Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОНТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНТ

КОНТ (Comte), Огюст (19 янв. 1798 - 5 сент. 1857) - франц. философ, один из основоположников бурж. социологии и философии позитивизма. Род. в Монпелье, в семье чиновника. Учился в лицее, затем в Политехнич. школе. С 1818 - секретарь Сен-Симона, с к-рым через несколько лет порвал. Период связи с Сен-Симоном благотворно сказался на науч. деятельности К. "Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона...", - писал Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 479). В революции 1848 занимал крайне реакц. политич. позицию [см. Архив Маркса и Энгельса, т. 3(8), 1934, с. 347 ]. Его гл. филос. и социологич. работы: "Курс позитивной философии" (см. соч.), "Система позитивной политики..." ("Système de politique positive...", v. 1-4, 1851-54), "Субъективный синтез..." ("Synthèse subjective...", v. 1 - "Système de logique positive...", 1856). Широкий науч. кругозор К., его попытка разобраться не только в вопросах естествознания, но и в социальных проблемах, данная им, хотя и с неверных позиций, критика нек-рых уродливых сторон бурж. культуры дают возможность использовать труды К. для борьбы с новейшими представителями реакционной идеологии. Этим объясняется, почему прогрессивная общественность всех стран отмечала в 1957 по предложению Всемирного Совета Мира столетнюю годовщину со дня смерти К. Вместе с тем К. вошел в историю филос. и социологич. мысли как представитель субъективного идеализма, поставивший своей гл. задачей борьбу против материализма и атеизма, как противник революц. пролетариата, противопоставлявший коммунизму идеал слегка подкрашенного капиталистич. строя. Эти реакц. стороны кон-тизма поднимают на щит совр. бурж. философы и социологи.

Относительную ценность имеют высказывания К. в области естествознания и математики, в к-рых он, придерживаясь идеи об объективном существовании предметов в пространстве и во времени, выдвинул рациональный принцип математической абстракции как обобщающей деятельности ума, отправляющегося от действительных процессов реального мира. Положительный характер имела критика К. отрыва филос. доктрин от жизни и требование науч. анализа конкретных фактов и явлений. Несмотря на наличие этих идей, для философии К. в целом характерен субъективный идеализм и агностицизм - принципиальное отрицание возможности познания сущности вещей. Считая себя стоящим "выше" материализма и идеализма, К. сводил задачу исследователя к описанию и систематизации человеком сведений, полученных в ощущении. Попытки вскрыть объективную причинную связь явлений материальной действительности К. характеризовал как пустую и бесплодную метафизику. "...Мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным, - заявлял он, - искание так называемых причин, как первичных, так и конечных" ("Родоначальники позитивизма", вып. 4, СПБ, 1912, с. 6). В теории познания К. пропагандировал релятивизм, к-рым он и пытался обосновать свой агностицизм. Высшей стадией в развитии человеч. разума К. считал такую, на к-рой признается "...невозможность достигнуть абсолютных знаний..." (там же, с. 2).

Значит. место в филос. системе К. занимает проблема классификации наук. Отвергая принцип деления наук по "различным способностям человеческого ума" (см. "Курс положительной философии", т. 1, СПБ, 1899, с. 25), он считал, что этот принцип должен "...вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют" (там же, с. 26). Исходя из этого принципа, К. располагал науки по убывающей простоте и общности: математика с механикой, науки о неорганич. телах, науки об органич. телах, включающие "социальную физику" или социологию (с дальнейшими подразделениями). К. доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутр. связь. Однако контовская классификация наук носит статич. характер, игнорирует принцип развития. В классификации наук К. содержится также прогрессивная мысль о том, что "теология и физика... глубоко несовместимы друг с другом..." (там же, с. 7). Вместе с тем К. выступал как сторонник новых рафинированных форм религии. К. ввел в науч. оборот термин "социология". Заимствуя у Тюрго и Сен-Симона идею о трех стадиях развития общества, он придерживался идеалистич. взгляда на общество. Этапы его развития определяются формами мышления: теологический, когда люди объясняют все явления, исходя из религии, действием сверхъестеств. сил, метафизический, когда все объясняется действием различных "сущностей" и "причин"; позитивный, когда все объясняется научно, т.е. в соответствии с требованиями позитивизма (по тем же стадиям, согласно К., проходит и индивидуальное развитие человека). Эту классификацию подверг критике Чернышевский (см. Избр. философ. соч., т. 3, 1951, с. 691). Высшая стадия историч. развития для К. - общество, по сути дела, являющееся лишь реформированным капитализмом. В социологии К. имелись и механистич. элементы - деление социологии на "социальную статику" и "социальную динамику", рассмотрение социологии как социальной физики и т.д. Отдельные прогрессивные идеи К. - напр. идея морального "превосходства пролетариев над другими слоями общества..." ("Родоначальники позитивизма", вып. 5, СПБ, 1913, с. 10) - тонут в общей реакционности его социологич. концепции. Последователи К. - Лаффит, Литтре, как и англ. позитивисты Дж. С. Милль, Спенсер и др., - выступали в качестве прямых защитников капитализма и открытых врагов материалистич. философии. Идеи К. имели большое влияние на франц. философию 19 в. и пользуются известной популярностью среди совр. реакц. бурж. социологов (Л. Бернард, Э. Росс, Э. Богардус и др.). На самые реакц., субъективно-идеалистич. положения философии К. ориентируются представители неопозитивизма в Англии, США, Австрии, ФРГ и др. капиталистич. странах. Неопозитивисты, как и К., под флагом борьбы с "метафизикой" материализма в конечном счете приходят к отрицанию объективной реальности. Прогрессивные ученые, отвергшие агностицизм К. (К. Тимирязев, Мария Склодовская, Пьер Кюри и др.), отмечали отдельные плодотворные идеи в его работах, напр. предвосхищение дарвинской идеи естеств. отбора (см. К. Тимирязев, Наука и демократия, 1920, с. 113). Основоположники марксизма, отмечая отдельные положит. идеи К., критиковали его позитивизм. Энгельс говорил о философии К. как об "узком филистерском мировоззрении..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 479). Ленин относил К. к числу реакц. философов, явно враждебных материализму (см. Соч., т. 14, с. 192).

М. Баскин. Москва.

Первые сведения о К. проникли в Россию в 40-х гг. 19 в. "В Париже явился новый человек или, лучше, вновь явился известный человек, Augusto Comte...", - сообщал в 1845 из Берлина Герцену Огарев (Избр. соц.-полит. и филос. произв., т. 2, 1956, с. 359). Свое сообщение Огарев основывал на письмах В. П. Боткина, Н. Г. Фролова и H. M. Сатина, находившихся в это время в Париже и слушавших лекции К. (см. "Русская мысль", 1891, кн. 7, с. 39; кн. 8, с. 4 и 7). В 1847 со статьей Сессе о философии К. и Литтре познакомился Белинский. Свое мнение о философии К. он изложил в письме Боткину от 17 февр. 1847, в том же году с учением К. русскую публику познакомил В. Милютин ("Отечеств. записки", 1847, кн. XI, XII). Герцен, Белинский, Огарев не приняли контовского позитивизма, расценив его как шаг назад от гегелевской диалектики к эмпиризму (см. Н. П. Огарев, Избр. соц.-полит. и филос. произв., т. 2, с. 377; В. Г. Белинский, Избр. филос. соч., т. 2, 1948, с. 326-29). В нач. 60-х гг. воззрения, близкие к позитивизму К., развивал Лавров. Взгляды Лаврова подверглись критике со стороны Чернышевского ("Антропологич. принцип в философии"), Антоновича ("Два типа совр. философов") и Писарева ("Схоластика XIX в.") и не получили распространения среди передовой русской интеллигенции. Однако начиная со 2-й пол. 60-х гг. интерес к К. в рус. демократич. кругах растет. О К. с сочувствием писал Ватсон в "Современнике". Писарев в "Русском слове" дал обзор социологии К. В 1868 появилась статья Лаврова "Задачи позитивизма и их решение" ("Совр. обозрение", 1868, No 5), где в духе материалистически толкуемого позитивизма он излагал учение К., к-рое высоко оценивал и Михайловский, усматривая в контовском агностицизме гносеологич. обоснование "субъективного метода" в социологии (см. Соч., т. 1, СПБ, 1896, с. 104-06). Классификация наук и эволюц. идеи К. привлекли внимание рус. естествоиспытателей (К. Тимирязева, H. H. Соколова, Вырубова). Поворот европ. бурж. философии к Канту, а затем Юму и Беркли вызвал критику К. "справа". В России в 70-80-х гг. гл. представителем этого направления явился махист Лесевич, критиковавший систему К. за то, что она "...слишком часто перегибается в наивный реализм..." (Собр. соч., т. 1, М., 1915, с. 634). С критикой К. "слева" выступал Чернышевский. В письмах к сыновьям он высмеивал претензии К. на создание новой философии, критиковал его за то, что его теория познания носила кантианский характер. В 20 в. влияние К. сходит в России на нет.

И. Пантин. Москва.

Соч.: Курс позитивной философии (Cours de philosophie positive) осн. соч. К. По замыслу автора оно должно было охватывать все области знания и обществ. жизни: философию математики (т. 1), философию астрономии и физики (т. 2), философию химии и биологии (т. 3), а также социальную философию (тт. 4-6). Характеристику "Курса" дал Энгельс, показавший несамостоятельность контовской классификации наук (см. "Диалектика природы", 1955, с. 199). Впервые "Курс" издан в Париже (т. 1-6, 1830-42). Затем т. 1 переиздан в 1852. Полностью 2 изд. вышло в 1864 с предисловием Литтре; 3 изд. 1869, 4-1877 и 5-1892-94 гг. На иностр. яз. "Курс" полностью не переводился. Сокращ. англ. текст Г. Мартино, 1853, 1875 и 1896. В 1871-72 этот текст издан и на франц. яз. С др. франц. сокращ. текста, выполненного в 1880 Ж. Ригом, И. Г. Кирхман сделал нем. перевод, к-рый и издал в 2 тт., 1883-84. В России было начато издание рус. перев. в 6 тт., под назв.: "Курс положительной философии", однако выпущены лишь три книги: т. 1 (отд. 1-2) и т. 2, СПБ, 1899-1900.

Л. Азарх. Москва.

Discours sur l'esprit positif..., Р., 1844; Discours surl'ensemble du positivisme..., P., 1848; Catéchisme positiviste, P., 1852; Appel aux conservateurs, P., 1855; Correspondance inédite, v. 1-4, P., 1903-1904; в рус. пер. - Дух позитивной философии, СПБ, 1910; Катехизис промышленников (третья тетрадь) или система позитивной политики, в соч.: Сен-Симон, Катехизис промышленников, опубл. в кн.: Родоначальники позитивизма, вып. 2, СПБ, 1910; Курс позитивной философии (2 лекции); Общий обзор позитивизма, там же, вып. 4-5, СПБ, 1912-13.

Лит.: Маркс К., [Письмо ] Энгельсу 7 июля 1866 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, [Л. ], 1953; его же, [Письмо ] Э.-С. Бизли 12 июня 1871 г., там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Положительная философия О. К. в изложении д-ра Робине, пер. с франц., СПБ, 1898; Виндельбанд В., История новой философии..., пер. с нем., т. 2, СПБ, 1905, с. 400-401 (подробная библиогр. о Конте на рус. яз. до 1903); Тимирязев К. Α., Наука и демократия. Сб. ст., М., 1920, с. 113; История философии, т. 3, М., 1943, с. 402-19; История философии, т. 2, М., 1957 (см. Именной указатель); Дезанти Д., О. Конт, "В защиту мира", 1957, No 70, март; Баскин М. П., О. К. и его место в истории мировой культуры, "Вестн. истории мировой культуры", 1957, No 6; Кедров Б. М., О. К. о классификации естеств. наук, там же; Субботин А. Л., Филос. идеи О. К., "Вопр. философии", 1957, No 6; Асмус В. Ф., О. Конт, "Вестн. АН СССР", 1957, No 9; [его же ], Начало разложения бурж. философии, в кн.: Краткий очерк истории философии, М., 1960, с. 404-08; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99-141; Mill J. S., А. С. and positivism, 2 ed., L., 1866; Lévy-Bruhl L., La philosophie d'A. С, Р., 1900; Dumas G., Psychologie des deux Messies positivistes. Saint-Simon et A. C., P., 1905; Оstwald W., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Reiche К., А. С. Geschichtsphilosophie, Tübingen, 1927; Borchert Η., Der Begriff des Kulturzeitalters bei C, Halle, 1927 (Diss.); Mаrсuse Α., Die Geschichtsphilosophie А. С., Stuttg.-В., 1932; Gouhier H., La jeunesse d‘A. С. et la formation du positivisme, v. 1-3, P., 1933-41; Cicala В., Corso di sociologia. Il pensiero di A. С edi F. St. Mill, Firenze, 1935; Peter J., A. С. Bild vom Menschen, Stuttg., 1936; Marvin F. S., С.; the founder of sociology, L., 1937; Duсassé P., Méthode et intuition chez A.C., P., 1939; Lacroix J., La sociologie d'A. C., P., 1956; Arbousse-Bastide P., La doctrine de l'éducation universelle dans la philosophie d'A. C., t. 1-2, P., 1957; Charlton D. G., Positivist thought in France during the second empire. 1852-1870, Oxf., 1959.

М. Баскин. Москва.

В начало энциклопедии