Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КОНФУЦИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНФУЦИЙ

КОНФУЦИЙ (латинизированная форма кит. Кун Фуцзы - "Учитель Кун"; Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни) (552/ 551, Цзоу в царстве Лу (современный г. Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же) - первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н. э. династии Инь. Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысяч учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей - "обучения вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату - "связку сушеного мяса". В 50 лет, "познав небесное предопределение", Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 до н. э. он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину. Путешествуя с ближайшими учениками в течение тринадцати лет по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.

Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего "Шу цзин" и "Ши цзин". Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал "святых-совершенномудрых" (шэн) правителей полуреальной, полумифической "древности" (гу), чтопозволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале - чиновниками), чье наименование - "жу" - стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н. э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций - титулатуру, приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности ("су ван" - "некоронованный царь" или "подлинный властелин").

Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5-4 вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащем высказывания на разные темы самого Конфуция, его учеников и их последователей. Конфуцию также приписывается авторство философских комментариев, входящих в "Чжоу и", и первой летописи "Чунь цю" ("Весны и осени"). Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляюшей силой божественно-натуралистическое "безмолвное" Небо (тянь). Ниспосылаемое им "предопределение" (мин) может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать "благородным мужем" (цзюнь цзы), т. е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовноморальные качества и право на высокий социальный статус. Антагонист "благородного мужа" - "маленький (ничтожный) человек" (сяо жэнь), руководствующийся "выгодой", а не "должной справедливостью" (и), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения кардинальных личностных качеств, т. е. "благодати/добродетели" (дэ), свободный ("безорудийный" - бу υυ) "благородный муж" господствует над зашоренным ("орудийным") "маленьким человеком", как ветер - над травой. В центре учения Конфуция - человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к которой сводятся и экзистенциальные проблемы ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?"), и религиозные ("еще не умея служить людям, как суметь служить навям?"), и гносеологические (знание - это "знание людей"). Человеческую "природу" (син) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки"). Поэтому для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)", результатом чего становится торжество "гуманности" (жэнь) в Поднебесной. "Благопристойность" ("внешняя", ритуализованная этико-социальная норма) и "гуманность" ("внутренняя" морально-психологическая установка на "любовь к людям") составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории - "благодать/добродетель", "должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо), "верность" (чжун, см. Чжун шу) и др. Этика Конфуция подчинена принципам "срединности" (чжун юн - "золотая середина", см. "Чжун юн") и "взаимности" (шу- "золотое правило морали", см. Чжун шу). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию "выправления имен" (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом" (мин - ши, ср. учение мин цзя). В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этико-ритуальной благопристойности и церемониальной музыки (юэ) - над любыми иными видами регуляции общественной жизни (административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным), которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом, мо цгя, даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, "некоронованного царя" и святого мудреца ("таинственного совершенномудрого" - сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании "критики Линь Бяо и Конфуция", развернувшейся в КНР в 1960-е гг. Однако в 1980-х га эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан Научно-исследовательский институт по изучению Конфуция (Кун-изы япьцзюсо). С 19S6 Китайским фондом Кон

фуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальный сборник "Исследования Конфуция" ("Кун-цзы яньцзю", Цзинань).

Соч.: Ян Шуда (сост.). Лунь юй шу чжэн ("Суждения и беседы" с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955; Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Древнекитайская философия, т. 1-2. M., 1972-73; Кобзев А. И. "Великое учение" - конфуцианский катехизис. - В кн.: Историко-философский ежегодник. 1986. M., 1986; Lin Yutang. The Wisdom of Confucius. N. Y, 1943; LeggeJ. The Chinese Classics, v. I. Hong Kong, 1960.

Лит.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982, с. 3-45; Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. М., 1987; Малявин В. В. Конфуций. М., 1992; Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение и судьба. М., 1993; Конфуций. Я верю в древность. М., 1995; Паи Шансы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей Конфуция). Шанхай, 1982; КуанЯмин. Кун-цзы пин чжуань (Критическая биография Конфуция). Нанкин, 1990; Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о Конфуции). Шэньян, 1990; Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931; Creel H. G. Confucius, the Man and the Myth. N. Y, 1949; Fingarette H. Confucius: the Secular as Sacred. N. Y, 1972; Dawson R. Confucius. Oxf., 1981; Hall D. L„ Ames R. T. Thinking through Confucius. N.Y,1987.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии