Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Г"
Глупость - самопроизвольное движение ума; интенсивная интеллектуальная деятельность (в отличие от лености ума), результатом которой является продукт, имеющий отдаленное отношение к той информации, которую обрабатывал данный интеллект. По [4]. "Если люди мыслят, то делают они это с риском оказаться в плену у самопроизвольных движений ума, т.е. того, что не контролируется сознанием и волей человека... Категории суть объективные мыслительные формы. Они существуют в нашем (человеческом) мышлении, но независимо от нас. То есть, если люди мыслят точно, то в мышлении появляется нечто такое, что от человека НЕ ЗАВИСИТ. Глупость, как известно, остается глупостью вне зависимости от классовой принадлежности ее носителей и творцов, ибо глупость - это самопроизвольное движение ума"- от которого НИКТО не застрахован (авт. в том числе). В соответствии с теорией информационных систем разум является не меньшим самопроизвольным движением ума, чем глупость, и, в первом приближении, от нее не отличим. Ассоциативный блок. В народе говорят: "Глупость - это не отсутствие ума, это такой ум". Народ прав. Еще один ассоциативный блок. Вопрос: Что хуже дурака? - Ответ: Дурак с инициативой! |
Говорить красиво - одно из человеческих качеств, заключающееся в том, что ради красного словца люди отступают от терминологии в мир слов, зачастую ничего не значащих, что и позволило сказать одному поэту: "Нам не дано предугадать как слово наше отзовется", а другому классику: "Дорога в ад вымощена благими намерениями". Возможность говорить красиво обусловлена простотой жизненных сценариев, когда правдивость и истинность информации не имеет значения, так как не важно, что человек сказал, а важно, что просто говорил или выступал, так как все равно другие его проигнорируют, поправят, превознесут либо не поймут и т.п. по собственным, свойственным только им, качествам и мотивам. Ассоциативный блок. Ради красного словца, не пожалеешь и отца (см. например "Декларацию прав человека..."). |
В школе все изучали "говорящие фамилии": Собакевич, Скалозуб, Молчалин. В наше время можно говорить о говорящих словосочетаниях: "самосбывающееся пророчество" - пророчество оглашение которого запускает механизм его реализации, "новые глупые" - люди, "не понимающие" откуда берутся деньги, "методы экономического тоталитаризма" - современные формы перераспределения ресурсов, угнетения и уничтожения людей, "экологическая озабоченность человечества" - смутное ощущение надвигающейся беды, "работа такая" - что оправдывает любое действие профессионала. |
Голод - в настоящее время на планете существует две причины смерти от голода (который уносит наибольшее количество жизней): физическая и социальная; первая определяется отсутствием продуктов питания в стране или регионе, вторая - отсутствием средств на покупку пищи (в основном у жителей городов). Некрасов в стихотворении "Железная дорога" сказал: "В мире есть царь, этот царь беспощаден, голод названье ему." Голод и голодание могут быть абсолютными и относительными; по данным науки, существует корреляция (взаимосвязь) между качеством (сбалансированностью по микроэлементам), калорийностью питания и средней продолжительностью жизни человека, класса, народа. Для России 60-80 годов средняя продолжительность жизни составляла 68-72 года, сейчас - ниже (приближается к 42-49 годам, официальные данные представляются также сомнительными, так как являются статистическими и не учитывают особенности расчета представляемых цифр в переходные периоды), а каково ее распределение по различным классам или группам населения предстоит еще осознать. Ассоциативный блок. В обществе еще достаточно много людей, которые в детстве и молодости питались нормально и качественными продуктами питания. |
Гомеостаз [биолог.] - относительное постоянство внутреннего состояния организма (системы). Информационная система устроена так, что стремится сохранять свой гомеостаз, что осуществляется как с помощью отрицательных обратных связей (внутренних и внешних), так и топологически (не может быть, например, другой формулы метана или спирта - это будет уже не метан и не спирт). В общем случае гомеостаз является фундаментальнейшим свойством (понимание его сущности необходимо нам для понимания всего, что происходит вокруг) всех вещей и процессов, происходящих во Вселенной, живой природе и обществе и характеризует основное свойство любой вещи - ЕЕ НАЛИЧИЕ (инерционность Мира). Несмотря на свою достаточно глубокую разработку, это понятие не занимает должного места в описании картины мира философами, писателями, поэтами - оно незаметно как воздух, которым мы дышим... Ассоциативный блок. И мы тоже пока не будем развивать эту тему. |
Гомосексуализм - воинствующее движение в современном мире, пытающееся выдать отклонение за норму. В его основе лежит тот факт, что источником всех ощущений и сигналов из внешнего мира для любого живого существа является его собственное тело (Ортега-и-Гассет сказал примерно так: "Человек живет в темнице собственного тела") - периферийная нервная система и мозг с присущими именно ему мироощущениями. Это обстоятельство позволяет человеку запускать физиологические и психологические реакции организма с помощью внешних воздействий, не предусмотренных естественным биологическим развитием жизни - природой, что достигается, в основном, путем применения наркотиков, алкоголя, электростимуляторов, а также онанизма, гомосексуализма. Это явление размывает именно нормальные человеческие отношения, заменяя их физиологическими реакциями и культивируя в обществе патологический интеллект, считающий нормой отклонения в поведении нормальных людей. Подобная метаморфоза /превращение/ нормальных человеческих отношений, трансформация их в патологические позволяют уменьшить различие между ними и считать патологию хоть и странной, но нормой. В реальной жизни отношения между людьми требуют достаточно большого напряжения душевных сил, развитого чувства ответственности и коммуникабельности, что для части людей, разрушенных алкоголем, наркотиками, дурно воспитанных, либо глупых от рождения, является непосильной ношей. В связи с тем, что таких людей становится все больше и больше (см. [8]: Восстание масс), а также из-за перенаселенности планеты и понимания естественной бессмысленности существования (отсутствия Бога, ради которого было необходимо "плодиться и размножаться") определенные (будем их называть деструктивными) силы всячески поддерживают идею однополой "любви". |
Гражданин - совершенно непонятная, но целесообразная категория, и хотя до настоящего времени вразумительного ответа на вопрос "что такое - гражданин?" нет (понятие уже много веков находится в стадии становления), так же, как нет и понятия гражданское общество (в общем случае слово гражданин значит - несвободный: человек, свободы которого ограничены правилами поведения страны, подданным которой он является). В народном сознании ассоциируется сочетание "гражданский и военный" как противопоставление одного другому, фактически же речь идет лишь о мере свободы поведения. При этом как гражданский, так и военный оба являются несвободными. У Н.А.Некрасова есть хорошее стихотворение "Поэт и гражданин", которое мы изучали в школе, к сожалению, как это было (?) принято, в том возрасте, когда подобные проблемы людей еще не волнуют. Естественно, что это может вызвать, вызывало, вызывает и будет вызывать, к сожалению, и впоследствии у основной массы населения отвращение к подобным произведениям литературы и, в дальнейшем, к политике. Тем не менее отметим, что в этом стихотворении есть неплохие строки: "Вот слово правды беспристрастной: Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!" Ассоциативный блок. Гражданин и человек... американцы говорят: "Права она или не права - это моя страна". Спрашивается: "То ли они говорят?" Говорят, наверное, то. То ли делают? А, вот это уже очень сложный вопрос. |
Гражданское общество - социологическая категория, обозначающая совокупность действующих независимо от государства объединений граждан, общественных и даже государственных структур, институтов и мировоззрений. Основная идея гражданского общества - независимость от государства. Учитывая неопределенность действия всего и вся, можно отметить, что гражданское общество способно эволюционировать в любом направлении: к фашизму, коммунизму, социализму и вообще любому общественному состоянию. Дело в том, что "гражданское общество" является одним из негуманоидных действующих и управляющих обществом механизмов (одним из властных механизмов!) не менее, но и не более. И, как всякий негуманоидный механизм или процесс, в случае его обнаружения, требует пристального внимания к возможным последствиям его проявлений и сопутствующим им событиям со стороны гуманитарной науки и государства. Гласно и негласно предполагается, что гражданское общество может обеспечить демократические свободы и устойчивость общества, как бы страхуя от возможной ошибки со стороны государства. Представляется, что это совершенно не так. Хуже того, представляется, что как многое в социологии, экономике и философии категория гражданского общества является надуманной. Ассоциативный блок. На бога надейся, но сам не плошай. |
Грех - нарушение божественных предписаний, подлежащее наказанию. Ассоциативный блок. Бога нет, но грех быть должен. А его все равно нет (греха). |
Гуманизм - по [16] принцип мировоззрения, в основе которого лежат убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Принцип сложился в эпоху Возрождения в результате борьбы "третьего сословия" (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии, проповедовавшей аскетизм. Гуманисты (Ф.Петрарка, Ф. Бекон, Монтень, Леонардо да Винчи) провозгласили человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их точки зрения, должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он имеет право на счастье в земной жизни, и его "естественное стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности". По Бохеньскому, "гуманизм, вероятно, самый распространенный сегодня предрассудок [7]. Господствует мнение, что можно быть кем угодно, но нельзя быть негуманистом. Слово "гуманизм" имеет несколько значений. Согласно одному из них люди принципиально отличаются от других существ, в особенности от животных. Человек живет среди природы, но он не является ее составной частью. Он выше, он - нечто священное. Человек - это великое существо... Другой вариант - интуитивный гуманизм, убеждение в том, что человек есть нечто выдающееся... основанный на "непосредственном проникновении" человека в свою собственную сущность. Такого рода проникновение чрезвычайно приятно, человек возносится над остальной природой, и никто не может отказать ему в праве считать себя гуманистом. Правда, гуманизм этот несколько подозрителен - слишком уж он льстит самому субъекту. Если бы крокодилы умели философствовать, они бы наверняка придумали крокодилизм: ведь так приятно ощущать себя существом высшего сорта. Следующий вариант гуманизма, который нельзя отнести к заблуждениям,- это религиозный гуманизм, вера в то, что Бог сделал своим избранником и другом самое жестокое животное - человека. Верящего в это, конечно, вполне можно назвать гуманистом". |
Гуманистическая логика - принцип обработки информации (метод мышления), заключающийся в том, что "некрасивые", с точки зрения гуманизма, возможные сценарии развития априори объявляются невыслушиваемыми, не подлежащими рассмотрению, анализу, учету и т.п. В ее основе лежит "страусиный эффект" , глупость, подлость и т.п. качества человека. |
Гуманитарная помощь - всего лишь "не военная" помощь (смысл, несколько отличающийся от ассоциирующего понятия "гуманитарные дисциплины"), то есть в западной терминологии помощь может быть "либо военной (военное вмешательство), либо гуманитарной (другое вмешательство?)". |
Гуманитарные науки - общественные науки (история, политэкономия, филология и т.п.) в отличие от естественных и технических наук. Как это ни странно, гуманитарные науки в своей массе изучают преимущественно негуманоидные процессы. |
Гуманитарный - имеющий отношение к человеческому бытию, обществу и сознанию. Развивая определение, видим, что особенностью гуманитарных отношений между людьми является то, что в них, в отличие от вещей технологических, не надо быть умным, а достаточно быть только умнее некоторой части людей, занимающихся такими же вещами или же быть способным на поступок, не доступный (отличающийся) для основной массы людей: альтруизм, подвиг, мошенничество, кражу, бандитизм, так называемый рэкет и т.п. Или же быть таким же, как все. В нормальном обществе гуманитарные отношения регулируются обычно государством. |
Гуманоид (по данным научной фантастики) - не являющееся человеком разумное существо, обладающее телосложением, физиологией и, что самое главное, моралью, присущей, или, по крайней мере, близкой в существенных деталях, человеку. В отличие от гуманоида негуманоид - фантастическое разумное существо, обладающее нечеловеческими разумом, логикой и моралью, например, мыслящие, питающиеся людьми пауки, антиподы белковых форм жизни и т.п. Оказывается, что в окружающем нас мире вполне можно выделить негуманоидные вещи (системы) - это системы, обладающие собственной "логикой существования" и "интересами", не пересекающимися в позитивном отношении с интересами человека и человечества. К таким вещам необходимо отнести: саму Вселенную, Природу и Биосферу - стоящие над человеком и определяющие порядок вещей в мире. К таким же вещам необходимо отнести: общество, цивилизацию, культуры, искусство, технологии и многое другое из того, что является в огромной мере результатом деятельности человеческого разума (интеллекта) и что обычно относят к гуманитарным областям деятельности и познания. В последние годы все больше появляется информации, позволяющей сказать, что негуманоидные тенденции начинают превалировать в процессе развития жизни на Земле. Ассоциативный блок. Парадоксом (?) является также и то, что негуманоидной системой является, как это ни странно, и само человечество. |
Гуманоидные системы - системы внешнего мира, "целью" которых (системообразующим фактором) является сохранение человека как феномена (человечества). Эти системы являясь гуманоидными, в то же время, могут быть и не гуманистическими, так как сохранение человечества (человека как феномена) и конкретного человека (группы людей) могут оказаться задачами несовместимыми. В отличие от гуманоидных систем, негуманоидные системы или институты имеют своей целью не сохранение человечества, а, например, получение прибыли (дохода) - экономическая система капитализма (а если не прибыли, то это уже не капиталистическая система, а нечто иное), исключение экономической эксплуатации - социализм, развитие спорта - олимпийское движение и т.п. |