Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Философия науки. Словарь основных терминов
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАРТИНА МИРА

КАРТИНА МИРА - общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности. По первому основанию классификация картин мира выглядит следующим образом: 1) всеобщая, 2) частная, 3) единичная. Например, всеобщая картина мира науки определенного периода, частно-научная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира, представленная в физике Аристотеля, или в физике Ньютона, или в теории относительности и квантовой механике). По второму основанию различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все указанные выше картины мира «одинаково законны», исторически относительны и изменчивы, взаимодополняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности. (См. онтология, онтология науки, метатеоретическое знание).

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ - сетка категорий предшествующего исторического типа научного познания, сквозь призму которого в науке воспринимается любое вновь познаваемое содержание. Термин, введенный в философию науки М.Г. Ярошевским. У разных ученых категориальная апперцепция вообще говоря не одинакова. Она зависит от условий их воспитания и образования, профессиональных интересов, общей культуры, ценностей структуры их личности. Так, у И.П. Павлова функцию категориальной апперцепции выполняла причинно-системная матрица биологического детерминизма (с се категориями эволюции, адаптации, гомеостаза и др.). Он не ограничивается ими и вводит новые категории: подкрепление, временная связь и др., сквозь которые он рассматривал отныне любой физиологический феномен. А.А. Ухтомский обогатил аппарат категориальной апперцепции физиологии понятиями «доминанта», «саморегуляция», «торможение», «предвкушение», «проектирование среды» и др. В отличие от трансцендентальной апперцепции категориальная апперцепция имеет лишь относительно априорный характер. (См. апперцепция, теоретическое и эмпирическое).

КАЧЕСТВО

КАЧЕСТВО - взаимосвязанная совокупность (кластер) свойств и отношений предметов, явлений, процессов, которая отличает их от других предметов, явлений, процессов и делает их теми, что они есть. Познание вообще, научное познание, в частности, часто начинает с фиксации качественной определенности интересующего ее объекта исследования (качественное описание предмета исследования). Однако в отличие от других видов познания, наука всегда стремится понять то или иное качество через его количественные характеристики («больше», «меньше», «равно»), ответить не только на вопрос «что», но и на вопросы «как» и «сколько» в отношении и самого объекта, и составляющих его свойств. Познание качества объектов через количественные характеристики их проявления - вот главная цель науки. Это имеет огромное адаптационное значение для человечества, так как позволяет ему познавать предметы более точно и определенно, а следовательно, более эффективно ориентироваться в окружающем мире и использовать количественное знание качества в своих практических целях. (См. количество).

КЕНТАВРОВОЕ ЗНАНИЕ (В НАУКЕ)

КЕНТАВРОВОЕ ЗНАНИЕ (в науке) - специфическая форма научного знания, представляющая собой единство качественно разнородных, часто противоречащих в некоторых отношениях элементов научного знания. Кентавровое знание существует в виде кентавровых научных понятий («волна-частица», «пространстВо-время», «мыслящая машина» и т. д.), кентавровых высказываний («планеты Солнечной системы - материальные точки», «человек - это микрокосм», «элементарные частицы имеют аромат» и т. д.), кентавровых теорий (философия науки, религиозная философия, искусствознание, социальная физика и т. д.). Наличие в науке кентаврового знания говорит о необходимости се рассмотрения в более широком гносеологическом контексте, нежели тот, о котором обычно идет речь в логике и методологии науки, где научное знание рассматривается только как гомогенное, логически-организованное, доказательное. Некоторые авторы (Д. Данин, в частности) предложили назвать систематическое изучение разнообразных проявлений кентаврового сознания в культуре и науке «кентавристикой».

КИБЕРНЕТИКА

КИБЕРНЕТИКА - наука о процессах и законах управления, протекающих в сложных динамических системах природы, общества и человеческой культуры на основе использования информации. (См. цель, деятельность, целесообразность, информация).

КЛАССИФИКАЦИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ - способ упорядочения, структуризации некоторого множества объектов, рассечения его на определенные подмножества путем артикуляции, выделения некоторого признака объектов исходного множества как основания их структуризации по данному признаку. Такого рода признак называется основанием классификации и должен быть вполне определенным. Классификация множества познаваемых объектов является одной из первичных и вместе с тем фундаментальных форм как эмпирического, так и теоретического познания. Хорошо известными примерами классификаций в науке являются классификации видов в животном и растительном мире (Линней, Бюффон, Ламарк и др.), в социальном мире (К. Маркс и др.), в духовном мире (И. Кант, Г. Гегель и др.). Различают два основных типа классификаций: 1) естественные, в которых основанием классификации выступает некоторый реальный существенный признак, присущий объектам исходного множества (периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, классификация элементарных частиц в современной физике и т. п.), и 2) искусственные, в которых основанием классификации выступает любой признак (например, классификации всех слов русского языка по количеству букв, составляющих слово и т. п.). Классификация - необходимая форма предметного познания, без осуществления которой невозможно понятийно-дискурсное моделирование действительности. (См. эмпирическое знание, факт).

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА - специфическое состояние научного интеллекта, реализовавшееся как главенствующее умонастроение на масштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типических особенностей теоретизирования (способы постановки проблем, приемы исследования, описание предметных областей, характер обоснования выводов, формы подачи, изложения, фиксации результатов) на классической фазе развития науки составляли: фундаментализм, финализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм,  субстанциальность, динамизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм, механицизм, кумулятизм. (См. исторические формы наукиметодологический кластер) .

В.В. Ильин

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - один из логически возможных типов философии науки, рассматривавшийся с наибольшей полнотой в самопознании классического естествознания (XVII - XIX вв.). Необходимо различать понятия «философские основания классической науки», «философия классической науки» и «классическая философия науки» . Философские основания классической науки - это реальные философские предпосылки различных дисциплин и теорий классической науки. Философия классической науки - это одна из интерпретаций ее философских оснований. Наконец, классическая философия науки  - одна из логически возможных конструкций философии науки в рамках теоретической философии. Хотя все указанные выше понятия тесно связаны между собой, категориальный кластер «классической философии науки» как возможного образа науки составляют: трансцендентальная субъективность, им-манентизм (интернализм), всеобщность, однозначная детерминация содержания научного знания объектом, теоретический монизм (один объект - одна истинная теория), дедуктивная организация научных теорий, объективная истинность научного знания, корреспондентская концепция научной истины, социально-ценностная нейтральность научного знания, фундаментализм научного обоснования, доказательность научного знания, эксплицентный характер всех научных утверждений, абсолютная определенность (однозначность) языка науки, сциентизм. Ее логически возможные варианты: эмпиризм - теоретизм, индуктивизм - дедуктивизм, джастификационизм - фальсификационизм. (См. философия науки, нсклассическая философия науки).

КОГНИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

КОГНИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ -направление в философии и социологии науки, возникшее в 70-х гг. XX в., представители которого считают, что адекватная модель функционирования и динамики науки должна учитывать существенное влияние социокультурных факторов не только на выбор научных проблем (направлений) и темпы их разрешения (за счет создания максимально благоприятных финансовых, материальных и организационных условий), но и на способ, результат их решений (в конечном счете на содержание научных теорий). Представители к. с. н. (М. Малкой, С. Уолгар, К. Кнорр-Цетина, Р. Уитли и др.) отвергают классические модели бессубъектного или трансцендентально-субъектного характера научного познания, настаивая на существенном влиянии реальных, эмпирических субъектов научного познания (их мировоззрения, психологических особенностей и ресурса знаний) на процесс конструирования как самих объектов теории, так и способов их теоретического описания. Они настаивают на принципиальном значении для адекватной теории научной деятельности того обстоятельства, что научное познание  всегда совершается конкретными учеными в конкретной социокультурной среде, имеющей специфическое историческое измерение. Согласно к. с. н., важную роль в формировании содержания научной теории, наряду с эмпирической информацией об объекте («эмпирическим репертуаром»), играет разделяемая учеными система общих философских принципов и ценностных мотиваций (их «социальный репертуар» ). Последний формируется либо в результате присоединения ученого к определенной научной традиции, школе, авторитету, либо благодаря собственной актуализации накопленных обществом культурных ресурсов вплоть до творческого участия в его создании (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Н.Бор, А. Пуанкаре, Д. Гильберт и др.). В пользу социокогнитивного подхода его представителями приводится большой историко-научный и социологический материал на примерах анализа творчества как классиков пауки, так и се современных творцов. (См. социология науки,  научное познание, субъект научного познания) .

КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - важнейшая составляющая процесса научного познания, основанная на понимании последнего как принципиально межсубъектного процесса, как диалога между Я и не Я (Другой). Любой мыслительный акт всегда имеет двойную интенциональность (направленность на определенный объект мысли и обращенность к некоторому субъекту, адресату своей мысли). В этом смысле мышление всегда не только субъект-объектно, но и субъект-субъектно, т. е. диалогично. «Другой» часто выступает как alter ego, как другое «51». Когнитивное общение выступает в таком случае как беседа, общение субъекта познания с самим собой, убеждение, объяснение некоторой информации самому себе как другому. В этом случае научное мышление выступает как свернутый диалог и часто имеет форму монолога. Но это лишь мимикрия принципиально коллективной, диалогичной природы научного мышления. Часто субъект для того чтобы добиться понимания со стороны Другого вынужден смотреть на себя его глазами, осуществлять рефлексивное проникновение в свою личность и в свои намерения. В конечном счете все процедуры научного познания - объяснение, доказательство, понимание и др. направлены на убеждение Другого и себя самого в своей правоте. Многие крупные ученые обладали незаурядными способностями убеждать себя и других в истинности своих взглядов, используя для этого в том числе и свои блестящие литературные способности (Платон, Галилей, Декарт, Бэкон, Ньютон, Витгенштейн, Бор, Пригожий и др.). (См. научное познание, субъект научного познания, научный консенсус).

КОГНИТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

КОГНИТИВНОЕ РЕШЕНИЕ - одна из важнейших категорий современной философии и социологии науки, основанная на понимании того фундаментального обстоятельства, что не существует окончательного (абсолютного) ни эмпирического, пи теоретического обоснования любой концепции, что прекращение регресса в бесконечность и в том, и в другом случае осуществляется только принятием конкретными субъектами познания решения о достаточности имеющихся оснований для положительной или отрицательной когнитивной оценки рассматриваемой концепции. Принятие подобных решений опирается на познавательную волю субъектов и определяется множеством факторов предметного, логического, психологического, практического и социального характера. Когнитивные решения в науке являются результатом научного консенсуса, итогом более или менее длительных дискуссий, критического анализа и оценок и всегда несут в себе определенную долю риска. (См. научный консенсус, когнитивная социология науки).

КОГНИТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ

КОГНИТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ - господствующие в обществе представления о целях и результатах познавательной деятельности, требованиях (стандартах), которым должны удовлетворять продукты этой деятельности (эмпирические, теоретические и технологические знания). К числу общих когнитивных ценностей относятся Рациональность, Истинность, Доказательность, Полезность. Содержание этих ценностей формируется объективно в ходе конкретной практики познания, частично стихийно, но во многом благодаря сознательной рефлексивной деятельности выдающихся ученых и философов. В целом, как показывает исторический опыт развития познания, в том числе история научного познания, содержание когнитивных ценностей изменчиво и обусловлено тремя основными факторами: социокультурными условиями осуществления познавательной деятельности, философской рефлексией содержания этих ценностей и преимущественным типом объектов познавательной деятельности. В науке когнитивные ценности  конкретизированы в виде идеалов и норм научного исследования. Понимание этих идеалов и норм и соответственно их содержание также весьма изменчиво и разнообразно как в диахронном, историческом разрезе бытия науки (древняя восточная наука, античная наука,  средневековая наука,  новоевропейская наука и т. д.), так и в ее синхронном сечении (логико-математические науки, естествознание, социально-гуманитарное знание, технико-технологические науки). Анализом всего многообразия когнитивных ценностей, их природы, видов, факторов изменчивости, инвариантности, системного характера занимается философия в таких ее разделах как гносеология, аксиология, философия науки.  Когнитивные ценности - имманентная и основополагающая часть процесса познания и его структуры. (См. ценности, сознание, идеалы и нормы научного исследования) .

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ - операциональная характеристика процесса научного познания, делающая акцент на специфике языка науки, его общих категорий, методов получения и обоснования знания, способов принятия когнитивных решений и их утверждения. Различают общий когнитивный стиль научного познания (стиль научного мышления вообще) в отличие от вненаучных способов познания (обыденное мышление, художественное познание, религиозный стиль мышления, мифологическое мышление и др.) и особенные когнитивные стили мышления в науке. Последние определяются предметными, методологическими и коммуникационными особенностями той или иной частной науки (физический стиль мышления, естественно-научный стиль мышления, математический стиль мышления, гуманитарный тип мышления и т. д.). Независимо от степени общности когнитивного стиля и особенностей различных конкретно-научных стилей мышления все они не зависят от отдельных ученых, принимаются ими в целом в силу своей профессиональной принадлежности и в этом смысле имеют объективный характер в отличие от индивидуального когнитивного стиля. (См. парадигма, методологический кластер, когнитивные ценности).

КОЛИЧЕСТВО

КОЛИЧЕСТВО - важнейшая категория философии и науки, обозначающая численную или структурную определенность предметов, процессов и явлений, относительно безразличную их качественной определенности, то есть тому конкретному множеству образующих их свойств и отношений, которые отличают их от других предметов, процессов, явлений и делают их тем, что они есть. Количество, тем не менее, не абсолютно внешняя для качества предмета характеристика, а является таковой только в границах меры. Так Л. статистическое распределение людей по росту, изображаемое кривой Гаусса, показывает различие этой характеристики для людей в очень широком, теоретически бесконечном диапазоне. Ясно, однако, что реально, начиная с некоторой величины роста (очень маленькой или очень большой) люди не могут существовать в принципе, в силу определенных физических и биологических законов. Переходя границы своей количественной меры по определенному параметру, предмет теряет свое прежнее качество и переходит в новое, существенно отличное состояние или качество. (См. «качество», «форма»).

КОНСТРУИРОВАНИЕ (МЫСЛЕННОЕ)

КОНСТРУИРОВАНИЕ (мысленное) - деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей. Конструктивная деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер по отношению к чувственному миру, подчиняясь в своем функционировании собственной логике существования, а именно задаче создания логически непротиворечивых, доказательных, содержательно богатых систем знания, обладающих при этом значительной объясняющей, организующей и предсказательной силой. Конструированию научных теорий невозможно научиться, занимаясь только эмпирическим исследованием реальности. Объективная реальность лишь предпосылка и конечная цель научной теории. Тождество между ними по содержанию лишь относительное (только в определенном интервале) и приблизительное. Теоретические конструкты обязательно должны не только совпадать с объективной реальностью, но и существенно отличаться от нее. Важнейшими операциями мысленного конструирования являются определения, конвенции, логические выводы, идеализации и др. (См. продуктивное воображение, синтез, теория).

КОНСТРУКТИВИЗМ (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ)

КОНСТРУКТИВИЗМ (математический) - направление в метаматематике и построенные на его основе математические теории (конструктивная логика, конструктивная теория множеств, арифметика, анализ и т. д. и т. п.). Возникло в 40-50-е гг. XX в. в СССР как результат «скрещивания» основных математических идей интуиционизма (Л. Брауэр, Г. Гейтинг и др.) с аутентичной теорией познания марксизма, где процесс познания трактовался не как процесс пассивного отражения сознанием объекта, а как активная деятельность мышления с идеальными объектами, изоморфными по своей структуре материально-предметной деятельности человека. Наиболее видными представителями математического конструктивизма были Цейтин, Марков, Шанин, Заславский. С точки зрения конструктивистов вся классическая математика является недостаточно строгой наукой, так как основана на таких «темных» понятиях как «актуальная бесконечность», «универсальный характер законов исключенного третьего и двойного отрицания», логической непротиворечивости как необходимого и достаточного критерия существования математического объекта и т. д. Согласно конструктивистам, основным методом построения математических теорий должна быть не дедукция, а конструктивно-генетический метод, согласно которому любой математический объект и любые утверждения о нем должны быть результатом деятельности мышления по построению более сложных конструкций из более простых, по определенным, простым и легко контролируемым правилам построения - алгоритмам, позволяющим с помощью конечного числа шагов, конечного числа операций за конечное время однозначно получить итоговую конструкцию. Получил широкое признание и развитие в связи с развитием вычислительной математики и информационной техники. (См. интуиционизм, философия математики).

КОНСТРУКТИВИЗМ (ФИЛОСОФСКИЙ)

КОНСТРУКТИВИЗМ (философский) - одно из влиятельных течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. (П. Вацлавик, Е. Глазерфельд, 3. Шмидт, X. фон Ферстер, У. Матурана, Г. Рот, II. Луманн, Г. Ром и др.). Конструктивисты выступают против наивного реализма, интерпретации познания любого вида и любых его продуктов как результатов отражения во взаимодействии субъекта с объектом и т. п. Согласно конструктивистам, не существует никакой иной реальности, кроме той, которая создастся человеком. В этом смысле радикальные конструктивисты утверждают, что вся реальность (и научная, в том числе) и все утверждения о ней антропогенны, антропоморфны и аксиологичны. Не существует некоей объективной, одинаковой для всех и независимой от людей реальности. Равно как не существует некоей, независимой от людей, одинаковой для всех объективной («божественной» по своему статусу) истины. Согласно конструктивистам, принципиальное отличие человека от других существ в том, что это не созерцательное, и даже не просто активное или деятельное, а именно конструктивное, творческое и постоянно самотворящее себя бытие. Естественно, что человек стремится всегда создать полезные, ценные для существования вида и собственного бытия продукты, однако это в принципе невозможно, так как в механизме творчества изначально и имманентно заложен такой существенный элемент как случай, случайность, хотя и ограниченный в своем действии накопленным ранее опытом. Конструктивно по своей сути не только познавательное отношение, но и все другие отношения (коммуникационные, практические, экзистенциональные и т. д.), в пространстве которых живет и которое постоянно создает заново любой человек, в том числе (и особенно) ученые. С позиций радикального конструктивизма его представителями строятся соответствующие модели научного познания и научной деятельности и критикуются любого рода объективистские, детерминистские и созерцательные концепции философии науки. Эта позиция хорошо корродируется с когнитивной социологией науки, социальной психологией науки, философией деятельностной природы человека. (См. научное творчество, синтетическое знание, продуктивное воображение).

КОНТЕКСТ

КОНТЕКСТ - языковая или объективная структура более широкая, чем, соответственно, отдельный текст или отдельное событие, являющееся элементами контекста. Методологический смысл данной категории состоит в том, что контекст как целое, с одной стороны, существенно определяет смысл любого текста, как своего элемента, а, с другой - лишает его однозначности и замкнутости, делая открытой и всегда недоопределенной системой. (См. текст, интертекст, гипертекст, неявное знание).

КОНТЕКСТ ОБОСНОВАНИЯ

КОНТЕКСТ ОБОСНОВАНИЯ - понятие философии науки, обозначающее процесс доказательства и обоснования научного знания. Согласно логическим позитивистам, хотя не существует логики открытия научных законов и теорий, существует логика их обоснования. Для логико-математических наук основным методом их обоснования служит логический анализ их отдельных высказываний и взаимоотношений между ними. Способом их обоснования является либо показ тавтологического характера логико-математических утверждений, имеющих аналитическую природу, либо логическое выведение подавляющего их большинства из небольшого числа аксиом, условно принятых за истинные высказывания. Большие усилия логическими позитивистами были приложены для того, чтобы логически смоделировать процесс обоснования научных законов и теорий в естественных (и шире опытных) науках. Однако здесь они в целом потерпели неудачу. Во-первых, потому что модель естественно-научной теории как дедуктивно организованного, логически замкнутого множества высказываний, оказалась слишком сильной идеализацией по отношению к реальным естественно-научным и социальным теориям, ни одна из которых не построена подобным образом. Во-вторых, столь же неадекватными оказались попытки логического моделирования

отношения эмпирического и теоретического знания с помощью создания различных систем индуктивной логики. Оказалось, что индуктивные методы не могут выполнять функцию не только способов доказательства научных законов, но и функцию подтверждения вероятности их истинности. Это обусловлено как парадоксами материальной импликации, так и неаналитическим характером самого отношения подтверждения. (См. научное обоснование, научное доказательство, контекст).

КОНТЕКСТ ОТКРЫТИЯ

КОНТЕКСТ ОТКРЫТИЯ - понятие, обозначающее процесс открытия научных законов и теорий. Было введено Г. Рейхенбахом для отличения его от процесса доказательства и обоснования научного знания, получившего названия «контекст обоснования». Согласно воззрениям логических позитивистов, контекст открытия радикально отличается от контекста обоснования, они - существенно ассиметричны по своему содержанию и методам. Только контекст обоснования может быть предметом философии науки, так как только здесь существенную роль играют методы логики, и он поддается логической реконструкции. Процесс же выдвижения научных гипотез является недоступным для логического анализа, так как не существует логики открытия, логических методов восхождения отданных опыта к научным законам и теориям. Процесс открытия - это предмет психологии научного творчества, и здесь важнейшую роль играют интуиция, талант, воображение и удача конкретного исследователя. В конечном счете, процесс научного открытия, по мнению логических позитивистов - это иррациональный процесс. (См. научное открытие, интуиция, контекст, научное творчество).

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАЗВЕРТКА

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАЗВЕРТКА - отображение одного и того же исходного объекта исследования в разных мысленных плоскостях (картинах) и соответственно нахождение для него множества интервалов абстракции. Так, например, в квантовой механике один и тот же объект (элементарная частица) может быть попеременно представлен в рамках двух картин - то как корпускула (в одних условиях эксперимента), то как волна (в других условиях). Эти картины логически несовместимы между собой, но лишь взятые вместе они исчерпывают всю необходимую информацию о поведении микрочастиц. Подобно этому в социологии индивид может рассматриваться в разных социокультурных контекстах, в которых он играет разные социальные роли. Каждый такой контекст может быть основанием для выработки понятия с соответствующим интервалом абстракции. (См. абстракция, абстрагирование, интервал абстракции).

Ф.В. Лазарев

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СБОРКА

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СБОРКА - представление объекта в многомерном когнитивном пространстве путем установления логических связей и переходов между разными интервалами, образующими единую смысловую конфигурацию. Так, в классической механике одно и то же физическое событие может быть отображено наблюдателями в разных системах отсчета в виде соответствующей совокупности экспериментальных истин. Эти разные картины, тем не менее, могут образовывать некое концептуальное целое благодаря, например, «правилам преобразования» Галилея, регулирующим способы перехода от одной группы высказываний к другой. (См. абстракция, абстрагирование, интервал абстракции).

Ф.В. Лазарев

КОСМОЛОГИЯ

КОСМОЛОГИЯ - наука, изучающая Вселенную как единое целое, ее строение и эволюцию.

Термин «космология» образован из греческих kosmos - мир, гармония и logos - учение, слово. Теоретическим базисом космологии является физическая теория, а ее экспериментальные методы основаны на использовании астрономических наблюдений и специальных космических аппаратов.

Первой научной системой мира явилась геоцентрическая система, разработанная К. Птолемеем (II в. н. з.). В XVI в. Н. Коперник проанализировал недостатки этой модели и обосновал необходимость перехода к гелиоцентрической системе. Открытие Коперника стимулировало развитие физической теории. Впервые использовав телескоп для наблюдения небесных явлений, Г. Галилей получил многочисленные экспериментальные свидетельства в пользу гелиоцентрической системы мира. И. Ньютон открыл закон всемирного тяготения и разработал классическую механику, с помощью которой удалось теоретически описать большинство небесных явлений.

В начале 1922 г. А.А. Фридман нашел нестационарные решения общей теории относительности, а в 1929 г. Э. Хаббл открыл эффект красного смещения в спектрах излучения далеких галактик. Из открытий Фридмана и Хаббла следовало, что Вселенная расширяется, причем этот процесс начался 13,7 миллиардов лет назад в процессе так называемого Большого взрыва, когда Вселенная имела микроскопические размеры.

Современная космология опирается на мощную экспериментальную базу: радиоастрономические, инфракрасные, рентгеновские и другие методы наблюдения. При исследовании планет и их спутников, астероидов и комет активно используются специализированные космические зонды, оснащенные богатой измерительной аппаратурой. Разработаны космические аппараты для наблюдений с околоземной орбиты, крупнейшим из которых является телескоп «Хаббл».

Открытия в области космологии имеют принципиальное значение для совершенствования современного миропредставления. (См. физика, космос, неклассическая наука).

Л.В. Лесков

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ - множество специфических характеристик знания, являющихся в своей совокупности демаркатором научного знания от ненаучного. Как правило, к ним относят: дискурсность, предметность, определенность смысла и значений понятий, доказательность утверждений, проверяемость, системность, объективность. (См. наука, рациональность, научная рациональность).

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА - человеческая (социальная) деятельность в ее ценностной, процессуальной, предметной и результативной определенности. Вся совокупность продуктов материальной и духовной целенаправленной деятельности человека - от орудий производства, зданий, социальных институтов и политических учреждений до языка, произведений искусств, религиозных систем, науки норм нравственности и права. (См. ценности, деятельность, общество, социальная система).

КУМУЛЯТИВИЗМ

КУМУЛЯТИВИЗМ - истолкование процесса научного познания как состоящего только в последовательном накоплении все новых и новых истин путем совершенствования методов наблюдения и эксперимента (эмпирический уровень науки) и все более общих научных теорий (теоретический уровень науки). Такое истолкование динамики науки не соответствует ее реальной истории как в прошлом, так в и настоящем. Наряду с ростом научной (эмпирической и теоретической) информации в науке постоянно происходил и происходит также отказ от устаревших «истин» или их существенный пересмотр, что неизбежно связано и с некоторой потерей накопленных «фактов» и их «интерпретаций», отказом от них (возможно, навсегда) как ложных, неточных или односторонних утверждений. Отрицание кумулятивного характера развития науки вовсе не означает отрицание преемственности в развитии научного знания. Однако преемственность эта имеет отнюдь не механический (как в концепции кумулятивизма), а диалектический характер, включающий в себя не только сохранение некоторых истин, но и отказ от их значительной части как устаревших или просто ложных. Кумулятивизм есть следствие классической прогрессистской идеологии науки, согласно которой научное познание  в отличие от других видов когнитивной деятельности (обыденное познание,  философия, литература, религия) развивается только прогрессивно, от одних истин к другим, от менее общих истин к более общим, от менее фундаментальных теорий к более фундаментальным, от относительной истины к абсолютной и т. п. С точки зрения современной философии науки кумулятивизм является слишком простой и наивной концепцией, чтобы быть истинной. (См. принцип соответствия,  развитие науки,  научная революция) .

Предыдущая страница Следующая страница