Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Эстетика: Словарь
КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ (от греч. kategoria- высказывание, признак) - предельно общие, фундаментальные понятия, в к-рых получила отражение история освоения человеческим об-вом мира по законам красоты. В К. э. запечатлены осн. типы эстетического отношения человека к действительности и обобщены существенные эстетические характеристики мира и человеческой деятельности. К- э. подразделяются на несколько типов, каждый из к-рых является соответственно аппаратом того или иного типа анализа эстетического явления, худож. произв. или худож. процесса. Совр. система К. э. включает в себя следующие гл. типы: 1. Мета-категория - эстетическое. 2. К. эстетической деятельности (законы красоты, эстетическое освоение, искусство, дизайн, худож. конструирование, эстетическая ориентация, эстетические вкус, идеал, мера) - аппарат анализа эстетического освоения мира. 3. К. эстетических отношений, в т. ч. отношения иск-ва к действительности (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное) - аппарат анализа эстетического богатства действительности и иск-ва. 4. Категории гносеологии иск-ва (худож. образ, худож. метод, худож. правда, худож. концепция) - аппарат гносеологического анализа, выявляющего характер отражения в иск-ве действительности (Отражение художественное). 5. К. социологии искусства (классовость, партийность, народность, идейность, национальное и интернациональное, общечеловеческое, публика и др.) - аппарат социологического анализа иск-ва. 6. К. аксиологии иск-ва (эстетическая ценность, художественность, шедевр) - аппарат ценностного анализа. 7. К. онтологии иск-ва (худож. произв., классика, массовое и элитарное иск-во, худож. стиль)- аппарат онтологического и стилистического анализа иск-ва. 8. К. диалектики иск-ва (худож. процесс, направление, течение в искусстве,  худож. взаимодействия: традиции, новаторство, влияние; худож. прогресс) - аппарат сравнительного анализа. 9. К. антропологии иск-ва (художник, этап творчества, творческий путь) - аппарат биографического анализа. 10. К. творческой генетики иск-ва (замысел, набросок, черновик, вариант) - аппарат творческо-генетического и текстологического анализа произв. иск-ва. U.K. психологии искусства (способность, талант, гений, вдохновение, творческая фантазия, худож- воображение) - аппарат твор-ческо-психологического анализа. 12. К. восприятия иск-ва и действительности (эстетическое восприятие, эстетическое созерцание, катарсис, худож. наслаждение) - аппарат рецепционного анализа. 13. К. морфологии иск-ва (виды искусства:  литература, театр, киноискусство, живопись и др.; роды: эпос, лирика, драма, станковая живопись, монументальное искусство  и др.; худож. жанры: в лит-ре - роман, рассказ, новелла, поэма, лирическое стихотворение, аналогично и в др. видах иск-ва) - аппарат межвидового и историко-культурного анализа иск-ва. 14. К. структуры иск-ва (худож. текст, композиция, худож. время, пространство, цвет и др.) - аппарат структурного анализа произвиск-ва. 15. К. теории худож. коммуникации и семиотики иск-ва (адресат, адресант, знак, метазнак, код, худож. сообщение, интонация и др.) - аппарат семиотического и коммуникативного анализа иск-ва. 16. К. теории и методологии худож. критики (интерпретация, эстетическая оценка, подходы: социологический, конкретно-исторический,сравнительный, творческо-генетический, структурный анализ и др.) - аппарат худож.-критического анализа произв. иск-ва. 17. К. эстетического воспитания (всестороннее развитие личности, духовное богатство, эстетические способность и потребность личности и др.) - аппарат анализа эстетического воздействия. 18. К. политики и практики руководства худож. культурой (ангажирование, меценатство, социальный заказ, премия) - аппарат анализа худож. политики. Поскольку К. э. обобщают практику эстетической деятельности, к-рая носит исторически и национально обусловленный характер, система их подвижна, исторически изменчива и в разных регионах эстетической и худож. культуры имеет свои особенности. Обогащение категориального аппарата эстетики происходит разными путями. Во-первых, путем фиксации результатов теоретического осмысления худож. явлений и процессов (напр., К. реализм, романтизм, сентиментализм). Во-вторых, путем перенесения в эстетику терминов из др. областей культуры. Так, термин риторики «возвышенное» со временем приобрел общеэстетический смысл, из философии были восприняты такие К., как метод, концепция, из психологии - восприятие и т. д. В-третьих, путем придания расширительного значения терминам искусствоведческого аппарата: из киноведения внедряются в эстетику монтаж, общий, средний и крупный план; из музыковедения - интонация, ритм, мелодия, полифония; из живописи - цвет, колорит и т. д. В-четвертых, путем взаимодействия и синтеза различных категорий (напр., трагикомическое). В-пятых, путем обогащения эстетики традициями теоретического видения худож. явлений, присущего разным народам. В-шестых, путем использования категориального аппарата новых научных дисциплин (структурализма, семиотики, теории массовой коммуникации и т. д.). Расширение категориального аппарата эстетики позволяет постичь эстетическую деятельность и эстетические отношения, прежде всего иск-во как ядро эстетической культуры, во всей их сложности и многообразии.

В начало словаря