Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Эстетика: Словарь
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАГНЕР (WAGNER) РИХАРД

ВАГНЕР (WAGNER) Рихард (1813- 83) - нем. композитор, писатель, театральный деятель, мыслитель. Развивая наследие нем. романтизма, тяготевшего к взаимодействию иск-в, стремился к органическому слиянию в опере музыки, слова и театрального действия. В эстетике и худ. творчестве В. продолжил линию основоположника нем. романтической оперы К. М. Вебера, а также Гофмана. Присущие романтизму представления о жизненной значимости иск-ва, призванного существенно повлиять на жизнь людей и даже изменить мир, сочетаются у В. с социально-утопическими и анархическими идеями эпохи революции 1848 г. Отсюда резко выраженный антибуржуазный пафос его творчества: отрицание богатства, символизируемого золотом, в к-ром В. видел причину неравенства людей и всех бедствий мировой истории; идея освобождения - эмансипации-искупления мира от греха и лжи. Позднее на эстетические воззрения В. оказали влияние философский гуманизм Л. Фейербаха с его общечеловеческими мотивами и философия Шопенгауэра, у к-рого В. перенял не столько пессимистический настрой, сколько убежденность в мощи философского языка музыки. Во мн. благодаря этому худож. замыслы В. («Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда») приобретают характер небывалой и чрезмерной обобщенности. Соединяя музыку с языком мифа, В. выступает как своеобразный исследователь мифологии. Реформаторская деятельность В. при всей ее противоречивости оказала большое влияние на развитие оперного нск-ва. Осн. эстетические работы В.: «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851), «Бетховен» (1870), «Религия и искусство» (1880) и др. содержат попытки обоснования «целостного искусства», подчиненные его философ-ско-худож. идеям.

ВАХТАНГОВ ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ

ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович (1883-1922) - советский театральный режиссер и актер. В начале своего творческого пути (1911-12 гг.) В. был горячим сторонником и пропагандистом учения Станиславского, особенно разработанной им методологии актерского творчества, активным участником созданной им для проверки своей «системы» Первой студии МХТ. Но первые же самостоятельные режиссерские работы В. («Праздник мира» Г. Гауптмана и «Потоп» Бергера) обнаружили его склонность к экспрессионизму. Трагедийное восприятие совр. действительности и резкая антибуржуазность иск-ва В. шли вразрез с умиротворенным «душевным реализмом» Первой студии и с толстовскими идеями «непротивления злу», к-рые исповедовал ближайший помощник Станиславского - Л. А. Сулержицкий. В 1913 г. В. организовал собственную Студенческую студию, получившую в 1921 г. статус Третьей студии МХТ (обычно именуемой «Вахтанговской»), на основе к-рой впоследствии был создан театр им. Евг. Вахтангова. Режиссерский талант В. наиболее полно раскрылся после Октября. Экспрессионистские мотивы, сквозившие в раннем его творчестве, обрели в этот период характер осознанного стремления выразить «мятежный дух народа» в сценическом искусстве. созвучном революции, обличающем мещанскую пошлость, собственническую стяжательскую психологию, духовную опустошенность умирающего буржуазного класса. «Всехсвятские записи» В. (1921)-свидетельство крутого поворота в его творческих исканиях, интереса к новаторским работам Мейерхольда. В творчестве В. эстетические принципы Станиславского и Мейерхольда тесно сближались: глубокая правдивость раскрытия внутреннего мира человека органически сочеталась со стремлением придать спектаклю гиперболическую, причудливо гротескную (Гротеск) форму («фантастический реализм»). Играя контрастами между жизненной достоверностью, психологической насыщенностью одних персонажей и марионеточной безжизненностью др., интенсивно вводя в свои режиссерские партитуры музыку и танцы. смело пользуясь условно-обобщенными декорациями и варьируя световые эффекты, В. значительно усовершенствовал и обогатил совр. сценический язык. Осуществленная им в 1922 г. постановка «Принцессы Турандот» К. Гоцци знаменовала собой утверждение принципа «праздничной театральности», суть к-рого во мн. предваряла принцип «остранения» Брехта. Согласно замыслу В., исполнители на всем протяжении спектакля сохраняли шутливо-ироническое отношение к сюжету разыгрываемой ими пьесы-сказки и к своим персонажам; то «входили в образ», целиком погружаясь в переживания героев, то «выходили из образа», непринужденно и весело общаясь с публикой. Подчеркнутая условность игры и откровенное обнажение всех ее приемов создавали атмосферу живого контакта между актерами и зрительным залом, а легкая, элегантная форма, сотворенная В., обеспечила спектаклю редкостно долгую сценическую жизнь. Теоретически осмыслить и сформулировать свою эстетическую концепцию театрального иск-ва рано умерший В. не успел. В значительной мере эту задачу выполнили его ученики Б. Е. Захава (в книгах: «Вахтангов и его студия», 1927; «Современники», 1969), Н. М. Горчаков («Режиссерские уроки Вахтангова», 1957), Р. Н. Симонов («С Вахтанговым», 1959), Ю. А. Завадский («Об искусстве театра», 1965).

ВДОХНОВЕНИЕ

ВДОХНОВЕНИЕ - высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания им произв. иск-ва; «расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных» (Пушкин). Как психологическое явление В. характеризуется огромной внутренней сосредоточенностью индивида на объекте творчества; строгой избирательностью внимания, оптимальной интенсивностью и продуктивностью эвристической деятельности; относительной легкостью, с к-рой рождаются и материализуются худож. образы. Конкретные формы В. сугубо индивидуальны, они определяются своеобразием личности художника. Иногда они, особенно в поэзии и музыке, бывают весьма аффектированными, экстатичными. Порою же В. никак резко не выражается и даже не фиксируется в памяти художника как особое психологическое состояние. Это - эволюционная форма В., как бы растворяю-. щаяся в творческом процессе, В подходе к изучению В. рельефно проявляется противоположность материалистической и идеалистической эстетики. Представители последней, отталкиваясь от платоновско-кантианской философской традиции, обычно отрицают принципиальную возможность глубинного познания В. Оно рассматривается мн. из них как чисто иррациональный акт, мистическое наитие. Опираясь на данные научной психологии и традиции материалистической философии, марксистская эстетическая традиция в изучении этого явления исходит из тезиса, что, несмотря на его исключительную сложность и труднодоступность для объективного исследования, В. вполне познаваемо и не содержит в себе ничего мистического, сверхъестественного. В. подготавливается и вызывается напряженным повседневным трудом, долгими творческими поисками. В акте В. актуализируется талант и мастерство художника, его жизненный опыт и знания. Творческие результаты, получаемые художником в период В., впоследствии обычно он подвергает критическому анализу, осмыслению, дальнейшей обработке, уточнению в соответствии с общим замыслом произв. и вероятными параметрами его эстетического восприятия читателем, зрителем, слушателем.

ВЕЛЬФЛИН (WOLFFLIN) ГЕНРИХ

ВЕЛЬФЛИН (WOLFFLIN) Генрих (1864-1945) - швейц. теоретик и историк иск-ва. Представитель искусствознания, основанного на историко-критическом исследовании стиля. В работах конца XIX в., посвященных изучению Ренессанса и барокко, принципов классического иск-ва, понятие стиля В. тесно связывает с понятием «психология эпохи». В более поздних исследованиях В. сосредоточил внимание на определении «методов видения» - системы отвлеченных формальных категорий, группируемых им в пары. Ведущими среди них были пять пар: развитие от линейного к живописному, от плоскостного к объемному, от закрытой к открытой форме, от простого к сложному, от абсолютной к относительной ясности. При сопоставлении исторические эпох и стилей В. обращался за помощью к сравнительному изучению истории архитектуры, как внешнего мира по отношению к человеку, и пластических иск-в, как выражающих его внутренний мир,  С именем В. связано также понятие «истории искусств без имен», выражающей надындивидуальное в развитии иск-ва. Взгляды В. оказали влияние на развитие в искусствознании XX в. формального метода изучения истории худож. культуры. Осн. теоретические работы В.: «Ренессанс и барокко» (1888), «Классическое искусство» (1899), «Основные понятия истории искусства» (1915), «Италия и немецкое чувство формы» (1931).

ВЕРТОВ ДЗИГА

ВЕРТОВ Дзига (Денис Аркадьевич Кауфман) (1895/96-1954) - советский кинорежиссер, зачинатель и теоретик документального кино. После Октября руководил работой фронтовых кинооператоров, выезжал с агитпоездами ВЦИК. Будучи составителем-монтажером журнала «Кинонеделя», настойчиво искал такие способы съемок и организации отснятого материала, к-рые расширяли бы возможности кинодокумента, его влияние на зрителя. Открытия В.-экспериментатора связаны с организацией и выпуском киножурнала «Киноправда» (1922 25). Как и тогдашние мастера худож. кино (Л. В. Кулешов, Эйзенштейн, Пудовкин), он сосредоточивает свои творческие поиски на иск-ве монтажа: монтируя разнохарактерные эпизоды и кадры, добивается небывалого повышения эмоциональной силы кинодокумента. В фильмах В. «Ленинская киноправда» (вып. 21), «Три песни о Ленине», «Шагай, Совет!» получает точное воплощение его мысль о «коммунистической расшифровке мира». Кинолента «Три песни о Ленине» (1934)-яркий образец образной кинопублицистики. Нек-рое время В. ошибочно полагал, что только кинодокумент может по-настоящему выразить правду революции, а игровое кино - лишь беллетризация событий. По этому вопросу он горячо полемизировал с Эйзенштейном. Но от такой крайней т. зр. со временем отказался. В 60-70-е гг. левоэкстремистские элементы на Западе сосредоточивали внимание именно на крайностях вертовских увлечений, а не на тех достижениях режиссера-новатора, к-рые и сейчас обладают нестареющей силой. Но это не подорвало влияние подлинно новаторских идей и фильмов В. на мировое киноискусство.

ВИАНУ (VIANU) ТУДОР

ВИАНУ (VIANU) Тудор (1897- 1964) - румынский философ, эстетик и теоретик лит-ры, идеи к-рого оказали значительное влияние на становление эстетической мысли в Румынии; член Академии наук СРР. Философско-эстетические взгляды В. эклектичны, обнаруживают влияние неокантианства и феноменологии. Результаты многолетних исследований В. в области эстетики обобщены в фундаментальном труде «Эстетика» (1934-36). Осн. место в нем занимают проблемы худож. творчества, рассмотренные в историческом плане. Предмет эстетики В. сводит к прекрасному в иск-ве, исключая прекрасное в природе. Иск-во трактуется как особый вид труда, как деятельность по созданию худож. ценностей. Такое понимание близко к воззрениям Сурьо. В 40-е гг. происходит эволюция взглядов В. Он отходит от этих позиций, развивая концепцию ценности как взаимосвязи этического, эстетического и социального («Введение в теорию ценности», 1942; «философия культуры» , 1944). Вопросы эстетики рассматриваются и в литературоведческих произв. В., посвященных стилистике и анализу языка худож. произв. Наиболее значительная работа «Вопросы метафоры», опубликованная в книге «Посмертное» (1966).

ВИДЫ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА - реальные формы худож.-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения худож. содержания (словесным для лит-ры, звуковым для музыки, объемно-пластическим для скульптуры и т. д.). За этими внешними различиями скрываются более глубокие, внутренние содержательные различия, что и обусловливает в конечном счете необходимость своеобразных в каждом В. и. средств материализации его особенного содержания. О специфическом характере худож. информации, заключенной в каждом из В. и., свидетельствует тот факт, что содержание произв. одного В. и. не может быть адекватно передано на языке др. В. и. Будучи наукой о наиболее общих законах худож. освоения человеком мира, эстетика в плане изучения В. и. призвана исследовать законы, действующие во всех В. и., одновременно показывая, как преломляются они в каждом из них. Начиная с XVIII в. эстетическая мысль  бьется над постижением тех принципов, к-рые обусловливают видовое членение худож.-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть иск-во как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор еще не может считаться решенной. Не определены до конца даже морфологические критерии, к-рые позволили бы, с одной стороны, отличать В. и. от разновидностей того или иного вида, от родов и жанров иск-ва (напр., живописи от монументальной росписи), а с др.- обосновать правомерность таких эстетических понятий, как семейства, классы иск-в, фиксирующих объединение В. и. в более или менее широкие группы. В ходе развития мировой худож. культуры система В. и. претерпевала постоянные изменения, выражавшиеся в дифференциации древн. синкретических иск-в и в образовании синтетических искусств, в рождении новых В. и. под влиянием научно-технического прогресса, в неравномерном развитии различных В. и. Абсолютизация того или иного исторически конкретного типа взаимоотношений В. и. приводила в домарксистской эстетике к тому, что то один, то др. В. и. объявлялся более «высоким» и более «совершенным», чем остальные. Рассмотреть проблему историке-диалектически впервые попытался Гегель. Однако и он не сумел преодолеть метафизико-иерархическую концепцию соотношения В. и. Влияние этой концепции сказывается и поныне (напр., в представлении, будто лит-ра обладает более широким, емким и богатым содержанием, нежели др. В. и.). По мере выявления качественного своеобразия содержания каждого В. и. совр. марксистская эстетическая теория приходит к признанию их принципиальной равноценности и равной необходимости в социалистической худож- культуре, призванной преодолеть неизбежное в прошлом неравномерное, развитие В. и.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИКО (VICO) ДЖАМБАТТИСТА

ВИКО (VICO) Джамбаттиста (1668- 1744) - итал. философ, историк и филолог, создатель концепции социокультурной динамики человечества, предвосхитившей ряд плодотворных гипотез в области гуманитарного знания. В своем гл. труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) В. пытался объяснить происхождение и природу иск-ва с помощью культурно-исторического подхода. Изящные искусства, культивирующие эстетическое наслаждение, присущи, с его т. зр., лишь «просвещенным временам», последней эпохе мировой истории, к-рая начиналась с «варварства», а «первые люди» с их необузданной фантазией и дикими страстями могли создать лишь «искусства необходимости и пользы» - технические изобретения, священные гимны, эпические сказания. Воспевание богов и героев не служило усладе усталых воинов, земледельцев и скотоводов, а было естественным, единственно возможным для той эпохи способом осмысления действительности посредством «фантастических универсалий» - персонификации природных, и социальных сил в виде «теологических и героических характеров». Поэтому мифы и эпос, по В., дают фантастическое отображение реальной истории, т. е. содержат историческую истину, нуждающуюся лишь в переводе на язык «зрелой человечности». Несравненная поэтическая сила Гомера, признанного «царя поэтов», объясняется не его индивидуальными свойствами (Гомера В. рассматривает как один из «героических характеров» наподобие Геракла, Ахилла или Одиссея), а удивительной

мощью воображения, присущей людям той поры. Т. обр., поэзия, согласно В:, была древнейшим языком человечества. И этим можно столь же восхищаться, сколь и ужасаться: ведь оборотной стороной господства воображения были «устрашающие суеверия» и чрезвычайно жестокие нравы, о чем свидетельствуют те же гомеровские поэмы. С развитием счета и письма, по мысли В., язык постепенно «одухотворяется», становится средством выражения абстракций и абстрактного мышления (рефлексии). Тогда-то вместе с философией и др. науками появляется и «человеческая поэзия», т. е. сознательно поддерживаемое и сделавшееся особым занятием иск-во слова. Эта поэзия превосходит первоначальную утонченной гуманностью (в силу развития образованного вкуса и нравственного сознания), но уступает в живости и силе характеров. Древн. трагедия еще сохраняет эпическую мощь, но поэтическая сила убывает по мере того, как воображение спускается с неба на землю, и комедия уже представляет собой рациональную разработку «портретов», воплощающих разновидности человеческой природы. Так В. приходит к выводу, что развитие науки и просвещения идет рука об руку с угасанием иск-ва. Позднее-и независима от В.- аналогичный взгляд отстаивал Гегель. В XX в. идеи В. оказали влияние на худож. практику двух знаменитых ирландцев - поэта и драматурга-символиста У. Йитса и представителя авангардизма Дж. Джойса (роман «Поминки по финнегану»).

ВИНКЕЛЬМАМ (WINCKELMANN) ИОГАНН ИОАХИМ

ВИНКЕЛЬМАМ (WINCKELMANN) Иоганн Иоахим (1717-68) - нем. историк иск-ва, представитель Просвещения, сыграл большую роль; в формировании эстетики классицизма. В 1754 г. принял католичество; с 1763 г.- генеральный хранитель древностей в Ватикане. Эстетические воззрения В. складывались под влиянием идей просветителей, одно время он был слушателем лекций Баумгартена в Галле. Сущностью иск-ва он признавал подражание природе (Подражания теория) и античным образцам (последний путь считал более плодотворным). Элементы платонизма в подходе к прекрасному соединял с индуктивным его исследованием. Осн. произв. В.- «История искусства древности» (1763), в к-ром он с просветительских позиций анализировал историю античного иск-ва. Причины его расцвета В. видел в климате и образе правления, в политической свободе афинского полиса. В развитии греч. иск-ва он различал четыре периода (соответственно стиля): архаический, возвышенный (Фидий и Скопас), прекрасный (Пракситель), эклектичный (миловидный). Эстетический идеал В.- «благородная простота и спокойное величие» (определение заимствовано им у Перикла), внутренняя страстность и внешнее спокойствие - был подвергнут критике Лессингом за настроения стоицизма, примирение со страданием. Исследования В. способствовали пробуждению интереса к классическому иск-ву, оказали глубокое влияние на мировую эстетическую мысль (от Лессинга до Гегеля и фр. неоклассицистов), на дальнейшее развитие иск-ва (его эпигоны защищали академизм конца XVIII-нач. XIX в.).

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗВЫШЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛЬТЕР

ВОЛЬТЕР (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694- 1778) - фр. писатель, философ-просветитель, публицист, общественный деятель. Литературная деятельность В. была подчинена общественным целям: борьбе с засильем клерикализма, критике феодально-абсолютистской системы Иск-во В. рассматривал как средство просвещения умов, преодоления предрассудков. В трагедиях («Брут», «Магомет» и др.) пропагандировал веротерпимость, гуманность, осуждал фанатизм и тиранию. Эстетика В. противоречива: он отстаивал эстетические каноны классицизма, в т. ч. три единства в драматургии, однако в литературных произв. выходил за их рамки; колебался между признанием относительности и изменчивости эстетических вкусов и установлением норм прекрасного. Противоречия его эстетических взглядов проявились в оценке творчества У. Шекспира, у к-рого, как считал В., был яркий, истинный и высокий талант, но не было «хорошего вкуса» и «знания правил». Эстетический вкус определяется В. как «чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах». Он различал хороший и дурной, извращенный вкус. Если хороший вкус способен распознавать истинную красоту, выражается в стремлении к естественности и простоте, то извращенный вкус оказывает предпочтение напыщенному и жеманному. Совр. ему об-во, по мнению В., было лишено хорошего вкуса вследствие засилья религиозных предрассудков, неразвитости общественной жизни и иск-в. Путь к воспитанию вкуса В. усматривал в просвещении, большое значение придавал воспитательной функции иск-ва и решительно отвергал связанную с теорией естественного права идеализацию естественного состояния человека, критиковал философско-эстетическую концепцию Руссо. Иначе развивая общие предпосылки естественно-правовой теории, В. считал, что не дикари живут под властью естественного закона, а, наоборот, цивилизованные люди следуют природе, т. к. прогресс - закон природы.  Чем больше развиты иск-ва и науки, тем больше соблюдаются естественные законы. Дикарь для В. не естественный человек,  а животное, к-рое еще не полностью развило свои свойства, куколка, к-рой еще предстоит стать бабочкой. Умственное развитие, просвещение В. рассматривал как одну из движущих сил истории, восхвалял цивилизацию и ее плоды. Отстаивая характерное для просветителей деление народов на «цивилизованные» и «дикие», В. относил к разряду «цивилизованных» народы не только Европы, но и мусульманского Востока и Китая, высоко оценивая их духовную культуру. Взгляды В. имели большой общественный резонанс и оказали влияние не только на фр., но и на нем. и рус. эстетическую мысль. Осн. произв., в к-рых нашли отражение эстетические взгляды В.: «Рассуждение о трагедии» (1730), «Храм вкуса» (1733)» «Философские письма» (1733), «Рассуждение о древней и новой трагедии» (1748), «Обращение ко всем нациям Европы» (1761), «Комментарии к Корнелю» (1764), «Философский словарь» (1764-69).

ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами худож., духовно-практического освоения мира. Специфика В. х. обусловлена характером творческой деятельности в иск-ве, цель к-рой создание новой, худож, реальности, представляющей единство худож. правды и условности. По своей природе В. х.- конструктивно-созидательно, отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое. Действие механизма В. х. проявляется в обобщении, продуцировании и выражении худож. идей, образотворчестве. В отличие от непроизвольной переработки жизненных впечатлений (преобразовании опыта в фантазии) В. х. характеризуется организованной направленностью, включенностью в реальный процесс целесообразной духовно-практической деятельности, продуктом к-рой является произв. иск-ва (Произведение художественное). Включаясь в процесс худож. созидания, продуктивная сила В. х. позволяет по-новому скомбинировать элементы жизненного опыта, представить наблюдаемое в новых, неожиданных связях и сочетаниях, создать картины несуществующего в действительности, но возможного, говоря словами Аристотеля. по вероятности или необходимости. В. в иск-ве - своеобразный «магический кристалл», сквозь призму к-рого корректируется разработка худож. темы, распознаются скрытые свойства явлений, их социально-эстетический смысл. От него во мн. зависит претворение содержательных и формальных худож. находок в органическое худож. целое. В. в своей свободной деятельности, считал Кант, соотносит эмпирическую чувственность с категориями рассудка, приводит в движение интеллектуальные творческие силы. Как акт познающего сознания, В. х. выполняет поисковую, эвристическую функцию. Богатство и гибкость, животворная энергия В. расширяет прогностические горизонты иск-ва: активизирует опережающее отражение, предвосхищение будущего (Предвосхищение в искусстве). С помощью В. х. удается представить в иск-ве невероятное (таковы, напр., произведения писателей-фантастов Ж. Верна, Г. Уэллса, К. Чапека, И. Ефремова и др.), претворить возможное и желаемое в осуществленное, включить в культурный контекст и тот возможный опыт, к-рый человечеству еще предстоит приобрести. Существенное свойство В. х.- нацеленность на конструктивно-творческую работу в материале искусства, сопряженность с чувством красоты. Реализация В. х. осуществляется в различных формах: агглютинации (способствующей созданию сфинксов, кентавров, демонов), гиперболизации, заострения, типизации. Мир, созданный В. х., оценивается с учетом критериев художественности, эстетической мотивировки, социальной действенности. В. х. необходимо также для репродуктивной худож. деятельности, эстетического восприятия (Восприятие эстетическое), полноценного общения с иск-вом. Неразвитость, бедность В. х. как духовно-практической способности человека препятствует освоению богатств худож. культуры, ограничивает диапазон эстетического развития личности, служит одной из причин плохого, примитивного вкуса. Пробуждение и развитие творческого В., позволяющего видеть мир с высоты определенного уровня человеческой культуры,- важная задача эстетического и собственно худож. воспитания.

ВОРДСВОРТ (WORDSWORTH) УИЛЬЯМ

ВОРДСВОРТ (WORDSWORTH) Уильям (1770-1850)-англ. поэт, представитель т. наз. «озерной школы», куда кроме него входили С. Т. Крлридж и Р. Саути. Идейно-эстетически этих разных поэтов объединял романтический протест против буржуазной действительности. Выход «Лирических баллад» (1798) В. и Колриджа знаменовал начало англ. романтизма. Эстетические и литературно-критические работы В. (в частности, предисловие к «Лирическим балладам», 1800) показывают связь В. с англ. философской традицией XVIII в. (сенсуализм, эмпиризм). Гл. в его творчестве - верность природе, к-рая наделена у В. чертами особой духовности. Поэзия - отражение человека и природы; осн. в ней - эмоциональный аспект. Будучи более тонкой натурой, способной вдохновляться отсутствующим, поэт управляет чувствами человека, укрепляет и очищает их. Простоту языка В. рассматривал как способ преодолеть традиционный риторический язык поэзии, приблизить его к разговорной речи. С этой установкой согласуется и крестьянская тема поэзии В., и его вражда совр. городской цивилизации. Отсюда же характерный для мн. романтиков культ детства, его безыскусной мудрости.

ВОРОВСКИЙ ВАЦЛАВ ВАЦЛАВОВИЧ

ВОРОВСКИЙ Вацлав Вацлавович (1871-1923)-советский дипломат, публицист, литературный критик. В. последовательно отстаивал материалистический подход к иск-ву как общественному явлению и важному фактору познания и преобразования мира и человека. Определяя специфику иск-ва как формы эстетического сознания, В. подчеркивал, что художник имеет дело с действительностью, «не зависящей от его воли», а худож. правда есть не что иное, как «эстетически претворенная жизненная правда». Решающую роль в худож. творчестве В. придавал мировоззрению, причем взгляды, понятия, предрассудки, оценки художника он рассматривал как «непосредственный плод той среды, из которой он вышел и с которой он живет одной духовной жизнью». В годы реакции, когда буржуазно-либеральные представители рус. интеллигенции предприняли попытку в своем сборнике «Вехи» (1909), к-рый Ленин оценил как «энциклопедию либерального ренегатства», опорочить Белинского, Добролюбова, Чернышевского, В. последовательно отстаивал непреходящее значение эстетического наследия рус. революционных демократов (Революционно-демократическая эстетика), показывал связь их творчества с освободительным движением в России. Большое место в работах В. занимает критический анализ теории и практики декадентства. В одной из лучших в марксистской эстетике работ-«В ночь после битвы» (1911) В. раскрыл источники и причины появления в определенные исторические периоды «литературной реакции» как отражения реакции общественной. В. противопоставил пессимистическим мотивам буржуазного декадентского иск-ва реалистические традиции Пушкина, Толстого, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, др. рус. писателей - представителей критического реализма. В. одним из первых в марксистской худож. критике обнаружил рождение качественно нового направления - пролетарского иск-ва, тесно связанного с рабочим движением и идеологией марксизма-ленинизма, формирование лит-ры нового типа, во главе к-рой стоял Горький. Отличительная особенность работ В.- тесная связь эстетической литературной проблематики с общественной жизнью, идеологической борьбой. Осн. работы, в к-рых выражены эстетические взгляды В.: «Легенда старого замка» (1907), «О буржуазности модернистов» (1908), «Базаров-и Санин» (1909), «Леонид Андреев» (1910), «В ночь после битвы».

ВОРОНСКИЙ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ

ВОРОНСКИЙ Александр Константинович (1884-1943)-советский литературный критик, публицист, писатель. Выступал по проблемам эстетики, методологии худож. критики, теории иск-ва. По инициативе В., к-рую поддержали Н. К. Крупская и Ленин, в 1921 г. был создан первый советский литературно-худож. и научно-публицистический журнал «Красная новь», помещавший статьи и по проблемам эстетики. Луначарский называл В. одним из «образованнейших и наиболее глубоких представителей нашего художественного и научно-художественного коммунистического мира». Основополагающим в эстетических воззрениях В. было понимание иск-ва как познания жизни. Опираясь на идеи Белинского, В. писал: «Искусство, как и наука, познает жизнь. У искусства, как и у науки, один и тот же предмет: жизнь, действительность». Считая, что наше иск-во должно обратиться к «серьезному художественному познанию действительности», В. подчеркивал значимость в этом процессе эмоции, позволяющей художнику «слиться» с предметом отражения и полнее выявить свою индивидуальность. Но при рассмотрении проблем худож. познания В. некритически использовал понятие интуиции, идеалистически истолкованное Бергсоном, хотя сама интуитивистская философия была чужда ему как стороннику марксистской теории отражения, реализма. В. выступал против распространенных в 20-е гг. идей о сведении иск-ва лишь к иллюстрации «лозунга момента» или замены его «строительством жизни», в спорах о новой культуре отстаивал бережное отношение к худож. наследию. Активно участвуя в строительстве советской культуры. В., однако, иногда допускал в своих публикациях неточные формулировки, дававшие повод рапповской критике для обвинений в том, что он якобы отрицает пролетарскую культуру. Объективную оценку эстетические взгляды В. получили в совр. исследованиях, справедливо признающих значение его теоретико-публицистической деятельности в становлении советской эстетики (разработка проблем функций иск-ва, реализма) и худож. критики. Осн. работы В. по проблемам эстетики: «Искусство как познание жизни и современность» (1923), «Искусство видеть мир (о новом реализме)» (1928).

ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЧУВСТВОВАНИЯ ТЕОРИИ

ВЧУВСТВОВАНИЯ ТЕОРИИ - эстетико-психологические концепции, в к-рых как основа эстетического переживания и постижения мира полагается принцип «вчувствования». В. т. развивались во второй половине XIX- нач. XX в. в рамках субъективно-идеалистической философии. В работах основоположников этого подхода Р. Фишера и Ф. Т. Фишера содержание данного принципа раскрывалось как особая связь внутреннего переживания с созерцанием внешней формы, проекция чувств на воспринимаемые субъектом образы. Считалось, что свойства предмета восприятия есть результат перенесения на них чувств субъекта (отсюда возникают, напр., картины «грустного» или «веселого» пейзажа). В психологических теориях Р. Г. Лотце и Липпса устанавливалась связь эстетического чувства с органическими переживаниями человека и утверждалось, что ощущение эстетической ценности возникает лишь в тех чувственных образах, где человек находит отражение себя самого, причем отражение непосредственное, положительное и возвышающее субъекта. Согласно Липпсу, В. есть «объективированное самочувствие». К. Грос отмечал активную роль воображения и фантазии в формировании чувственно данных представлений путем внутреннего подражания им. В эстетических концепциях В. Воррингера и Ли Верной В. т. значительно модифицируются в плане сближения их с формалистическими исканиями абстракционизма и экспрессионизма. Так, В. Воррингер считал, что потребность человека к одухотворению дополняется противоположным стремлением к абстракции, исходящим из чувства страха и беспокойства как источника творчества. В дальнейшем идеи В. т. использовались преимущественно в рамках представлений об эмпатии. Нек-рые из этих идей получили развитие в эстетической концепции Выготского, к-рый подчеркивал творческую возможность В. и фантазии в акте худож. творчества.

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934)-советский психолог, идеи к-рого оказали большое влияние на эстетику, литературоведение, искусствознание. В предреволюционный период написал ряд работ по литературной критике и эстетике, в к-рых чувствовалось влияние импрессионистского направления, выступившего в противовес традиционной «академической» критике под именем «читательской критики». Задача последней усматривалась в том, чтобы уловить эстетическое переживание (Чувство эстетическое), вызванное произв. иск-ва, в его непосредственной данности субъекту, отрешившись от всего «внешнего». Верная мысль о том, что произв. иск-ва можно понять не иначе как пережив его собственной душой, оборачивалась при таком подходе субъективистской трактовкой. В послереволюционные годы В. становится последовательным приверженцем марксизма в эстетике и психологии. Под влиянием Плеханова он усваивает положение, согласно к-рому иск-во обусловлено психикой общественного человека. Исследования В. в области психологии искусства получили известность не только в психологических кругах, но и в среде худож. интеллигенции. Его идеи нашли отклик у Эйзенштейна, широко пропагандировались пианисткой М. В. Юдиной и др. В. определял иск-во как «социальную технику чувств», понимая само чувство как целостную эстетическую реакцию, вызываемую особой организацией (структурой) худож. произв., присущей ему «психологией формы». В психической организации субъекта, воспринимающего произв. иск-ва, «противочувствие» возникает как эффект столкновения двух противоположно направленных элементов структуры этого произв. В басне, эпосе, драме всегда имеется «два тока», дающих «короткое замыкание» . Опираясь на эстетику Шиллера, В. выдвинул положение о «преодолении материала худож. формой». В его основе лежала установка на то, чтобы раскрыть присущую иск-ву диалектику формы и содержания, благодаря к-рой последнее воздействует на воспринимающего произв. иск-ва иначе, чем само по себе, в отрыве от формы. Психологическое объяснение эстетической реакции, согласно В., непременно должно быть психофизиологическим, т. е. охватывающим процессы не только в сознании и подсознании, но в организме как целостной системе, реализующей свою активность посредством нейромеханизмов, работа к-рых, в свою очередь, подчинена социокультурным факторам. Чувства противоположного свойства вызывают катарсис, в трактовке к-рого В. придерживался идеи о том, что иск-во - «организация нашего поведения на будущее», мобилизация душевных сил человека во имя высших социальных целей. Отстаивая марксистское понимание сущности иск-ва, В. показал необходимость дополнить социологический анализ эстетическим, а в последнем опираться на социально-психологические (обращенные к личности и ее переживаниям) основания. Идеи В. стали основополагающими для разработки психологии иск-ва. Осн. труды по проблемам эстетики: «Трагедия о Гамлете, принце датском, У. Шекспира» (1916), «Психология искусства» (1925).

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - специфический акт художественного творчества, способствующий конструированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представлению того, что может и должно-быть. Продуктивные свойства В. основаны на работе воображения (Воображение художественное), обеспечивающего разведку нового, творческое комбинирование, обобщение и синтезирование в процессе худож. деятельности. Посредством В. совершается в иск-ве освоение мира в его смысловой перспективе, пересоздание реальных форм, эстетическая организация материала. Как атрибут худож. мышления (Мышление художественное), В. х. способствует созреванию замысла. развитию и выражению отправных идей. Его конструктивно-созидательная природа проявляется и на последующих стадиях творческого процесса. Он является необходимой предпосылкой худож. обобщения, особенно таких его форм, как идеализация, символизация, решающую роль играет в создании прообразов предстоящего, потенциального бытия, в представлении фантастических, невероятных ситуаций. Опираясь на свободную игру фантазии, художник может творчески экспериментировать, прибегать к созданию собственных версий и воображаемых фикций. Действенность В. х. определяется не внешней правдоподобностью, а логикой его худож. развертывания, эстетической мотивировкой, глубиной проникновения в смысл явлений. Бессмысленное с т. зр. обычных познавательных критериев оказывается в иск-ве не праздной, нелепой выдумкой, а формой условного полагания (Условность), содействующего осмыслению различных сторон действительности. В реалистическом иск-ве В. х. отличается эстетической содержательностью, чувством меры, что обеспечивает необходимый баланс совпадения и несовпадения вымышленного худож. мира и мира действительного, отображаемого в произв. Нарушение этого баланса в иск-ве ведет либо к натуралистическому копированию действительности, либо к формалистическому фантазированию без опоры на объективно-действительное и опыт публики, к к-рой всегда обращено худож. произв. и без к-рой невозможно его бытие. Идеальная заданность худож. произв. обязательно предполагает эстетическое доверие и соучастие публики, ее прочувствованный отклик. Именно такой смысл заключен в афористических пушкинских строках: «Над вымыслом слезами обольюсь».

Предыдущая страница Следующая страница