Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Эстетика: Словарь
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБСОЛЮТНОЕ ИСКУССТВО

АБСОЛЮТНОЕ ИСКУССТВО (от лат. absolutus - неограниченный, безусловный) - концепция в совр. буржуазной эстетике, в рамках к-рой предпринимаются попытки теоретически обосновать устремленность ряда течений западного иск-ва (прежде всего модернистского) к освобождению худож. произв. от всякого жизненного содержания, к утверждению полной автономии и самоценности худож. деятельности. Для обоснования А. и. его теоретики (Ю. Клаус, В. Гесс и др.) используют широкий круг идей, сформулированных в свое время Кантом, Шиллером, Шеллингом, Шопенгауэром и Ницше (учение о гении, об «эстетическом государстве», об автономии эстетического), высказывания и работы К. Малевича и Кандинского. В целом в философско-эстетическом обосновании А. и. акцент делается на самоценности и самодостаточности иск-ва, а также на «необъяснимо-иррациональном» характере его эстетического воздействия. Концепцию А. и. часто сближают с теорией «искусства для искусства», а перенося на А. и. такие характеристики последнего, как эзотеризм (обращенность лишь к «посвященным», элите), эстетизм, склоняются на этом основании к выводу о внутреннем родстве А. и. и декаданса (Декадентство).

АБСТРАКЦИОНИЗМ

АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abst radio - отвлечение) - направление в иск-ве XX в.; творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) иск-ва, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо А. изложил Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910). К тому же периоду относится создание первых абстрактных произв. А. развивался по двум осн. направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций. Первое направление (гл. представитель-ранний Кандинский) довело до логического завершения поиски экспрессионизма и фовизма в области «освобождения» цвета от форм реальной действительности. При этом гл. акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью к-рых абстракционисты стремились выразить некие глубинные «истины бытия», вечные и «духовные сущности», движение «космических сил», а также лиризм и драматизм человеческих переживаний, т. е. переносили на живопись мн. функции музыки. Второе направление причисляет к своим родоначальникам П. Сезанна и кубистов (Кубизм). Оно развивалось по пути создания новых типов худож. пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий и имело целый ряд разветвлений. В России - это районизм (лучизм) М. Ларионова, абстракции О. Розановой, Л. Поповой, супрематизм К. Малевича; в Голландии - группа «Стиль» (с 1917 г.) во главе с П Мондрианом и Т ван Дусбургом Представители этой группы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую «простоту, ясность, конструктивность, функциональность» чистых геометрических форм «случайности, неопределенности и произволу природы» Новое поколение абстракционистов (Дж. Поллак, Де Ку нинг и др. ), пришедшее в иск-во после второй мировой войны, восприняло от сюрреализма принцип «психического автоматизма». У Поллака акцент в творческом акте перемещается с произв. на сам процесс его создания, к-рый становится самоцелью Отсюда берет начало т. наз. «живопись-действие» (Action-painting) Разновидностью А в США с 50 х. гг. становится «абстрактный экспрессионизм» (М. Ротко, А. Горки и др.) Отказавшись от использования изобразительных принципов, присущих живописи как виду искусства, А. абсолютизировал эстетическую значимость цвета и формы, добиваясь худож эффекта только на основе организации их оппозиций (Оппозиция эстетическая) Тем самым он уводил живопись в область чистого эстетства, недопустимо сузил задачи и функции (прежде всего социальные) иск-ва. Негативная роль А. проявилась и в том, что, сняв фактически критерий худож мастерства, он открыл путь в иск-во людям, далеким от нею. Собственно живописные находки А. (в области гармонизации цвета и формы) активно используются сегодня художниками самых разных направлений, а также в дизайне, в оформительском иск-ве, в театре, кино, на телевидении

АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСУРДА ИСКУССТВО

АБСУРДА ИСКУССТВО (от лат absurdus - нелепый) - одно из проявлений авангардизма, понятие, связанное с группой явлений в лит-ре (преимущественно драме) и театре на За паде 50-60-х гг XX в В основе мировоззрения абсурдистов - тезис философии экзистенциализма об абсурдности бытия, бессмысленности существования А и выражает разочарование европ. интеллигенции итогами второй мировой войны, пронизано чувством отчаяния, безысходности, утверждает крах всякой идеологии В реальной действительности А и видит алогизм, отсутствие причинно следственных связей, беря на вооружение нек-рые идеи экзистенциализма, оно отвергает его постулат о духовной свободе человека подчеркивая полнейшую подчиненность личности ситуации Эстетически А и опирается на принципиальный разрыв с предшествующей традицией - отсюда термины «антилитература», «антидрама», «антитеатр» Драма А предполагает отсутствие сюжета, характеров, человек в ней определяется лишь поступками, лишенными всякой причинной обусловленности Один из гл тезисов А и - вырождение языка как средства коммуникации, человеческая речь в произв абсурдистов превращается в формальные, лишенные смысла клише, а диалог, слово дискредитируются как формы общения Отказываясь от социального анализа, отрицая силу человеческого разума, драма и театр А тем не менее содержат в себе пафос протеста против буржуазной действительности, морали, мещанского здравого смысла Один из осн приемов в А и - гротеск, вскрывающий, с т. зр. абсурдистов, истинное содержание действительности, ее алогичную и бессмысленную сущность Для драмы А особенно характерна такая ее жанровая разновидность, как траги-фарс, обнаруживающий через гротеск, пародию нелепость, абсурдность существования среднего буржуазного человека. Исследуя истоки А. и., отмечают влияние на него творчества Ф. Кафки, А. Жарри. Наиболее ярко А. и. заявило о себе в драматургическом творчестве Э. Ионеско («Лысая певица», «Стулья»), С. Беккета («В ожидании Годо», «Конец игры») и постановках их пьес в парижских театрах в начале 50-х гг. К драматургам-абсурдистам могут быть причислены также Ж. Жене, Г. Пинтер, частично А. Адамов.

АБСУРДИЗАЦИЯ

АБСУРДИЗАЦИЯ (от лат. absur-dus - нелепый) - худож. прием, позволяющий путем введения в худож. текст откровенной несуразности или доведения до абсурда какой-то частной детали вскрыть противоестественность (реакционность, безжизненность) отраженного в нем положения вещей, расцениваемого с т. зр. здравого смысла в качестве нормы. Напр., отождествление человека с его чином для майора Ковалева из сатирической повести Н. В. Гоголя «Нос», как и для бюрократического сознания вообще, является естественным состоянием вещей, к-рое взрывается приемом А.: Нос майора Ковалева, отделившись от своего хозяина, в высоком чине статского советника стал разъезжать по Невскому проспекту, что вызвало самозабвенный восторг его бывшего хозяина. Прием А. широко используется в романтическом иск-ве и реализме, особенно в сатире, способствуя разоблачению скрытых от обыденного сознания консервативно-нелепых или реакционных сторон общественного бытия. Один из наиболее ярких примеров такого использования - высоко оцененное Лениным стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся». А. как прием следует отличать от иск-ва абсурда, в к-ром А. возводится в принцип худож. видения и тем самым не столько раскрывается абсурдность социальных условий человеческого бытия, сколько утверждается тотальная абсурдность его смысла

АВАНГАРДИЗМ

АВАНГАРДИЗМ (от фр. avant-garde - передовой отряд) -термин, обозначающий течения в иск-ве XX в., к-рые, порывая с реалистической традицией, усматривают в ломке установившихся эстетических принципов, способов построения худож. формы осн. путь к достижению иск-вом своего назначения. Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, А. видит в абсолютизации традиционных принципов иск-ва тенденцию к выделению его в особую самодовлеющую эстетическую сферу. Отсюда атаки авангардистов на эстетизм традиционного иск-ва, поиски различных, часто внеэстетических, способов прямого воздействия на реципиента (читателя, слушателя, зрителя). Среди этих способов: подчеркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству (экспрессионизм), культ машины, противопоставленной несовершенству человека, представление о «самоцельности» слова (футуризм), разрушение всякого смысла (дадаизм), «психический автоматизм», воздействие на подсознательные импульсы (сюрреализм) и т. п. Авангардисты отказываются от таких элементов реализма в иск-ве, как сюжет, характер, рассматривая их как проявление ложного «идеологического» подхода к действительности. Творческая природа А., как считают нек-рые искусствоведы, во мн. связана с динамикой научно-технического прогресса, решительно изменившего облик и ритмы совр. мира, с развитием отвлеченного мышления, обусловившего тяготение к иск-ву ассоциативных структур (перенос акцента с внешнего на внутреннее, с лицезрения эстетических объектов на их переживание). С этим связана элитарная тенденция в А., стремление создать почти физически ощутимую напряженность между непроницаемой структурой произв. и воспринимающим сознанием («новый роман», содержащий безличные реестры вещей, «конкретная поэзия», в к-рой налицо лишь формальная структура, драма абсурда, демонстрирующая алогизм привычной на вид действительности, и т. п.). В общем плане разрушение в А. установившихся канонов и формообразующих элементов как помех к непосредственному и наиболее адекватному, с т. зр. его приверженцев, восприятию действительности осуществляется в виде либо интуитивного ее освоения (в т. ч. и нерасчлененно-мифологизированного), либо наглядной констатации принципиальной невозможности такого освоения из-за тотального отчуждения от реальности. А. начал бурно развиваться в 10-20-х гг. XX в., когда с особой силой обнаружился крах буржуазной идеологии. Как явление худож. культуры А. был крайне неоднороден ист. зр. социаль-, ных позиций его приверженцев, и в плане стилистики их худож. творчества. К рус. А. в изобразительном искусстве относят, напр., таких весьма разных, самобытных, талантливых художников, как М. Шагал, П. Н. Филонов, К. С. Малевич, Кандинский. Нек-рые революционно настроенные художники, такие, как Маяковский, Брехт, Л. Арагон, В. Незвал и др., видевшие в А. средство ниспровержения идеологических мифов буржуазии, в конечном счете перешли на позиции пролетариата, утверждения эстетических принципов социалистического иск-ва. Принципиальная же антиидеологическая направленность мн. представителей А. на Западе привела их в 60-х гг. к смыканию с позицией «нового левого радикализма», выразившейся в отрицании культуры под предлогом ее «идеологич-ности» и в утверждении противостоящей ей контркультуры. Различные формы А. развиваются и в совр. иск-ве.

АВГУСТИН (AUGUSTINUS) АВРЕЛИЙ

АВГУСТИН (AUGUSTINUS) Аврелий (354-430) - христианский богослов, представитель западной патристики, один из родоначальников средневековой эстетики. Эстетическая система А. сложилась на основе мистических идей неоплатонизма и раннего христианства. Вершина ее- бог как триединство абсолютной истины, добра и красоты. Весь универсум (материальный и духовный) - произв. бога, созданное по законам красоты. Красота иерархична (возрастает от материального мира через духовную сферу к абсолюту) и является одним из гл. показателей бытия вещи; безобразное же свидетельствует о полном отсутствии бытия.

В об-ве восхождение по ступеням красоты - один из путей духовного совершенствования, ведущего к достижению вечной «блаженной жизни». Согласно А., блаженство (состояние неописуемой радости, ликование духа, бескорыстное наслаждение) - цель человеческого существования. Универсум основывается на упорядоченности всех явлений, позитивных и негативных. Осн. структурные закономерности универсума проявляются как практически-эстетические принципы: целостность, единство, ритм (или число), равенство, подобие, соответствие, соразмерность, симметрия, гармония. На их основе строятся и все иск-ва, гл. содержанием к-рых также выступает красота. Чем выше иерархическая ступень красоты, выражаемой в худож. произв., и чем адекватнее характер ее выражения, тем ценнее это произв. Музыка и иск-во слова занимают в системе А. высшие ступени. Он особо выделяет две функции иск-ва - прямое эмоционально-эстетическое воздействие (напр., в музыке) и знако-во-символическую функцию, детально разрабатывает теорию знака и значения, мн. внимания уделяет проблеме восприятия красоты и иск-ва, завершающегося суждением на основе чувства удовольствия (неудовольствия). Осн. соч.: «О граде божием», «Исповедь», «О музыке», «О порядке».

АВТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГОСТИ(AGOSTI) ЭКТОР ПАБЛО

АГОСТИ(AGOSTI) Эктор Пабло (1911-84) - аргентинский философ-марксист, литературовед и худож. критик. Философско-эстетические взгляды А. складывались под влиянием идей Маркса, Энгельса, Ленина, Грамши, а также прогрессивных латиноамер. писателей и мыслителей (Э. Эчеверрия, X. Инхеньерос, А. Понсе). Эстетические проблемы анализируются в работах А., как правило, в тесной связи с обсуждением актуальных задач социально-культурного развития, прежде всего с выявлением места и роли иск-ва и худож. интеллигенции в борьбе за социальные преобразования, в преодолении кризисных тенденций и противоречий общественного процесса, в развитии национальной культуры. Он ставит, решая в марксистском ключе, проблемы тенденциозности иск-ва и свободы творчества, анализирует плодотворность конкретных худож. методов. А. убежден s эффективности реализма как творческого метода иск-ва, но считает, что суть этого метода на совр. этапе более адекватно отражает понятие «динамический надсубъектный реализм». Размышления А. о природе прекрасного и специфике эстетического освоения мира, хотя и носят фрагментарный характер, отчетливо представляют его позицию как противника натуралистической трактовки эстетического. Осн. работы: «Защита реализма» (1945), «За политику в культуре» (1956), «Нация и культура» (1959), «Идеология и культура» (1979), «Петь, размышляя» (1982).

АДОРНО (ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО - WIESENGRUND-ADORNO) ТЕОДОР

АДОРНО (Визенгрунд-Адорно - WIESENGRUND-ADORNO) Теодор (1903- 69) - нем. философ, социолог, представитель Франкфуртской школы неомарксизма, авангардистски ориентированный критик и теоретик музыки. Худож.-эстетические пристрастия А., в особенности приверженность эстетике нововенской школы в музыке (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн), получили в его работах социально-философское обоснование, предстали как леворади-калистский вариант элитарной концепции иск-ва (Элитарное искусство), в основе к-рой лежит своеобразный панэстетизм. Согласно А., совр- общественная реальность не может адекватно постигаться традиционным иск-вом, ставшим в XX в. иск-вом «идеологическим», прикрывающим истинное положение вещей  иллюзией красоты и гармонии, В первую очередь «идеологически»-извращающим является, с т. зр. А., «иск-во», создаваемое в процессе «индустриального производства» культуры и ориентированное на массовое потребление: оно выступает как прямой «обман масс», насильственное навязывание им стереотипов, отвечающих интересам («воле к власти») экономически господствующего класса. Представители же авангардистски-модернистского иск-ва демонстрируют своими произв. неспособность иск-ва в совр. «управляемом мире», где творчество личности практически сведено к нулю, существовать иначе, как в форме саморазрушения. Потерпев поражение в ситуации,-наступившей после «заката Европы», когда гитлеровские лагеря смерти явили миру «негативный абсолют», культура, иск-во, считает А., могут существовать отныне лишь «в момент» самоуничтожения. Осн. противоречие любого эстетического акта - это, по А., противоречие между «мимети-чески»-природным и «рациональнее-техническим его аспектами. Пессимистически настроенный по отношению к последнему, А. не отрицает, однако, его необходимости, т. е. невозможности художника выразить себя безотносительно к тем требованиям, к-рые техника диктует ему на каждом этапе своего развития. Но обращаясь к техническим средствам, художник оказывается обреченным выражать себя в формах, отчужденных от его личности, а потому не может не стремиться к тому, чтобы вновь и вновь ломать эти формы. Такова диалектика авангардистски-модернистского иск-ва, апологетикой к-рой стала не только эстетика А-, но и вся его философия, поскольку именно эстетика в конечном счете определяла и ее цели, и общие контуры. Осн. работы, в к-рых представлена эстетическая концепция А.: «Диалектика просвещения» (1948; написана совместно с М. Хоркхаймером), «Философия новой музыки» (1949), «Опыт о Вагнере» (1952), «Призмы. Критика культуры и общество» (1955), «Диссонансы. Музыка в управляемом мире» (1956), «Введение в социологию музыки» (1962).

АКАДЕМИЗМ В ИСКУССТВЕ

АКАДЕМИЗМ в искусстве (от греч. akademia - школа) - 1. Бережное отношение к традициям, высокий профессионализм, «иммунитет» к модным, но недолговечным и поверхностным веяниям в иск-ве. В то же время А. имеет и свою негативную сторону, нередко оборачиваясь традиционализмом, приводя к канонизации апробированных манер и приемов в худож. творчестве, застойности худож. мышления, порождая салонное, внешне красивое, «приглаженное», но лишенное острого жизненного содержания и духовной наполненности иск-во. Худож. культура, высоко ценя и оберегая А. в его позитивном проявлении, создает противовес негативным тенденциям А. в лице примитива, студийных театров, творчества самодеятельных коллективов (Самодеятельное искусство) и др. форм, фокусирующих в себе творческий поиск и новаторство (Традиции и новаторство в искусстве). В совр. ситуации нарастания эклектизма в иск-ве и экспансии массовой культуры А. выявляет свои способности к сохранению и развитию культурной традиции и национального наследия, и в этом его актуальность. 2. Направление в пластических иск-вах, оформившееся в европ. культуре со времени Болонской академии братьев Каррачи (1585) и давшее начало двум крупнейшим стилям в иск-ве XVII-XVIII вв.- классицизму и барокко, а впоследствии формированию и более широких принципов иск-ва. Болонская школа утверждала характерный для эстетики Возрождения статус профессионального и свободного художника, провозгласила необходимость для художников теоретического и практического владения различными стилями, культивировала проработку худож. идей сначала графически и лишь затем живописно, заложила основу для выработки живописных эталонов. Вместе с тем практика и теоретическая программа Болонской школы создали почву для эпигонства и эклектизма в пластических иск-вах, а также для переоценки технической стороны мастерства в ущерб содержательному поиску и выражению индивидуального своеобразия. Опыт Болонской академии способствовал более широкой организации в XVII-XIX вв. академий «изящных искусств» (танца, драматического иск-ва, музыки), к-рые положили начало формированию принципов систематического образования и обучения иск-ву, передачи накопленного опыта в сфере профессионального мастерства, овладения классическим наследием (Наследие художественное) и национальными традициями. Нек-рые из этих академий преобразовались в театры, консерватории, высшие учебные заведения худож, типа.

АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень ч.-л., вершина, цветущая сила) - течение в рус. поэзии начала XX в., возникшее наряду с футуризмом как реакция на кризис символизма. Его представители (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут, Е. Ю. Кузьмина-Караваева, М. А. Кузмин и др.) объединяются в «Цех поэтов» (1911-14 гг.), вокруг журнала «Аполлон» и издательства «Гиперборей». Свою цель А. видел в преодолении символизма с его иррационализмом и субъективизмом, заигрыванием «то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом» (Гумилев). А. провозглашает обращение поэзии к человеку, «подлинности» его чувств, предметности реального мира. При этом поэтизируется мир первозданных эмоций, первобытно-биологическое природное начало, доисторическая жизнь Земли и человека (т. наз. «адамизм»). Выступая против неопределенности смысла символистской поэзии, туманной метафоричности слова, текучести образов, акмеисты требуют вернуть поэтическому слову определенность, точность значения, вещественность, конкретную образность (провозглашение т. наз. «кларизма»- «прекрасной ясности»). Постулируемая А. эстетическая программа на деле нередко оборачивалась отрывом их творчества от действительности, непониманием динамики исторического процесса, пассивно-созерцательной позицией, эстетическим формализмом. Наряду с поэтическими произв., отличающимися пластичностью, ясностью худож. образа, строгостью и вещественностью слова (О. Э. Мандельштам. Сб. «Камень», 1913), простотой и подлинностью чувств, прозрачностью худож. формы (А. А. Ахматова. Сб. «Четки», 1914), яркой изобразительностью, сдержанно-напряженной интонацией (Н. С. Гумилев. Сб. «Колчан», 1916), А. в осн. своей массе породил поэзию, к-рая несла на себе печать холодного рационализма, декоративной красивости, нарочитой изысканности, элитарности (Элитарное искусство). Творчество талантливых поэтов не укладывалось в рамки эстетической программы А., что и определило их быстрый разрыв с этой литературной школой. А. в силу своей принципиальной отстраненности от проблем общественной жизни оказался неспособным вписаться в нек-рых своих проявлениях в осн. русло развития рус. поэзии в переломную эпоху.

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria- иносказание) - принцип худож. осмысления действительности и организации материала в иск-ве, при к-ром отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах, часто имеющих традиционно оформившееся и закрепившееся за ними содержание в мифологии, классическом иск-ве, фольклоре, религии. Способ существования А. в практике иск-ва - персонификация, олицетворение  мыслительных форм в образах живых существ или метафорических атрибутах (напр., победа изображается в образе древнегреч. богини Нике-крылатой девы в лавровом венце и на колеснице; слава и воинская доблесть олицетворяются в лавровом венце и дубовой ветви; геральдическое изображение силы, доблести, прозорливости - в облике льва, медведя и орла и т. д.-). Иносказательный характер А. проявляется в ее двуплановости: изображается нечто, что не совпадает полностью с подлинным содержанием произв., но изображаемое есть способ обнаружения этого содержания, поскольку в нем сосуществуют оба смысловых пласта, глубинный и поверхностный. Собственно аллегорический смысл худож. образа формируется на основе традиционно закрепившегося смысла, но выходит за его пределы, надстраивается над ним, обнаруживает новое, совр., актуальное содержание. В истории эстетики понятие «А.» встречается впервые в трактатах об ораторском иск-ве Псевдо-Лонгина, Цицерона, в эстетических учениях Горация, Плутарха, Лукреция Кара. Иносказательный принцип А. широко распространен в средневековой эстетике, находит выражение в различных видах иск-ва: в архитектуре, скульптуре, лит-ре, живописи, в карнавальном народном иск-ве (мистерии, пляски смерти, «Роман о Розе», где перипетии любовной истории представлены как столкновение Добра и Зла, Злословия и Дружбы, Раздора и Верности, и пр.). В эпоху Возрождения А. утрачивает универсальный характер в худож. мышлении, но уже в XVI в. опять появляется интерес к ней как форме выражения высоких моральных ценностей, в эстетике и худож. практике классицизма она обретает статус сущностного принципа худож. осмысления действительности. Античные сюжеты и характеры воспринимаются в качестве совершенного образца, служат худож. каноном для выражения возвышенных идей и общественного идеала («Поэтическое искусство» Буало). Эстетика Просвещения, утверждавшая высокую гражданскую миссию иск-ва в об-ве, также обратилась к иносказательным возможностям А., позволяющей в единичном образе передать всеобщее содержание (Винкельман). В эстетике Гегеля А. анализируется в соотнесении с символом, что находит дальнейшее развитие у романтиков, подчеркивавших схематизм и бедность А. в сравнении с полным духовности символом. В буржуазной эстетике XX в- А. получила характеристику несовершенного «мнимого» символа, обедняющего иск-во, к-рое по сути своей символично. В совр. практике иск-ва А. продолжает существовать как прием и принцип организации худож. материала в традиционных жанрах (басня, сказка, притча) и получает новые формы проявления (в монументальной скульптуре - образы Матери-Родины, Павшего Воина; в киноискусстве-фильмы-притчи, напр. «Репетиция оркестра» Ф. Феллини, аллегорические сюжеты в лит-ре, напр. в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, и т. д.).

АЛЛЕН ГРАНТ

АЛЛЕН Грант (Alien) (Чарлз Грант Блетрфинди) (1848-99)-англ. философ, эстетик, эссеист, развивавший идеи Спенсера на материале физиологии и психологии ощущений. По мысли А., физиологическое раздражение переживается человеком как чувство эстетического удовольствия или неудовольствия в зависимости от того, является ли оно полезным или вредным для организма. Из всех органов чувств он особо выделяет зрение и слух - «интеллектуальные» органы, дальше др. отстоящие от удовлетворения непосредственных биологических потребностей. В основе эстетики А. лежит положение о «незаинтересованном» характере эстетической активности, как наиболее удаленной от необходимых форм жизнедеятельности. Интересна попытка А. создать структурную модель произв. иск-ва на основании разграничения слоев, связанных с этапами его восприятия. Ограниченность позитивистской методологии не позволила А. показать соотношение физиологических, психологических и социальных факторов в эстетическом переживании. Осн. труд А.- «Физиологическая эстетика» (1877). Его перу принадлежит также ряд очерков по проблеме световых ощущений.

АЛЛЮЗИЯ

АЛЛЮЗИЯ (от лат. alludo- подшучивать, намекать) - прием худож. выразительности, обогащающий худож. образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже другое произв. иск-ва. Напр., Пушкин вводит в роман «Евгений Онегин» романтические А. через образ Ленского, что по контрасту усиливает реалистическую тональность произв. А. имеют широкое распространение в иск-ве: они формируются на интуитивном уровне худож. творчества и эстетического восприятия, но используются художниками как прием вполне сознательно, в соответствии с замыслом. В поэтике символизма А. приобретает потайной, зашифрованный смысл, что придает худож. образу-символу очень емкий, но в то же время зыбкий характер. На А. такого рода построена «Поэма без героя» А. А. Ахматовой. В совр. иск-ве А. как средство худож. выразительности ориентируется на понимание публики. Напр., в фильме Ф. Феллини «И корабль плывет» прочитываются А. библейской легенды о Ноевом ковчеге, дантовой «Божественной комедии», сатиры С. Бранта (XV в.) «Корабль дураков», фильма С. Крей-мера с одноименным названием и др. Наличие явных и интуитивных А. в иск-ве - свидетельство непрерывности и диалогичности худож. процесса.

АЛЬБЕРТИ (ALBERTI) ЛЕОН БАТТИСТА

АЛЬБЕРТИ (ALBERTI) Леон Баттиста (1404-72)-деятель раннего итал. Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор. А. получил гуманистическое образование в ун-тетах Па-дуи и Болоньи; во Флоренции входит в тесный контакт с Брунеллески, Донателло и др. художниками. Как архитектор-новатор, А. создал тип ренессанс-ного палаццо, впервые применил формы классического римского зодчества в декоре церковных сооружений. А.- автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435; «О живописи», 1435-36; «О зодчестве», начат ок. 1450). Он научно разработал метод центральной перспективы в живописи, эмпирически найденный Брунеллески; опираясь на обобщение греч. и римских источников, опыта совр. ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож. творчества. В отличие от средневековой традиции, А. видел в архитектуре социальную деятельность, а в архитекторе - художника, подчеркивал рационалистические основы иск-ва, важность солидной подготовки художника в области истории, математики, поэзии. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож. воспроизведении элементов природы, склоняясь к отождествлению красоты и типичного в природе, А. близок к идее реализма в иск-ве. В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др. впервые представлен анализ интеллектуальных и психологических аспектов творческого процесса.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo -оба, valentia - сила) - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, выражающуюся в том, что один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства (удовольствие - неудовольствие, симпатию-антипатию и др.). Эта особенность чувственного восприятия специфически преломляется в эстетической деятельности и используется в иск-ве. В эстетике А. означает двойственность: эстетической деятельности - ее ориентированность на действительность и идеал; эстетического чувства -«смех сквозь слезы», удовольствие через потрясение и сострадание (Катарсис); эстетического восприятия - переживание худож. произв. как действительности и одновременно сознание его условности (это точно передает поэтический образ Пушкина: «над вымыслом слезами обольюсь»). Иск-во сознательно и бессознательно использует принцип А. в композиционном и эмоциональном построении худож. произв., открыто сталкивая (романтизм, барокко) или мотивированно сопоставляя (реализм) противоположные начала: рождение и смерть, войну и мир, юность и старость, х&а-лу и брань, «верх» и «низ», зачастую переворачивая обыденный смысл понятий (напр., как у А. А. Ахматовой: «от тебя и хула-похвала»). Аналогичный смысл имеет А. парных худож. образов, носителей противоположных начал: Дон Кихот и Санчо Панса, Фауст и Мефистофель, Христос и Иуда, Мастер и Маргарита и пр. А. проявляется также в открытой двойственности таких выразительных средств иск-ва, как метафора, гротеск, ирония, антитеза и пр. В совр. иск-ве принцип А. находит более сложное, многократно усиленное в системе худож. оппозиций выражение. В советской эстетике принцип А. исследован Бахтиным, раскрывшим его глубокие традиции, идущие от мифологии и народной культуры. См. также: Оппозиция эстетическая.

АМПИР

АМПИР (фр. empire-империя)- стиль в западноевроп. декоративном иск-ве начала XIX в., сформировавшийся при дворе Наполеона I; вариация позднего классицизма, или «стиля Людовика XVI». А. принципиально эклектичен. Трактуя римское иск-во императорской эпохи в качестве образца для подражания, мастера А. с археологической точностью воспроизводили детали и декор находок в Пом-пеях, копировали древнеегипетский декор, сочетая их с новоизобретенной эмблематикой Наполеона. А. не имел развитой теоретической доктрины, и его распространение осуществлялось прежде всего через альбомы образцов, изданные в Париже Персье и Фон-теном в 1801 и 1812 гг. Особую популярность в Европе приобретает такое проявление А., как использование красного дерева в сочетании с золоченой бронзой, драпировок для отделки стен и потолков парадных покоев, четких, суховатых контуров и неглубокого рельефа накладных украшений, бедной цветовой палитры. Однородность и схематизм А. позволяли без особого труда стандартизировать его худож, приемы, что способствовало развитию крупносерийного производства фарфора, тканей, столового серебра, скульптурных бронзовых украшений. Хотя А. оказал нек-рое внешнее влияние на элементы декора архитектуры рус. классицизма начала XIX в., говорить об А. как о сложившемся стиле применительно к рус. культуре представляется недостаточно обоснованным.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА (или лингво-аналитическая эстетика) (от греч. analysis - разложение, расчленение) - одно из течений в совр. западной эстетической мысли. А. э. отличает т. наз. языковой подход к эстетическим проблемам, суть к-рого состоит в описании употребления эстетических понятий в разных контекстах, в т. ч. в размышлениях и полемике по поводу иск-ва, и стремлении представить проблемно-теоретические трудности как лингвистические по своей природе. Основополагающие принципы А. э. были разработаны в концепциях англо-амер. школ неопозитивистской философии и эстетики в 40-50-х гг. XX в. В формировании принципов А. э. большую роль сыграли работы Л. Витгенштейна 30-40-х гг., особенно изложенные в них концепции «языковых игр», «семейного сходства» и последовательно проведенная установка на прояснение концептуально-речевых форм как особого приема анализа. Представители А. э. (М. Вейц, У. Галли, О. Боусма и др.) отказались от определения сущности осн. эстетических понятий, подвергли сомнению их категориальный статус, выступили с резкой критикой традиционной нормативистской эстетики как философской теории прекрасного и иск-ва. Оборотной стороной типичного для неопозитивистской эстетики недоверия к возможностям обобщающего мышления явились в А. э. радикальный эмпиризм, отказ от философско-мировоззренческой проблематики и от поиска объективных основании эстетических суждений и оценок. Скептическое отношение к обобщениям и общезначимым определениям, выразившееся, в частности, в употреблении терминов «иск-во» и «худож. произв.» лишь в нейтрально-классифицирующем смысле, обусловило повышенное внимание представителей А. э. к разработке процедур идентификации объектов как худож. произв. При этом обнаружился нейтралистский характер А. э. относительно различных форм культуры (Культурахудожественная), чрезмерная гибкость и всеядность этой эстетической теории. Хотя в А. э. так или иначе затрагиваются все традиционные эстетические проблемы (природа иск-ва, специфика и адекватность эстетического восприятия, эстетической ценности и оценки, худож. иллюзия и др.), но их осмысление осуществляется в русле эмпирико-субъективистской ориентации, свойственной неопозитивистской эстетике. Правда, в ходе эволюции А. э. постепенно стал намечаться отход ее сторонников от беспредельного эмпиризма, а у отдельных аналитиков (напр., у Р. Уоллхайма) возникло стремление дополнить языковой подход к анализу иск-ва рассмотрением социальных условий его функционирования, не выходя, однако, за пределы возможностей, предоставляемых витгенштейновской трактовкой языка как «формы жизни» .

АНСАМБЛЬ

АНСАМБЛЬ (фр. ensemble - целое, совокупность) - в общеэстетическом смысле - многокомпонентный комплекс, воспринимаемый в единстве, обладающий распознаваемыми признаками худож. целого. Принято различать: музыкальный А.- произв. для двух и более исполнителей (дуэт, трио, квартет и пр.); сценический А.- согласованное исполнение актерами, музыкантами, танцорами театрально-зрелищного произв.; архитектурный А.- художественно целостное согласование нескольких сооружений (Соборная площадь в Пизе, площадь Св. Петра в Риме, Дворцовая площадь в Ленинграде и т. п.); дворцово-парковый А. (Версаль, Сан-Суси, Петродворец и др.). Архитектурный А. барокко, классицизма, неоклассицизма формируется как воплощение единого худож. замысла (Капитолий в Риме, улица Росси в Ленинграде, мемориальный комплекс Волгограда). Чаще, однако, архитектурный А. складывается в результате долговременного развития, когда худож. решение новых сооружений подчиняется логике развития целого (площадь Св. Марка в Венеции, Соборная площадь Московского Кремля и т. п.). В настоящее время  понятие «А.» используется и как синоним вышедшему из употребления понятию «гарнитур» применительно к одежде, утвари, ювелирным украшениям и пр. Эстетическая функция такого А.- в гармонизации повседневной жизни человека, его внешнего облика и бытовой обстановки, в обеспечении их соответствия сложившимся в данных социально-исторических условиях представлениям об эстетической мере, о прекрасном (Быта эстетика).

АНТИЦИПАЦИЯ

АНТИЦИПАЦИЯ (oт лат. anticipo- предвосхищаю, упреждаю) - понятие, означающее способность заранее составлять представление о предстоящих событиях и явлениях. Как специфическая форма опережающего отражения, А. особенно значима в процессе деятельности, связанной с проникновением в неведомое. Термин «А.» введен в психологию В. Вундтом для обозначения представлений о результатах действия до его осуществления. В эстетике понятие «А.» обычно используется для раскрытия возможностей опережения в процессе целеполагающей худож. деятельности по созданию и творческому воплощению мысленных представлений и моделей. Гете усматривал в А. своеобразное «предзнание», силу ясновидящего разума и продуктивности худож. таланта, способного «носить в себе» и воссоздавать весь мир. С процессом А. в худож. деятельности связано предвосхищение будущего в иск-ве (Предвосхищение в искусстве).

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТЕФАКТ

АРТЕФАКТ (лат. artefactum - искусственно сделанное) - термин, заимствованный из археологии, первоначально использовался в эстетике в буквальном этимологическом смысле с целью подчеркнуть отличие худож. произв. как результата человеческой деятельности от объектов природы. На этой основе закрепилось употребление термина А. для обозначения объектов, созданных специально для функционирования в системе иск-ва (материально-худож. объект). Эта традиция была нарушена представителями т. наз. институциональной концепции иск-ва, для к-рых в принципе любой предмет может обрести статус А. и худож. произв. в соответствующем окружении (напр., музей). Такую т. зр. отстаивает, в частности, Д. Дики в работе «Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ» (1974). Артефактуальность при этом рассматривается как условие бытия к.-л. предмета в качестве худож. произв. и входит в систему признаков, необходимых для признания объекта А. В совр. эстетических концепциях проводится различие между А. и худож. произв. А. чаще всего предстает как материальный объект - носитель худож. смыслов или как совокупность признаков, обеспечивающих предмету статус худож. произв. в системе соответствующих культурно-функциональных связей. В структуралистской эстетике помимо этого проводится различие между А. и эстетическим объектом. А. в данном случае выступает как бы «внешним символом» (Мукаржовский) эстетического объекта.

АРТИЗАЦИЯ

АРТИЗАЦИЯ (от фр. art - искусство) - театрализация событий политической, общественной, культурной жизни; отношение к действительности как к некоему произв. иск-ва. А. расценивается на Западе в качестве наиболее зрелой формы массовой культуры, рассчитанной на социально активные группы населения. А. трансформирует, облекает те или иные реалии жизни в зрелищные формы. Подобная эмоциональная подмена рационального осмысления фактов действительности нашла особенно в послевоенное время практические проявления в ряде капиталистических стран (прежде всего в США) во время кампаний по выборам политических деятелей, проведений съездов и конференций, общественно-культурных мероприятий. А. превращает их в спонтанные зрелища, своего рода хэппенинги не только для зрителей (включая телевизионных), но и для самих участников. Шумные, часто безвкусные, но яркие эффекты призваны подменять обычные политические и др. акции своеобразными спектаклями, создавая атмосферу грандиозных шоу. Отличаясь от приевшихся обывателям обычных пропагандистских акций, А. нацелена на то, чтобы путем своего рода мимикрии затруднять восприятие подлинного смысла проводимых политических и иных мероприятий.

АРТИСТ

АРТИСТ - см. Художник.

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. arche - начало и typos - образ)-- прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона А. выступает в качестве «эйдоса», умопостигаемого образца, у схоластов - как природный образ, запечатленный в уме, у Августина - как исконный образ, лежащий в основе человеческого познания. В «аналитической психологии» Юнга понятие «А.» соотносится с бессознательной деятельностью людей, с их эстетическим отношением к миру. Будучи врожденными психическими структурами, к-рые находятся в глубинах «коллективного бессознательного», А. представляет собой, по Юнгу: природные условия интуиции; первобытные формы постижения внешнего мира; внутренние образы объективного жизненного процесса; коллективный «осадок» исторического прошлого, хранящийся в памяти людей. В этом своем качестве А., согласно Юнгу, обусловливают единообразие, целостность, закономерность человеческого восприятия. В живописи, напр., это проявляется как изображение круга с вписанными в него геометрическими фигурами - крестами, ромбами, квадратами (А. мандала). Составляя основу общечеловеческой символики, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т. ч. и худож., воображения и фантазии, находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для лит-ры и иск-ва. В качестве формальных, не наполненных конкретным содержанием схем (образов) они включаются в творческий процесс, способствуют творческому самовыражению художника, воспринимающего мир через призму типичного, повторяющегося.

АРХИТЕКТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСАФЬЕВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевдоним - Игорь Глебов) (1884- 1949) - основоположник советского музыкознания, композитор А. рассматривал музыкальное иск-во в контексте мировой культуры, где музыка - специфическая среда социально и исторически обусловленных звучаний, организация к-рых вырастает из практических потребностей об-ва. Он создал новый тип музыковедческой системы, открытой для встречи музыкознания с др. областями научного знания, что способствовало углубленному осмыслению специфики музыкальных явлений и выявлению на их материале ряда общеэстетических закономерностей. Фундаментом системы явилась созданная им теория интонации, на базе к-рой А. предпринимает попытку изучения конкретных форм худож. мышления. Интонация, понимаемая как «выраженная мысль», используется им одновременно в качестве объекта исследования и инст

румента музыковедческого анализа. Введенный им новый терминологический аппарат не только объединил историю, теорию и практику музыкознания и расширил его методологические возможности, но во мн. приобрел общеэстетическое значение. Так, интонационный процесс в историческом масштабе получает, по А., свое закрепление в языке и речи, в произв. лит-ры, театра, музыки и составляет «всечеловеческий интонационный фонд». Музыка, являясь, т. обр., общечеловеческим языком, решает проблему обобщения национальных культур. Общеэстетические положения теории А. получают все большее развитие в совр. науке об иск-ве. Осн. работы, в к-рых изложены эстетические идеи А.: «Данте и музыка» (1921), «Письма о русской опере и балете» (1922), «Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания» (1924), «О ближайших задачах социологии музыки» (1927), «Музыкальная форма как процесс» (1930), «Речевая интонация», (изд. посмертно в 1965 г.) и др.

АСМУС ВАЛЕНТИН ФЕРДИНАНДОВИЧ

АСМУС Валентин Фердинандович (1894-1975)-советский философ, автор многочисленных работ по истории философии, логике, эстетике, теории культуры. В исследованиях А. по проблемам эстетики и литературоведения дается характеристика эстетических взглядов Баумгартена, Лессинга, Канта, Шиллера, анализ творчества Гёте, Толстого и М, Ю. Лермонтова. Его перу принадлежат также обстоятельные статьи по эстетике и реализму Пушкина, философии и эстетике рус. символизма и др. В разные периоды своего творчества А. принимал участие в обсуждении актуальных теоретических проблем эстетики - понятия реализма, худож. образа, вымысла в иск-ве и т. д. Соч. А. присущи философская глубина и научность в подходе к эстетическим проблемам, оригинальная манера изложения материала. Осн. из них: «Немецкая эстетика XVIII века», «Гёте в «Разговорах» Эккермана», «Мировоззрение Толстого», «Круг идей Лермонтова».

АССОЦИАЦИЯ В ИСКУССТВЕ

АССОЦИАЦИЯ в искусстве (от лат. associo - связываю) - способ достижения худож. выразительности, основанный на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности. Понятие «А.» сложилось в философии античности. Впервые предпосылки ассоциативных процессов в духовной деятельности были осмыслены Аристотелем, выдвинувшим идею о возможном формировании образов на основе А. Определяя характер познания «через наведение», он выделяет осн. виды А.: по смежности, временной последовательности, сходству и контрасту. В XVIII в. идеи ассоцианизма проникают в эстетику. Один из основоположников т. наз. экспериментальной эстетики - нем. физик и психолог Г. Фехнер (1801-87) вводит «Принцип А.» для раскрытия предпосылок творческого воображения, эстетического восприятия и наслаждения. Однако рассмотрение ассоциативных факторов вне их сложного смыслового контекста не позволило уяснить особенности, лежащие в основе этих эстетических явлений. Использование А. в и. закономерно связано с созданием и восприятием худож. произв. Развертывание творческого пересоздания действительности в процессе худож. деятельности обусловливается способностью ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, продуктивно конструировать посредством воображения их новые, нетривиальные связи. Одна из особенностей худож. воображения и заключается в привлечении разветвленной и многозначной цепи А. Действующий в иск-ве «закон ассоциаций» Ломоносов называл «законом совоображения». Развитая ассоциативность, как важнейший компонент худож. мышления, способствует многостороннему раскрытию причинно-следственных связей, определяющих движение худож. образов и сюжетапроизв., а также эффективному применению в худож. контексте метафор, символов. А. худож. сознания, направленные на преодоление привычных шаблонов и стереотипов восприятия, отличаются новизной и многозначностью. С целью их адекватного постижения художником соответственно программируется ассоциативный процесс у тех, кто воспринимает произв. иск-ва, но в реальной практике такого восприятия существенную роль играет их индивидуальный опыт, культурно-эстетическое развитие. Полноценное эстетическое восприятие предполагает знание специфики худож. А., своеобразия языка искусства.

АУРА

АУРА (греч. aura - дуновение, веяние) - совокупность предметно-смысловых значений худож. произв., обнаруживающих его суггестивные, воздействующие на психику человека особенности, способность формировать эмоционально насыщенную атмосферу восприятия, вызывая представление о существовании дальнего плана и ощущения дистанции. В метафорическом толковании А, это и есть атмосфера, к-рую как бы излучает произв. иск-ва и в к-рой протекает процесс его восприятия. Беньямин, впервые предложивший применить термин «А.» к изучению иск-ва, считал, что обладать А. и «эффектом А.» могут только неповторимо уникальные худож. произв. с жестко фиксированной и опознаваемой функцией (напр., ритуальной) в системе культуры. Это ограничение не разделяется совр. философско-эстетическими концепциями и не подтверждается практикой иск-ва и повседневного употребления слова «А.» в рассуждениях по поводу иск-ва. Теоретическая нагруженность термина «А.» варьируется в зависимости от его включения в концепции мимесиса (Лукач), массовой культуры (К. Ясперс), худож. творчества (А. Рейес), технических искусств (Беньямин), но во всех случаях за ним угадывается живое, человеческое общение через иск-во.

АФРИКАНСКАЯ ЭСТЕТИКА

см. Негро-африканская эстетика.

Следующая страница