Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАМАРКИЗМ

ЛАМАРКИЗМ - направление в эволюционной биологии, противостоящее дарвинизму в трактовке основных механизмов и движущих сил исторического развития живой природы. Если, согласно Ч. Дарвину и дарвинизму, основными факторами и движущими силами эволюции являются борьба за существование (понимаемая, правда, достаточно широко) и естественный отбор (на основе исходно случайной наследственной изменчивости живых организмов), то ламаркизм настаивает на второстепенной роли естественного отбора в качестве фактора эволюции, отводя главную роль в эволюции жизни либо прямому направляющему влиянию внешней среды (механоламаркизм), либо волевым усилиям самих живых организмов (психоламаркизм). Хотя основы этого учения, как это и следует из названия, были сформулированы еще в самом начале XIX в. великим французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком (1744-1829), расцвет и особая популярность этого направления падает на конец XIX - первые десятилетия XX в., т. е. на период известного кризиса дарвинизма. Ламаркизм в любой своей версии в обязательном порядке базируется, как минимум, па двух основополагающих предпосылках, полностью не совместимых с современными представлениями о принципах организации и функционировании генно-молекулярных структур: 1) признание изначальной способности живых организмов всегда целесообразно (а не случайно) изменяться в ответ на любые изменения внешних условий (или на изменения своих собственных внутренних потребностей), и 2) признанием способности живых организмов передавать по

наследству своим потомкам все таким образом благоприобретенные изменения. Оба эти постулата (в какой бы смягченной форме они ни формулировались) оказались полностью несостоятельными в свете основных принципов организации генных структур, все более полно выявляемые современной генетикой. В результате, к середине XX в. популярность ламаркизма в среде профессиональных эволюционистов практически сошла на нет, а все (весьма, кстати, редкие) попытки воскрешения этих идей на базе общепринятых на сегодня представлений о механизмах функционирования молекулярно-генетических структур выглядят откровенной натяжкой и малоубедительны. (См. биология, детерминизм, научно-исследовательская программа).

В.Г. Борзенков

ЛЖЕНАУКА

ЛЖЕНАУКА - идеи и концепции, выступающие от имени науки, мимикрирующиеся под нее путем имитации некоторых ее внешних черт (дискурсность, рациональность, аппеляция к опыту, практике и социально-важным целям), однако не выдерживающие серьезной критики со стороны соответствующего профессионального научного сообщества на соответствие ее заявок общепринятым стандартом научности знания. Лженаука выступает в двух основных вариантах: 1) когда от имени науки пытаются выступать различные вненаучные формы знания (религия, философия, искусство, здравый смысл и т. д.); 2) когда от имени науки пытаются навязать обществу либо явно незрелые, не выдержавшие еще достаточной экспериментальной апробации теоретические концепции, либо различного рода идеологические системы, имеющие по существу ценностно-проективный, а не объективно-описательный, научно-проверяемый характер. Яркими примерами лженауки в истории познания являлись расистские теории, якобы хорошо обоснованные данными антропологии и генетики, лысенковские концепции в биологии и сельскохозяйственных науках, марксистско-ленинская идеология и т. п. (См. наука, критерии научности, научная рациональность).

ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ - одно из направлений аналитической философии (Райл, Остин и др.), генетически связанное с распадом логического позитивизма, считавшего предметом позитивной философии логический анализ научного знания. Лингвистические философы согласны с тезисом логических позитивистов, что предметом философии науки должно быть научное знание. Однако они утверждают, что, Во-первых, это знание должно рассматриваться только со стороны его языковой данности, как специфический вид языковой игры (здесь они опираются на взгляды позднего Витгенштейна), а, Во-вторых, что этот анализ не должен проводиться средствами только математической логики, как слишком узкой базы лингвистического анализа языка науки. (См. аналитическая философия, философия науки).

ЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ - мышление, исходящее при описании поведения любых объектов из следующей аксиомы: любое воздействие на объект предполагает со стороны последнего определенный отклик, прямо пропорциональный силе воздействия. С математической точки зрения в основе линейного мышления лежат два принципа: теорема единственности (начальные и граничные условия полностью определяют дальнейшее поведение системы, свойства которой не зависят от времени) и принцип суперпозиции, рассматривающий конечный результат как сумму индивидуальных. Линейное мышление - методологическая основа всей классической науки. (См. синергетика, бифуркация).

Л.В. Лесков

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР (ЛИЦЕНЗИЯ)

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР (лицензия) - юридическое соглашение между правообладателем (лицензиаром) и любым другим лицом (лицензиатом), принимающим от лицензиара право на использование объекта интеллектуальной собственности на условиях, оговоренных в этом соглашении. (См. интеллектуальная собственность).

Г.В. Бромберг

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ - термин, введенный в методологию науки американским философом М. Пола-ни и означающий тот объем неявного знания, которым располагает и использует в своей научной деятельности отдельный ученый. Близок по значению к термину «интуиция ученого». (См. неявное знание, знание, научная деятельность).

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ - человек, сформировавший себя как относительно замкнутую и развитую систему по отношению к окружающему его миру. Личность ищет и имеет основания своего поведения и соответствующего ему выбора прежде всего в самой себе. В этом смысле личность суть свободный и ответственный индивид. Противоположностью личности является конформистский человек - дитя, слуга и орудие внешних обстоятельств. (См. Человек, Я).

ЛОГИКА

ЛОГИКА - наука о формах, законах и методах правильного (т. с. построенного в соответствии с определенными логическими стандартами) мышления. Различают формальную и содержательную логику. Формальная логика изучает мышление опосредованно, только через репрезентацию его в дискурсе, в языке. Главным предметом формальной логики является правильное рассуждение, то есть такое, которое от истинных посылок в силу только их логической формы ведет к истинным (опять же только в силу их логической формы) заключениям. Современная формальная логика строит и описывает абстрактные (математические) модели (структуры) доказательных рассуждений, поэтому кратко ее определяют как теорию (формального) доказательства, или теорию дедукции. Содержательная логика стремится построить теорию мышления как специфического познавательного процесса, ответственного за продуцирование (конструирование) определенных новых единиц знания (абстрактных и идеальных объектов, эмпирических и теоретических гипотез, научных моделей, теорий, научных дисциплин и др.). Содержательная логика в таком се понимании является имманентной частью теории научного познания, а именно учением о предпосылках, возможностях, механизме и методах научного мышления. Другими названиями содержательной логики являются «логика научного познания», «логика и методология науки», «логика научного исследования», «диалектическая логика», «генетически-конструктивная логика» и др. (См. мышление, рассудок, разум).

ЛОГИКА НАУКИ

ЛОГИКА НАУКИ - совокупность правил логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теории (множество правил вывода и определения). Среди важнейших логических методов построения научных теорий выступают дедукция и конструктивно-генетический метод. Наряду со средствами формальной логики при создании научных теорий о развивающихся системах и объектах применяют методы диалектической логики (метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический метод и др.) Сознательная фиксация логических средств разворачивания содержания научных теорий особое значение имеет в математике, поскольку здесь первостепенную роль играют непротиворечивость и доказательность теоретических структур знания. (См. логика, вывод, определение, доказательство, обоснование).

ЛОГИЦИЗМ

ЛОГИЦИЗМ - направление в философии математики, возникшее в конце XIX - начале XX в. Его основоположниками были Г. Фреге и Б. Рассел. Сущность логицизма состояла в стремлении свести математику к логике (математической) и таким образом обосновать истинность и непротиворечивость математики. Первую серьезную попытку в этом направлении предпринял Г. Фреге, определив основные понятия арифметики натуральных чисел (натуральное число, сложение и умножение) в терминах логики (класс, дизъюнкция, конъюнкция). Так, натуральное число определялось как класс всех равночисленных классов (определение натурального числа Фреге -Рассела). К тому времени уже была показана принципиальная возможность сведения всей математики либо к теории множеств (теоретико-множественная интерпретация и обоснование всех разделов и теорий математики), либо к арифметике натуральных чисел, а сами теория множеств и арифметика натуральных чисел были построены аксиоматически (последнее было осуществлено в конце XIX в. школой Пеано). Таким образом, проблема сведения математики к логике сводилась в принципе к решению вполне обозримой проблемы: переформулировке аксиом арифметики натуральных чисел в терминах логики и выведение этих логических высказываний в качестве теорем одного из логических исчислений. Попытка Фреге закончилась, однако, неудачей, так как в рамках его конструкции оказалось возможным сформулировать логический парадокс. Это сделал молодой Б. Рассел. По он же взял на себя роль продолжателя дела Фреге. Новая попытка была реализована в совместной монографии Б. Рассела и Н. Уайтхеда «Principia Mathematica». Благодаря введению иерархической теории идеального языка (теории типов) система Рассела-Уайтхеда была надежно защищена от логических парадоксов типа парадокса Рассела. Расселу и Уайтхеду в предложенной ими системе действительно удалось вывести аксиомы арифметики натуральных чисел в качестве теорем логики. Однако сама их система вызвала с самого начала серьезные возражения как чисто логическая, то есть как совокупность только логически-истинных высказываний. Обоснованные сомнения в их логическом характере касались трех аксиом: аксиомы выбора, аксиомы сводимости и аксиомы бесконечности. Таким образом, логицистская программа Рассела-Уайтхеда оказалась по меткому выражению А. Черча реализованной «не более чем наполовину». Окончательно же бесперспективность логицизма была показана в 30-х гг. XX в., благодаря известным результатом К. Геделя, доказавшим строго интуиционистскими методами принципиальную невозможность абсолютно полной формализации любыми средствами (а значит и чисто логическими) арифметики натуральных чисел (теорема о неполноте любых формализованных систем арифметики по отношению к ее содержательному варианту). Таким образом, гипотеза логицистов о том, что математика - суть не более сложная («зрелая») чем логика, оказалась неверной. Математика не есть совокупность чисто логических истин (в силу только их логической формы). Однако, с другой стороны, логицисты убедительно продемонстрировали огромную роль чисто логических методов в построении и обосновании математики. (См. философия математики, метаматематика).

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ - направление в философии и методологии науки, представители которого (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Рейхенбах и др.) считали единственным предметом научной философии науки логический анализ структуры и языка конкретных наук с помощью аппарата современной (математической) логики и семантики. К4ощные попытки, предпринятые в этом направлении логическими позитивистами в первой половине XX в., показали тем, не менее, явную ограниченность чисто логических методов моделирования (реконструкции) как структуры, так и динамики научного знания. В наибольшей степени методология логического позитивизма оказалось реализуемой в анализе логических и математических теорий, да и то с известными ограничениями (результаты Чсрча, Геделя и др.), плохо реализуемо - в естественно-научном познании и явно нереализуемой в историческом и гуманитарном познании. В рамках логического позитивизма, оказалось невозможно адекватно поставить и решить ни проблему обоснования научного знания, ни проблему природы научных теорий, ни проблему предпочтения и выбора наилучшей среди конкурирующих теорий. Как показало обращение к реальной истории и практике науки, образцы идеально построенной и функционирующей науки логических позитивистов оказались слишком далеки от ее реальных образцов. Осознание этого обстоятельства самими логическими позитивистами, а также мощная внешняя критика их конструкций и тех философских оснований, на которых они базировались, привели к саморазрушению логического позитивизма и уходу его к 70-м гг. XX в. со сцены как влиятельного течения в философии и методологии науки. (См. позитивизм, эмпиризм).

ЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - последовательность высказываний, часть которых является ее исходными утверждениями - аксиомами, а все другие выводятся из них по четко указанным правилам вывода (основные из них - дедукция, математическая индукция, правило подстановки) или вводятся с помощью вспомогательных высказываний, определений и лемм. Основное применение логические доказательства имеют в логических и математических науках, а также на теоретическом уровне познания в других науках. В последних логическое доказательство является лишь одним из фрагментов научной теории. Разработкой законов и правил логического доказательства занимается современная (математическая) логика, которую часто кратко определяют как науку о доказательстве. Методологическая ценность логического доказательства состоит в том, что сколь бы длинным оно ни было (с увеличением длины его методологическая ценность только возрастает), оно всегда гарантирует истинность любого своего следствия (теоремы), если посылки (аксиомы) были истинными. Однако имеются определенные ограничения на мощность логических доказательств для научных теорий. Как доказал К. Гедель, даже самая простая в содержательном отношении математическая теория - арифметика натуральных чисел не может быть представлена в виде одного логического доказательства, так как множество ее истинных утверждений всегда будет больше множества ее доказанных утверждений в рамках одного доказательства. Поэтому для любой, особенно

достаточно богатой по содержанию научной теории, всегда неизбежно имеет место дополнение ее логически доказанной части соображениями содержательного характера, принимаемых на эмпирической или интуитивной основе. (См. вывод, доказательство, логика).

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ - одно из истинностных значений высказываний (концепций), означающего фиксацию отсутствия тождества (вплоть до полного несоответствия) содержания высказывания о предмете с содержанием самого предмета. (См. истина, истинностные значения).

Предыдущая страница Следующая страница