Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОНДИЦИОНАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНДИЦИОНАЛИЗМ

КОНДИЦИОНАЛИЗМ (от лат. condicio - условие) - филос. течение в естествознании (прежде всего в медицине), отрицающее объективность причинно-следств. связей; сформировался в исследованиях нем. физиолога, проф. Иенского и Гёттингенского ун-тов Макса Ферворна и нем. патологоанатома Ханземана. Они рассматривали принцип К. как методологич. основу не только медицины, но и всего новейшего естествознания.

Созданию К. предшествовало открытие патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, к-рое было осмыслено большинством медиков с позиций метафизич., механич. детерминизма, оформившегося в данном случае в виде т.н. монокаузализма. С т. зр. монокаузализма, проникновение в организм человека патогенного микроба - единств. причина возникновения недуга. Затем был открыт факт бациллоносительства и появились первые исследования иммунитета. Эти открытия обнаружили факт зависимости заболевания от случайности сочетаний различных условий, что побудило медиков-метафизиков сделать вывод: если само это сочетание условий совершенно случайно, то ни о какой общей, повторяющейся, закономерно и с необходимостью действующей причине речи быть не может. Понятие "причина", т.о., превращается, с их т. зр., в условное обозначение стихийно следующих друг за другом событий и, по мнению Ферворна, должно быть изгнано из науки. Прямолинейность и односторонность монокаузализма вытесняется крайним и столь же односторонним релятивизмом. Профилактика лишается к.-л. научной основы. При этом К. объективно приводит его сторонников к отрицанию нозологии, качеств. особенностей различных болезней человека, что в конечном счете сказывается и на отношениях кондиционалистов к познанию сущности болезни. Последователи Ферворна считают, что патолог способен лишь "констатировать факты", чисто логически связывая их в своем сознании. Т.о., общая позитивистская тенденция совр. бурж. методологии естествознания проявилась и в медицине.

Диалектика детерминизма в патологии раскрывается в сложном переплетения (вплоть до тождества) таких противоположностей, как внешнее и внутреннее, случайное и необходимое, специфическое и неспецифическое. Напр., внешнее для организма действие того же микроба одновременно является и внутренним, самим организмом детерминированным процессом. Как внешнее, микроб может действовать лишь в том случае, когда его действие становится элементом внутр. системы жизнедеятельности микроорганизма. Метафизич. же противопоставление внешнего внутреннему приводит нек-рых патологов к выводу: причина болезни - в законах жизнедеятельности самого организма ("чистая необходимость", "внутреннее само по себе"). И тогда для исследователя то, что вызывает болезнь в организме индивидуума, - не причина, а случайный повод, значение к-рого весьма условно. "Специфика" этого "чисто внешнего", случайного условия только "подталкивает" действие общих, неспецифич. адаптационных реакций организма.

Организм может жить и бороться за жизнь лишь за счет внешнего и против внешнего, постоянно превращая его воздействия во внутр. процессы, осуществляющиеся по законам жизнедеятельности самого организма. Но внешнее, самим организмом объективно отождествляясь с внутренним, остается и самим собой, вызывая в организме такие процессы, к-рые так или иначе зависят от специфики внешнего. С др. стороны, сама т.н. "неспецифическая" реакция организма в каждом индивидуальном случае также существует в определ. особенной форме (кстати сказать, зависящей и от специфики патогенного агента). Ни одно из условий, без к-рых патогенное свойство возбудителя не проявится, ни их совокупность не вызовут заболевания без наличия самого возбудителя. Но общая закономерность и необходимость патогенного действия возбудителя-причины в каждом единичном случае проявляется в форме случайности потому, что необходимые для проявления патогенных качеств возбудителя условия собираются, накапливаются независимо от самих особенностей и свойств возбудителя, иными словами - случайно по отношению к внутр. закономерности жизнедеятельности микроба и макроорганизма. Причем именно специфич. особенности заболевания как следствия зависят не только от качества причины-возбудителя, но и от всего комплекса условий: локализации процесса, общего состояния организма, его предрасположенности (сенсибилизированности) и мн. др. В этой связи каждое из условий по отношению к определ. особенности болезни выступает уже как причина.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 532-536; Гегель, Наука логики, Соч., т. 5, 6, М., 1937-1939; Φерворн М., Естествознание и миросозерцание. Проблема жизни. Две лекции, пер. с нем., М., 1909; его же, Механика душевной жизни, М., [1909 ]; его же, Общая физиология. Основы учения о жизни, пер. с нем., вып. 1-3, М., 1910-12; Генес С. Г., О каузализме и К. в медицине, "Врачебное дело", 1930, No 5; Карлик Л. Н., Патологич. физиология, М.-Л., 1936; Адо А. Д., [и др. ], Патологич. физиология, М., 1957; Богомолец Α. Α., Избр. труды, т. 3, К., 1958; Селье Г., Очерки об адаптационном синдроме, пер. с англ., М., 1960; Давыдовский И. В., Проблема причинности в медицине (этиология), М., 1962; Пигаревский В. Е., Нек-рые критич. замечания к кондициональному направлению в патологии, в сб.: Вопросы диалектич. материализма в теоретич. медицине, Л., 1962; Царегородцев Г. И., К. в свете ленинской критики махизма, в сб.: Филос. вопросы медицины, М., 1962; Hansemann D., Ober das konditionale Denken in der Medizin und seine Bedeutung für die Praxis, В., 1912; Verwоrn Μ., Kausale und konditionale Weltanschauung, Jena, 1912.

Ф. Михайлов. Москва.

В начало энциклопедии