Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Эстетика: Словарь
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАБРИОЛА (LABRIOLA) АНТОНИО

ЛАБРИОЛА (LABRIOLA) Антонио (1843-1904)-итал. философ, теоретик и пропагандист марксизма. Начал свой творческий путь как последователь Б- Спавенты и Ф. Де Санктиса - представителей левого крыла неополитан-ских гегельянцев. Выступал с критикой идей Ницше, Э. Гартмана, Кроче и неокантианства. Пришел к марксизму в последний период своей жизни. Его труды оказали влияние на формирование взглядов Грамши. Проблемы культуры, в т. ч. и худож., получили у Л. историко-материалистическое освещение. Базис, «экономическая структура» непосредственно определяет формы государственной жизни, права, морали («продукты первой степени» надстройки). Иск-во наряду с религией, наукой и философией Л. относит к «продуктам второй степени» надстройки: влияние на них базиса носит опосредствованный характер, а их историческое развитие протекает относительно самостоятельно от экономических условий. Л. резко выступал против вульгарно-экономического объяснения духовных явлений, против абстрактного, антиисторического подхода к иск-ву. Путь от базиса к сознанию, подчеркивал он, «тонкий», «извилистый». Марксизм несовместим как с «экономизмом» - толкованием иск-ва, морали и философии как непосредственных результатов экономического развития, так и с «идеологизмом» - выведением худож., нравственных и философских явлений из неких заданных принципов и понятий. Л. считал, что влияние базиса на иск-во опосредствовано исторически конкретной общественной психологией. Преодолевая влияние идеалистически мыслящих представителей социально-психологического направления (М. Лацарус, X. Штейнталь, А. Бастиан), он говорит о воздействии экономической структуры на социальные чувства и эмоции, а через них - на худож. культуру. Обращаясь к проблеме «психологии народов», Л. стремится материалистически истолковать социально-психологические истоки национальной специфики общественной жизни, культуры и иск-ва. Он отмечал особую чувствительность культуры к национальным условиям, выделял в этой связи роль национальных традиций и языка. Устаревшие традиции - это «цепкие пережитки», к-рые могут негативно влиять на восприятие нового в иск-ве. Для сохранения национальной самобытности культуры, иск-ва велико значение языка. При переводе худож. текста с одного языка на др. возможна даже и определенная «утрата» его культурной самобытности. Отсюда требование Л. компенсировать эту «утрату» с помощью дополнительного научного аппарата (предисловие, примечания и др.). Осн. труд Л., в к-ром получили отражение и его эстетические воззрения,- «Очерки материалистического понимания истории» (1895-96).

ЛАД

ЛАД - звуковысотная организация музыки; система взаимосвязей музыкальных звуков, основанная на принципах дискретности звукового пространства, соизмеримости звуковых отношений, дифференцированности значения звукоряда (зависимости неустойчивых звуков от устойчивых). Многоголосные формы Л. охватываются понятием гармонии. Л.- обнаружение логического начала в музыке, своего рода закон, прирожденный музыкальной интонации и незримо управляющий развертыванием музыкального произв. Ладовая организация так или иначе отражает основы миросозерцания, уровень развития сущности ых сил человека, его психических состояний. Так, в средневековых мелодиях, скользящих по ступеням звукоряда, свободно и ровно струилось восторженное и вдохновенное умосозерцательное чувство. Музыка нового времени открыла эмоциональную полярность мажора и минора, противопоставила сферы устойчивости и напряженной неустойчивости на всех масштабно-временных уровнях музыкальной формы - от краткого мотива до целостной композиции, получив тем самым возможность выразить процес-суальность жизни, динамизм мироощущения, напряженность волевых усилий, многообразие эмоций.

ЛАКОНИЗМ

ЛАКОНИЗМ (греч, lakonismos - краткость) - в эстетике - понятие, характеризующее способ максимально обобщенного и предельно краткого выражения творческого замысла художника. Как средство худож. выразительности Л. означает отсутствие в произв. иск-ва всякого рода излишеств, чувство меры, сдержанность. Выразительность достигается здесь благодаря использованию возможно меньшего числа знаков (напр., афористичность языка в лит-ре), что освобождает воспринимающий субъект от дополнительных представлений и ассоциаций, к-рые могли бы возникнуть в процессе созерцания эстетического объекта, и позволяет непосредственно и точно схватывать осн. идею художника. Л. в изобразительном иск-ве тесно связан с проблемой условности. В то же время неоправданное преувеличение роли Л. как средства худож. выразительности может привести к разрушению реалистической образности.

ЛАЛО (LALO) ШАРЛЬ

ЛАЛО (LALO) Шарль (1877-1953) - фр. эстетик. Будучи сторонником позитивизма в философии, Л. тем не менее выступил против экспериментальной эстетики Г. Т. Фехнера, а также (как и Сурьо) против эстетических идей Бергсона, что послужило поводом квалифицировать его взгляды, как «антибергсоновскую реакцию» во фр. эстетике 20-х гг. Сторонник эстетики, основанной на научном знании, Л. считал, что она должна учитывать не только субъективные (психологизация), но и объективные факторы (уровень техники, политическая и религиозная жизнь об-ва, быт и т. д.), использовать в своих исследованиях достижения др. наук, в т. ч. математики, социологии, механики, физиологии, психологии. Рассматривая отношения об-ва и художника, Л. утверждал, что в зависимости от особенностей психики последнего его творчество может развиваться в одной из трех форм: иск-во вблизи жизни, искусство для искусства, иск-во вдали от жизни. Считая первую и третью форму крайностями, Л. только в средней усматривал наиболее естественную и плодотворную для иск-ва форму бытия, когда художник занят прежде всего созданием эстетически значимого произв. Гл. в худож. произв., согласно Л., является его структура, возникающая в результате полифонической (Полифония) организации эстетических и внеэстетических элементов и обеспечивающая его гармоничность. В методологии Л. получили отражение его занятия музыкальной эстетикой. Утверждая автономию иск-ва по отношению к социальной жизни и отказывая ему в возможности познания объективной реальности, Л. теоретически закреплял формалистические устремления буржуазного иск-ва первой половины XX в. (Формализм). Осн. работы: «Современная экспериментальная эстетика» (1908), «Набросок научной музыкальной эстетики» (1908), «Эстетические чувства» (1910), «Введение в эстетику» (1912), «Искусство и общественная жизнь» (1921), «Понятие эстетики» (1925).

ЛАНГЕР (LANGER) КАТАРИНА СУСАННА

ЛАНГЕР (LANGER) Катарина Сусанна (р. 1895) - амер. философ и теоретик иск-ва; представляет семантическое направление в эстетике США (Семантическая эстетика). Ее концепция иск-ва, рассматриваемого в широком контексте философских и научных проблем современности, обнаруживает влияние идеалистических течений совр. буржуазной философии - неопозитивизма, логического позитивизма, феноменологии. Следуя теории «символических форм» философа-неокантианца Э. Кассирера, Л. полагает, что вся духовная деятельность человека, как научная, так и худож., носит символический характер. В основе иск-ва, по Л., лежит особый вид символизма - презентативный, в отличие от дискурсивного, характеризующего понятийное логическое мышление.  Символ в иск-ве также обладает структурой и следует логике, но его осн. функция состоит не в сообщении знания, а в структурировании чувственного опыта. Произв. иск-ва Л. рассматривает как проекции «почувствованной жизни» в пространственные, временные и поэтические структуры, к-рые существуют не в реальной действительности, а в «виртуальном пространстве». Это пространство, созданное художником, есть «видимость» (по Гегелю «кажимость»), воспринимаемая непосредственно путем интуиции. В теории Л. о виртуальном характере худож. формы наиболее явно выступают идеалистические черты ее эстетики. Осн. работы, в к-рых изложены эстетические взгляды Л.: «Философия в новом ключе» (1942), «Чувство и форма» (1953), «Проблемы искусства» (1957), «Дух: исследование о человеческом чувстве» (т. 1-2, 1967- 72).

ЛАНДШАФТ

ЛАНДШАФТ (нем. Landschaft - пейзаж, вид) - в широком смысле - общий вид местности или то или иное ее изображение (сельский Л., культурный Л.). Первоначально Л- предстает в иск-ве лишь как синоним пейзажа, т. е. как изображение естественных природных видов («ландшафтная живопись»). С развитием природопреобразующей деятельности, созданием антропогенно-го, т. е. преображенного человеком, Л.- процессом, зачастую сопровождающимся возникновением «мертвых Л.», естественный природный Л. приобретает самостоятельную эстетическую ценность. В совр. экологической эстетике под Л. понимается гармоническое сочетание всех природных компонентов (рельеф, морфологические части, климат, почвы, гидротермические условия, биоценозы и т. д.) на территории, со строго зафиксированными границами. Важная роль в раскрытии и утверждении эстетической ценности природного Л- принадлежит иск-ву (творчество И. И. Левитана, Н. М. Ромадина - в живописи; М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, В- П. Астафьева - в лит-ре и др.). Л.- это и предмет эстетического созерцания, и условие гармоничного развития личности, и предмет специфической эстетической деятельности - ландшафтной архитектуры. Последняя представляет собою иск-во преобразования естественных природных форм с целью достижения эстетически организованного пространственного единства. Ландшафтная архитектура - синтетический вид искусства, соединяющий в единую систему архитектурные ансамбли, парки, садовую скульптуру, декоративную живопись и т. д. В ней используются как естественные природные средства (рельеф, вода, растительность, камни), так и продукты деятельности человека (технические средства, произв. иск-ва). Л., естественный и эстетически организованный, является важнейшим фактором экологического и эстетического воспитания.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАФАРГ (LAF ARGUE) ПОЛЬ

ЛАФАРГ (LAF ARGUE) Поль (1842- 1911) - деятель международного рабочего движения, один из «самых талантливых и глубоких распространителей идей марксизма» (Ленин В. И., т. 20, с. 387), автор работ по философии, истории культуры, языка и лит-ры. В литературно-критическом наследии Л. запечатлен сложный процесс овладения марксистской методологией эстетического анализа. Историко-материалисти-ческому методу Маркса посвящена серия теоретических и исторических этюдов Л. Однако марксистская диалектика была усвоена Л. недостаточно органично. Это побуждало Энгельса отмечать незрелость нек-рых его работ и предостерегать своего ученика и друга от опасности вульгаризации марксизма. Интересы Л. в области эстетики сосредоточивались прежде всего на исследовании формирования худож. сознания под влиянием общественной борьбы, социально-экономически-х условий развития иск-ва. С этих позиций он рассматривал романтизм в лит-ре эпохи фр.. революции XVIII в.,- выявляя в нем как дворянские, так и буржуазные тенденции. Индивидуализм романтиков, их гипертрофированная страстность., увлеченность экзотикой были, по мнению Л., реакцией на превратности политического развития Франции; на неожиданности рев. террора. Отсюда же мистицизм романтиков, их склонность к католицизму в противовес рационализму и материализму, утверждаемому революцией. Однако при осмыслении -романтизма, в частности в односторонней оценке творчества В. Гюго, проявились элементы вульгарного социологизма, присущие эстетической платформе Л. Считая художника «репрезентативным типом класса или эпохи», Л. порой отождествляет худож. творчество с выражением узкоклассовых интересов. Диалектическая непоследовательность в понимании специфики иск-ва помешала ему увидеть и осознать идейно-худож, многообразие романтизма, в частности оказалось упущенным из виду рев. крыло этого течения. В методологическом отношении более зрелыми являются выступления Л. против натурализма и позитивистской эстетики. Следуя в русле марксистских идей., Л. философски и эстетически обосновывает преимущества реалистического худож. метода О. Бальзака (Реализм) перед натуралистическим, «чисто механическим воспроизведением жизни». Указывая на отдельные проявления натурализма у Золя, на несостоятельность физиологического фатализма как принципа истолкования человеческих судеб, Л. отмечает в то же время «могучий талант», подлинное новаторство писателя, его чуткость к новым социальным явлениям, умение убедительно показать разрушительное влияние на личность буржуазных общественных отношений. Лучшие произв. Золя Л. противопоставляет безжизненному романтизму, мелочному «реализму» эпигонов гонкуровской школы, а также декадентскому «искусству для искусства». Литературно-критические работы Л. «Происхождение романтизма» (1885-96), «Легенда о Викторе Гюго» (1885), «Сафо» Доде» (1886), «Дарвинизм на французской сцене» (1890), «Деньги» Эмиля Золя» (1891) -живое свидетельство пути формирования в марксистской эстетике принципа единства объективности и партийной страстности в оценке явлений иск-ва.

ЛЕВИ-СТРОС (LEVI-STRAUSS) КЛОД

ЛЕВИ-СТРОС (LEVI-STRAUSS) Клод (р. 1908) - фр. этнограф, основатель структурной антропологии. Сын художника, Л.-С. был восприимчив к эстетическим воздействиям. Этому способствовало и музыкальное образование, в особенности знакомство с Вагнером, к-рого Л.-С. позднее признает родоначальником структурного изучения мифов, и с рус. композитором и дирижером И. Ф. Стравинским. Хотя предметом исследования Л.-С. являются мышление и культура первобытных народов, его научные изыскания оказали влияние на развитие искусствознания, литературоведения и эстетической теории в целом. Л.-С. принадлежит разработка объективированных в мифах структур мышления первобытных народов и объясняющей их теории. Особенностью мифоло-гичного мышления, по Л.-С., является его относительная автономия от социальных инфраструктур, его закрытый характер. Понимание мифов обеспечивается тем, что каждый из них служит как бы метафорой др., раскрывающейся в результате внутренней перекодировки, моделью к-рой является внепо-нятийная структурность музыки. Неслучайно и свой труд «Мифологичные» Л--С. строит по аналогии с принципами музыкальной полифонии: «ария разорителя гнезд», «фуга пяти чувств», «кантата опоссума». Исследования Л.-С. проливают свет на единство эстетической культуры человечества. Общность социальных условий первобытных народов Америки, Юго-Восточной и Восточной Азии, Океании находит отражение в общности структур их мифов и первобытного изобразительного иск-ва, в частности, в симметричном развороте изображения на масках и лице (татуировка). По мере утраты мифом функционального значения на его основе формируется иск-во, к-рое использует его содержательные структуры в качестве формальных опор, наполняя их новым содержанием. Хотя ряд положений структурной антропологии Л.-С. остаются дискуссионными, разработанные им структурные методы исследования используются наряду с теорией информации и семиотикой при анализе худож. текстов. Мн. идеи и исследовательские программы Л.-С. перекликаются с подходами, выработанными в советской науке 20-30-х гг. Г. Г. Ш петом, Проппом, П. Г. Богатыревым, О. М. Фрейденберг, а также с эстетическими изысканиями Эйзенштейна и исследованиями Бахтина. Осн. труды Л.-С.: «Структурная антропология» (1958), «Мышление дикарей» (1962), «Мифологичные» (1964-71), «Пути масок» (1975).

ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452-1519) - итал. художник, архитектор, инженер, естествоиспытатель, воплотивший в себе универсальный гений эпохи Возрождения-Л. учился живописи у Верроккьо и в 20 лет в виде исключения был принят в худож. гильдию Флоренции. При жизни Л. славу ему создали живопись («Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»), «Мадонна в гроте», «Джоконда» и др. полотна), работа над фреской («Тайная вечеря») и моделью колоссального конного монумента герцога Сфорца в Милане, естественнонаучные опыты, архитектурные и инженерные проекты. Личность Л. привлекала внимание историков иск-ва и эстетиков на протяжении четырех веков, хотя холодное совершенство его живописи не вызывало особого интереса до конца XIX в., когда творчество Д. стало стержнем концепции апол-лонийского иск-ва Ницше. С 1797 г. достоянием мировой культуры стали «кодексы» (дневники) Л., но подлинный интерес к Л. как мыслителю характерен уже для XX в. Тысячи разрозненных заметок Л. включают теоретические разработки разных проблем иск-ва (теории воздушной перспективы, света и цвета, пропорций, отображение эмоций в живописи, построение научной анатомии человека и животных), намного опередившие его время и получившие развитие в теории иск-ва XVII- XVIII вв. Боготворя природу и призывая художников быть ей верными всегда, Л. далек от натурализма: «Живописец спорит и соревнуется с природой... Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением». Осн. соч., в к-ром рассматриваются эстетические проблемы,- «Книга о живописи».

ЛЕСС ИНГ (LESSING) ГОТХОЛЬД ЭФРА-ИМ

ЛЕСС ИНГ (LESSING) Готхольд Эфра-им (1729-81) -нем. философ-просветитель, драматург, эстетик, теоретик иск-ва и литературный критик; «отец новой немецкой литературы» (Чернышевский). Деист, близкий по своим философским воззрениям пантеистическому материализму Б. Спинозы, Л. был сторонником веротерпимости. Оценивая три т. наз. мировые религии  (иудаизм, ислам, христианство) как равноправные (легенда о трех перстнях в драме «Натан Мудрый»), при этом отстаивал необходимость замены религии гуманистическими идеалами. Л. боролся за создание демократической национальной культуры, оказал большое влияние на развитие эстетической мысли и литры в Германии. В его эстетических взглядах получили отражение свойственные его мировоззрению материалистические тенденции- Он выступал за сближение иск-ва и лит-ры с жизнью, освобождение их от оков сословно-ари-стократической нормативности. Иск-во, по Л., есть подражание природе, толкуемое широко, как познание жизни. В противовес принципу идеализации, утверждавшемуся Винкельманом, предложил реалистическую интерпретацию специфики поэзии. В отличие от пространственных иск-в (скульптуры, живописи), где предметом изображения являются тела с их видимыми свойствами, в поэзии посредством слова передаются действия, развивающиеся во времени. Живопись больше идеализирует, поэзия же глубже раскрывает страсть, борьбу, индивидуализирует, она способна охватить жизнь во всем ее богатстве. Обосновывая теорию реалистического иск-ва, Л. использует учение и терминологию Аристотеля для борьбы с классицизмом, особенно фр., и холодным академизмом, противопоставляя им реалистическое творчество Шекспира. Разрабатывая учение о характере, Л. противопоставляет «забиякам на котурнах» и жеманному придворному иск-ву типический характер (Типическое), свойственный не только трагедии (как думал Дидро), но и комедии. Л- заложил основы нем. реалистической драматургии и театра, рассматривая последний как трибуну, как «добавление к законам», важное средство общественного воспитания. Осн. теоретические произв. Л.: «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» (1766) и «Гамбургская драматургия» (1767-69).

ЛИ ВЕРНОЙ

ЛИ ВЕРНОЙ (LeeVernon) (Подлинное имя Пейджет Вайолет) (1856- 1935) - англ. писательница, автор трудов по истории культуры и эстетике; известна своей разработкой проблемы прекрасного в русле теории «вчувствования» (Вчувстеования теории). В данной теории ее привлекала возможность показать активную роль субъекта (зри-, теля) в процессе эстетического восприятия природы и иск-ва. Первоначально на ее эстетических воззрениях сказывалось влияние У. Джемса и амер. исследователя иск-ва Б. Бернсона, акцентировавших внимание на особенностях физиологического состояния воспринимающего субъекта. В дальнейшем она отказалась от одностороннего физиологизма и перенесла акцент на психологические способности, проявляющие себя в процессе динамического восприятия объекта: слияние воедино воли, эмоций и интеллекта, активизацию памяти и воображения, соединение прошлого опыта человека с настоящим и будущим, координацию различных ощущений (синестезию). В исследованиях проблем теории лит-ры, а также психологии творчества и худож. восприятия она также делала упор на активность сознания как на гл. условие адекватного прочтения худож. произв. Ее литературно-критическую деятельность высоко ценил Б. Шоу. Осн. соч. по эстетике - «Прекрасное» (1913).

ЛИППС (LIPPS)

Теодор (1851- 1914) - нем. философ, психолог, эстетик, выдвинувший в работе «Эстетика пространства и оптико-геометрические иллюзии» (1897) теорию эмпатии, или вчувствования. Согласно этой теории, воспринимая к.-л. предмет, субъект совершает особый психический акт, проецируя на этот предмет свое эмоциональное состояние, в результате чеговозникают позитивные или негативные эстетические впечатления. Эти впечатления, по Л.. не пробуждаются худож. творением, а привносятся в него. Так, неодушевленные формы (архитектурные сооружения) при их восприятии ощущаются полными внутренней жизни: воспринимая их, субъект как бы подымается вместе с высокой линией, сгибается вместе с кругом и т. п. Л. считал, что именно этим объясняются геометрические иллюзии, когда, напр., вертикальная линия .воспринимается более длинной, чем в действительности, ибо наблюдатель в данном случае чувствует себя как бы вытягивающимся вверх. Данные о вчувствовании субъекта используются в психологии искусства. Теория Л. оказалась не способной предложить критерий, позволяющий отличить собственно эстетическую реакцию от др. форм вчувствования, не имеющих отношения к иск-ву, за что справедливо подвергалась критике. Эстетические взгляды Л. нашли выражение в его труде «Эстетика, психология красоты и искусства» в 2-х т. (1903-1906).

ЛИРИКА

ЛИРИКА (от греч. lyrikos-исполняемый под аккомпанемент лиры) - один из трех осн. родов худож. текста, наряду с эпосом, и драмой. В отличие от эпоса Л. чаще всего бессюжетна, в отличие от драмы субъективна. Особенность лирического произв. в том, что оно содержит и передает субъекту восприятия информацию не столько о событии, сколько о личности говорящего - носителе авторской речи, а через, нее нередко и о собственном «я» поэта. Не случайно осн. свойством Л. часто считают способность эмоционально «заражать» (Толстой). Разумеется, для того чтобы «заражать» Л. должна выражать социально и культурно значимые эмоции и создавать образ носителя таких эмоций - «лирического героя». Народная, фольклорная, архаическая Л. связана с ритуалом (календарная, обрядовая Л.), к-рый, организуя бытовые ситуации, распределяет между их участниками социально значимые чувства. Напр., исполнительница погребального плача создает ритуализованную, культурно значимую модель эмоций, воспринимаемую окружающими как их собственные эмоции. В лирической поэзии нового времени поэт создает определенный со-циокультурный тип личности, эмоции и самый строй внутреннего мира к-рого

становятся достоянием коллектива- и языком общения между людьми данного социума. Поэтическая личность, возникающая в сознании читателя, слушателя на основании знакомства с различными текстами Л., как бы предшествует каждому отдельному лирическому произв. и получает самостоятельное бытие по отношению и к тому или иному тексту, и к биографической личности автора. Между последней и поэтическим «я» могут возникать сложные, диалектически противоречивые, а порой и драматические отношения. На одном полюсе возникает объективация лирического героя, отделение его от реального авторского «я», вплоть до создания пародийной маски и псевдобиографии (Козьма Прутков), на др.- полное романтическое слияние этих образов, перестройка поэтом реальной биографии по поэтическим канонам, «жизнестроительство». Неразличение биографического и поэтического «я» - обычное явление. Между тем любой биографический факт, попадая в. поэтический текст, меняет свой статус, превращаясь в факт семиотический и социокультурный. Это же следует сказать о проблеме «искренности» лирического произв., к-рую нельзя отождествлять с биографической реальностью. Искренность человеческого переживания становится фактом эпохальной искренности, только преображаясь в худож. текст и приобретая тем самым значение социокультурного выражения коллективной эмоций. Оплакивая в традиционных формулах чужого ей покойника, исполнительница погребального ритуала искренна. Она заражает аудиторию и сама заражается создаваемым ритуальным образом. А вот человечески искренний автор, но плохой Л. оказывается поэтически неискренним. Усложнение совр. Л. связано с обогащением социокультурных ролей в XX в. и с необходимостью противостоять нивелирующим тенденциям индустриальных процессов. Если высокая Л. талантливых поэтов XX в. эстетически поддерживает индивидуализацию общественных эмоций, выступая в качестве культурного противовеса обезличивающим процессам, то Л. буржуазной массовой культуры, а в нек-рых своих проявлениях и социалистической культуры для масс-(Популярное в искусстве) сама является частью этих процессов.

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65)-рус. ученый-энциклопедист, поэт, мыслитель, общественный деятель. Был членом Санкт-Петербургской академии наук и Академии художеств; за успехи в иск-ве мозаики избран в Болонскую академию. В творчестве Л. отразилось свойственное ему сочетание понятийного и образного мышления, выдающихся способностей человека науки и иск-ва. В натурфилософии Л. подчеркивались не только значение принципа детерминизма и естественных закономерностей, постигаемых разумом, но и «гармония и согласование природы». Эстетическое восприятие космоса ярко выражено в его философской поэзии («Утреннее размышление о Бо-жием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния»). Социальные явления он анализировал в их смысловом и эмоциональном значении. История, согласно Л., наполнена событиями, впечатляющими своим драматизмом; этико-эстетические достоинства исторических повествований должны быть выше, чем литературных произв., поскольку исторический пример по силе воздействие на умы и сердца людей превосходит худож. вымысел, Л. сыграл важную роль в реформе рус. языка, предрешившей конец церковно-славянской книжной культуры. Значительное расширение лексического состава нового литературного языка, сближение его с разговорной речью и вместе с тем сохранение всего богатства письменной традиции - таковы осн. принципы реформаторской деятельности Л. в рус. словесности. Предложенная им теория «трех стилей» (высокий, средний, низкий), по словам Пушкина, вела к «счастливому слиянию» всех живых сил рус. литературного языка. Наряду с Тредиаковским Л. принадлежит заслуга разработки новой системы рус. стихосложения. Он выдвинул полиметрическую теорию, обосновывающую закономерность различных размеров рус. тонического стиха; был сторонником применимости различного вида рифм в рус. поэзии. Л. широко опирался на литературное наследие. Выдержками из соч. эпохи античности, средневековья, Возрождения, нового времени насыщена его «Риторика». Он хорошо знал памятники древнерус. культуры, рус. фольклор. Новый этап в развитии отечественной лит-ры Л, связывал с заменой старых лексических норм новыми, рациональными, придающими законосообразность, точность и общезначимость словесному творчеству. Нормативность, логичность, рациональность, распространенные на область лит-ры, сближают эстетические воззрения Л. с традициями классицизма. Однако в его творчестве наряду с логикой разума полным признанием пользуется стихия чувств, вдохновения, эмоционального порыва: в худож. произв. «разум к чувствам свести должно и с ними соединить». Поэзии Л. свойственны неожиданность словоупотребления, метафоризация поэтического стиля, эмоционально-психологическая выразительность эпитетов. Литературное творчество Л. многожанрово - от трагедии («Тамира и Селим», «Демофонт») до сатиры («Гимн бороде»). Мн. его худож. произв. являются-по сути своей социально-философской публицистикой. С пониманием он относится к жанру любовной лирики, не порицает по--пленников гедонизма, но для своей лиры выбирает путь гражданственности, отражения общественных интересов. Эстетика худож. творчества у Л. связана с эстетикой бытия и познания. Его эстетико-творческое кредо изложено в стихотворении «Разговор с Анакреоном».

ЛУ СИНЬ

ЛУ СИНЬ (наст. имя Чжоу Шужэнь) (1881-1936) - кит. писатель, публицист и литературовед, основоположник совр. кит. лит-ры. Эстетические взгляды Л. .С. претерпели значительную эволюцию. В начале творческого пути он выступал проводником идей романтической эстетики (прежде всего П. Б. Шелли и Карлейля), разделяя т. зр. романтиков на поэзию, на ее созидательную роль, на общественное предназначение иск-ва. Поэты, по Л. С., призваны «бороться с самим небом, противостоять человеческой серости», возбуждать глубокие чувства в сердцах не только современников, но и последующих поколений. В традиционной кит. поэзи» Л. С, стремился выявить струю, аналогичную романтизму. По его мнению, аналогом романтического творчества Дж. Байрона в Древн. Китае может считаться поэ

зия Цюй Юаня. Л. С. верил, что иск-во способно изменить природу человека; отводил иск-ву важную роль в формировании у людей творческого воображения. Преображение реальности (гай-цзао) считал непременным атрибутом худож. творчества. При этом он выступал как против копирования явлений природы в иск-ве, так и против отхода от изображения реальных объектов. В творческом процессе Л. С. выделял три фактора: предмет природы (тяньу), размышление над законом вещей (сы ли) и эстетическую идеализацию (мэй-хуа). Иск-во, по Л. С., есть «эстетическая идеализация предмета природы на основе размышления над законом вещей». Познакомившись в конце 10-х гг. с идеями рус. революционных демократов и марксистской эстетикой, Л. С. пришел к материализму в эстетике, а затем (на рубеже 20-30-х гг.) стал крупнейшим теоретиком нового революционного иск-ва Китая, последовательно отстаивая принципы реализма. Л. С. мн. сделал для популяризации в Китае рус. и советской лит- ры (переводы рус. классики, а также соч. Горького, А. А. Фадеева и др.), подчеркивал активную посредническую роль советского иск-ва в приобщении кит. народа к богатствам мировой худож. культуры. Осн. соч. Л. С. по эстетике и теории лит-ры: «О силе сатанинской поэзии» (1908), «Революционная пролетарская литература в Китае и кровь ее авангарда» (1931), «Краткая история китайской прозы» (1933).

ЛУКАЧ (LUKACS) ДЬЁРДЬ

ЛУКАЧ (LUKACS) Дьёрдь (1885- 1971)-венгерский философ, эстетик, литературовед. Р. в Будапеште; философское образование получил в Гей-дельберге (Германия). Мировоззрение Л. претерпело сложную, противоречивую эволюцию от идеализма к марксизму. С самого начала творческого пути Л. в центре его внимания были проблемы эстетики, культуры и лит-ры. Особый интерес вызывает рус. культура, творчество Достоевского, Толстого. Мн. эстетические работы молодого Л. получили известность лишь в 70-е гг., после опубликования т. наз. «Гейдельбергской эстетики». Активный участник венгерского и международного коммунистического движения, Л. в 30-е - нач. 40-х гг. живет в СССР, принимает участие в культурной жизни страны, в литературных дискуссиях тех лет, выступает против Пролеткульта. Стремясь дать целостное изложение марксистско-ле-нинской эстетики, Л. в сотрудничестве с советским философом М. А. Лифши-цем исследует такие фундаментальные темы, как проблема отражения в иск-ве (Отражение художественное), сущность реализма, соотношение содержания и формы, в искусстве. Ленинскую теорию отражения Л. применил позднее к анализу таких эстетических категорий, как прекрасное, мимесис, катарсис и др. Его эстетическая концепция направлена против формализма, схематизма и вульгарного социологизма. Все его выступления этих лет пронизаны пафосом борьбы против фашизма, против демагогических попыток поставить на службу фашистской идеологии духовное наследие Германии. Вернувшись в 1945 г. на родину, Л. активно участвует в формировании венгерской социалистической культуры, мн. делает для знакомства венгерского читателя с рус. и советской лит-рой. Взгляды Л. были не всегда последовательными, порой он допускал серьезные политические ошибки. Последние годы жизни и деятельности Л. отмечены завершением мн. творческих исканий и начинаний в области эстетики. В 1963 г. вышел в свет его фундаментальный, синтетический труд «Своеобразие эстетического», в к-ром с позиций марксизма дается обоснование сущности эстетического подхода к действительности, излагается категориальная структура марксистско-ленинской эстетики. В теоретическом наследии Л. важное место занимают и др. его работы по эстетике: «Душа и формы» (1910), «Теория романа» (1920), «Гёте и его эпоха» (1946), «Теория литературы Маркса и Энгельса» (1949), «Великие русские реалисты» (1951), «Проблемы реализма» (1955), «Статьи по истории эстетики» (1956).

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЭНД-АРТ

ЛЭНД-АРТ (от англ. land - земля, art - искусство) - вид концептуального искусства, использующий в качестве материала природные объекты. Возник на Западе на рубеже 70-х гг. XX в. под влиянием идеологии контркультуры, противопоставляющей социально-иерархической организации производственных и управленческих процессов буржуазного об-ва жизненные формы  архаических, племенных об-в, природное - социальному, бессознательное, инстинктивное - рациональному. Одновременно Л.-а. явился своеобразной реакцией худож. сознания на экологический кризис, разрушение природной среды. В нем отразилась и тоска нек-рой части худож. интеллигенции по иск-ву, тесно связанному с природной жизнью, и попытка возврата к утерянным эстетическим ценностям, и борьба с буржуазной коммерциализацией иск-ва. Л.-а. ориентируется на архаические формы архитектуры и изобразительной деятельности: египетские пирамиды, фрески Тассили, мегалитические структуры типа Стонхенджа, менгиров (одиночных столбов), дольменов (древн. усыпальниц), дзэнских японских садов из камней. Архитектурные творения лэнд-артистов достигают огромных величин. При создании т. наз. произв. Хейзера «Двойной негатив» в невадской пустыне было передвинуто 240 тыс. т грунта; «Обсерватория» Мор-риса в Голландии - это огромный кольцевой вал диаметром 90 м и высотой около 3 м; «Спиральный холм» Смитсо-на сочетает природный холм с кольцевой дамбой диаметром 45 м. Творения Л.-а. полностью видны только с воздуха, поэтому в музеях и галереях экспонируются их фотографии или проекты. Создавая свои объекты, художники Л.-а. широко используют древнюю символику лабиринтов, кругов, спиралей, магических знаков с целью подчеркнуть значимость мифологического мышления и необходимость возвращения к нему. Идеи, реализуемые псевдоархаическими формами их творения,-отражение пессимистических настроений, неверия в социальные возможности научно-технической революции в условиях капиталистического об-ва. Т. обр., эти художники берут на себя роль оракулов, а представленное их творениями «иск-во» Л.-а. в целом, ориентированное на архаику и мифологию, хотят они этого или нет, включается в русло неоконсервативной идеологии.

ЛЮКСЕМБУРГ (НЕМ. LUXEMBURG, ПОЛЬСКИЙ LUKSEMBURG) РОЗА

ЛЮКСЕМБУРГ (нем. LUXEMBURG, польский LUKSEMBURG) Роза (1871- 1919) - деятель польского, нем. и международного рабочего движения, одна из основателей «Союза Спартака» и Компартии Германии (КПГ), теоретик и пропагандист марксизма, литературно-худож. критик, публицист. Через все эстетическое и литературно-критическое наследие Л. последовательно проходит идея неразрывного единства иск-ва, действительности и революции. Под этим углом зрения она и раскрывает одну из осн. тем своего литературно-критического творчества - место художника в революции, его социальную роль. Так, в одной из первых своих статей «Адам Мицкевич» (1898) Л. рассматривает все творчество поэта, его подъемы и спады в сопричастности с развитием польского революционного движения, с восстаниями 30-х гг. и их подавлением. Выступая против теории «мирного врастания» социализма в капитализм, она обосновывает плодотворность для иск-ва связи с передовой идеологией, с революционной борьбой трудящихся. В статье «Глеб Успенский» Л. характеризует писателя как вождя разночинной рус. интеллигенции, выразителя идеологии народничества. В отклике на книгу Меринга о Шиллере, написанную для рабочих. Л., солидаризируясь с автором, подчеркивает несостоятельность обывательского понимания революционности как любой формы протеста, отстаивает тезис о социальной направленности революционного действия и в этой связи поддерживает идею о необходимости освоения, глубокого проникновения в смысл драматургии Шиллера. Л. выступает за «тенденциозное иск-во» (Тенденциозность) как часть революционного процесса, против натурализма и декадентства. Рассматривая рус. лит-ру (статьи, посвященные В. Г. Короленко, Толстому, классической лит-ре XIX в. в целом), она высоко оценивает ее обличительный пафос, остроту социальной проблематики и высокие худож. достоинства. Хотя Л. не всегда последовательно проводила принципы марксистского анализа произв. иск-ва, подменяя порой при оценке их содержательной стороны социальные критерии моральными, она неизменно оставалась на позициях отстаивания прогрессивного реалистического иск-ва (Реализм), отражающего интересы народа.

Предыдущая страница Следующая страница