Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАУ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАУ")

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленный сбор эмпирической информации о предмете познания, основанный на когнитивном и практическом интересах субъекта и активизации чувственного (сенсорного) аппарата сознания. (См. познание, теоретическое и эмпирическое, научный метод).

НАБЛЮДЕНИЕ (НАУЧНОЕ)

НАБЛЮДЕНИЕ (научное) - получение актуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием, различного рода приборов и операциональных средств для фиксации и количественной оценки поступившей информации. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводимость результатов наблюдения, а также требуемую их точность и однозначность. (См. эмпирическое знание, научный метод).

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - один из регуляторов творческой интеллсктуалыю-мотивационной активности личности, состоящей в угадывании как ближайшего, тик и отдаленного «потребного будущего». Это «потребное будущее» существует в виде более или менее вероятных возможностей наличного бытия как одна из возможных траекторий его эволюции. И в этом отношении надсознатслыюе и ее выражение - идея, категория не есть нечто чисто субъективное, изначально содержащееся в глубинах сознания, а сугь результат резонирования содержания сознания творческой личности с реальными возможностями бытия. Роль надсознателыюго, как одного из факторов развития науки, становится особенно очевидной при обращении к многочисленным факторам одновременного и независимого открытия в науке многих фундаментальных теорий (гелиоцентрическая модель мира - Галилей, Коперник, Кеплер; неевклидовы геометрии - Лобачевский, Бойяи, Гаусс; частная теория относительности - Пуанкаре, Эйнштейн и т. д. и т. п.). В отличие от подсознательного, детерминирующего настоящее прошлым, надсознательное - фактор, детерминирующий настоящее будущим. (См. сознание, интуиция).

НАРРАТИВ

НАРРАТИВ - категория лингвистики и языкознания, означающая «письменное повествование», «рассказ». Последние являются бинарными оппозициями категорий «устное общение», «свободная проза», «логическое доказательство». Активно используется постмодернистами в предлагаемой ими интерпретации философии науки. В частности, они утверждают, Во-первых, что именно нарратив является самой естественной формой существования любого (в том числе и научного) дискурса и что большая часть современного естественно-научного и гуманитарного знания имеет явную форму нарратива. Во-вторых, что даже на уровне математических и физических теорий, где явной формой дискурса является логическое доказательство, его подлинную основу и контекст всегда составляет повествование, в основе которого лежит определенный сюжет. Основными логическими средствами построения нарратива являются сравнение, антитеза, метафора, аналогия, констатация. (См. «пастиш», «рассказ», «дискурс»),

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura - природа) - в общем случае - философская позиция, считающая понятие ПРИРОДА исходным и главным при рассмотрении мировоззренческих и смысложизнонных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существовании каких-либо трансцендентных (сверхъестественных) сущностей, недоступных обычному научному познанию. (См. природа, естествознание).

НАТУРФИЛОСОФИЯ

НАТУРФИЛОСОФИЯ - философское учение о природе, о ее наиболее общих свойствах, отношениях и закономерностях. Сыграла свою большую положительную роль в течение длительного этапа формирования научного познания природы (естествознания), играя роль теоретического уровня знания в естественных науках. Уже первые системы натурфилософии (концепции милетских философов, Демокрита и Левкиппа, Аристотеля и др.) оказались чрезвычайно эвристичными для развития естествознания. Однако после того как естественные науки сформировали в Новое время собственную методологию и теоретический аппарат, натурфилософия была вытеснена на периферию науки, на уровень ее философских оснований, философской интерпретации и обобщения содержания частных наук о природе. Попытка чисто спекулятивной разработки философского учения о природе, без опоры на данные современного естествознания, может привести только к дискредитации философии вообще в глазах ученых. Подобная реакция с их стороны уже имела место в отношении натурфилософских построений Гегеля и Шеллинга и др., а позже - в отношении некоторых натурфилософских построений в рамках марксистско-ленинской философии, отказавших генетике, кибернетике, математической логике и теории систем в статусе истинных теорий, как противоречащих законам материалистической диалектики. С другой стороны, необходимо признать право натурфилософии на ее относительную самостоятельность и независимость от уровня, достигнутого современной ей наукой, иначе она перестает выполнять свои эвристические функции. Высокомерие, как и «хвостизм» философии по отношению к пауке - одинаково неприемлемые стратегии во взаимоотношении философии и естествознания. (См. онтология, картина мира, метатеоретическое знание, философские науки).

НАУКА

НАУКА - специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование в практике нового научного Ш знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определенным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полезности. Сегодня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощной динамикой расширенного воспроизводства, результаты которой образуют основу развития современного общества, являющегося в своей основе инновационным. (См. научная деятельность, научная рациональность, научный метод).

НАУКИ О ДУХЕ

НАУКИ О ДУХЕ - комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих универсальные ценности, природу, функции и их проявления в человеческой жизни, коллективном и индивидуальном поведении людей. Основное предназначение универсальных ценностей (Бог, Благо, Истина, Добро, Красота, Любовь, Справедливость и др.) - обеспечение устойчивого, положительного, высокоадаптивного существования и развития всего человеческого рода в целом, социальных систем, отдельного человека. Среди наук о духе важнейшее место принадлежит теории ценностей, истории и теории культуры, общей истории, истории религии, истории философии, истории искусства, политической и социальной истории, истории науки, психологии, наукам о поведении и др. (См. ценности, гуманитарные науки, культура, науки о культуре).

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ - множество научных дисциплин, изучающих человеческую деятельность во всех се главных аспектах: предметном, целевом, процессуальном и результатном. В зависимости от характера продукта (результата) человеческой деятельности культуру различают на материальную и духовную, в зависимости от предмета деятельности - на производственную, социальную, информационную и др., в зависимости от характера процесса - на творческую и репродуктивную, изменяющуюся и развивающуюся, в зависимости от целей - высокую и низкую и т. д. Взятая в специфической конкретном единстве всех своих аспектов культура представляет собой базовую, порождающую структуру человеческой цивилизации определенного типа (древнеегипетская культура и цивилизация, культура и цивилизация Древней Индии и Китая, средневековая европейская культура и цивилизация и т. д.). Важнейшими науками о культуре являются археология, культурология, антропология, история. (См. культура, науки о духе, история, пауки о человеке).

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ - комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве (антропология, физиология, медицина, психология, педагогика, языкознание, археология и др.). Среди основных философских проблем наук о человеке можно выделить следующие: происхождение и основные этапы эволюции человека, человек и среда его обитания, соотношение биологического и социального в человеке, формирование человеческой личности, человек и общество, человек и культура, творческий потенциал человека, сознание и его структура, когнитивные и коммуникационные способности и возможности человека и др.). (См. антропология, человек, гуманитарные науки, педагогические науки, психологические науки и др.).

НАУКОВЕДЕНИЕ

НАУКОВЕДЕНИЕ - дисциплина, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Оформление науковедения как самостоятельной комплексной дисциплины, объединяющей различные исследования в истории, социологии, экономике, логике, психологии науки, наукометрии и ряде др. областей, относится к 60-м гг. XX в. Цель науковедения (II.) - разработка теоретического понимания науки и определение способов и критериев рационального ее участия в жизни и развитии общества. Н. изучает проблемы организации научной деятельности, политики в области науки, информационных процессов формирования и функционирования научного знания, структуры научного потенциала, научно-технического прогнозирования, применения науки в глобальных и региональных научно-технических программах. Н. широко применяет современные методы эмпирической и вычислительной техники, математическое моделирование объектов изучения, системные методы исследования (См. наука, системный анализ, системный подход).

Э.М. Мирский

НАУКОЕМКАЯ ОТРАСЛЬ

НАУКОЕМКАЯ ОТРАСЛЬ - отрасль производства или услуг, в которой преобладающее значение имеют наукоемкие технологии. (См. инновационная деятельность, управление наукой).

А.Н. Авдулов

НАУКОЕМКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

НАУКОЕМКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - технология, при использовании которой объемы ИР превышают среднее значение этого показателя в определенной области экономики (обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т. п.). (См. инновационная деятельность, управление наукой).

А.Н. Авдулов

НАУКОЕМКОЕ ИЗДЕЛИЕ

НАУКОЕМКОЕ ИЗДЕЛИЕ - изделие, в себестоимости или добавленной стоимости которого затраты на ИР выше, чем в среднем в изделиях данной отрасли.

В англоязычной литературе используется термин high tech - высокая технология, изделие и т. д., отражающий именно высокий уровень затрат па ИР в отрасли или изготовлении какого-либо изделия.

Стандартизированной классификации отраслей или изделий хозяйства по признаку наукоемкости не существует. Примерами наукоемких отраслей производства могут служить аэрокосмическая промышленность, производство компьютерной и сложной техники, производство электронных средств связи, фармацевтическая промышленность. В сфере услуг это образование, здравоохранение, разработка промышленного обеспечения, маркетинговые услуги и др. (См. инновационная деятельность, прикладная наука).

А.Н. Авдулов

НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА - непротиворечивое эмпирическое или теоретическое утверждение, решение об истинности которого научным сообществом еще не принято. Самым простым способом удостоверяется истинность эмпирических гипотез, имеющих форму единичных высказываний о наличии или отсутствии определенного свойства у конкретного объекта. Это делается непосредственным сопоставлением содержания таких гипотез с реально наблюдаемым положением дел и установлением тождества (или отсутствия такового) между тем, что утверждается в гипотезе, и тем, что показывают результаты наблюдения и эксперимента. Например, истинность гипотезы «длина данного стола менее двух метров» устанавливается путем непосредственного измерения его длины и сопоставления результатов этого измерения на предмет тождества тому, что утверждалось в гипотезе. Гораздо сложнее осуществляется проверка на истинность общих эмпирических гипотез, а тем более теоретических, особенно тех, которые лежат в основе научных теорий, являясь ее аксиомами. Такая проверка может быть только косвенной, путем выведения из общих гипотез их следствий, установления тождества или различия содержания последних с наблюдаемым положением дел и наконец принятия субъектом научного познания решения о достаточном количестве проверенных следствий из общей гипотезы для вынесения суждения об ее истинности или неистинности (в частном случае, ложности). Например, истинность гипотезы о независимости постулата о параллельных от остальных аксиом геометрии Эвклида была установлена только путем установления тождества утверждений геометрии Лобачевского со свойствами поверхностей (плоскостей) с постоянной отрицательной кривизной, которые в свою очередь непротиворечиво описывались в рамках геометрии Эвклида, правда, в ее стереометрии, а не планиметрии. Однако, поскольку относительно стереометрии Эвклида среди математиков имелся консенсус о ее непротиворечивости, то из установления факта взаимно однозначного соответствия между подмножествами высказываний стереометрии Эвклида и планиметрии Лобачевского с необходимостью следовали утверждения и о непротиворечивости геометрии Лобачевского и о независимости постулата о параллельных от остальных аксиом геометрии. Гелиоцентрическая система Коперника оставалась научной гипотезой до тех пор, пока не были сформулированы законы небесной механики И. Кеплера, а последние выведены в качестве следствий из динамики Ньютона, которая консенсуально была принята сообществом физиков за истинную теорию, благодаря ее огромной объясняющей и предсказательной силе. Процесс принятия научным сообществом решения об истинности научных гипотез занимает часто очень длительное время и при этом никогда не является окончательным. Конкретные гипотезы и истины являются относительными, диалектическими, подвижными категориями в реальной динамике научного знания. (См. научное открытие, научное творчество, научная истина).

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью - производство научного знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами - различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования. (См. деятельность, наука, научное знание, научное познание).

НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА - базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Представление о научной дисциплине используется как максимальная аналитическая единица исследования науки в работах по социологии науки, науковедению, истории, философии, экономике науки и научно-технического прогресса.

Дисциплинарная форма организации науки проявилась в том, что она оказалась инвариантной относительно социально-экономического и культурного окружения и в настоящее время практически не имеет организационных альтернатив. Более того, по дисциплинарному принципу строится организация знания и система подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности (к примеру, медицина, инженерное дело, искусство), вынужденных в процессе передачи опыта новым поколениям специалистов оперировать с обработкой и трансляцией больших массивов знания.

Несмотря на то, что конкретные события и процессы, определяющие существование дисциплины, рассредоточены в пространстве, на значительных временных интервалах и протекают в различном социокультурном и организационном окружении, дисциплина обладает механизмами, обеспечивающими ее устойчивость и инвариантность. Столь высокая эффективность дисциплинарной организации напрямую связана с постоянной интенсивной работой по поддержанию и развитию организационной структуры дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, отношений в сообществе, подготовка научной смены, взаимоотношение с другими институтами и пр.), причем в эту работу вовлечены практически все участники дисциплинарного сообщества, какой бы конкретной научной или научно-организационной деятельностью они ни занимались в данный момент. Для осуществления этой работы в истории науки сформировались специальные механизмы, которые постоянно совершенствуются и развиваются. (См. социология науки, научное сообщество).

Э.М. Мирский

НАУЧНАЯ ИСТИНА

НАУЧНАЯ ИСТИНА - множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом. Двумя основными формами такого удостоверения являются: 1) соответствие результатам систематических, статистически правильно обработанных данных наблюдения и эксперимента (для эмпирических высказываний), 2) конвенциональное (условное) полагание наличия такого тождества у исходных (как правило, весьма простых по содержанию) утверждений (аксиом) и выведение из них всех логических следствий (теорем), истинность которых гарантируется корректным применением соответствующих правил логики. Последняя форма удостоверения истинности научного знания применяется в основном для теоретических высказываний. (См. истина, аналитическое знание, синтетическое знание, научный консенсус).

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности; подсистема мета-научного знания, являющаяся одним из важнейших элементов оснований науки (наряду с ее философскими и социальными основаниями). Представляет собой множество фундаментальных онтологических утверждений науки определенного периода. Например, основу классического естествознания составлял взгляд на мир как на множество материальных объектов, взаимодействующих между собой в соответствии с некоторым множеством законов. Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обобщение, синтез онтологических схем различных частных областей научного знания (физики, химии, биологии, социологии, истории и т. п.); 2) сведение онтологической схемы одной из наук к другим (например, биологии к химии и физике). Однако вполне возможно сосуществование в науке любого исторического периода альтернативных, исключающих друг друга картин мира (например, корпускулярной и волновой картин мира классической науки). Принятие той или иной научной картины оказывает существенное влияние на построение, обоснование, отбор и интерпретацию отдельных научных теорий (например, квалификация их как объективно-истинных или имеющих только инструментальный характер и т. п.). В свою очередь, на формирование научных картин мира оказывает мощное влияние предпочтение, оказываемое учеными той или философии, в частности ее онтологии (например, глобальный эволюционизм современной научной картины мира существенно опирается на

диалектическую и теологическую философию). (См. картина мира, метатеоретическое знание, основания научной теории).

НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - способ упорядочения множества изучаемых определенной наукой объектов по каким-то определенным свойствам (их наличию или отсутствию), а также по степени их интенсивности (классификация геометрических объектов по их геометрической форме, топологической структуре, классификации видов минералов, растений и животных в геологии, ботанике и зоологии, болезней - в медицине и т. п.). Является методом эмпирического и теоретического познания, как правило, предшествующим созданию научных теорий. Различают естественные и искусственные классификации в науке. В основе естественных классификаций лежат те или иные существенные свойства объектов, различие между проявлениями которых хорошо фиксируется в опыте и поддается количественному измерению (например, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева). (См. классификация, эмпирическое знание, объект).

НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов.

Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 1950-х - начале 1960-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым «информационным взрывом», удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях.

При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний (конференции, симпозиумы, конгрессы...) и функционирования мощных систем научно-технической информации и кончая личными контактами ученых по поводу мелких эпизодов исследовательской деятельности.

Изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информационных и социально-психологических исследований.

Были выявлены основные коммуникационные структуры, которые позволяют в считанные недели подключить к срочной экспертизе важного исследовательского результата практически всех участников мирового научного сообщества данной дисциплины. Эти, как правило, двухуровневые структуры включают сравнительно небольшую группу признанных лидеров, находящихся в постоянном деловом общении, и их сотрудников и аспирантов, получающих значительную часть информации через лидеров и обеспечивающих ее оперативное обсуждение.

Была получена систематическая картина обработки знания сообществом на наименее изученном этапе - между получением результата и его публикацией. Процедуры и события экспертизы знания в предпубликационный период позволили существенно продвинуться в теоретическом и эмпирическом исследовании важнейших процессов творческого взаимодействия ученых.

Впечатляющим прикладным результатом реализации этого подхода явилось создание в Филадельфийском институте научной информации системы указателей научных ссылок (Science Citation Index, Social Science Citation Index и т. п.) - одной из самых эффективных информационных систем современной науки. (См. социология науки, когнитивная социология науки, научный консенсус).

Э.М. Мирский

НАУЧНАЯ КРИТИКА

НАУЧНАЯ КРИТИКА - имманентная ценность науки, необходимое условие и важнейший метод се совершенствования и развития, одна из обязанностей любого ученого по отношению к любому фрагменту научного знания, в том числе к своим собственным концептуальным построениям и взглядам. Основа научной критики - сомнение в безусловной истинности и окончательной обоснованности любого элемента научного знания, а тем более - вненаучного. Способы научной критики - анализ продуктов научной деятельности на их соответствие принятым стандартам, идеалам и нормам научной деятельности, анализ самих стандартов с точки зрения их универсальности, эффективности и полезности; формы - дискурсная, опытная (наблюдательно-экспериментальная) и практическая аргументация и контраргументация, выдвижение альтернативных концепций и способов решения имеющихся познавательных и практических проблем. Научная критика - единственное эффективное противоядие против догматизма и авторитаризма в науке. Однако ее абсолютизация, превращение в самоцель ведет к односторонним и гибельным для существования науки стратегиям научного критиканства и безбрежного релятивизма. Мера «критичности» не может быть задана априорно ни в целом, ни для каждого отдельного случая. Она вырабатывается в процессе конкретных научных коммуникаций членов научного сообщества на основе здравого смысла и научного консенсуса. (См. критицизм, идеалы и нормы научного исследования, научный консенсус).

НАУЧНАЯ ПРАКТИКА

НАУЧНАЯ ПРАКТИКА - область материальной деятельности в науке, тесно связанная с познавательной деятельностью. Прежде всего, это экспериментальная деятельность, искусство создания таких условий протекания материальных процессов, при которых объект исследования, его свойства и отношения могли бы многократно воспроизводиться, контролироваться и измеряться. Эксперимент всегда включает в себя: 1) определенные допущения о свойствах моделируемых материальных процессов; 2) допущения о характере интересующих исследователя объектов, их свойств и отношений, которые должны в ходе эксперимента или подтвердиться, или опровергнуться, или уточниться; 3) приборы, измерительную технику и знания, лежащие в основе принципов их действия. Любой научный эксперимент есть не чисто материальная деятельность, а материально-когнитивная деятсльность, опирающаяся на определенную систему знания, удостоверенную в прошлом опыте. Кроме эксперимента, важнейшими разновидностями научной практики являются инженерная, техническая и технологическая деятельность. Все вместе они выступают важнейшими основаниями и источниками развития научного знания, а также критериями его истинности. (См. практика, эксперимент, научная деятельность).

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования. В качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) поставленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем (загадок) и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» является некий внеположенный научному знанию «объект науки». Очевидно, что научная проблема есть выражение субъект-объектных отношений, а ее адекватное осмысление невозможно только в рамках логики и методологии науки, но требует также привлечения языка социологии и психологии науки. (См. проблема, фаллибилизм, критицизм).

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - специфический вид рациональности, характерный для науки. Отличается от общей рациональности более строгой (точной) экспликацией всех основных свойств рационального мышления, стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объективной истинности рационального знания. Научная рациональность всегда имеет исторический и конкретный характер, реализуясь и закрепляясь в парадигмальных для той или иной области научного исследования представлениях об идеале научного знания и способах его достижения. (См. рациональность, критерии научности).

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ - логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отношениях и законах некоторого множества идеализированных объектов (точка, число, материальная точка, инерция, абсолютно черное тело, идеальный газ, актуальная бесконечность, общественно-экономическая формация, сознание и т. д. и т. п.). Цель научной теории - введение таких базовых идеальных объектов и утверждений о их свойствах и отношениях (законов, принципов), чтобы затем чисто логически (т. е. мысленно) вывести (построить) из них максимально большое количество следствий, которые при подборе определенной эмпирической интерпретации максимально адекватно соответствовали бы наблюдаемым данным о некоторой реальной области объектов (природных, социальных, экспериментально созданных, психических и т. д.). Основные структурные элементы любой научной теории: 1) исходные объекты и понятия; 2) производные объекты и понятия (связь между производными и исходными понятиями теории задается путем определения первых в конечном счете только через исходные); 3) исходные утверждения (аксиомы); 4) производные утверждения (теоремы; леммы), их связь с аксиомами задается с помощью определенных правил вывода; 5) метатеоретические основания (картина мира, идеалы и нормы научного исследования, общенаучные принципы и т. д.). Первой научной теорией в истории познания явилась эвклидова геометрия, строившаяся античными математиками в течение около трехсот лет (VII - IV в. до н. э.) и завершившаяся гениальным обобщением в труде Эвклида «Начала». (См. теория, наука, идеализация).

НАУЧНАЯ ШКОЛА

НАУЧНАЯ ШКОЛА - коллектив исследователей, удовлетворяющий следующим критериям: 1) наличие научного лидера, конструктора новой исследовательской программы; 2) наличие «учеников», последователей, приверженцев созданной лидером научно-исследовательской программы (объединенных либо в формальную научную группу, либо в «невидимый» колледж); 3) воспроизводство нескольких поколений (не менее 3-х) приверженцев данной программы; 4) эффективность программы, подтвержденная деятельностью ее приверженцев. В условиях резко возросшей динамики современных научных коммуникаций (в частности через Интернет и др.), дивергенции по регионам последователей определенных научных идей, их роль в общей динамике науки становится менее значимой. (См. психология науки, социальная психология науки).

НАУЧНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

НАУЧНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - совокупность логических и методологических приемов, используемых в науке для принятия определенного решения об истинности (или ложности) теории, закона, отдельного эмпирического высказывания. Анализ истории науки и ее современного состояния показывает, что как в диахронном (историческом), так и в синхронном срезах бытия науки не существует единого понимания данной совокупности приемов. «Доказать» в математике означает существенно иное, чем «доказать» в физике или в истории. Даже в логике и математике не существует единства в понимании объема и содержания термина «доказательство» (например, в классической и интуиционистской логике и математике). Идеалы и нормы «доказательности» в науке существенно эволюционируют вместе с развитием науки. Так Аристотель никогда не принял бы классической механики Ньютона в качестве доказательной теории, так как последняя принимает за истинное утверждение закон инерции, который, по Аристотелю, постоянно опровергается на опыте в силу принципиальной неустранимости трения при движениях любого тела. В то же время Ньютон никогда не принял бы за доказательную теорию механику Аристотеля, исходившей из качественного различия небесных и земных движений тел, из идеи всеобщей целесообразности движения любого тела в природе, в том числе и в неорганической природе (каждое тело стремится, по Аристотелю, занять свое естественное, сообразное его природе место в структуре бытия). Научное доказательство, как и подтверждение и опровержение, имеет в целом не чисто аналитический, а содержательно-консенсуальный характер, всегда опираясь при этом на некоторое (часто неявное) предпосылочное, контекстуальное, «само собой разумеющееся» знание. В науке используют различные типы доказательства: теоретическое и эмпирическое,  когнитивное и практическое, аналитическое и синтетическое,  дедуктивное и индуктивное. Во всех диахронических и синхронических срезах и состояниях науки имеет место явное и отчетливое стремление к достижению доказательного, теоретически и практически обоснованного знания, что коренным образом отличает науку от различных форм вненаучного знания. (См. подтверждение, опровержение, доказательство).

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ - знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.). Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные). Их носители организованы в соответствующие профессиональные сообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной продукции и компьютерных баз данных. (См. знание, научный метод).

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание - как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Наука в ее современном понимании, как опытное (экспериментальное) теоретическое (математическое) изучение различных объектов и явлений действительности, мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как, Во-первых, она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является главным вопросом всякого мировоззрения), а Во-вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах. (См. наука, мировоззрение).

НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ - подведение высказываний о каком-то объекте, его свойствах или отношениях под определенный научный закон, как частных случаев последнего. Общая логическая структура объяснения такова: Vx(a(x) =>Ь(х)), а(х) н- Ь(х),гдеЬ(х) - высказывание о свойствах некоторого наблюдаемого явления. Например, установлено, что данный объект «х(медь) - электропроводен» (Ь), известно также, что «х(медь) - металл» (а), и что «все металлы - электропроводный. Тогда необходимо истинно, что «медь - электропроводна». В зависимости от типа законов (универсальные или статистические, механически-причинные или телеологические, причинно-субстратные или функциональные и т. д.), лежащих в основе объяснения как логической процедуры (логического вывода), классифицируют и различные виды объяснения (помологические, статистические, причинные, целевые, функциональные, системные и т. д.). (См. объяснение, вывод).

НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ

НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ - приписывание определенного смысла изучаемым наукой объектам, явлениям и процессам. Это «приписывание» осуществляется в науке через процедуры идентификации наблюдаемого явления с уже изученным эмпирическим объектом или процессом (на основе аналогии) или путем его интерпретации (идентификации) с определенным объектом некоторой теории. (См. понимание, интерпретация, герменевтика).

НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - предсказание тенденций развития (эволюции) любого предмета, процесса, системы на основе имеющейся о них специфической информации и достигнутого уровня науки. Осуществляется двумя способами: 1) на основе экстраполяции их поведения в прошлом и настоящем; 2) на основе статистической обработки мнений экспертов по конкретным вопросам и областям знания. (См. научная деятельность, экстраполяция, проектирование).

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ - часть, аспект сознания, содержанием которого является научное знание  и деятельность которого регулируется ценностями, нормами и методами получения такого знания. Научное сознание опирается как на чувственную ступень познания (данные научного наблюдения и эксперимента), так и на рациональную (рассудок, логически организующий понятийную, дискурсную информацию, и разум, творящее и конструирующее мышление). При этом научное сознание  активно использует ресурсы и возможности не только когнитивной подсистемы сознания, но и его ценностной сферы (конструируя определенные стандарты и критерии научности  знания, идеалы и нормы научного исследования,  нормы научного этоса и др.). (См. сознание, наука).

Предыдущая страница Следующая страница