Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МЮНЦЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЮНЦЕР

МЮНЦЕР (Münzer), Томас (ок. 1490 - ум. 27 мая 1525) - идеолог народного течения в нем. Реформации, предводитель крестьян и городского плебса в Крестьянской войне 1524-25. Род. в Штольберге (Гарц). Биография М. до 1517 окружена легендами. Он принадлежал к образованнейшим людям своего времени и, будучи проповедником и священником, проявлял свое оппозиц. отношение к католич. церкви. Почти до конца 1520 М. считал себя сторонником Лютера, но в том же году, проповедуя в г. Цвиккау и действуя против францисканцев заодно с лютеранами, он показал, что ведет эту борьбу с совершенно иных позиций, опираясь на гор. бедноту и широкие массы крестьянства.

Симптом начинающегося социального и политич. переворота М. видел в развернувшихся революц. событиях и считал, что дело идет к объединению всех разрозненных движений в общее нар. восстание, направленное против основ существующего строя, к-рое приведет к установлению "царства божия на земле". Порвав с Лютером, пропагандировавшим религ. смирение и покорность властям, М. в поисках авторитетного обоснования своего революц. толкования Реформации обратился к мистич. учению Иоахима Флорского, привлекшему его внимание поисками внутр. смысла Священного писания, а также пророчеством о предстоящем наступлении новой мировой эры. Но М. не удовлетворяло пассивное ожидание новой эры и чисто мистическое, оторванное от земных дел учение Иоахима. Не удовлетворяли М. и учения нем. мистиков 14 в. (Экхарта, Таулера, Сузо), проповедовавших "внутреннюю" активность человека в его непосредственном общении с божеством и полное равнодушие к злу, существующему вне его - в мире. Наиболее близким своему революц. учению М. считал учение чешских таборитов о том, что бог свершит свой суд над мировым злом через избранных, мечом "ревнителей дела бога" (см. Гусизм). Оживление в начале 20-х гг. в Чехии оппозиц. настроений против дома Габсбургов и успехи реформац. движения М. воспринимал как свидетельство начинающегося общемирового переворота и считал, что революц. традиции таборитов, возродившись в Чехии, распространятся на весь мир и прежде всего окажут влияние на Германию. Летом 1521 М. дважды посетил Чехию. В Праге М. опубликовал на чешском, лат. и нем. языках "Пражский манифест", в к-ром изложил осн. положения своего революц. учения и понимания Реформации. М. идет значительно дальше таборитов в понимании сущности социально-политич. переворота, к-рый не только начнется действиями людей - "ревнителей дела бога", но ими же будет завершен.

Религ.-филос. и социально-политич. взгляды М. изложены в его гл. произведениях "Обоснованная защитная речь" ("Hochverursachte Schutzrede und Antwort", 1524), "Разоблачение ложной веры" ("Ausgedrückte Entblössung des falschen Glaubens", 1524), "Протест или призыв" ("Protestation oder Entbietung", 1524), "Проповедь перед князьями" ("Die Fürstenpredigt", 1524). Эти идеи окончательно сложились в 1522-24 и неотделимы от его практич. революц. деятельности в эти годы в Тюрингии, в Ср. и Верхней Германии, где он и группировавшиеся вокруг него сторонники сделались важной организующей силой в подготовлявшихся событиях Крестьянской войны. В кругах М. была составлена наиболее решит. программа революц. действий - "Статейное письмо" (Artikelbrief).

События самого героич. этапа Крестьянской войны - восстания в Тюрингии - разыгрались, по словам Энгельса, вокруг величеств. фигуры М. и под его непосредственным руководством. В битве у Франкенхаузена М., попавший в руки князей, был подвергнут жестоким пыткам и казнен.

Революц. активность составляла суть религ.-филос. мировоззрения М. В его произведениях нигде нет упоминания о потустороннем загробном мире. Само понятие божества не являлось для него чем-то абстрактным. Божественное и человеческое, внутреннее и внешнее, добро и зло фигурируют в произведениях М. как категории земной жизни. Небесное, по М., это не что иное, как земное, приведенное в идеальное совершенство. М. пантеистически отождествлял понятия "бог" и "мир". Бог, по М., это мир в целом, а "божеств, воля" состоит в том, что все "творения" должны действовать как части мирового целого, а не для себя. Это учение не является материалистическим: мировое целое выступает в концепции М. как сознающий себя субъект, требующий исполнения его воли, осуществления его цели. Все же религ.-филос. учение М. было направлено, как указывает Энгельс, "...против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще" ("Крестьянская война в Германии", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370). Определяя мировоззрение М. как пантеистическое, он писал, что "...религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму..." (там же, с. 371). По существу пантеизм М. является не натурфилос. а социальным учением. Практически оно означало, что индивиды не могут иметь особых интересов и воли, отличных от интересов общества в целом. Когда частное рассматривает себя вне целого, оно становится, по мнению М., "безбожием", а те, к-рые руководствуются своими частными интересами во вред обществу, - "безбожниками". Реформацию М. понимал как преобразование мира на началах торжества общих интересов, как задачу революц. устранения злых. Повторяя лютеровскую формулу "оправдание верой", М. под "верой" понимал активные действия в интересах народа и борьбу с "безбожниками", т.е. угнетателями трудового народа. В этом смысле М. утверждал, что только трудовой народ - "ремесленники и пахари" - способны понимать цель бога, потому что их интересы полностью совпадают с интересами общества. С религ.-филос. идеями М. тесно связаны его социально-политич. взгляды. Исходя из необходимости торжества в мире общих интересов и подчинения им всех частных интересов и действий отд. людей, М. высказался за общность имуществ, понимая под этим лозунгом не аскетич. отказ от мирских благ в духе сектантской идеологии бегства от греховного мира, а основу для преобразования обществ. строя. Идеальное общество будущего, согласно учению М., это общество, в к-ром вовсе не будет частных интересов и все будет общим. Этот далекий идеал будущего представлялся М. весьма туманным и фантастическим. Но он считал, что переход к идеальному строю требует такого повышения духовного уровня нар. масс, к-рое невозможно при настоящем его угнетенном состоянии. "Как же это возможно, - писал М., - чтобы простой человек смог при таких заботах о своих временных благах воспринимать чистое слово божие с добрым сердцем?" (цит. по кн.: Смирин M. M., Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 1955, с. 268). М. утверждал, что будущий строй наступит в результате борьбы нар. масс против господ и угнетателей. Устранение феодалов и переход всех имуществ и материальных благ в руки трудящихся путем уравнит. раздела М. считал началом "общности имуществ". Борьбу крестьян против феодалов за собственность М. считал справедливой и необходимой. Социальное учение Мюнцера Энгельс характеризовал как "предвосхищение коммунизма фантазией".

В политич. взглядах М. различаются далекий идеал будущего строя и непосредств. очередные задачи. Политич. программу Мюнцера Энгельс характеризовал как "близкую к коммунизму", как "... гениальное предвосхищение условий освобождения едва начинавшихся тогда развиваться среди этих плебеев пролетарских элементов...", как программу "... немедленного установления царства божьего на земле...". Под "царством божьим" Мюнцер, по словам Энгельса, "понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти" ("Крестьянская война...", там же, с. 371). При этом М. утверждал, что установление обществ. строя без обособленной гос. власти начнется с перехода власти в руки трудящегося народа и явится результатом борьбы нар. масс против их эксплуататоров и угнетателей. В письмах и речах М. неоднокрэтно повторяется формула: "Власть должна быть отдана простому народу". В проповеди перед саксонскими герцогами М. заявил, что власть только тогда может считаться законной, когда она осуществляется от имени нар. масс и в их интересах.

Соч.: Thomas Müntzers Briefwechsel, hrsg. von H. Böhmer und P. Kirn, Lpz.-В., 1931; Thomas Müntzer. Sein Leben und seine Schriften, hrsg. von O. S. Brandt, Jena, [1933 ]; Politische Schriften, hrsg. von G. Hinrichs, Halle, 1950.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.7; Петров Μ. Η., Т. Мюнцер, в кн.: Очерки всеобщей истории, 2 изд., X., 1882; Шеллер-Михайлов А. К., Революц. анабаптизм, Соч., т. 15, СПБ, 1895; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, т. 2, М., 1919; Циммерман В., История Крестьянской войны в Германии, т. 1-2, М., 1937; Смирин M. M., Нар. Реформация Т. М. и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны, М., 1962; Штекли А. Э., Т. Мюнцер, М., 1961; Seidemann К., Т. Müntzer, Dresd.-Lpz., 1842; Merх Ο., Τ. Müntzer und Η. Pfeiffer (1523-1525), Gott., 1889; Walter L. G., T. Münz er (1489-1525) et les luttes sociales à l'époque de la réforme, P., 1927; Sommer E., Die Sendung T. Münzers..., В., 1948; Meusel Α., T. Müntzer und seine Zeit, В., 1952; Hinrichs К., Luther und Müntzer, В., 1952; Steinmetz M., Zur Entstehung der Müntzer-Legende, в кн.: Beiträge zum neuen Geschichtsbild. Festschrift für A. Meusel, B., 1957; Husa V., Thomáš Müntzer a Čechy, [Prana ], 1957; Pianzola M., T. Münzer ou la Guerre des paysans, [P. ], 1958; Вlоch E., Т. Münzer als Theologe der Revolution, В., 1960.

M. Смирин. Москва.

В начало энциклопедии