Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Толкователь слов и идиоматических выражений
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Заблуждающийся субъект

Заблуждающийся субъект - человек, полагающий, что он знает и как минимум понимает то, о чем сам говорит и что делает. Понятие, тесно связанное с такими известными явлениями, как интеллект и достоверность информации:  правда и ложь. Очевидно, что если субъект считает правдой ложь, то он, как минимум, - заблуждающийся субъект. 

Ортега-и-Гассет сказал:

"Поскольку если мы хотя бы на минуту, чтобы лучше понять друг друга, согласимся с традиционным взглядом на мышление как на характерное свойство человека - вспомните о человеке, разумном животном, - и, следовательно, человек окажется - как то полагал гениальный отец философии Декарт - мыслящей вещью, то выяснится, что человек, будучи однажды и на веки вечные наделен даром мышления, владея им как чем-то безусловным и неотчуждаемым, всегда будет уверен, что он - человек, так же, как рыба, в действительности, не сомневается, что она - рыба. Вот здесь-то и кроется величайшая, роковая ошибка. Человек никогда не уверен, что сможет воспользоваться мыслительной способностью, имеется в виду - воспользоваться ею адекватно; ведь мысль есть мысль, лишь поскольку она адекватна. Или, в более грубой форме: человек никогда не уверен, что прав, что он "угодил в точку". Вывод же из этого поистине страшен, а именно: из всех существ во вселенной человек - единственный, кто никогда не может быть действительно уверен, что он - человек, как тигр уверен в том, что он - тигр, а рыба - что она рыба. Мышление отнюдь не было дано человеку изначально, и суть дела - суть, которую я сейчас могу лишь декларировать, а не обосновать, - в том, что ему пришлось мало-помалу вырабатывать, формировать его, мышление, в себе, взращивать и культивировать, трудясь на протяжении тысячелетий, и даже сейчас работа эта далеко не окончена. Мышление не только не снизошло на человека само собой, но, даже, преодолев немалый исторический путь,  он смог лишь в незначительной степени и в очень несовершенной форме развить в себе то, что мы в обычном смысле слова понимаем под мышлением. Но даже и достигнутое, в силу его приобретенной природы, мы всегда рискуем утратить и часто уже теряли - и не раз - в прошлом и вновь готовы потерять сегодня".

Ассоциативный блок.

Польский писатель Ю.Тувим сказал: "Есть люди, которые не знают. И не знают, что они не знают. Это дураки. Обойди их. Есть люди, которые не знают. И знают, что они не знают. Это простодушные. Вразуми их. Есть люди, которые знают. И не знают, что они знают. Это спящие. Разбуди их. Есть люди которые знают. И знают, что они знают. Это мудрецы. Иди за ними."

Классификация достаточно интересна, особенно если задуматься над тем: - кто этот "Я" (слушатель или читатель) который должен "обойти", "вразумить", "разбудить", и "идти за", кстати, "кем"?, действительно ли это мудрецы?, какими качествами этот "Я" должен обладать?.

Зависть

Зависть - одно из человеческих качеств, чувство, которое считается недостойным (в общем случае таковым оно и является) человека и в наличии которого люди стараются никому не признаваться (даже себе). Зависть обычно свойственна людям, переоценивающим себя и свое место в мире, и не является свойством любого человека, но лишь некоторых. В связи с тем, что это качество является внутренним качеством человека, доказать, что именно ты его не испытываешь, практически невозможно, в связи с чем обвинять человека в наличии данного качества - безопасно...

В то же время самонаблюдение показывает, что чувство зависти является мимолетным, имеющим место в основном в юношестве (даже не в детстве) и быстро проходит с возрастом. Заметного влияния на долгосрочное поведение и тем более жизненные позиции и отношение к другим людям не замечено, так как имеется богатый спектр других факторов, позволяющих ориентироваться среди людей и их поступков: мораль, брезгливость (чистоплотность), разум (трезвая оценка событий), любовь и ненависть.

Ассоциативный блок.

Качество, присущее скорее всего людям, недостаточно развитым.

Заказная статья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Закон

Закон - модель, не более. Следует отличать законы - результат моделирования человеческим интеллектом тех или иных свойств мира, вещей или общества от самих этих свойств. Учитывая практику применения слова "закон" в основном к общественным системам, необходимо понимать, что выражение "закон природы" , является результатом антропоморфного восприятия природы. Наделение ее качествами, идущими от человека к природе, животному миру, а не наоборот.

Совпадение звучания слов (закон, принятый к исполнению в обществе, и естественный закон)  - весьма неприятная вещь, являющаяся одним из движущих факторов глупости, демагогии, богоискательства.

В нашем понимании мир обладает некоторыми свойствами, а не действует по закону природы.

В области права закон это - правила и права действия данные чиновникам, принятые обществом на тот или иной исторический период и для тех или иных жизненных сценариев. В отличие от морали, закон, по своей сути, является обязательным для выполнения государственными чиновниками, и только ими, хотя практика показывает, что в обществе трактуют закон как правила для населения, что в общем случае совершенно неверно.... .

По [10] закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.

Сила законов заключается в их относительной незыблемости. Если же законы начинают произвольно изменяться, то они теряют свою силу по ряду причин:

- частое изменение законов ставит под сомнение их качество, причем вполне обоснованно, что заметно ослабляет механизм сознательного подчинения закону - люди начинают подчиняться не закону, а силе;

- для изучения законов как гражданами, так и чиновниками, приобретение навыков пользования требуются условия и время, причем немалое; у простого человека его, как правило, нет - это для чиновника оплачиваемая работа, для остальных же обуза, правда, если не считаться с реалиями и не думать о народе, то это не так;

- в обществе появляются силы, стремящиеся и способные использовать правовой вакуум и неразбериху в собственных корыстных целях...

- возникает вопрос, что за силы стоят у власти, каковы их цели, и так ли уж необходимо этим силам и принимаемым ими законам подчиняться, т.е. речь идет уже не о качестве законов, а о честности законодателя - законодатель теряет презумпцию невиновности и обязан доказывать, что он выражает мнение именно народа, а не третьих сил; как любят сейчас говорить, харизма власти (всех ветвей) разрушается.

В экономике закон является принятым обществом правилом, позволяющим с минимальными издержками достигать поставленной цели (обычно это получение прибыли), не более.

Ассоциативный блок.

Представляется, что основная особенность закона заключается в том, что он выполним и должен исполняться.

Ассоциативный блок.

Древние говорили: "Закон суров, но это закон" - но они не говорили: "Закон - глуп, но это закон".

Заповеди

Заповеди - библейские нормы поведения, например: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность, запрещение смешанных браков.

Запрет

Запрет - насилие над личностью, с одной стороны (например, со стороны теории "прав человека"), вынужденное решение - меньшее зло - с другой (гуманистических теорий типа "теории общечеловеческих ценностей" и т.п.). С точки зрения информационных систем, логики запрет - решение задачи: для системы действие "разрешено - запрещено".

Зачем? и почему?

Зачем? и почему? - основные вопросы существования верхних этажей биосферы (человека и общества). Вопрос "зачем?" всегда является основным вопросом человеческих отношений и политики. В силу ограниченности ресурсов и специфики свойств человеческого интеллекта этот вопрос, в конечном итоге, приводит к идее существования Бога; вопрос "почему?" является основным вопросом науки.

Земля

Земля - планета, на которой существует человечество, его среда обитания;  Земля - понятие единичное (можно писать с большой буквы). Земля как среда обитания товаром не является. Купля-продажа земли - это пример того, как делать деньги, продавая то, что тебе не принадлежит. В свое время институт продажи земли появился как один из элементов буржуазной морали (появился в недрах феодализма и даже ранее), типичный пример права сильного.

Ассоциативный блок.

Цена земли с философской точки зрения - понятие более драматическое, чем валюта. Цена земли- кровь.

Зло

Зло - ценность человеческого бытия: кто не знает, что такое зло - тот не знает, что такое добро. Человека равным Богу делает познание добра и зла.

Есть такая притча: "Сидит Ева у ручья и любуется цветочками. Подходит к ней маленький Барашек. Ева с ним играет, интересуется, чем он питается и кормит его после этого вкусной травкой. Вдруг к ручью подходит Волк и тоже знакомится с Евой. Ева также интересуется, чем же Волк питается, и узнав, что Волк питается Барашками, удерживает последнего за ноги, пока Волк перегрызает его юное горло".

Такова жизнь. Понятие зло в человеческих отношениях неразрывно связано с понятием совесть: человека, совершившего зло, начинает мучить совесть, естественно, если она у него осталась. Гитлер в свое время освободил своих солдат от "химеры совести" чисто политическими методами, оказалось, что это очень удобно: быть свободным от ее угрызений, и его волонтеров (добровольных последователей в этом начинании) становится в мире все больше.

Поскольку внушение беззащитному ребенку "идеи Бога" является полным эквивалентом совращения малолетних (растления), то для того, чтобы освободить совратителя от угрызений совести, и был изобретен так называемый "Закон о свободе совести", который переводит его (совратителя) в разряд воинствующих апологетов.

По [7]: "Подобно добру, зло относится к ценностям, а значит, науке не дано судить о том, что является злом и что злом не является. Максимум, на что мы способны, - это описать зло и исследовать, что считается злом....

Еще один предрассудок состоит в том, что любое зло относительно: то, что является злом для одного человека, для другого злом не является, то есть нет ничего, что было бы злом для всех людей. Это заблуждение, ибо человеческий род обладает фундаментальными потребностями, и действия, которые им противоречат, суть зло абсолютное, затрагивающее всех людей. К примеру, жестокость по отношению к маленьким детям - абсолютное зло, противоречащее потребности сохранения человеческого рода".

Пример Ю.Бохеньского, конечно, неудачен, но мысль, высказанная им, интересна.

Ассоциативный блок.

С философской точки зрения проблема добра и зла - проблема единства и борьбы противоположностей.

Знание

Знание - достоверная (!) информация, хранящаяся в памяти, правда.

Вопросом является только "знание чего?". Во многих случаях индивидуум что-то знает, но не знает главного - чем именно является это "что-то"! Типичным примером ситуации является мозаичность мышления

Считать знанием только осознанную информацию, т.е. информацию, находящуюся в сознании человека, было бы слишком примитивно и неправильно.

В связи с тем, что основной процесс мышления происходит большей частью в подсознании человека (слово сильнее нас, так как у каждого человека со словом связан свой ассоциативный и понятийный ряд, являющийся тем не менее в какой-то части общим для всех, что позволяет осуществлять взаимопонимание), то существует, очевидно, и неформализуемое знание,  полученное в результате обработки в подсознании неформализуемой информации по неосознаваемым алгоритмам, т.е. информации, не выражаемой в словесных понятиях - суперабстракций.

В простейших, примитивных случаях знанием действительно является то, что человек осознает. Причем знание - это всегда готовый ответ на поставленный вопрос. В этом его сила (говорят "Знание - сила), так как готовый ответ "достаточно вспомнить", в этом его и слабость, так как "готовый ответ" может оказаться от другой задачи.

В [1] определения термина "знание" нет, по [13] знание - результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).

Знания фиксируются в знаках естественных и искусственных языков. Особенностью научного языка является то, что там нет синонимов - есть только термины.

По [2] знание - продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира. Знание является как результатом индивидуальных усилий, индивидуального опыта, так и "готовой" информацией, получаемой в процессе обучения.

Что такое "результат процесса познания" и "продукт" оставим на совести авторов определений.

Ассоциативный блок.

Ложная информация (неправда) даже хранящаяся в памяти - это уже не знание, а заблуждение.

Знания - весь тот мусор, которым забиты головы людей.

Значимая часть

Значимая часть - не обязательно большая, но способная заметно влиять на состояние процесса, часть чего-либо: общества, явления, информационного блока и т.п.

Применительно к общественным процессам значимая часть  членов общества - это то минимально необходимое количество людей, воздействие которых на историю заметно: элита, преступный мир, обыватель и т.п.

Золото

Золото - вещь, производящая впечатление добра, но несущая человечеству зло. Мало, наверное, найдется на планете таких вещей, которые принесли бы людям столько несчастья, сколько принесло золото, поскольку ему пришлось выполнять функцию денег.

Похожая ситуация складывается и по отношению к "черному золоту" - нефти, которая является не столько благом для человечества, сколько злом. В данном контексте словосочетание "черное золото" является не столько метафорой, сколько определением, термином.

Ассоциативный блок.

Люди гибнут не только за металл.

Золотой миллиард

Золотой миллиард - существует несколько определений понятия:

- часть населения планеты Земля, которые будут жить хорошо и иметь высокий уровень жизни;

- величина населения планеты Земля, которая может достаточно долго существовать, не нанося заметного ущерба биосфере при современном уровне потребления (качестве жизни);

- выжившая после внедрения в сознание масс нового мышления и наведения нового мирового порядка часть населения планеты Земля; и т.п.

По данным различных источников Золотой миллиард составляет от 200 до 1000 миллионов человек, причем, в долгосрочной перспективе первая цифра больше похожа на правду.

Предыдущая страница Следующая страница