Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАВНОВЕСИЕ (БАЛАНС)

РАВНОВЕСИЕ (БАЛАНС) - одна из фундаментальных категорий и установок сознания и познания, исходящая из идеи целостности в мире, условности (относительности) приписывания ему различных противоположных характеристик, необходимого их взаимопогашения в рамках целого. Различают статическое равновесие и динамическое. Наиболее ярким выражением существования баланса в природе являются сформулированные наукой (и, прежде всего, физикой) многочисленные законы сохранения. (См. симметрия, сохранение, постоянство, гармония).

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ - эволюция, имеющая своим результатом качественные изменения процесса, предмета, явления. Как правило, сопровождается столкновениями противоположных интенций объекта, имеющих как внутренний, так и внешний характер. Развитие бывает различных типов: прогрессивное, регрессивное, цикличное, антагонистическое, кооперативное и др. Развитие - это, как правило, эволюционный процесс, происходящий с относительно большой по человеческим меркам скоростью. Особенно бол ели о е значение изучение процессов развития и его закономерностей имеет для геологических, биологических, педагогических, психологических и социальных наук, предметы изучения которых претерпевают ряд качественных изменений за относительно короткое время. (См. эволюция, изменение, прогресс).

РАЗВИТИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ НАУКИ - качественное изменение со временем всех структурных компонентов науки (содержания научного знания, целей и средств научной деятельности, форм организации науки, взаимосвязи науки и общества). В эволюции содержания научного знания происходит не только накопление нового знания, но и отрицание истинности старого (аристотелевская и ньютоновская физика, классическая и неклассическая физика и т. п.). Качественно меняются цели и средства научной деятельности (наблюдательно-умозрительный характер античной науки и экспериментально-математический характер науки Нового времени). От прежней элитарной познавательной деятельности с соответствующими примитивными коммуникациями современная наука отличается индустриальным характером производства нового знания в большом объеме. Из познания ради истины современная наука превратилась в мощное средство усиления технической мощи человечества, обслуживания потребностей инновационной экономики и повседневной жизни огромного числа людей. Неоднозначный характер зависимости науки от общества получил свое выражение в существовании диаметрально противоположных моделей развития науки. (См. исторические формы науки, интернализм, экстернализм).

РАЗРАБОТКИ

РАЗРАБОТКИ - проектирование, изготовление и испытание опытных образцов изделий, внесение корректив по результатам испытаний и выполнение всех прочих действий, предшествующих серийному производству и с биту продукции. (См. исследования, научная деятельность, инновационная деятельность).

А.Н. Авдулов

РАЗУМ

РАЗУМ - сфера сознания, ориентированная на конструирование мира идеальных объектов (мира должного) для любых сфер человеческой деятельности. Одним из оснований деятельности разума выступают результаты рассудочной сферы сознания. В области мировоззрения одной из имманентных форм деятельности разума выступает философия. (См. сознание, рассудок, познание, творчество).

РАССКАЗ

РАССКАЗ - категория структурной лингвистики и общего литературоведения, используемая в постмодернистской философии науки как наиболее адекватная языковая характеристика научных теорий. С точки зрения структуралистов и постмодернистов любой значительный по объему дискурс всегда осмысленно может быть построен в структурном отношении только как рассказ, то есть как языковая структура, состоящая из завязки, сюжета и финала (развязки). При этом действующими лицами рассказа могут быть как органические, так и неорганические сущности (в физике, например, это взаимодействующие материальные частицы, атомы, заряды, элементарные частицы), которые притягиваются, отталкиваются, взаимно превращаются друг в друга, теряют энергию, приобретают се и т. д. и т. п.). С точки зрения постмодернистов, понимание структуры научных теорий как рассказов более адекватно их сущности, человеческому происхождению и предназначению, нежели позитивистское их истолкование как чисто объективных дедуктивно-аксиоматических структур. Структура и язык научных теорий, будучи человеческими творениями, не могут не быть антропоморфными и метафорическими по самой своей природе. Более того, только в таком виде они могут быть наиболее адекватно поняты и осмыслены не только «людьми с улицы», но и самими учеными. В плане структурной организации своего дискурса наука по существу ничем не отличается от других видов дискурса (литературы, обыденной речи и даже мифологии). Отличие лишь в степени точности и верифицируемости указанных видов дискурса. (См. пастиш, постмодернистская философия науки, текст, контекст).

РАССУДОК

РАССУДОК - сфера сознания, ориентированная на систематизацию и понятийное моделирование результатов персептивного (чувственного) познания бытия. Основными средствами такого моделирования являются законы и правила (формальной) логики. (См. сознание, познание, логика, мышление).

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - тип мышления (и соответствующего ему продукта - рационального знания), обладающего следующими необходимыми свойствами: 1) языковая выразимость (дискурсивность); 2) определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3) системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями, характеризующих некоторую предметную область); 4) обоснованность (существование логических связей между суждениями); 5) открытость для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления; 6)" рефлективность (самоуправляемость процесса мышления); 7) способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт. (См. мышление, язык, наука).

РЕАЛЬНОСТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ - бытие с точки зрения его данности человеку; границы реальности всегда относительны, подвижны, историчны и определяются практическими, социальными, когнитивными интересами и средствами. Реальность дикаря существенно отличается от реальности цивилизационного человека, а реальность античного человека от реальности средневекового человека. Различают религиозную, художественную и научную реальность, а в рамках науки математическую, физическую, биологическую, социальную и др.

РЕГИОН НАУКИ

РЕГИОН НАУКИ - территория, в экополитике которой главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые наукоемкие технологии и производства, основанные на применении этих технологий. (См. управление наукой). А.Н. А вдулов

РЕДУКЦИОНИЗМ

РЕДУКЦИОНИЗМ - одна из общих исследовательских стратегий по обеспечению синтеза научного знания. Имеет свои философские основания в идее единства и одновременно субординации всех процессов и явлений действительности. Редукционистская стратегия лежит в самой основе зарождения и функционирования науки как системы доказательного знания, сущность которой составляет логическое сведение одних истинных утверждений определенной предметной области к другим ее истинным утверждениям (аксиомы, принципы и законы). Первым триумфом редукционистской стратегии в науке было построение древнегреческими мыслителями доказательной системы геометрии, где подавляющее большинство известных, но разрозненных до этого геометрических положений были сведены к относительно небольшому числу уже далее несводимых исходных положений (аксиом). В системе геометрии Эвклида в основу всей геометрии было положено только пять геометрических аксиом. Впоследствии редукционистская стратегия доказала свою осуществимость и эффективность и при построении других научных теорий (механики, астрономии, физики и др.). Редукционистская стратегия лежала в основе построения и самой философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Более того, начиная с Античности, были предприняты такие поражающие сегодня воображение своими масштабами и смелостью проекты, как редукционистское объединение всего знания. В качестве аксиоматики таких универсальных систем знания предлагались сначала различные философские системы, а затем (в Средние века) и религиозно-философские. Однако, как показывает опыт развития науки, редукционистская стратегия, несмотря на свою известную эффективность, имеет определенные пределы, которые, правда, априорно (заранее) невозможно предсказать. Так, оказалось, невозможно принципиально свести, несмотря на огромные усилия логицистов, арифметику к логике. Редукционистский принцип соответствия, основанный на требовании сведения старой теории к новой, ее сменяющей, также выполняется лишь приблизительно. Столь же приблизительно или, по крайней мере, частично возможно сведение химии к физике, или биологии к физике и химии и т. п. Существуют две познавательные установки, альтернативные редукционистской. Первая - радикальный антиредукционизм, основанный на философской идее неповторимости и уникальности каждого явления и процесса действительности. В значительной мере она используется в историческом и гуманитарном познании (в «науках о духе»), а также в художественном и экзистенциальном переживании реальности. Вторая - умеренный антиредукционизм, основанный на одновременной фиксации единства и качественного разнообразия как предметной, так и когнитивной реальности. Теоретическим выражением умеренного антиредукционизма является идея холистского, системного, уровнего моделирования объектов, сфер и аспектов реальности. В современном научном познании используются обе описанные выше исследовательские стратегии. Границы эвристичности и эффективности каждой из них могут быть оправданы только задним числом, их практической полезностью в каждом конкретном случае. (См. наука, научная деятельность, синтез).

РЕДУКЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

РЕДУКЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - утверждения о частичном тождестве значений терминов теорий различной степени общности (например, арифметики натуральных чисел и арифметики действительных чисел), или различных уровней знания в рамках одной науки (например, эмпирического и теоретического ее уровней). Случай частичной идентификации значений терминов эмпирического и теоретического уровней научного знания называется эмпирической интерпретацией теории. Хотя редукционные предложения и имеют синтаксическую форму «А есть В», они по своей логической сути являются не суждениями, а определениями (конвенциями о возможном тождестве значений разных терминов), поэтому к ним не применима характеристика истинности или ложности. Полезность и правильность тех или иных редукционных предложений устанавливается лишь «задним числом», т. е. когда следствия теоретической системы, дополненной определенными редукционными предложениями, хорошо согласуются с результатами наблюдения и эксперимента. (См. интерпретация, научная теория, определение).

РЕЛЯТИВИЗМ

РЕЛЯТИВИЗМ - философская позиция, основу которой составляет абсолютизация релятивного в действительности и познании (Гераклит, Кратил, Соломон, иррационалистические и субъективистские концепции). Суть релятивизма как мировоззренческой установки выражается формулой: «Все относительно». Различают онтологический, гносеологический, моральный, эстетический, политический и экзистенциальный релятивизм («Все едино»). Пафос релятивизма - борьба с догматизмом, авторитаризмом, тоталитаризмом путем акцентирования самоценности уникального, неповторимого, единичного, индивидуального, равноценности всех моментов и проекций бытия. Однако, позиция релятивизма уязвима и в целом, и в частностях. В целом она логически противоречива, ибо само утверждение «Все относительно» либо относительно, либо абсолютно. Если оно само относительно, то оно возможно истинно, а возможно ложно; если же оно абсолютно, то оно ложно абсолютно, так как отрицает само себя. Несостоятельность релятивизма, в частности, состоит в ссылках его представителей на современную науку (теорию относительности, квантовую механику, альтернативные теории в различных науках и др.). Это можно отнести, прежде всего, за счет некомпетентности авторов таких ссылок, ибо в любой научной теории нечто является относительным всегда только по отношению к чему-то, принятому за абсолютное. (См. абсолют, инварианты, релятивность, иррационализм).

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ - форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания. Один из главных методов метатеоретического уровня научного познания. (См. метатеоретическое знаниеразум, мышление). Ф.В. Лазарев

РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - понятие методологии классической науки о возможности в ситуации конкурирующих научных гипотез А и -А (например, волновой и корпускулярной теории света) поставить эксперимент, который окончательно доказал бы истинность одной и ложность другой. Однако, такой эксперимент по отношению к теориям (универсальным гипотезам) в принципе невозможен, Во-первых, поскольку сам несвободен от некоторых теоретических допущений, а, Во-вторых, поскольку из доказательства истинности следствий универсальной гипотезы нельзя логически заключать об истинности самой гипотезы. Наконец, В-третьих, хотя опровержение следствий одной из гипотез (например гипотезы -А) и можно рассматривать как опровержение самой гипотезы -А, однако, отсюда еще не следует истинность гипотезы А, так как она тоже может быть ложной, а в качестве истинной научное сообщество признает некоторую третью гипотезу В (в частности, гипотезу А & -А, как это и было в случае с признанием двойственной корпускулярно-волновой природы света). (См. выбор научной теории, эксперимент).

Предыдущая страница Следующая страница