Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Толкователь слов и идиоматических выражений
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Вакуум

Вакуум - субстанция, заполняющая всю Вселенную, обладающая определенными свойствами. Существуют космологические модели, в соответствии с которыми вакуум является первичной материей - апейроном, частицы и атомы в нем - вихри или стоячие волны (что больше похоже на правду), поля - напряженное состояние вакуума, по другим моделям вещество - это пустоты в вакууме (аналог дислокаций в металлах), тяготение - давление вакуума и т.п. Большое количество различных, в том числе и ахинейных, идей опубликовано в журналах "Техника молодежи". Обе упомянутые модели интересны тем, что в них вакуум является, если можно так выразиться, более материальным, чем вещество.

Вера

Вера - одно из основных базовых свойств информационных систем (и интеллекта), обусловливающих саму возможность их существования, обусловленное, в свою очередь, ограниченностью ресурсов (как самой информации, так и возможностью ее обработки), заключающееся в том, что на начальном этапе познания действительности система удовлетворяется не истинным, а первым попавшимся, достаточно адекватно отражающим действительность решением из категории псевдоправильных (правдообразных) и, на первый взгляд, безопасных. Такое решение берется из предшествующего удачного опыта, при этом система объективно вынуждена рисковать собственным будущим. Если система угадает и будет продолжать существовать дальше, то это решение станет ее опытом. С феноменом вера тесно связаны понятия степень риска,  правда и ложь.

На непринципиальных направлениях бытия вера начинает жить самостоятельной жизнью, что вполне понятно, так как получает подкрепление: система действительно продолжает существовать, ведь направление, с точки зрения выживания, непринципиально.

Достаточно долгое существование веры, при появлении предприимчивых и талантливых людей, умеющих непринципиальные направления бытия превращать в источники собственного существования (бытия), превращает ее в профессиональное искусство - церковь или религию.

Интеллектуально ориентированные системы по мере развития (увеличения имеющихся в их распоряжении ресурсов) стремятся уменьшить степень неопределенности и заменить веру знанием на всех направлениях бытия.

В книге Ю.Бохеньского "Сто суеверий" сказано: "Согласно другому предрассудку, вера - акт неразумный, в том смысле, что у верящего нет никаких разумных оснований для веры. В действительности же психически здоровый человек не может считать истинным какое-то положение, то есть верить в него без каких-либо доводов в его пользу, не имея на то достаточных оснований".

Ассоциативный блок.

Трудно, ох, очень трудно отнести церковь к системам, интеллектуально ориентированным.

Вербальный

Вербальный [лат.verbalis] - устный, словесный; вербальная нота письменное сообщение (нота), делаемое дипломатическим представительством в третьем лице без подписи и приравниваемое к устному заявлению [12].

Вербовать

Вербовать [польск. werbowac нем. werben] - 1) набирать, нанимать в какую-либо организацию (первоначально в войско); привлекать к какому-либо делу; 2) комплектовать (первоначально армию) [12]. Уговаривать.

Вечность

Вечность - одно из свойств времени, по [2] бесконечная длительность времени существования мира.

Вещество

Вещество - по [2] вид материи. Совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя.

Описание "вид" - морфологическое, правильное, но нас оно удовлетворить не может, так как это чисто классификационное деление, которому в реальности, в первом приближении, ничего не соответствует.

Существует гипотеза, что материя в "чистом виде"- вакуум (первый объект). Тогда: вещество - один из объектов (пятый объект) материального мира; материя в форме стоячей волны образует элементарную частицу (электрон, позитрон, протон, нейтрон и т.д.) - четвертый объект, в форме бегущей волны - фотон (третий объект), а их совокупность атом - вещество. Второй объект - поле (напряжение вакуума, подобное механическому напряжению пружины).

Здесь можно пофантазировать: есть вакуум (первый объект) и еще нечто (нулевой объект), например, апейрон, Вселенский разум, Бог и т.п., то есть то, что находится за пределами восприятия из нашего Мира и взаимодействие которого с вакуумом дает поле и вещество, дальнейшее развитие (движение и превращение) которых создает все многообразие Мира, в том числе и Жизнь. Эта фантазия несколько противоречит системе взглядов на Мир, в основе которой находится понятие материя, как вещь, "доступная нашему наблюдению".

Другой вариант: вещество, поле и вакуум - различные состояния материи (аналогично тому, как вода может пребывать в различных состояниях: газ, жидкость, твердое тело).

Вакуум - невозмущенное состояние, поле - напряженное состояние, вещество - колеблющееся состояние. Развивая мысль дальше, получим: неподвижная материя - вакуум, движущаяся в ней волна напряжения - поле, фотон, движущийся пакет стоячих волн - вещество.

Вещь

Вещь - часть материального мира, имеющая сравнительно самостоятельное существование. Одна вещь от другой отличается своей качественной определенностью. Благодаря присущим ей свойствам, вещь взаимодействует с другими вещами [2].

Мы будем пользоваться преимущественно определением:

Вещь - объект (часть) мира, имеющий ценность для человека. Вещи могут быть как материальными, так и нематериальными, например: предмет, явление, информация, свойство, чувство, мысль, образ и т.п. - все то, на что направлено внимание человека. Необходимо понимать значение слова ценность.

При подобном подходе становится ясно, что многих вещей в природе нет, они существуют только "для человека", так как необходимы только ему и для того, чтобы правильно (достаточно для принятия решения или совершения действия) ориентироваться в пространстве и времени. "Наличие" этих вещей обусловлено особенностями его физиологии и психологии. Наиболее известные примеры вещей, которых нет: семь цветов радуги (особенности зрительного анализатора), звуковая гамма (особенности слухового анализатора), идея Бога (особенности психологии обработки и сохранения информации), касты (особенности общественных отношений) и т.д. и т.п. (см. "Вещь для нас").

Вещь в себе

Вещь в себе - философский термин, означающий вещи такими, какими они существуют сами по себе. В природе, пожалуй, кроме Вселенной никакая вещь сама по себе (отметим, что "сама по себе" - это не "вещь в себе" ) не существует: все вещи существуют только во взаимодействии друг с другом.

Единственное свойство вещи в себе - самосохранение (самодостаточность) - инерционность (?).

Ассоциативный блок.

Многие вещи, которые по нашему мнению есть, на самом деле в природе просто не существуют.

Вещь, выделенная нами

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вещь для нас

Вещь для нас - философский термин, означающий объем наших представлений о вещи в процессе познания (обычно добавляют "и практической деятельности человека", что в общем случае одно и то же).

Вторая сторона понятия "вещь для нас"  заключается в том, что многое из того, что по нашему мнению, существует в природе и обществе, на самом деле является всего лишь психическим феноменом, позволяющим человеческому организму (разуму) ориентироваться в пространстве и времени, например: цвета радуги, прозрачность и непрозрачность тел, определяются особенностями зрительного анализатора, и если бы мы могли видеть в ультрафиолетовом или инфракрасном свете, то...

Ассоциативный блок.

Многократное повторение одного и того же обусловлено важностью данного положения.

Взаимодействие

Взаимодействие - действие вещей друг на друга, в результате которого проявляются "их" свойства - внутренние свойства системы. По [1] взаимодействие - всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно.

Ассоциативный блок.

Напоминание - Взаимодействие порождает свойство.

Взятка

Взятка - вознаграждение (в любой форме) чиновнику (должностному лицу), не предусмотренное официально утвержденными правилами, за совершение им действий, связанных с выполнением служебных обязанностей, либо доступных ему в силу положения в обществе, обусловленного занимаемой должностью.

Вид

Вид - понятие, обозначающее вещь, имеющую все признаки родового понятия, и свои специфические признаки, отличающие его от другого вида того же рода. Вид описывается (имеет) большим количеством признаков, чем род. В любом случае вид - это понятие из теории познания (логики), по [2] род и вид - суть абстракции. Существуют лишь в отдельных предметах как методический прием логического мышления и упорядочения информации (знаний).

В этом смысле определенный интерес представляет определение "вещества как вида материи"(см.: вещество).

В биологии: вид - совокупность особей, при размножении дающая жизнеспособное и способное к полноценному воспроизводству ("не стерильное") потомство.

Вид и род

Вид и род - категории, выражающие в теории познания (точнее в ее разделе систематике - науке, помогающей оперировать большими объемами информации) отношения между классами (объемами понятий).

Вид и род - абстракции, имеющие большее отношение к живой природе, чем неживой, и которые в реальной действительности не существуют, впрочем как и сами классы. В науке эти понятия понадобились по той причине, что человеческий интеллект, для того чтобы ориентироваться в большом объеме информации, вынужден ее (информацию) систематизировать. Увы, его (интеллекта) ресурсы ограничены.

Ассоциативный блок.

Кстати, многим людям трудно читать длинные предложения (удерживать в памяти и внимании 4-5 строк).

Виды памяти

Виды памяти - за свою историю человечество выработало ответы практически на все вопросы человеческих отношений и на очень многие вопросы, касающиеся непосредственно самого человека. Информация (знания) хранится в памяти индивидуума, которая у разных людей может пребывать в четырех состояниях, позволяющих их выделить как отдельные образные виды памяти: 

живая память живых людей - память, хранящая те знания и находки, которые человек приобрел в течение своей жизни самостоятельно и которыми он активно пользуется;

живая память мертвых людей - память, хранящая знания и находки предыдущих поколений или других людей, которыми человек активно пользуется;

мертвая память мертвых людей - память, хранящая знания и ответы предыдущих поколений, которые есть в книгах, но которыми не пользуются в настоящее время  (из-за их ненужности, неизвестности или невежества человека);

мертвая память живых людей - память, хранящая знания живых людей, которыми те не в состоянии адекватно пользоваться из-за особенностей интеллекта: невоспитанности, глупости, болезни и т.п.

Каждый вид памяти имеет, по-видимому, свой алгоритм связи с теми составляющими интеллекта, которые мы определяем как разум и воспитание

Последняя формула хорошо описывает метод коллективного творчества, который заключается в том, что несколько человек, собранных вместе, в сумме обладают знаниями, необходимыми для решения задачи, но каждый по отдельности совершить этого не может, память "не выдает" информацию. "Оживить" свою память они могут, только объединив знания - так называемый "мозговой штурм". Одним из интересных моментов рассматриваемой ситуации является тот, что кто-то может придержать свою часть знаний, а затем, решив задачу "самостоятельно", претендовать на права автора, что, в конце концов, и послужило причиной краха института "мозгового штурма".

Живая память мертвых людей - религия, традиции, опыт из книг; опыт, переданный учителем в активном режиме, ближе к ситуации живой памяти живых людей; с этой же ситуацией смыкается высказывание - "мысль высказанная есть ложь"; в нашей интерпретации: мысль высказанная мертва - ее употребление аналогично питанию вареными растениями и животными (хотя польза есть, и польза несомненная).

Напоминание: Выделение интеллектуальных качеств в виде образных видов памяти является чисто методическим приемом. Читатель может упражняться в использовании формул самостоятельно.

Власть

Власть - институт управления (!) состоянием выделенной категории людей: чиновников, военных, служащих внутренних дел, народа, другого человека. Возможные состояния выделенной категории людей по отношению к власти: повиновение, бунт, игнорирование, безразличие, стремление, апатия, разочарование и т.п. Отношение повиновения реализует институт власти.

Говорят: власть человека,  власть морали, власть культуры, власть денег, власть идеи, власть государства, власть лжи и т.п.

Реальная власть, которая может быть как официальной (формальной), так и неформальной (неофициальной), распределена в обществе между большим количеством различных сил: государством, партиями, церковью, неформальными или преступными группировками, отдельными людьми. В связи с этим можно говорить о власти государства, церкви (которая отделена от государства), власти анархии и хаоса (бездарности управления) и т.п.

Исторически институт власти базировался, вероятно, на силе - принуждении (1), и авторитете знания (2), а затем на воспитании-договоре (переходящем в обман) между власть имущими и "свободными" людьми. Элементарная ячейка - семья, род: слабые и глупые подчиняются более сильным и умным (сначала сильным, но так как в сложных ситуациях верх берет разум, приходит черед и умных). Нечто подобное наблюдается и в государствах, так в застойные (?) времена, когда все спокойно, сильного и умного государства не требуется и оно, а вместе с ним и народ, начинает деградировать. В по-настоящему тяжелые времена народ (но что это такое - "народ") делегирует в своей массе власть государству, то есть становится более законопослушен, патриотичен, инициативен и если ему еще и повезет, сохраняется на мировой арене.

В течение как минимум тысячелетий одной из основных составляющих института власти являются право и договор. Другие - эфемерны.

Применение силы возможно, конечно, при различных технологических движениях как со стороны правящей верхушки (предательства интересов народа, принятия волюнтаристских решений и т.п.), так и тех или иных институтов общества (народностей, классов, движений, партий, профессиональных групп, действия спецслужб и т.п.). То есть, прямая сила применяется в случае злоупотребления властью и нарушения одной из сторон принятых на себя обязательств, а также в результате внешнего вмешательства (марионеточные правительства, колонии и т.п.).

Существует достаточное количество способов обретения власти:

- захват, узурпация - силовым путем, с помощью обмана, мошенничества, денег (государственной, экономической, политической и т.п.); - наделение, делегирование - считается наиболее легитимным, так как в этом случае народ или другие структуры как бы выбирают представителей, которым доверяют выполнять управленческие функции;

- назначение, продвижение - обретение власти в сложившихся общественных институтах (не исключает и применение вышеописанных способов);

- выделение - обретение власти за счет выдающихся качеств : власть авторитета, гуру и т.п. неформальная власть.

Ассоциативный блок.

Понятие "власть" нельзя отделять от понятия "цель".

Власть и деньги

Власть и деньги - в природе второе не существует без первого: власть может существовать без денег, но денег без власти быть не может. Слово власть здесь приходится применять как в прямом, так и переносном общеупотребительных смыслах, но в прямом понятийном: власть - это управление состоянием системы.

Ассоциативный блок.

Позволим себе цитату из [23]: "Что обозначает выражение "А имеет власть над Б"? Это значит, во-первых, что влияние А на Б выше, чем влияние Б на А, во-вторых, что поведение Б для А более предсказуемо, чем поведение А для Б. Как мы увидим ниже, властные отношения между А и Б увеличивают их взаимную предсказуемость и упорядоченность поведения". К этой цитате добавим, что в одних ситуациях А управляет поведением Б, а в других - дело обстоит наоборот.

Власть и капитал

Власть и капитал - капитал - одна из форм осуществления власти, содержанием которой являются эксплуатация и управление. Последнее заметно легитимизирует власть, облегчая ее реализацию. Раз возникнув, капитал, являясь новым действующим фактором, приводит к изменению общественной системы, ее сознания и производственных отношений.

Ассоциативный блок.

Экономическая эксплуатация (неявная) пришла на место прямой (явной - путем применения силы), что дезориентирует массы "недалеких людей" и заменяет разумные (хоть и волюнтаристские, но гуманоидные) общественные отношения  - негуманоидными (абсолютно неразумными).

Влечения человека

Влечения человека - область интересов, связанных с природой самого человека, определяющая тот круг жизненных задач, которые ставит перед собой человек. Обычно влечения человека  находятся под контролем воли и воспитания - вещей тесно связанных с природой общества, информационной системой более высокого порядка (см. иерархия).

Вложенные системы

Вложенные системы - сложные системы во многих случаях состоят из подсистем - вложенных и пересекающихся, содержащих общие элементы, относящиеся к нескольким подсистемам сразу, которые выполняют в подсистемах функции, обеспечивающие реализацию целевой функции всех подсистем и системы в целом. Для вложенных систем существует отношение охвата  и применимы понятия подсистемы и надсистемы.

Вложенные системы, так же как и пересекающиеся системы, не могут быть разделены таким образом, чтобы не нарушалась целостность хотя бы одной из них.

Внешнее

Внешнее - доступное наблюдению со стороны другой вещи, не совпадающей и не пересекающейся, пространственно или понятийно с наблюдаемой. Данное определение является скорее образным, так как понятия: доступный, наблюдение, другая вещь уже подразумевают отношение "внешний - внутренний" .

Внешнее проявление

Внешнее проявление - результат действия исследуемой вещи (объекта) на исследующего ее субъекта. Если нет субъекта, то нет и внешнего проявления, при этом вещь существуют, как вещь в себе. 

Внешний - внутренний

Внешний - внутренний - парные понятия,  находящиеся в отношении охвата, так, для единичной системы: внешнее полностью охватывает внутреннее, то есть имеет граничные точки, соприкасающиеся со всеми граничными точками внутреннего, а внутреннее не имеет граничных точек, не соприкасающихся с внешним. В системе из трех и более вещей появляется категория промежуточное: понятие, находящееся в положении внешнего для своего внутреннего и в положении внутреннего - по отношению к своему внешнему.

Внимание

Внимание - одно из свойств интеллекта; подготовка последнего к обработке информации на определенную (заданную) тему.

Внутренний

Внутренний - скрытый от непосредственного наблюдения и проявляющийся косвенным образом, через другие доступные непосредственному наблюдению вещи.

Военный

Военный - [сущ.] профессиональный убийца, имеющий право и обязанный (в определенных условиях) безнаказанно, со стороны общества, убивать других людей. Подобный статус имеют и некоторые другие категории людей - полицейские, агенты спецслужб и т.п., но в любом случае это государственные служащие. Кроме того, по международным соглашениям военный не считается преступником и в государствах противниках.

Условия, которые названы определенными, обычно оговаривают в Конституции, законах о воинской службе и других.

В связи с тем, что война - это вынужденное неизбежное историческое зло, общество вынуждено считать профессию военного легитимной (законной и допустимой).

Присягая на верность народу (обществу), военный переходит, впрочем как и во многих других случаях, в категорию людей, позволяющих другим распоряжаться его жизнью. При этом легальной платой за смерть другого человека вполне может оказаться его собственная жизнь. Общество, в свою очередь, берет на себя обязанность защищать военного, его семью и детей в том числе и от моральной ответственности, но свой крест и муки самосознания он несет сам.

Профессия военного является вынужденной и нежелательной, но не потому, что тебя могут убить, а потому, что убивать приходится тебе. В общем случае вопрос о воинской службе является чрезвычайно важным и является предметом пристального внимания как конструктивных, так и деструктивных сил, что мы наглядно видим на примере нашей современной истории.

Ассоциативный блок.

Вопрос о наемниках, т.е. людях, убивающих других за деньги, также заслуживает осмысления. Все - товар.

Возможность

Возможность - нереализованное состояние вещей - степень свободы. Следует отличать ее от нереализуемого состояния вещей - запрета..

Возможность и действительность по [1] категории материалистической диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Возможность есть объективно существующая тенденция развития предмета; она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность; действительность есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предмета и всех ее проявлений.

Сократим определение: возможность - тенденция закономерного развития; действительность - единство закономерности развития и ее проявлений. По [2] действительность - реализованная возможность. Тогда возможность - нереализованная действительность, что более правильно, если ввести еще одно хорошее понятие - состояние. При этом получим: возможность - нереализованное состояние.

Но данные схоластические формулы, несмотря на свою правильность, представляют чисто теоретический интерес.

Несколько лучшим представляется сказать так: возможность и действительность  - философские категории, описывающие формы развития бытия.

Возможность - нереализованная форма бытия. 

Действительность - реализованная форма бытия.

Попробуем еще один вариант: в разговорном языке действительное связывают не только с возможным, но и с желаемым. Говорят: "Не следует выдавать желаемое за действительное" - то есть действительное может быть желаемым и нежелаемым. Желаемое и возможное связано еще более драматическими отношениями: многое из желаемого остается для человека невозможным. Таким образом, отношения между действительным и возможным имеют не только философский, но и гуманоидный (гуманитарный) характер, то есть являются характеристикой не только природы, но и чувственных общественно-человеческих отношений.

Мы будем считать, что действительное - это то, что есть на самом деле, а возможное - это те модели бытия, которые существуют в обобщенном опыте человечества и являются всего лишь его фантазиями.

Война

Война - один из быстрых способов решения не решаемых рациональными методами (неразрешимых при имеющемся уровне информации, интеллекта и общественных отношений) задач, стоящих перед группой людей.

Ассоциативный блок.

Войны делят обычно на справедливые и несправедливые....

Волюнтаризм

Волюнтаризм [лат. voluntas - воля] по [12] 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения - авт.) первоначало - волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма; 2) в психологии - теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума.

В нашем понимании волюнтаризм - общественное устройство, основанное на волевых решениях - командах, в отличие от объективно развивающихся систем - феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку - негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п..

Вопросы

Вопросы - [вопросы] бывают разные, например:

- на которые есть ответ; известные и достаточно исследованные человечеством вещи, явления и взаимосвязи явлений, для которых существуют модели, законы, готовые ответы в памяти человечества;

- на которые можно ответить; вещи и явления, не попавшие в область пристального внимания человечества (его память), но относящиеся к кругу известных, для которых существуют общие модели (законы);

- на которые нет ответа; вопросы из новых не исследованных областей бытия, для которых нет общих законов (моделей);

- на которые нельзя ответить; вопросы, не имеющие смысла.

Ассоциативный блок.

Существуют "вопросы на засыпку", например, такой вопрос: "Если ты умный, то почему же ты бедный?" - Спрашивающий заранее торжествует победу, хотя ответ на него предельно прост и обычно спрашивающему известен: "Потому что я честный?" Ответ прост, но ситуация сложна.

Воспитание

Воспитание - привычка пользоваться теми или иными алгоритмами обработки информации (в том числе и поведения). Основными методами воспитания являются внешнее воздействие (обучение, насилие, образ жизни)  и самовоспитание.

Воспитание является одной из составляющих человеческого интеллекта, определяющих адекватность мышления в сложных ситуациях, обусловленных дефицитом информации, ее низким качеством, недостаточностью времени на переработку информации и относительной слабостью алгоритмов переработки информации - разумом.

Проводя аналогию с искусственными информационными системами, можно сказать, что воспитание - это библиотека наиболее общих алгоритмов решения сложных типовых задач. И если разум сочетает в себе как аппаратную, жестко связанную с физиологическими качествами индивидуума часть (мобильность, устойчивость процесса мышления, объем одновременно обрабатываемой информации и т.п.), так и алгоритмическую, достаточно быстро меняющуюся в процессе жизнедеятельности, части (алгоритмы решения конкретных стандартных ситуаций, проверки и перепроверки, создания новых алгоритмов и т.п.), то воспитание основывается преимущественно на плохо формализуемых алгоритмах, уходящих в область инстинктов и связывающих интеллектуальные качества человека с другими (?).

Воспитание необходимо понимать расширенно: воспитание как таковое, то есть то, что сильно зависит от человека, и как культуру человека, живущего в обществе - то есть то, что от него не зависит.

В нашей практической деятельности воспитание во многих случаях определяет эмоциональное состояние мыслительной деятельности и отношение субъекта к объекту.

Временной фактор цивилизации

Временной фактор цивилизации - характерное время возникновения и решения задач, например:

- время рождения человека - менее чем один год (9 месяцев);

- время его жизни - 50-70 лет;

- время, отпущенное человечеству на решение задачи перенаселения, 40-60 лет;

- время, за которое ее собираются решить, неизвестно, но судя по темпам изменений - 200 лет и более;

- время существования современной цивилизации 10-60 тысяч лет (возможно, что значительно больше), время, отпущенное на дальнейшее развитие ..??...;

- время существования современного человека сотни тысяч и даже вполне возможно миллионы лет; и т.д. и т.п.

Время

Время - одна из форм существования Вселенной, которая является ее свойством, но может быть, например, и фактором, приводящим в движение материю. Однозначного определения времени наукой пока еще не дано. Для человека и других объектов Вселенной существование времени проявляется в наличии событий, то есть тех или иных изменений в некоторой области пространства. Можно обозначить некоторый единый функционал "пространство-время-движение-материя", из которого нельзя выделить (вычленить) какую-либо часть в качестве существующей независимо от других.

Другие определения времени даны в [1,2], например:

Время и пространство - основные формы существования материи.

Ассоциативный блок.

Во всех определениях странным кажется слово форма, так как она не ассоциируется со всем остальным опытом человечества применения понятия форма.

Врожденные идеи

Врожденные идеи - понятия, положения и алгоритмы обработки информации, которые присущи человеку изначально и не зависят от жизненного опыта. Диалектическая философия относится к этому понятию негативно [1],[2], что не делает отрицание врожденных идей истиной и противоречит опыту человечества (см., например, [5]), практике, показывающей, что человек возник в результате длительной эволюции и является не "Богом созданным существом", а общественным животным. Отрицание же понятия врожденных идей требует признания сотворения человека Богом, что является одним из противоречий диамата.

Вселенная

Вселенная - UNIVERSUM - пространство, содержащее в себе материю; не область пространства, а все пространство, хотя и есть такое понятие наша Вселенная - доступная наблюдению с Земли часть Вселенной. Есть ли что-нибудь за пределами Вселенной - вопрос достаточно интересный...

Вселенная имеет содержание - материю , форму (пространственную) и состояние содержания: условно это состояние можно назвать момент движения  или просто движение всех ее составных частей, в характеристику которого входит время - форма существования движения (момента движения).

Особенностью Вселенной является бесконечность ее основной формы - пространства, что позволяет говорить о неподвижной или, как можно сказать, невозмущенной материи - вакууме и движущейся (возмущенной) материи - поле и веществе. Остается чистая форма существования движения - время, которое в абстрагированном виде используется в физике при анализе движения как параметр, то есть движение выражают через время (и расстояние - пространство); в реальной жизни время определяется через движение чего-либо.

Можно ли представить чистую форму - пространство, при внешнем факторе - времени, действующем на тот же вакуум - апейрон? Время вызывает в вакууме напряжение и движение: первое порождает поля, второе - вещество.

Иногда Вселенную представляют как большое количество "пузырей" "кипящей" (движущейся) материи, в одном из которых находится наша "подВселенная"; где-то лопается один пузырь, в другом месте раздувается другой (наш) и т.п. Такая картина больше похожа на истину, чем идея Первовзрыва (Единой Расширяющейся Вселенной), но....

Ассоциативный блок. Рассуждения о Вселенной, пространстве и времени - не для словаря.

Встречный ветер

Встречный ветер - ветер, который всегда дует в лицо; когда ветер встречный, не имеет значения в какую сторону будет двигаться субъект - ветер все равно будет дуть в лицо. Обычно период встречного ветра сменяется периодом попутного.

Встречный ветер - полоса невезения в жизни человека.

Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система - речь - способность к "прямой передаче" информации, накопленной человеком в процессе жизнедеятельности. Наличие второй сигнальной системы позволяет надеяться на "разумное" решение стоящих перед человеком проблем, в то время как для животных есть только естественный "экологически обусловленный" путь достижения соответствия численности популяций и природных ресурсов: пищи, пространства, здорового состояния окружающей среды.

Выделенные вещи

Выделенные вещи - объекты или вещи, поставленные в исключительное положение: привилегии, касты, собственность, ценности, профессии и другие вещи, находящиеся в центре внимания системы (субъекта).

Предыдущая страница Следующая страница