Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Толкователь слов и идиоматических выражений
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Материализм

Материализм - философское течение утверждающее, что материя первична, а сознание вторично. Сознание считается свойством материи [1], или ее продуктом [2]. С точки зрения информационных систем сознание, как впрочем и сама жизнь, является процессом, обусловленным свойствами сложных материальных систем, но не свойством материи.

Материя

Материя - нечто заполняющее пространство (Вселенную). Материя обладает свойствами позволяющими состоящим из нее вещам двигаться, сжиматься и растягиваться, не исключено, что это происходит и под действием времени (правда это предположение совсем уж фантастично и не проясняет механизма такого действия, но вдруг...). Движение материи, в отличие от движения тел, происходит без диссипации (исчезновения) энергии (см. Ассоциативный блок). Свойства материи являются предметом изучения как естественных, так и гуманитарных наук.

Существует гипотеза, по которой материя - это вакуум, его возмущения (стоячие волны) - это вещество, напряжения и искривления вакуума - поля.

Если обратиться к общепринятому в советской философии определению материи (есть и такое), то можно прочитать:

"материя (лат.materia) - философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем (Ленин В.И.. Т.18.С.131). Материя - бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат (выд.мной - В.Г.) всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой, более общей системы".

Как видно из вышеприведенного текста, категория материя в соответствии со словарем не находится ни в каких отношениях с другими категориями - она аморфна. Это субстрат, но определения термина субстрат в философской энциклопедии [1] не ищите, его там нет: сублимация - есть, субстанция - есть, субъект - есть, а вот субстрат - нет.

Применение неопределенных понятий для определения через них основополагающих понятий является нормальным явлением науки философии.

Ассоциативный блок.

А как же закон сохранения энергии?- спросит читатель.

Машина

Машина - по [4], конспективно: как таковая в своем вещественном бытии - феномен цивилизации, характеризующий не только способ воздействия орудия на предмет, но и способ потребления сил природы.

Машина не развивается из орудия, а орудие не становится машиной. Машина осуществляет замещение человеческих сил силами природы. Само замещение - это не феномен культуры, а феномен цивилизации, реальное событие, имеющее свои допущения и свои следствия.

Машинное производство, согласно К.Марксу, делает случайным тот факт, что человек является носителем механической двигательной силы.

Ассоциативный блок.

Подробнее на эту и другие не менее интересные темы лучше прочитать в самой книге: Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.-М.:Наука, 1987.

Медленные и сверхмедленные процессы

Медленные и сверхмедленные процессы - лавинообразные процессы на начальной стадии своего развития являются исключительно медленными и малозаметными для наблюдателя. Примерами подобных процессов является "эффект зарастающего пруда" , "эффект тонущей лодки" , рост населения планеты, деградация чего-либо. Для подсистем, существующих (живущих) гораздо меньшее время, чем образованные ими системы, большая часть начинающихся при них процессов незаметна. В обществе медленные процессы происходят на протяжении активной жизни нескольких поколений. Люди, как правило, успевают к ним приспосабливаться и почти не замечают. Общество может и не приспособиться. Медленные процессы становятся видны при взгляде назад, что нам и дает наука история. Но и здесь есть механизм, искажающий наблюдаемую картину - различного рода толкования и, во многих случаях, непонимание того, какие именно факты и процессы являются важными, какие нет. В этом плане показательными являются марксизм и мальтузианство. Первый увидел и обобщил общественные и технологические явления, оказывающие большое влияние на сверхмедленные процессы: смену формаций. Второй наблюдал зарождение процесса перенаселения планеты.

Ассоциативный блок.

Категории некоторых сверхмедленных процессов, возможно, еще и не определены (не изобретены).

Менталитет

Менталитет - мироощущение (плюс) миропонимание. Если посмотреть на это слово как на составное, то можно считать, что его первая часть "мент" тяготеет к "ментор" (учитель, наставник - кто-то, определяющий внутреннее состояние), "мент"(блат. - милиционер - представитель внутренних войск, обеспечивающий внутреннее состояние). Его вторая часть "тет" (тет - голова в таких словах как "суверенитет, университет, тат-а-тет) тяготеет к смыслу "состояние". То есть толкование слова менталитет как "внутреннее состояние головы (мозгов, личности)" очень близко к его смысловому употреблению.

Ассоциативный блок.

"Ли" можно считать как "ли" в словосочетании "так ли это".

Мера

Мера - философская категория, выражающая органическое единство качества и количества какого-либо предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть мера. В свою очередь, изменения качества данного объекта ведут к изменению его количественных характеристик и меры. Ни качество, ни количество не являются застывшими и неподвижными категориями. Качество проходит через разные свои моменты, пока не исчерпает себя, уступая место новой категории -количеству... Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к другой выступают как узловые точки изменения меры. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер. Протагор говорил, что мерой для истины (всех вещей) является человек [1-2] (см. норма).

Ассоциативный блок.

В народе говорят: "Ври, ври да знай меру".

Метод

Метод [гр.methodos - исследование] - способ исследования явлений, осознанный планомерный путь познания и создания информационных блоков; вообще - прием, способ или образ действия. Как примеры, можно привести: диалектические методы, метод систематических исследований, метод "случайного поиска", метод "научного тыка", метод проб и ошибок, эвристический метод, метод исследования операций и т.п.

Метод утверждений

Метод утверждений - способ ведения спора, заключающийся в том, что субъектом утверждается то, что не соответствует действительности, что его оппонент якобы сказал или задал вопрос, которого никто, кроме человека умственно отсталого, не задаст (неправильно поставленный вопрос или имеющий очень далекое отношение к предмету спора, несущественный). На этот вопрос дается блистательный ответ, имеющий отношение действительно только к этим несуществующим вопросам, но при этом субъект утверждает, что его ответ соответствует именно тому, о чем идет речь и что действительно интересует многих.

Ассоциативный блок.

Метод обычно применяется в теле- и радиопередачах, когда противоположная сторона сидит дома и не в состоянии поправить оратора.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок - способ проверки правильности решения, поиска правильного ответа и т.п., основанное на экспериментально обнаруженном факте, что небольшое, но необходимое количество случайно подобранных специалистов (порядка 5-20 человек) способны дать исследуемому феномену оценку, находящуюся заметно ближе к истинной, чем каждый из них в отдельности. Этот метод широко используется при судействе, например, в фигурном катании, врачами (консилиум) и в остальных жизненных сценариях.

В силу того, что человек - это преимущественно память, а его разум достаточно слаб и требует мощной мотивации для того, чтобы начать активно действовать, найденные разумом решения приходится многократно повторять и перепроверять, пока они не станут с его точки зрения "безопасными". Экспертами в этом случае служат случайные лица и события (проверка идеи на разумность осуществляется явочным порядком). Человечество все время совершает экспертные действия и смотрит, что из этого получится, а оставшиеся в живых эксперты приобретают опыт - всем известный "метод проб и ошибок", или, как еще говорят, "метод научного тыка".

Методы промывания мозгов

Методы промывания мозгов - изобретение цивилизации, нуждающейся в способах управления большими количествами людей. Кроме типичных, так называемых аргументов (аргументов второго рода), приемов ведения спора, применяются и другие достижения психологии: внушение, запугивание, обман (демагогия), подмена истинных ценностей бытия ложными, пробуждение животных инстинктов и т.п..

Мировоззрение

Мировоззрение - по [7] "термин "мировоззрение", от немецкого Weltanschaunung, сам по себе неясен (как и большинство немецких философских понятий) и имеет несколько значений. В одном из них, видимо наиболее распространенном, мировоззрение - это совокупность положений, выражающих целостный опыт данного человека, опыт, связанный не только с фактами, но и ценностями. Мировоззрение содержит также ответы на основные вопросы, которые может поставить человек: вопросы экзистенциальные, нравственные и касающиеся мира в целом. В этом смысле мы говорим, например, о мировоззрении христианском, мировоззрении ацтеков, гитлеризме и т.д. Религия как идеология, наряду с другими составными частями также включает в себя и мировоззрение - его связь с субъектом, субъективизм. Мировоззрение не может быть обосновано, оно всегда есть акт веры.

С мировоззрением связано несколько заблуждений. Важнейшее из них состоит в том, что существует некое "научное" мировоззрение, то есть мировоззрение, имеющее научное обоснование. Этот предрассудок получил широкое распространение в период Просвещения и до настоящего времени господствует в отсталых странах и в странах, где у власти стоят коммунисты.

Второе заблуждение, противоположное первому, состоит в том, что все известное человеку, якобы, носит мировоззренческий характер, то есть, что объективно ничего доказать нельзя. Это суеверие, тесно связанное со скептицизмом, распространено сейчас в еще большей степени, чем предыдущее. Кстати сказать, своей популярностью оно обязано именно успеху скептицизма".

Ассоциативный блок.

Тема мировоззрения тесно связана с такими понятиями, как культура вообще и культура мышления  конкретного человека. Само мировоззрение является предметом работы личности над самим собой.

Миф

Миф - по [7] "повествование, о котором известно, что оно ложно, но которому мы верим, как если бы оно было истинным. Мифы бывают двух родов. Во-первых, существуют символические мифы, ложные при буквальном их понимании, но истинные, если толковать их как символы... Мифы второго рода не имеют символического значения; понятые буквально, они выполняют функцию призыва к действию... Розенберг, теоретик гитлеризма, создал свой "миф двадцатого века", то есть расистский миф о роли немецкого народа и т.д., именно с этой целью".

В обществе непрерывно происходит самозарождение мифов, связанное как с человеческими качествами: способностью верить, ограниченностью умственных способностей, кругозором, так и особенностями преобразования информации самим обществом. К подобным мифам можно отнести веру в коммунизм, капитализм, рынок, экономику и т.п. умозрительные формы, позволяющие "разуму" ориентироваться в достаточно нестабильном мире.

Мнимое

Мнимое - не существующее в действительности. Мнимое является содержанием той информации, которой заполнена память информационных систем, при этом сама информация существует в двух формах: явной (память животного и человека, генетический код, некоторые другие физиологические процессы) и неявной (письменность, кинематограф, звукозапись и другие вещи, где информация скрыта в физических сигналах и требует расшифровки с помощью информационной системы, например разума).

Отношение мнимое и действительное наглядно проявляется в математике в качестве комплексного числа (мнимая и действительная части числа). Применение комплексных чисел в описании физических процессов позволяет учитывать в едином уравнении как скрытые составляющие исследуемых явлений, так и взаимосвязанные процессы, имеющие различную в нашем представлении физическую природу.

Много

Много - это еще не все, но вполне достаточно для решения той или иной задачи или постановки вопроса, то есть это уже существенно значимое количество, которым нельзя пренебрегать. Категория много с практической точки зрения является достаточно неопределенной, тесно связанной с понятием меры. В обыденном языке и мышлении слово многое часто вызывает ощущение "все" или "почти все", хотя имеет место ситуация "далеко не все". На практике 1-2% и даже меньше - это может быть уже очень и очень много.

Ассоциативный блок.

Много шума из ничего.

Множественные понятия

Множественные понятия - в отличие от единичных не могут быть однозначно идентифицированы без привлечения других понятий (слов), так как определяют множество, и для выделения какого-либо его члена необходимы дополнительные признаки - слова.

Примеры множественных понятий: труба, коса (женская коса).

Мода

Мода - наглядный пример псевдодеятельности человека, связанный с избытком одних ресурсов, например временных, пищевых, материальных и т.п., и недостатком других, например ситуационного разнообразия, самокритичности, разума и т.п. Мода возникает в результате действия факторов избыточности и самодостаточности, является феноменом культуры и суррогатом религии. В основе феномена моды лежат стадные инстинкты человека.

Модель

Модель - умозрительная или материальная вещь отражающая либо демонстрирующая те или иные свойства (совокупность свойств) исследуемого объекта.

Мозаичность мышления

Мозаичность мышления - термин применяемый в основном в психиатрии, означающий слабую связь между отдельными мыслительными формами, образами и т.п., имеющую зачастую место и в мышлении обычных (здоровых) людей. "Мозаичность мышления" позволяет человеку ощущать себя существом разумным, так как он чувствует себя в определенных жизненных или профессиональных ситуациях вполне адекватно и, не замечая связи явлений, способен действовать не испытывая угрызений совести. При этом зачастую разрешается внутренний конфликт связанный с воспитанием. Определенными примерами "мозаичности мышления" являются, так называемые, узкие специалисты (у которых "работа такая" ).

Молодежь

Молодежь - весьма специфическая категория населения планеты, которая достаточно много знает благодаря совершенной системе образования (школа, библиотека, средства массовой информации) , но еще не умеет, возможно, что не научилась, думать и не обладает выношенными, то есть глубоко продуманными, нравственными устоями.

Молодежь обычно не обладает также и жизненным опытом, так как сама еще ничего созидательного в жизни (именно в силу молодости) не совершила, а наблюдала за действиями других людей со стороны и видела в их действиях преимущественно промахи (что является нормальным, так как в новой области деятельности человек совершает все возможные ошибки - см., например, Законы Паркинсона). В силу этого молодежь обладает огромным разрушительным потенциалом, что многие тысячелетия стабилизировало общество не давая ему развиваться.

В последние столетия молодежь активно участвует в системе производства, что явилось, по видимому, одной из причин научно-технической революции, и в политической жизни общества, что при исключительно высокой производительности труда, в том числе и в области уничтожения себе подобных, становится опасным для человечества в целом.

Обычно молодыми люди считаются до 33-35 лет (возраст Христа). Поскольку люди такого возраста не обладают, как правило адекватным мышлением и мировоззрением, то конституции ряда стран, исходя из горького опыта, не позволяют им занимать высшие государственные посты, а в избирательном праве ограничивают до 20-22 лет и т.п.

Характерным косвенным признаком подтверждающим правоту изложенной позиции (незрелости молодежи до 35 лет) являются культурная революция в Китае (когда ставка была сделана именно на молодых), и перестройка в СССР (когда на работу в "новые", в том числе и криминальные структуры "двинули" именно молодых людей - не обладающих, естественно, должными нравственными устоями, чувством патриотизма, мудростью).

По [7]. "В середине XIX в. было распространено мнение, что молодые люди, даже подростки, во всех отношениях лучше, мудрее и т.д. взрослых людей.

Подозреваю, что нечто в этом роде мы обнаруживаем уже в "Оде к молодости" (А.Мицкевича):

" Пусть тот, кого уж возраст тяготит,

Клоня к земле чело, изрытое годами,

Такой круг мира только зрит,

Какой обводит он потухшими глазами.

Над долом, юность, возлетай!..."

И все же мнение об абсолютном превосходстве молодежи - ни на чем не основанное заблуждение. У каждого возраста есть свои достоинства и недостатки. Молодые люди, к примеру, более динамичны, чем взрослые, но менее опытны, уступают взрослым в силе характера. Лучший возраст человека не молодость и не старость, а зрелость, и только в этом возрасте люди должны занимать руководящие посты. Из этого, естественно, не следует, что они не должны прислушиваться к советам молодых и особенно стариков".

Молодежь и студенчество

Молодежь и студенчество - часть общества, отличающаяся тем, что:

- занимается развитием своего собственного интеллекта;

- готовится к будущей деятельности в обществе;

- пробует себя в отдельных видах деятельности;

- еще мало знает, но уже плохо владеет аппаратом "разум";

- меняет собственное качество, переходя из режима "изучения мира" в режим "преобразования мира".

Ассоциативный блок.

"Как хорошо быть молодым и независимо держаться".

Момент

Момент - временная или смысловая веха.

Момент движения

Момент движения - физическая величина (категория), связывающая воедино пространство, время и материю. При изучении физики как в школе, так и в вузе понятие момент движения  обычно остается на задворках сознания. Хотя с философской точки зрения оно представляет собой фундаментальный и не меньший интерес, чем само понятие материи.

Мораль

Мораль - задает границы поведения человека в его отношениях с другими людьми. Нормы морали являются нормами более высокого класса, чем нормы права: право контролирует нижнюю границу человеческих отношений, ниже которой наступает ответственность перед обществом. В связи с этим представляется достаточно интересным тот факт, что в СССР поведение коммуниста считалось моральным, если оно всего лишь не попадало под нормы уголовного права, что совершенно правильно (закономерно) отвращало от партии честных и нормальных людей и послужило одной из многочисленных причин распада СССР. Мораль и нравственность - близкие, но не идентичные понятия.

Морфологический

Морфологический - касающийся внешнего вида и строения; морфологический подход - описание внешнего проявления вещи без попытки проникновения в ее сущность.

Ассоциативный блок.

Морфологический подхода является необходимой, но, в большинстве случаев, недостаточной составляющей анализа порядка вещей в мире.

Морфология

Морфология [гр.morphe форма logos понятие, учение] - 1) морфология животных - комплекс наук, изучающих форму и строение животных организмов (анатомия, гистология, эмбриология, цитология, палеонтология); 2) морфология растений - наука о форме растений, их внешнем и внутреннем строении и формообразовании в процессе их индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития; 3) лингв. раздел грамматики, изучающий выражение грамматических значений в пределах слова.

Мошенничество

Мошенничество - использование неведения (отсутствия информации о действительном состоянии дел) другого человека для достижения собственных целей путем прямого обмана.

Виды мошенничества:

мошенничество ситуационное - связанное с воспитанием человека, куда можно отнести все виды уголовно преследуемых деяний, совращение как несовершеннолетних, так и совершеннолетних, растление и т.п.;

мошенничество интеллектуальное - связано с использованием особенностей человеческого интеллекта в области обработки информации:

- разбиение целого на якобы не связанные, либо слабо связанные части;

- объединение несвязанных, либо очень слабо связанных вещей в единое целое;

- использование неопределенных или недоопределенных терминов; признак псевдонауки;

- реникса.

Вероятно, можно найти и другие примеры.

Мстительность

Мстительность - человеческое качество, характерное для лидеров (по Дольнику).

Мужчина

Мужчина - (не надо путать с понятием самец и с понятием настоящий мужчинаобщепринято, что мужчина - это человек, способный отвечать за свои поступки, способный сначала думать, а потом делать; мужчина - это человек, который понимает взаимосвязь явлений, не курит, не пьет (но, ЧТО это такое?); кто-то сказал, что мужчина совершает в своей жизни только два выбора - выбирает профессию и жену - Родину не выбирает (мужской менталитет). Тот, кто не удовлетворяет перечисленным требованиям - это чаще всего самец или, в понимании некоторых дам, настоящий мужчина.

Ассоциативный блок.

Самый приличный непристойный тост: "Так выпьем же за говорящих дам."

Мысль

Мысль - результат и инструмент мышления. Существует только в голове думающего человека и имеет огромное количество ассоциативных связей с другими мыслями, обоснованиями, разветвлениями (модификациями), что позволяет сказать "Мысль высказанная мертва". Точнее, высказанная мысль начинает жить уже другой, совершенно самостоятельной жизнью и является фразой, то есть фраза - продукт (труп) мысли, правда, во многих случаях достаточно съедобный.

Ассоциативный блок.

"Мысль высказанная есть ложь".

Мышление

Мышление - процесс в особым образом организованной системе мозгу, связанный с отражением объективного мира в действиях, понятиях, суждениях, теориях и т.п.. Мышление возникает в процессе практической деятельности и обеспечивает опосредованное отражение действительности, раскрытие ее свойств и связей (модифицированное определение [2]).

Наше определение: Мышление - это способность (свойство) ориентироваться в окружающем нас Мире на основе поступающих извне физических сигналов и информационных блоков, хранящихся в памяти. Способность ориентироваться - это уже намек на процесс.

Предыдущая страница Следующая страница