Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Толкователь слов и идиоматических выражений
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

Частная собственность

Частная собственность - на средства производства  - экономическая категория, позволяющая заменить общественное разделение труда  "эксплуатацией человека человеком" и "узаконить" ее; была придумана взамен прямых методов эксплуатации и принуждения (рабовладельческих и феодальных).

Ассоциативный блок.

В противном случае мы говорим о "личной собственности на средства производства".

Человек

Человек - общественное животное; достаточно сложная информационная система,  являющаяся элементом биосферы и основой ее верхней, на настоящем этапе развития, ступени - общества.

Человек делающий

Человек делающий - профессионал, который ничем в мире не интересуется, ну, может быть, только количеством денег на своем счету. Обычно человек делающий  - это человек знающий

Ассоциативный блок.

Помню, по рассказам моего приятеля, его сын (когда был еще очень маленьким) залез рукой в горшок, а когда мать кончила его ругать, задал два вполне естественных философских вопроса: "Папа, а что я сделал?" и "Что мама сказала?".

Человек знающий

Человек знающий - твердо и, как правило, заранее знает "что" и "как" надо делать (очень часто - это человек делающий) , но потом говорит, "что, мол, де, что-то не учел", либо молчит.

Человек и общество

Человек и общество - рассмотрим некоторые цитаты из [6]:

"С самых давних известных нам времен жизнь человека  всегда протекала в общественной среде и, следовательно, была организованной... Излюбленное мнение наших предков, будто общество возникло на основе соглашения между разобщенными до этого людьми, исторически не подтверждается, а является домыслом... Неправильно было бы также считать, что развитие человеческого общества идет по пути превращения людей в одиноких отшельников. Уже сам рост населения сделал бы одиночество затруднительным, если бы даже оно и было желательным, чего в действительности нет. Более того, тот небольшой период времени, который имеет письменную историю, является как бы своеобразной школой цивилизации - нелегкой науки, благодаря которой люди становятся cives, гражданами, способными жить сообща с наименьшим количеством конфликтов и недоразумений...

Несомненно, в силу этого появились понятия, выражаемые такими многозначащими собирательными именами существительными, как "человечество", "общество", "нация", "церковь". Они являются собирательными в том смысле, что обозначают собой целые системы с особой структурой взаимоотношений, составляющей основу их организации. Члены этих систем принадлежат к ним иногда по своему рождению или вследствие принуждения, а иногда и по личному желанию, но в любом случае их членство оказывает сильное влияние на их внутренний склад".

"Каждый человек нуждается в пище, и этот факт влечет за собой как следствие другой факт - он пытается ее добыть. Однако это не определяет еще ни способа, каким он осуществит свою попытку, ни средств, с помощью которых он получит желаемое. Характер этих способов и средств определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой живет человек; они зависят не от человеческой воли, а от процесса развития человечества в целом. Конечно, при такой взаимосвязи между самим человеком и окружающей его средой происходят еле заметные изменения в обоих факторах".

"Прямота, честность являются, пожалуй, самым важным личным качеством человека, а единство и согласие - главным общественным благом. Однако стремление достигнуть одновременно и того, и другого часто приводит к конфликту. Еретики утверждают свою правоту в противовес обществу, а общество ("что это такое?") отстаивает свое единство в борьбе против еретиков" ("как оно это делает?"- вопросы В.Г.).

"...истина, давно известная каждому инквизитору,- что теория ведет к изменению практики и что, следовательно, теоретики, когда они не связаны строжайшим надзором, являются божьей карой для правителей".

Ассоциативный блок.

К вопросу о свободе слова. Слово лишь тогда свободно - когда оно свободно и от цензуры, и от смысла, иначе это уже не свобода, что мы и наблюдаем повсеместно.

Человек и организация

Человек и организация - рассмотрим некоторые цитаты из [6]:

"Отдельное лицо, ведя себя осторожно и скромно, может не привлечь к себе постороннего внимания, но всякая организация, и в особенности массовая, ведет свои дела на глазах у всех. Если отдельный человек имеет свои личные планы и мнения, то у организации есть программа и политика, вытекающая - фактически или на словах - из определенных взглядов на реальные события и моральные принципы. Эти взгляды, выраженные словами, составляют то, что можно назвать "идеологией".

Ведь если выяснится, что данная организация проповедовала какую-нибудь ложную доктрину, то вполне можно будет допустить, что она способна провозгласить и другие, столь же неправильные положения. Когда речь идет о том, верно или ошибочно данное положение, то это научный, логический или философский вопрос. Если же спрашивается, ортодоксально или еретично данное положение,- это вопрос уже чисто организационный, того же порядка, что и вопросы, касающиеся уплаты членских взносов, посещения собраний или избрание руководящих органов. Человек, скажем, бывает честным или не вполне честным, и, конечно, желательно, чтобы руководящим лицом в организации был безупречно честный человек. Тем не менее, с точки зрения организации, избранный руководитель есть лицо, уже облеченное определенными полномочиями, и поэтому вопрос, честен он или нет, отпадает. Точно так же доктрины могут быть правильными или ошибочными, и, конечно желательно, чтобы те из них, которые составляют идеологию организации, были правильны. Тем не менее, раз доктрины, составляющие идеологию организации, уже вошли в нее, то теперь неважно, правильны они или нет".

Ассоциативный блок.

Когда "нечто" имеет власть, то есть в состоянии управлять выделенной категорией людей, то становится неважно, право оно или нет - работает ритуал (один из негуманоидных процессов).

Человек ленивый

Человек ленивый - думает, что "он думает".

Человек познающий

Человек познающий - отличается от человека знающего тем, что осознает свое незнание, во многом сомневается, но вынужден все же еще что-то и делать, совершая ошибки - таковы условия бытия.

Человечество

Человечество - феномен, существующий в веках; часто смешивают понятие человечество с понятием население планеты.  Внутренним противоречием, не позволяющим смешивать эти понятия, является противоположность количественных интересов: человечеству для длительного существования на планете не требуется большого населения. Более того, ему предпочтительно иметь численность населения, обходящуюся только (или почти только) возобновляемыми ресурсами планеты. И желательно иметь большое разнообразие генетических, культурных, общественных структур. Для сохранения человечества полезными являются весьма специфические этические понятия.

Человечество - это феномен, появившийся на Земле много тысяч лет тому назад, которому предстоит, вероятно, исчезновение с лица Земли.

Основные характеристики человечества:

- численность (население Земли);

- разнообразие (расы, этносы);

- мироощущение (войны, экология, эпидемии, культура);

- со стороны феномена отношения качеств: добро, зло.

Итак, некоторые ценностные характеристики удалось определить. Имеющиеся оценки:

- большая численность - добро, так как позволяет сохранять человечество при неблагоприятных обстоятельствах: падении метеорита, эпидемиях, войнах, неурожая и т.п.;

- большая численность - зло, так как ведет к истощению ресурсов планеты и ситуационных ресурсов (безработица, хандра), чем сокращает время существования человечества, ухудшает мироощущение, что ведет к войнам, нарушает экологию, разрушает этносы;

- разнообразие - добро, так как позволяет сохранить человечество за счет стабилизации мироощущения; стабилизация имеет ту же природу что и "белый шум", затрудняя автоколебания;

- разнообразие - зло, так как искажает локально мироощущение, что ведет к войнам, нарушает экологию и разрушает этносы, в конечном итоге может привести к уничтожению человечества.

Ассоциативный блок.

Баланс ценностей - одно из условий сохранения человечества.

Честность

Честность - человеческое качество, являющееся основой любого информационного процесса, протекающего в обществе.

Честолюбие

Честолюбие - любовь к чествованию, принятию почестей. К честности имеет достаточно отдаленное отношение.

Честь

Честь - понятие морального сознания и категория этики, по своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения, аналогично понятию достоинства. Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе (!) и отношение к нему со стороны общества (?). Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие честь, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Исторически понятие честь возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни  и действий, не унижающий

достоинства определенного сословия или рода)...[16].

По [2] "... но в отличие от достоинства понятие честь основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференциальной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменялись исторически. Феодальная честь носила сословный характер, требовала соблюдения норм поведения "благородного" сословия. Буржуазная честь так или иначе связывается с частной собственностью. В социалистическом обществе сохраняется лишь национальная, профессиональная, отчасти классовая, а также коллективная и индивидуальная честь. Последняя связывается с личными достоинствами, в основе которых лежат реальные заслуги человека перед другими людьми и обществом".

Обычно, понятие честь связывают, непонятно почему, с привилегиями [2], снобизмом, чванством, высокомерием, тщеславием...

Объективно понятие честь неразрывно связано с понятием принципиальность, но в словаре по этике [16] почему-то об этой связи нет ни слова.

Ассоциативный блок.

"Честь имею!" - говорят, разрывая отношения с подлецом.

Число

Число - знак, показывающий, сколько раз необходимо человеку сделать то или иное законченное (выделенное) действие, чтобы прийти к цели.

Определение появляется из самонаблюдения и хорошо понятно ребенку, который еще помнит "как он учился считать". Вспомним и мы: что считает человек, когда считает что-либо? Оказывается, он считает свои действия, а точнее "разы", то есть человек определяет, сколько раз ему необходимо посмотреть или пощупать все те предметы, которые он считает.

Чувственное удовольствие одних - ставится выше, чем жизнь других

Чувственное удовольствие одних - ставится выше, чем жизнь других -основной закон существования, не нашедший отражения в философии права.

Чувство личного бессмертия

Чувство личного бессмертия - нормальный человек, несмотря на то, что знает о том, что смертен, чувствует себя (и соответствующим образом живет) бессмертным, так как весь его жизненный опыт показывает, что сколько он себя помнит, что бы с ним ни происходило - он всегда был жив. Да, другие смертны, другие могут умереть, а вот он нет.

Чувство любви

Чувство любви - одно из основных чувств, присущих живому: растению, животному и человеку, позволяющее преодолеть агрессию жизни индивидуума и выйти на уровень более крупной системы семьи, рода, биоценоза и т.п., заключающееся в том, что организмы испытывают потребность (причем зачастую непреодолимую) совершать действия, необходимые для существования или более комфортного существования других, в чем-то им подобных.

Не удивительно, что секс является антагонистом любви, так как он является действием, направленным во многих случаях на достижение более комфортного состояния "любящего" субъекта, но не объекта любовных отношений. Само появление осознаваемых механизмов подкрепления секса является феноменом системного развития животных, связанным с особенностями их индивидуального существования и поведения, обусловленного необходимостью ориентирования во внешней среде и не является в общем случае обязательным.

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства - очень интересная вещь, которой заменяют некоторые другие понятия, потерявшие актуальность из-за разоблачения их пустоты: свобода, право и т.п., например:

"Люди рождаются свободными и равными" - в этой формуле выражено право человека, отнюдь не являющееся законом природы, и это право, как всякое другое, не имеет смысла иначе, как будучи признанным всей общностью людей. С момента рождения человек нуждается в защите и воспитании: его свобода - вся в становлении, а равенство уменьшается по мере того, как определяется мера его способностей. Но никто не знает заранее этой меры, поэтому права человека  - это признание фундаментального качества достоинства - как основы, на которой зиждутся свобода и равенство. В каждом человеке есть достоинство, которое можно уважать. Но один человек не представляет собой сумму своих собственных действий вопреки тому, что можно было бы подумать в соответствии с ложной теорией свободы. Никакая высшая цель - государственная, религиозная или любая другая - не должна отменять права на признание достоинства человека. Вероятно, это достоинство не должно быть совершенно отделено от достоинства животных и природы, т.е. от всякого "творения". Некоторая солидарность с другими царствами природы не ускользает от внимания, но достоинство человека  все же иное: оно абсолютно с точки зрения нравственности (выд.мной- В.Г.)."

Чудо

Чудо - по [14] сверхъестественное, непостижимое событие, вызванное волей божьей и нарушающее законы природы. 

Мы знаем, что в природе законов не существует (они есть только в человеческом обществе - системе познания и общественных отношениях), поэтому определим чудо как "изменяющую энтропию системы последовательность событий, между которыми отсутствует причинно следственная связь".

Ассоциативный блок.

Людям очень приятно верить в чудеса, так как это не требует наличия развитого интеллекта.

Предыдущая страница Следующая страница