказывают математики, трактуя последнюю как науку об абстрактных структурах (Н. Бурбаки), оппозициони-руя их от реальных, физических структур. В этом плане интересной представляется мысль интерпретировать мир объективных идей Платона или объективного мышления Гегеля как мир объективных возможностей (у Гегеля - развивающихся при этом) или как сущностный мир, мир по истине, в отличие от действительной, эмпирически наблюдаемой реальности. Объективные возможности могут различаться количественно, иметь различный (больший или меньший) вес или меру. В этом случае вероятность и есть не что иное, как количественная мера возможности и является, как и последняя, диспозиционной характеристикой действительных явлений и процессов. В эмпирическом, действительном мире вероятность реализуется, репрезентирует себя в виде относительной частоты. Другая бинарная оппозиция возможности - необходимость может рассматриваться, с одной стороны, в качестве ее частного случая как возможность, имеющая максимальный вес (значение), равное 1, либо как дополнение к возможности, если из континуума численных значений последней исключить значения О и 1. Тогда весь универсум предстанет в виде трех взаимно-непересекающихся множеств (мир невозможного, мир возможного и мир необходимого). (См. вероятность, необходимость, случайность).

ВРЕМЯ

ВРЕМЯ - одно из базовых понятий философии и науки. Развитие представлений о времени в различных областях науки, особенно в физике, оказало большое влияние на философские концепции времени. Категория времени выражает проявления бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и покоящихся на них отношениях «раньше, чем...», «позже, чем...», «одновременно с...». Время неразрывно связано с изменением. Без изменений, т. е. без процессов, нет времени. Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Оно относительно независимо от них в том смысле, что время относится к изменению так же, как числа относятся к нумеруемому. Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека. Человек не только познает время, но и переживает его, отчасти управляя им. Время вплетено во все сферы бытия - потому определенное истолкование времени входит в различные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, обыденное повседневное сознание. Время является измеряемым. Процессы, используемые для его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, биологические ритмы, исторические эпохи, процесс счета. Человек конструирует специальные приборы для измерения времени, называемые часами (часы песочные, солнечные, механические, атомные, лазерные и т. д.). Процедура измерения осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того чтобы можно было приложить эталон к измеряемому времени. В физике появились высоко абстрактные модели времени, которые далеко отстоят от конкретного бытия как природы, так и человека. В них время репрезентируется множеством моментов, на которые наложена определенная система отношений между ними. Все моменты имеют одинаковый статус существования, т. е. их нельзя характеризовать понятиями «настоящее, прошлое, будущее». Этот познавательный прием назвали опространствованием времени, или его гсометризацией. Современная наука знает об ассиметрии прошлого и будущего, об относительности одновременности, об относительном ускорении и замедлении времени, о его связи с пространством и гравитирующими массами, о непрерывности и одномерности времени в макромире, о гипотезах многомерного времени, о моделях ветвящегося времени в логике, о циклическом времени в древнегреческой мифологии, о хронотопе, о разорванности и неупорядоченности времени в литературном произведении, о линейном однонаправленном конечном 00 времени 15 христианстве и многое другое; ни одно

философское учение не обходится без концепции времени, которая тесно связана с другими основополагающими принципами и категориями философии. (См. изменение, измерение).

В.П. Казарян

ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ТЕОРИИ

ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ТЕОРИИ - познавательная ситуация в науке, когда исследователь оказывается перед необходимостью оказать предпочтение одной из нескольких предложенных теорий для объяснения некоторого определенного круга явлений (фактов, наблюдений и т. п.): волновая и корпускулярная теория света, модели Солнечной системы Птолемея и Коперника, ламарксистская и дарвиновская теория биологической эволюции, классическая и конструктивная математика и т. д. и т. п. Этот выбор, как показывает история науки, осуществляется на основе многих критериев: степени объяснительной и предсказательной силы теории по отношению к множеству известных фактов, степени ее логической доказательности, степени ее простоты (минимальному числу исходных допущений теории), степени ее практической полезности, степени ее соответствия определенным философским основаниям и т. д. и т. п. Трудность осуществления такого выбора состоит не только в сложности количественного определения и сравнения указанных параметров конкурирующих теорий, но и в достижении консенсуса относительно веса каждого из параметров в общей системе всего множества параметров выбора. Для современной науки ситуация выбора наилучшей из альтернативных теорий является не только массовой, но и по-прежнему драматичной. (См. научный консенсус, социальный репертуар, эмпирический репертуар).

Предыдущая страница Следующая страница