Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Толкователь слов и идиоматических выражений
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Казус

Казус - 1) случай, отдельный факт; 2) в юриспруденции случайное действие, в отличие от умышленного или неосторожного действия; действие, имеющее внешние признаки проступка, преступления, но лишенные элемента вины, то есть такое, в котором его совершитель не проявил ни умысла, ни неосторожности и, следовательно, не должен нести ответственности.

Как?

Как? - вопрос из вопросов. Если вещь возникла естественным образом, то мы интересуемся "как?" это произошло. Если вещь существует зависимо от объективных причин, то мы интересуемся "как?" и "почему?" это произошло, но не спрашиваем "зачем?". Если вещь создана людьми, то мы говорим: "зачем?", "как?" и "почему?".

Канонический

Канонический - от слова канон [гр. правило, предписание]: 1) в широком значении - все, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 3) в искусстве - совокупность художественных приемов или правил, которые считались обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служившее нормативным образцом.

Капитал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Капитализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Капо

Капо - надсмотрщик в концлагере из числа заключенных (такой всегда находился). Интересно, что корень слова кап созвучен с корнем слова капитализм, есть нечто общее и в сущности явлений. И там, и там во главу угла ставится индивидуальное выживание одних за счет других. Представляет определенный интерес соотношение между количеством заключенных и доносчиков, провокаторов, надсмотрщиков 1:7, то есть 14-15% людей (надсмотрщиков, то есть организованных определенным образом) обычно обеспечивали устойчивость системы, при повышении производительности труда в этой области достаточно 7-10% ("богатых"), то есть 1:15.

Ассоциативный блок.

Семерка - магическое число, связанное с особенностями человеческого интеллекта способного держать в памяти одновременно и достаточно устойчиво примерно пять-семь предметов.

Карл Маркс - Письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852 года: " То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба  необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов".

В первом пункте с Марксом вполне можно согласиться, если под производством понимать общество, но тогда два вторых звучат странно.

Ассоциативный блок.

Любимый афоризм К.Маркса: "Подвергай все сомнению".

Картина мира

Статья большая, находится на отдельной странице.

Категория

Категория (греч. kategoria - указание, свидетельство) в философии - основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания (?) [2]. Категория является результатом обобщения человеческим разумом явлений действительности и выделения в них относительно устойчивых частей, представляющих самостоятельную мыслительную (познавательную) ценность. В простейшем случае категорией является любое слово. Категории осознаются и создаются по мере продвижения познания в глубь явлений.

В современной философии категории рассматриваются как чисто субъективная (что вполне естественно) и "удобная" форма упорядочения человеческого опыта (знания).

Основными категориями считаются: материя, движение, время и пространствокачество и количество,  противоречие, причинность, необходимость и случайность,  содержание и форма,  возможность и действительность  и т.д.

Как видно из списка категорий, рассматривают в основном разграничивающие стороны явлений, например: вещь = результату взаимодействия формы и содержания, которые, в свою очередь, также являются вещами.

Скажем так:

Необходимость категорирования мира определяется его непрерывностью.

Ассоциативный блок.

Зададим вопрос: "Чем отличается форма от содержания?" Или скажем точнее: "Что является содержанием формы?" Ответим на него: "Ничем?" - Форма и содержание появляются в результате вычленения этих категорий человеческим интеллектом для более удобного ориентирования в мире. Человек практически всегда может обозначить "две вещи", отношения между которыми будут соответствовать определению формы и содержания, то есть "так человек вычленяет для себя  отношения между вещами". Можно сказать, что любая форма имеет форму, любое содержание имеет, в свою очередь, содержание.

Качество

Качество - философская категория, нашедшая широкое применение в бытовом языке, обозначающая те свойства вещи, которые создают понятие данной (рассматриваемой) вещи и отличают ее от других вещей, относящихся к этому же понятию.

"Мир состоит не из готовых законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которой вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой. Как бы не изменялся предмет, но до поры до времени он остается именно этим, а не другим, качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов" [1].

Класс

Класс - по [7] "большая группа людей, которая выделяется по их участию в общественном богатстве и по способу, которым это участие осуществляется" (Ленин). Согласно марксистскому учению, в настоящее время  имеются два основных класса - пролетариат и буржуазия. Такое понимание класса ведет к возникновению ряда заблуждений.

...Однако известно, что в промышленно развитых, особенно в так называемых "социалистических", странах огромную роль играет большая группа людей - чиновников, получающая свою долю так же, как и рабочие, то есть в виде зарплаты. Казалось бы, что они должны принадлежать к тому же классу, что и рабочие, но это, разумеется, не так. Кроме того, современные общества гораздо более дифференцированы, чем это представляется по "классовому" суеверию. Большую роль играет, например, область занятий и положение человека в рамках его профессии; при желании рабочим можно назвать даже директора крупного комбината, хотя на самом деле он относится к совершенно иному классу.

Заблуждением также является мнение, что люди в основном, если не исключительно, связаны со своим классом... В ХХ веке принадлежность к нации практически повсюду оказалась значительно важнее принадлежности к классу - об этом свидетельствует поведение рабочих во время войн и таких событий, как венгерская революция или возникновение польской "Солидарности"...."

По [2] "классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (В.И.Ленин.Т.39.С.15). Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности на средства производства. 

С точки зрения формальной логики, с учетом общественных процессов ХХ века, деление общества на классы представляется слишком упрощенным, в этом Ю.Бохеньский прав. Как сказал сын одного африканского вождя Ошинуби Бола, с которым мне пришлось общаться в студенческие годы: "Нет, мой папа не капиталист... немного заводов, немного фабрик, нет - это не капиталист".

В настоящее время, когда производительность труда  во всех сферах выросла и появились новые, невиданные ранее способы эксплуатации, деление людей на классы слишком примитивно и, что более неприятно, отвлекает внимание на бесплодные споры от других явлений, несущих грозную опасность человечеству. Более правильно нужно говорить, наверное, об антиобщественных, античеловеческих и т.п. силах и институтах, а также эксплуататорах и эксплуатируемых, где классы, в отличие, например, от партий, транснациональных корпораций, военных блоков, организованной преступности и т.п., не связанные организационной структурой, договорами и реальными технологическими узами, займут свое "скромное" место.

Количество

Количество - по [1] субъективная характеристика, показывающая отношение измерения  одной рассматриваемой субъектом вещи к другой. Каждое количество имеет свое качество. Количество и качество - две неразрывно связанные стороны любого явления.

Количество характеризует размер, массу, время, структуру и т.п.. Качество - также субъективная характеристика, которая характеризует для нас отличительно-объединительное отношение одной вещи к другим вещам.

Коллективизм

Коллективизм - по [7] "полностью подчиняет личность обществу и свое законченное выражение находит в тоталитаризме. Согласно последовательному коллективизму, личность лишена всяких прав.

Теоретической основой коллективизма является убеждение в том, что существует только общность, а отдельные люди, личности суть ее "моменты". Но эта точка зрения представляет собой несомненное заблуждение. Верно как раз противоположное; подлинной реальностью обладают отдельные люди, а не общество в целом. Если общество и реально, то, безусловно, оно реально в меньшей степени, чем составляющие его личности".

Здесь можно отметить, что рассуждения Ю.Бохеньского не закончены. А фраза, что "реально в меньшей степени", напоминает выражение "не совсем беременна". С точки зрения феномена разума, интересным оказалось именно возникновение категорий - то есть абстракций, которым в реальном мире человека соответствуют достаточно устойчивые и не менее реальные, чем тела, вещи нематериальной природы. Человек же и общество сосуществуют в единстве и противопоставлять их в духе "последовательного" (читай "безумного") коллективизма или индивидуализма, как говорят в народе: "... и глупо и смешно".

В то же время следует отметить, что как явление коллективизм является достаточно противоречивым, так как привносит в общественные отношения  мощную негуманоидную составляющую, связанную с технологией принятия решений, понижением среднего интеллектуального уровня системы и т.п.; может быть оценен как "вынужденное" или "меньшее" зло.

Коллективное (коллегиальное) принятие решения

Коллективное (коллегиальное) принятие решения - механизм обработки информации в обществе, приводящий во многих случаях к появлению негуманоидных явлений. С целью экономии времени рассмотрим работу данного механизма на примере.

Условно считаем, что лица, принимающие решения, и эксперты добросовестны. Поэтому случаи, когда имеет место обычная, дошедшая до цинизма ложь (один из симптомов неблагополучия технологии принятия решений) или прямой умысел мы рассматривать не будем.

Представьте, что у вас есть достаточно сложная цельная концепция какого-то мероприятия, состоящая из многих пунктов, которую необходимо принять путем голосования. Качество самой концепции обсуждать не будем. И вам на выбор предлагают всего две альтернативы: голосовать списком или по пунктам. Подчеркнем, что других альтернатив не предлагается. При голосовании списком возможно два варианта: концепция принята или концепция отвергнута. При принятии по пунктам концепция считается принятой, если принята большая часть пунктов.

Ситуация в мире (обществе) после принятия решений по первому механизму либо начинает меняться в ту или иную сторону (концепция принята), либо остается без изменений (концепция отвергнута).

При голосовании по пунктам количество вариантов становится заметно большим: кроме основной появляется масса других концепций, состоящих из принятых частей, определяемых случайным стечением обстоятельств: кто-то из голосующих вышел, отвлекся и не понял значения пункта и т.п. Поскольку концепция была цельной и разрабатывалась человеческим разумом, то введение в нее "поправок", обусловленных механизмом, работающим на уровне игральных костей, в случае "принятия закона" с большой степенью вероятности выводит его в область иррационального действия - превращает в негуманоидную систему. При таком механизме принятия решений в обществе появляются концепции, которые созданы не человеческим разумом, а той самой технологией принятия решений. Вероятность перевода ее в адекватное состояние мала даже при завершающем голосовании по концепции "в целом", так как времени и средств на переосмысление последствий всех происшедших случайным образом изменений обычно не имеется.

Подобные вещи мы наблюдаем в нашей действительности повсеместно. Для исправления последствий подобных решений существуют целые общественные институты: наука, система права, армия, службы безопасности, всевозможные советники, партии и общественные движения, революции и т.п., сами попадающие, в свою очередь, под действие вышеописанного и, подчеркиваем, далеко не единственного негуманоидного механизма.

Ассоциативный блок.

Такова одна из технологий принятия решений.

Колония

Колония - экономически отсталые и слабые страны, находящиеся в полном политическом подчинении и экономической кабале у империалистических хищников... Империалисты вместе с туземными князьями, помещиками и купцами жестоко эксплуатируют, грабят и угнетают трудящееся население колоний [11].

Коммунизм

Коммунизм - понятие непрерывно меняется и наполняется различными смыслами, в том числе и самыми глупыми, но при всех вариантах имеется достаточно устойчивое ядро понятия:

- отсутствие эксплуатации человека человеком;

- подчинение личных потребностей интересам общества.

Очевидно, что одновременное выполнение обоих условий возможно только при определенных достаточно высоких и согласованных уровнях развития общественных отношений, культуры (в широком смысле этого слова) и личности.

Исключение эксплуатации человека человеком совершенно правильно связывают с искоренением частной собственности на средства производства,  что является условием необходимым, но не достаточным.

Следующим шагом на пути к ликвидации эксплуатации является совершенствование производственных и общественных отношений, что исключает, например, однопартийную систему управления государством, ведомственность, клановость, насилие над личностью, действующей в интересах общества и т.п. вещи.

Подчинение личных потребностей общественным требует добровольности такого подчинения, то есть достаточно высокого уровня сознательности и самоограничения, что также представляется в ближайшей перспективе утопичным.

Тем не менее, следует отметить, что люди коммунистического менталитета в нашем обществе имелись и имеются и их становилось все больше, как и сама коммунистическая мораль все в большей степени завоевывала мир. В настоящее время  нет достаточного количества фактов, позволяющих рассматривать события в СССР в 1970-2000 гг. как "достижение цивилизации". По всей видимости, мы имеем дело с очередной ошибкой, обусловленной глупостью и ничтожеством руководящих элит человечества, которые очень много о себе мнят.

Компиляция

Компиляция [лат.compilare - грабить]- несамостоятельная работа, основанная на использовании чужих произведений или на заимствовании всех данных из чужих исследований. Здесь наибольший интерес представляет слово данные.

Данные - сведения, необходимые для какого-нибудь вывода, решения. Странное слово компиляция - ведь работы К.Маркса, В.И.Ленина и многих других теоретиков полностью подпадают под это определение (компиляция - это обычная инженерная работа). В общественных науках многие компиляторы страдают "игрой в слова". Будучи неспособными совершить самостоятельный вклад в науку и не понимая значения слов, а также логику независимого (не ангажированного) ученого, ведут глубокомысленные споры не о понятиях, а о словах.

В общем случае компиляция - это обобщение данных, полученных другими, не сумевшими самостоятельно обобщить то, что ими получено. В современном мире такая работа производится обычно докторами или академиками.

Сейчас "модно" критиковать Маркса, Ленина, но дело не только в моде: работы этих авторов заслуживают пристального внимания и изучения, но изучения критического. Такой подход можно классифицировать как последовательный марксизм (хотя фраза была сказана за очень много лет до Маркса, но являлась его любимым девизом):"подвергай все сомнению". Это основной принцип культуры мышления.

Ассоциативный блок.

Компиляция - слово из арсенала навешивателей ярлыков. Сказали, например, о ком-то или о чем-то: коммунист, компилятор, фашист, троцкист, мальтузианство, солипсист, порнография. Очень удобно. Думать больше не надо: "Ату его, ату".

Конечное

Конечное - вещь, находящаяся внутри другой вещи. Или, другими словами, нечто, вокруг которого расположено другое нечто.

Конечный итог

Конечный итог - результат полностью пройденной цепи рассуждений как к истокам, так и к концу явления.

Конституция

Конституция (от лат.constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Конституция - основа всего законодательства государства [10].

Ассоциативный блок.

Необходимо отличать конституцию от декларации. Если первая - правовой документ (то есть подлежит исполнению), то вторая - чисто политический.

Конституция человека

Конституция человека - устройство, телосложение, интеллект.

Косвенное регулирование

Косвенное регулирование - оригинальный способ достижения цели, заключающийся в том, что требуемый эффект получают не прямым действием на систему управления, а путем использования вторичных эффектов, которые, в свою очередь, решают поставленную задачу, например:

- взяточник вместо того, чтобы напрямую потребовать взятку, начинает говорить о том, что он много работает, что зарплата у него маленькая, что наверху не понимают..., законодательство не совсем совершенно и допускает толкования не в пользу просителя и т. д. и т. п.;

- рыночные отношения, базирующиеся на том, что существуют люди, стремящиеся получить прибыль "любой ценой", и вместо того, чтобы к ним "власть употребить", в обществе начинают создавать ситуацию, снижающую их норму прибыли от этих "гадких" занятий до неприемлемых значений, что заставляет "бизнесменов", например, прекратить спаивать население, развращение несовершеннолетних (бизнес становится не таким прибыльным) и переключиться на богослужение, торговлю наркотиками, либо политическую

деятельность;

- религия, где много говорят о духовности и служении богу, необходимости строить "дороги к храму", пожертвованиях и тому подобном, что способствует привлечению средств верующих к повышению уровня жизни духовенства.

Косвенное регулирование применяется тогда, когда существуют определенные препятствия, не позволяющие осуществлять прямое регулирование: в первом примере - закон о взяточничестве, во втором рыночное требование сокрытия цели - эксплуатации, в третьем - просто так теперь не подают, а сила, какую имели, например, монастыри в древности, уже не та.

Кощунство

Кощунство - действие, ведущее к разрушению действительных ценностей человеческого бытия.

Критерий истины

Критерий истины - практика.

Культура и мышление.

Что такое культура, есть ли аналогии между культурами и культурами мышления? Похоже, что есть. Каждый человек должен выработать свою культуру мышления, для собственного пользования. Но собственную культуру нужно строить, исходя из каких-то базовых (фундаментальных) посылок. Вначале необходимо составить проект, затем его воплощать, учитывая, что реальность все равно внесет свои коррективы. Кроме того, необходимо помнить, что человек развивается и существует во взаимодействии с другими людьми и не волен выбирать то, что станет его частью: в этом "парадокс свободы воли", которая действительно свободна от того индивидуума, которому она принадлежит.

Но в любом случае мы можем формировать разумное, неразумное либо мозаичное мышление. В силу принципа "человеческих качеств" все варианты имеют право на жизнь и представляют определенную ценность. Для разных профессий нужны, вероятно, различные культуры мышления. Единственно, что следует помнить, то это то, что нет чистых типов: чистые типы - патология.

Культура мышления

Культура мышления - умение использовать собственный "богом данный" интеллект ("мозги") в необходимых человеку целях, а также правильно ставить и определять последние.

Культура мышления тесно связана с личностью и характером человека. Как в любом другом случае, двигаться необходимо небольшими шагами, изучая значение слов. Но вначале следует задать себе вопрос: нужна ли вам культура мышления,  и если нужна, то какая?

Ассоциативный блок.

Помню один хороший знакомый произнес очень интересную фразу: "Знаешь, я не хочу заниматься карате, так как если будешь уметь драться, то придется вступаться за кого-нибудь. А так я стою себе в стороне и знаю, что ничего не могу сделать". Не плохо? А?

Предыдущая страница Следующая страница