Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Эстетика: Словарь
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНТ"-"ИСП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНТ"-"ИСП")

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intentio - стремление, намерение) - понятие феноменологической философии Э. Гуссерля, отражающее специфическое представление о предметной природе сознания. И.- свойство любого акта сознания (интенционального акта), к-рый характеризуется соотнесенностью намерения, цели, замысла с предметом, направленностью на объект (в акте восприятия нечто воспринимается, в акте фантазии - фантазируется и т. д.). В любом интеллектуальном акте выделяются два аспекта: внутренне-присущий сознанию ин-тенциональный объект и способ данности этого объекта (восприятие, фантазирование, рефлексия, любовь, ненависть и т. д.). Совокупность интенциональных актов конституирует (формирует) сознание в богатстве его смысловых содержаний. Понятие «И.» впервые было сформулировано в поздней схоластике, где различалась первая (постижение отдельных вещей) и вторая (постижение общего, абстрактных образов) И. Воспринятое учителем Гуссерля Ф, Брентано, это понятие затем легло в основу феноменологии, в к-рой выступает как осн. структурный признак сознания. В феноменологической эстетике И.- ключевое понятие, ибо дает, во-первых, специфическую характеристику (идеального) способа бытия худож. произв. и его структурной организации (слои значений и смыслов) и, во-вторых, открывает возможность анализа способа восприятия (интенциональной данности) произв. Обе стороны вопроса детально разработаны в эстетике Ингардена. Понятие «И.» получило распространение и в др. близких феноменологии направлениях эстетической мысли XX в.- в неотомизме (Маритен) и экзистенциализме (Сартр).. В то же время это понятие не должно сводиться к его идеалистическому толкованию. Иной, чем в феноменологии, подход к вопросу о существовании интенционального объекта дает возможность материалистического понимания процессов восприятия и интерпретации произв. иск-ва. Лукач, напр., рассматривает И. как специфический признак эстетического поведения: в процессе творчества - это антропоморфизирующее воссоздание предмета в иск-ве; в восприятии - чувственная видимость образа, постижение содержания, предметности худож. произв. Противоположный процесс Лукач характеризует как эвокативный, когда сам предмет воздействует на субъекта, вызывая у него определенную эмоциональную реакцию. Т. обр., термин «И.», по-разному интерпретируемый в различных философских и эстетических системах, указывает на реальное качество сознания и может быть содержательно истолкован в системе марксистско-ленинской эстетики.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ - см. Национальное и интернациональное в искусстве. 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ИСКУССТВЕ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ в искусстве (лат. interpretatio - толкование, разъяснение) - необходимый элемент процесса худож. творчества и восприятия произв. иск-ва. Худож. отражение действительности в иск-ве обязательно включает момент ее И. (истолкования). Переосмысление худож. произв. (нередко многократное) в ходе наследования и развития духовной культуры всякий раз становится его новой И. Как важнейшая составная часть И. входит и в процесс восприятия иск-ва аудиторией и состоит в своеобразии понимания его тем илииным субъектом восприятия в зависимости от индивидуальности, социальной принадлежности, уровня развития последнего и т. д. И. составляет одну из осн. задач худож. критики, обеспечивающей общественный резонанс произв. иск-ва. В более узком смысле И. является существенной характеристикой исполнения худож. произв. Существует целый комплекс исполнительских иск-в (музыка, театр и т. д.), где процесс создания худож. произв., как правило, оторван от выхода к аудитории в спектакле или концертном номере. И. здесь выступает как важнейший элемент непосредственного процесса худож. творчества или, точнее, сотворчества. Первоначальный автор при этом создает инвариант произв. (пьесу, нотную запись и др.), к-рый воспроизводится каждый раз заново актерами или музыкантами, предлагающими свое прочтение оригинала. С появлением средств механической записи и тиражирования конкретных исполнений последние теряют свою уникальность, становясь устойчивыми И. оригинала, не исчерпывающими тем не менее всех его потенциальных возможностей, поскольку не только отдельный исполнитель, но даже разные поколения не могут не интерпретировать то или иное произв. заново, опираясь на опыт своего времени. И. может быть иной у представителей различных национальных культур и стран, в зависимости от их мировоззрения и эстетических взглядов. В лит-ре процесс И. восходит к устному исполнению фольклорных текстов, а затем их индивидуальной фиксации в памятниках письменности. В совр. условиях исполнительство охватывает все формы литературных чтений, будь то поэзия, проза, эстрадные миниатюры или радиоварианты романов и повестей. Последние являются составной частью относительно нового культурного феномена: инсценировок и экранизаций литературных первоисточников в кино, на сцене, на радио и телевидении. Хотя произв. такого рода редко бывают бесспорными, фонографические, экранные или сценические И. литературных первоисточников прошлого и настоящего составляют ныне один из существенных моментов передачи и актуализации худож- наследия, взаимодействия и взаимообогащения различных видов искусств.

ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare - произносить) - специфическое средство худож. общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно-временного движения в его звучащей (человеческий голос и голоса музыкальных инструментов) и зрительной (жест, мимика, пантомимика) форме. Основой складывающейся общеэстетической теории И., к-рая опирается на достижения мн. областей совр. гуманитарного и естественнонаучного знания (музыковедение, лингвистику, семиотику, психологию, нейрофизиологию и др.), стало теоретическое осмысление музыкальной И., начало к-рому положил Асафьев, выдвинувший идею об интонационной природе музыки (И. понимается как выраженная мысль, а музыкальная форма - как многослойный интонационный процесс). И.-одна из основ выразительности музыки, единство всех сторон музыкального звучания (высота, громкость, длительность, тембр), сплоченных смыслом. Глубинный уровень интонационного процесса мелодизирован; мелодию можно представить как движение разных И. Хотя музыкальная И. вполне способна быть характеристической, как бы принадлежа изображенному в музыке персонажу, ее специфическое свойство- раскрыть преимущественно мирочувствование человеческого «Я», в к-ром незримо присутствуют «Мы» эпохи, народа, человечества. Эти свойства И. просматривал ются во всех видах искусства, даже в таких далеких от музыки, как. живопись или скульптура (пластическая И.). Музыкальная И., в свою очередь, черпает содержание из богатств речевого опыта, в т. ч. ораторского, театрального, поэтического, поскольку И.- одно из важнейших средств смысловой и эмоциональной выразительности худож. и особенно поэтической речи. Др. источник И.- жесты, движения, походка, танец, с к-рыми с незапамятных времен срастила себя музыка. Интонационный процесс в разных видах иск-ва имеет общие черты. Это прежде всего вопросительная и восклицательная И. Мелодическое клише вопрошания схватывает момент поиска, противоборства. В трагедийных произв. этот поиск нередко конкретизируется в виде философских вопросов о смысле жизни (напр., в «Гамлете» У. Шекспира: «Быть или не быть?», «Что благородней духом?..»). Восклицание ориентировано на определенность действия, его осуществление. Неся на себе смысловую и эмоциональную нагрузку, И. сосредоточивает исторический опыт, выступает как часть эстетической культуры человечества.

ИНТУИТИВИЗМ В ЭСТЕТИКЕ

ИНТУИТИВИЗМ в эстетике (от лат intueri - пристально смотреть) - разновидность иррационализма, абсолютизирующая интуицию как момент непосредственного осознания в эстетическом восприятии и эстетической оценке, в деятельности творческой фантазии (Фантазия художественная). Оформившийся в борьбе с позитивизмом и механицизмом на грани XIX-XX вв., И. метафизически противопоставляет интуицию рациональным (опосредствованным суждениями и умозаключениями) элементам сознания, а также обычному чувственному восприятию реальности. В. иррационалистической эстетике И. (напр., у Бергсона) худож. интуиция противопоставляется дискурсивному мышлению, интеллекту как наивысшая форма постижения мира, предстает как бессознательный, инстинктивный, мистический стимуя.творчества. Подчеркивая творческий, формообразующий характер худож. интуиции, мн.сторонники И. в э. абсолютизируют ее способность постигать уникальное, неповторимое, конкретное, воплощаясь, в необозримом разнообразии произв. иск-ва (Кроне). В философии же она, согласно интуитивистам, оказывается «наукой о выражении», т. е. «всеобщей лингвистикой». В истории эстетики и ранее высказались идеи, в различной степени близкие И., напр. утверждение внеразум-ного состояния" поэта в момент творчества у Платона, концепция гения Канта, противопоставляемое науке постижение жизни иск-вом у романтиков (Романтизм). Совр. же сторонники И. в э. прямо утверждают, что иск-во интуитивно более глубоко ттроникает в суть жизни, чем основанная на интеллекте наука. Методологической оеновой научно убедительной критики мистического, метафизического объяснения роли интуиции в творческом процессе, иррационалистического толкования сторонниками И. худож. творчества и восприятия произв. иек-ва служит диалектико-материалистический подход к осмыслению эстетической деятельности во всех ее проявлениях как своеобразной социальной формы бытия человека (Деятельность эстетическая. Мышление художественное).

ИНТУИЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

ИНТУИЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (позднелат. intuitio - созерцание) - непосредственное усмотрение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности и произв. иск-ва, осознание его в акте эстетического восприятия и эстетической оценки, в деятельности творческой фантазии. Идеалистическая эстетика, абсолютизируя момент непосредственности, противопоставляет И. рациональному (опосредствованному суждениями и умозаключениями) знанию. Так, в иррационалистической эстетике Бергсона, следовавшего за Шопенгауэром, И., в т. ч. художественная, выступает как высшая форма познания,  как бескорыстное мистическое созерцание, полное слияние субъекта со специфическим объектом - динамической, духовной сущностью мира. Она противостоит интеллекту, вызванному к жизни утилитарными потребностями. Одновременно И., по Бергсону,- это бессознательный, инстинктивно-образный принцип и стимул творчества. В интуитивистской эстетике Кроне также подчеркивается творческий, формообразующий характер алогичной И., схватывающей в противоположность понятиям уникальное, неповторимое. Марксистско-ленинская эстетика, высоко оценивая роль И. в эстетической деятельности, прежде всего в худож. творчестве, отрицает, однако, мистическую, метафизическую интерпретацию этого явления. Иррационалистическая трактовка И. опровергается результатами экспериментальной психологии, в частности, данными школы Д. Узнадзе о психологии «установки» (Установка эстетическая), доказывающими тесную связь между сознательными, интеллектуальными моментами творческой деятельности личности и неосознаваемыми психическими процессами. Способность к непосредственному эстетическому восприятию действительности и произв. иск-ва, к продуктивному, творческому воображению опосредствована всем предшествующим опытом личности, запасом ее впечатлений, уровнем культуры, наконец, всей системой общественных отношений, в к-рую включен эстетический субъект. В И. в снятом виде представлены цель и результаты предварительной мыслительной деятельности. В свою очередь, И. как эстетическое восприятие произв. или как представление творящей фантазии стимулирует дальнейшую работу сознания как творца худож. ценностей, так и воспринимающего их субъекта, публики. Диалектика непосредственного и опосредствованного, чувственного и дискурсивного, эмоционального и рационального, единичного и общего позволяет избежать метафизического противопоставления И. др. механизмам эстетического сознания.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭСТЕТИКА

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭСТЕТИКА - направление в совр. западной эстетике (возникло в конце 50-х гг.). Его представители (М. Бензе, А. Моль, X. Франк и др.) стремятся использовать в анализе традиционных эстетических проблем приемы и методы статистической теории информации (К. Шеннон, Н. Винер). Философско-методологиче-ское обоснование И. э. опирается на систему посылок феноменологии и неопозитивизма, причем доминирование тех или др. посылок зависит, как правило, от характера самого предмета (эстетический объект, эстетическое восприятие), к анализу к-рого применяется теоретико-информационный подход. И. э. представлена двумя школами (западногерманской, возглавляемой М. Бензе, и фр., где лидером выступает А. Моль), к-рые соотносятся друг с другом соответственно как версии «описывающей» и «объясняющей» И. э. Такое разграничение обусловлено стремлением Моля и его школы учесть роль человеческого фактора в информационных процессах, к-рая совершенно игнорируется Бензе и его приверженцами. Структура И. э. определяется характерным для ее адептов представлением о специфике эстетических состояний (подчеркиванием их материальности, семиотической природы и вероятностного характера). Эти принципиальные для И, э. представления разрабатываются соответственно в т. наз. материальной семиотической и численной эстетиках, составляющих в совокупности И. э. Однако целостная концепция И. э. не сложилась. Среди приверженцев И. э. ведутся дискуссии по поводу введенного ее лидерами разграничения информации, к-рую несет в себе худож. произв., на «семантическую» и «эстетическую», попыток построить концепцию «эстетической информации» на основе ее истолкования как информации о распределении и выборе эстетических знаков (Знак эстетический) и структур, т. е. ограничить анализ областью синтаксического аспекта сообщения. Открывая путь к формализации процесса и результатов исследования, эта односторонняя ориентация в И. э. закрывает возможность адекватного понимания эстетического.

ИНФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ИНФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, представление) - термин, перенесенный в эстетику из теории И, (Эстетика и теория информации), раскрывающий специфику худож. сообщения, к-рая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных худож. образов. Эта специфика И. х. осмысляется через такие понятия общей теории И., как оригинальность, избыточность, выбор, упорядоченность, текст, код, знак. и др. Осн. свойства И. х.: раскрытие индивидуальной сущности описываемых объектов знаковыми средствами, соответствующими отображаемому объекту, передача знаковыми средствами мировоззрения и личности автора сообщения - художника. С одной стороны, многозначность худож. знака является его необходимым свойством; с др.- невозможно существование в иск-ве двух различных знаковых систем с одинаковыми значениями. В текстах (Текст художественный) зависимость знака от контекста столь велика, что его значение может быть уникальным и невоспроизводимым. Отсюда невозможность адекватного перевода худож. сообщения в др. систему знаков и ограниченность его значения контекстом системы, в к-рой знак используется. Представление об И. х. связано, с одной стороны, с применением конкретных методов анализа, разработанных в рамках теории И., к иск-ву (напр., количественные и статистические методы оценки эстетических качеств худож. объектов); с др.-с попыткой переосмысления с помощью новых понятий самих худож. процессов. Так, представление об И. х. соотносится с понятием упорядоченности по отношению к стихотворному языку (ритм, метр, звучание, система образов). Определение И. х. в качестве выбора, к-рый всегда связан с ограничением разнообразия, позволяет выявить, как в худож. сообщении проявляется мастерство художника и его эстетическое чувство. Определение И. х. как ограничения и увеличения разнообразия соотносится с характеристикой худож. сообщения на формальном и содержательном уровнях. Сочетание этих двух сторон худож. сообщения подчинено реализации идейного замысла художника.

ИРОНИЯ

ИРОНИЯ (от греч. eironeia - притворство) - философско-эстетическая категория, раскрывающая ценностный смысл предметов и явлений в действительности и в иск-ве путем остроэмоциональной критики-осмеяния, построенной на контрасте видимого и скрытого, когда за положительной оценкой, похвалой стоят доступные для прочтения отрицание и насмешка. Поэтому ироническое отношение имеет двойной смысл: прямой, буквальный, и скрытый, обратный. Осмысление И. претерпело в ходе истории значительные изменения-Как риторический прием «называть вещи противоположными именами» она известна с античности; на этом строятся мн. сатирические произв. («Похвала глупости» Эразма Роттердамского, сатиры Дж. Свифта). И. выступает как способ критики мышления и самой действительности (начиная с Сократа - сократовская И.). Особый поворот в трактовке И. связан с европ. романтизмом начала XIX в.: все реальное, конкретное, окружающее человека представляется романтикам относительным, лишь указанием на высшее, идеальное, И. выступает как орудие преодоления всего частного. С этим связано и применение И. как худож. приема остранения (напр., в комедиях Л. Тика). Гегель и Кьеркегор подвергали критике романтическую И. как субъективный произвол. Нем. эстетик-идеалист К. В. Ф. Зольгер (1780-1819) глубоко переосмыслил И., к-рая стала у него центральным принципом творчества, опосредствуя все противоположности, к-рые входят в худож. произв.,- реальность и идею, жизненный материал и идеал, объективное и субъективное; И. означает, по Зольгеру, полнейшее равновесие и взаимопроникновение в произв. всего противоположного. В переосмысленном виде И. может выступать и как свойство самого исторического бытия, где все обветшалое опрокидывается новым развитием и где намерения людей приводят к неожиданным для них результатам. В этом широком смысле понятием «И.» пользовались Маркс и Энгельс.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ В ЭСТЕТИКЕ (ОТ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ в эстетике (от - лат. irrationalis - неразумный) - методологический принцип, к-рый лежит в основе мн. направлений и концепций буржуазной эстетической мысли. Суть И. в э. заключается в принижении значения разума и мышления в худож. творчестве, отведении гл. роли в нем чувственной интуиции, непосредственному восприятию, переживанию жизни, инстинктам и эмоциям. Как правило, оживление И. в э., выражающего позицию классов, сходящих с арены истории, происходит в периоды общественного упадка. Иррационалистическая тенденция в той или иной мере присуща таким направлениям буржуазной эстетики XX в., как философия жизни,  фрейдизм, неотомизм, прагматизм, экзистенциализм (в лице нек-рых его представителей) и др. Объединяющие их постулаты можно свести к следующему: объективная реальность  хаотична, не поддается систематизации и потому доступна только для непосредственного восприятия («жизненный порыв»  Бергсона, индивидуализированная интуиция Кроче); иск-во есть лишь самовыражение художника (нек-рые концепции неофрейдизма) ; фантазия художника ничем не скована и полностью произвольна (концепция «нового романа»); творчество ничего общего не имеет с познанием жизни, а представляет собой либо интуитивный акт творения («иск-во созидания» у Маритена), либо оно полностью инструментально (иск-во как опыт у Дьюи), художник или перерабатывает старые или создает новые мифы (теория мифотворчества). К ирра-ционалистическим представлениям о сущности иск-ва относятся также теории игры (К. Ланге) и вчувствования (Липпс, Ли, Верной). В целом для И. в э. характерны представления об иск-ве исключительно как о сфере видимости, отрицание роли мировоззрения в творчестве художника, социальной обусловленности худож. творчества.

ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И ИГРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И ТРУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

ИСКУССТВОЗНАНИЕ - совокуп ность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения иск-ва, природу худож. творчества, место иск-ва в социальной и духовной жизни об-ва, его функции, характер социально-психологического функционирования и т. д. Совр. И. акцентирует внимание на исследовании иск-ва в контексте духовной культуры. Сложная структура И. отличается комплексностью, проявляющейся гл. обр. в трех отношениях. Во-первых, И, разделяется на общее и частное, соответственно членению самого иск-ва на различные (в этом смысле - частные) виды худож. творчества. Как система частных наук об отдельных видах искусства, И. включает в себя литературоведение, театроведение, музыкозна-ние, архитектуроведение, искусствоведение (наука об изобразительных иск-вах), киноведение и т. д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве составной части в общую структуру И. как системы целостного знания о худож. творчестве. Во-вторых, в наиболее общем виде И, представляет собой совокупность трех субдисциплин: истории иск-ва, теории иск-ва, худож. критики (Критика художественная). (Соответственно частные науки  об иск-ве включают в себя аналогичные членения: театроведение - историю театра, теорию театра, театральную критику; музыкозна-ние - историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т. д.) В этом смысле И. разделяется на историческое, теоретическое и худож. критику. Однако понятия «история иск-ва» и «историческое И.» не тождественны. История иск-ва - ядро исторического И., но последнее шире, оно включает в себя и ряд вспомогательных исторических дисциплин, таких, как, напр., текстология, палеография и т. д. Важное место в историческом И. занимает изучение худож. процесса как процесса формирования истории иск-ва, его направлений. Не синонимичны также и теория иск-ва и теоретическое И., включающее в себя и такие аспекты теоретического изучения иск-ва, к-рые непосредственно в теорию иск-ва не входят. В марксист -ско-ленинском И. общей теорией иск-ва выступает эстетика. Разграничение между историческим и теоретическим И. относительно. В известном смысле историческое И. может рассматриваться как процесс становления теоретического, а теоретическое И., в свою очередь, как «ставшее» историческое, выраженное в абстрактно-логических категориях. В конечном счете историческое и теоретическое И. неразрывны и образуют единую науку. Статус худож. критики в культуре исторически изменчив, и ее природа не однозначна. С одной стороны, она является частью лит-ры и самого худож. процесса, а с др.- входит составной частью в И. Ее природа - научно-публицистическая. В социалистическом об-ве она выступает осн. методом общественного влияния на худож. творчество и обращена как к творцам, так и к потребителям худож. ценностей. В-третьих, И. вступает в определенные отношения с рядом неискусствоведческих научных дисциплин, методологические подходы, выводы и наблюдения к-рых существенны для комплексного изучения иск-ва- В этом отношении особенно значимы социология иск-ва, психология художественного творчества,  семиотика иск-ва, культурология и т. д. Междисциплинарное изучение худож. творчества обогащает И., способствует более углубленному изучению различных аспектов иск-ва - его коммуникативных возможностей, характера социального функционирования, особенностей восприятия иск-ва и т. д. Во взаимоотношениях И. с др. науками особое значение имеют философия и эстетика, образующие его методологическую и теоретическую основу. И. является не только особой областью научного знания, но и составной частью худож- культуры (Культура художественная).

ИСПОЛНЕНИЕ

ИСПОЛНЕНИЕ - игровое воспроизведение худож. произв., обеспечивающее восприятие его др. людьми. Нек-рые виды и жанры иск-ва вообще не требуют И. (напр., изобразительное искусство) , в др. оно возможно, но не обязательно. (напр., поэтические и прозаические жанры лит-ры могут восприниматься как путем индивидуального чтения про себя, так и через слух, благодаря И. их в худож. чтении). Но есть и такие виды и жанры, к-рые вне И., строго говоря, не существуют. Так, музыкальное произв. композитора до его И. не является общественным достоянием, не становится фактом общественного сознания, т. е. не существует как иск-во. «Опера, не поставленная на сцене, не имеет никакого смысла» (Чайковский). Возможность «глазного» чтения («слышания») музыки доступна только профессионалам (при этом в различной степени), а потому не может обеспечить музыке жизнь. Создание и исполнение музыки могут совпадать лишь в устном народном творчестве или .в импровизации. Вне И. не существуют также хореографические композиции. Только в И. полноценную худож. жизнь обретает драматургия. Все зрелищные, актерские, игровые иск-ва являются исполнительскими. Исполнитель - посредник между творцом худож. произв. и воспринимающими его людьми. В то же время он сам творец, ибо И. всегда интерпретация, раскрывающая как объективную суть исполняемого произв., так и субъективное понимание его исполнителем, зависящее от его мировоззрения и индивидуальности. Творческий характер И. обусловливает возможность различной интерпретации одного и того же произв. разными исполнителями, «переосмысливания» его исполнителями разных эпох и стран, «нового рождения» или «худож. открытия» исполнителем того или иного произв. и т. д.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА - особая сфера худож.-творческой деятельности, в к-рой материализуются произв. «первичного» творчества, записанные определенной системой знаков и предназначенные для перевода в тот или иной конкретный материал. К И. и. относится творчество: актеров и режиссеров, воплощающее на сцене, эстраде, цирковой арене, радио, кино, телевидении произв. писателей, драматургов; чтецов, переводящее в живую речь литературные тексты; музыкантов - певцов, инструменталистов, дирижеров, озвучивающих соч. композиторов; танцоров, воплощающих замыслы хореографов, композиторов, либреттистов- Следовательно, И. и. выделяется как относительно самостоятельная форма худож.-творческой деятельности не во всех видах искусства - его нет в изобразительном искусстве, в архитектуре, прикладных иск-вах (если здесь оказывается необходимым перевод замысла в материал, его осуществляют рабочие или машины, но не художники особого типа); литературное творчество также создает законченные произв., к-рые, допуская их исполнение чтецами, предназначены все же для непосредственного восприятия читателя. И. и. возникли в процессе развития худож. культуры, в результате распада фольклорного творчества (Фольклор), для к-рого характерна нерасчлененность созидания и исполнения, а также благодаря появлению способов письменной фиксации словесных и музыкальных соч. Однако и в развитой культуре сохраняются формы целостного творчества, когда сочинитель и исполнитель объединяются в одном лице (творчество типа Ч, Чаплина, И. Андроникова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и т. п.). И. и. по своей природе являются худож.-творческой деятельностью, т. к, основаны не на механическом переводе исполняемого произв. в иную материаль

ную форму, а на его перевоплощении, включающем такие творческие моменты, как вживание в духовное содержание исполняемого произв.; его интерпретация в соответствии с собственным мировоззрением и эстетическими позициями исполнителя; выражение им своего отношения и к отраженной в произв. реальности, и к тому, как она в нем отражена; выбор худож. средств Для адекватного воплощения собственной трактовки исполняемого произв. и обеспечения духовного общения со зрителями или слушателями. Поэтому произв. поэта, драматурга, сценариста, композитора, хореографа получает разные исполнительские трактовки, каждая из к-рых объединяет самовыражение как автора, так и исполнителя. Более того, каждое исполнение актером одной и той же роли или пианистом одной и той же сонаты становится уникальным, ибо устойчивое, выработанное в репетиционном процессе содержание прелом-лйется через варьирующееся, сиюминутное и импровизационно рождающееся (Импровизация) в самом акте исполнения и потому неповторимое. Творческий характер И. и. приводит к тому, что между исполнением и исполняемым произв. возможны различные отношения - от соответствия до резкого противоречия между ними; поэтому оценка произв. И. и- предполагает определение не только уровня мастерства исполнителя, но и меры близости создаваемого им произв. оригиналу.

Предыдущая страница Следующая страница