Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Тематический философский словарь
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - иррационалистическое направление, возникшее после первой мировой войны (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю), в основе которого находится проблема уникальности человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать острейшие эмоциональные переживания. Проявления сущеествования определяются через смерть, в пограничных ситуациях, где человек обретает свободу.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. существование) - понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональных состояниях и переживаниях.

ЭЛЕАТЫ

ЭЛЕАТЫ - представители древнегреческом философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития. Доводы элеатов против диалектики (особенно выдвинутые Зеноном «апории» - доказательства противоречивости движения) сыграли положи-тельную роль в развитии античной диалектики: остро поставили проблем логического выражения диалектических противоречий.

ЭЛИНИЗМ

ЭЛИНИЗМ - совокупность философских учений (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм), развивающихся в Древней Греции периода ее упадка, когда основными проблемами становятся: поиск путей личного спасения и рецепты личного счастья.

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (истечение из единого) - философское понятие, означающее переход абсолюта в свои творения: мир есть эманация божества, ибо все низшее вытекает из высшего.

ЭМОЦИЯ

ЭМОЦИЯ - субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

ЭМПИРИЗМ

ЭМПИРИЗМ (от греч. опыт) - направление в гносеологии, представители которого считают чувственный опыт единственным источником познания. В качестве целостной гносеологической концепции сформировался в XVII-XVIII вв. Сильная его сторона - детальный анализ чувственный знаний. Абсолютизация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. В истории философии выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический эмпиризм), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления) и как материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ - второй этап развития позитивизма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необходимость очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максимума знаний при минимуме затрат).

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ - начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность - его характерные признаки, а наиболее распространенные методологические приемы - сравнение, измерение, анализ и индукция. Эмпиризм - направление в гносеологии, которое сводит научное познание только к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание.

ЭНТЕЛЕХИЯ

ЭНТЕЛЕХИЯ (от греч. завершение, осуществленность) - у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность, а затем приводящее последнюю к завершению развития, Энтелехия - цель движения, актуальная деятельность отождествляемая с энергией. Энтелехией живых существ является душа, которую Аристотель характеризует как «первую энтелехию», есть необходимое условие  формирования, изменения и деятельности тела.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - основатели и авторы французской «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая дала систематический свод достижениям своего времени. До 1722 г. во главе «Энциклопедии» стоял Дидро, а ее редактором был Д. Аламбер. В числе энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и другие мыслители, которые выступали за невмешательство церкви в дела науки, объявляли себя сторонниками общественного прогресса, критиковали деспотизм, высказывались за освобождение человека от сословного гнета.

ЭПИКУРЕИЗМ

ЭПИКУРЕИЗМ - материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура - видного атеиста эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее - это результат движения и столкновения атомов. Основа познания - ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.

ЭРОТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

ЭРОТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ (или вечная женственность) - философское учение В. Соловьева, представленное в статье «Смысл любви» (1892г.) обосновывающее идею, что половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести его в бессмертие. По Соловьеву, - это спасение человеческой индивидуальности, когда отдается в жертву его эгоизм как нравственное саморазрушение человека. Эротический подъем - это реальное преодоление между человеком и Богом.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (знаменитая чеховская формула: в человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает, прежде всего, состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром. Поэтому известное выражение Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО - одно из основных положений учения Н. Бердяева. Эсхатология - это учение о конечных судьбах мира и человека: о страшном суде и воскрешении мертвых, о божьем царстве на земле. Эсхатологическое христианство - это цикл человеческого существования в учении Бердяева, согласно которому в лоне истории разворачивается диалектика отношений между свободой в боге и свободой в человеке, а синтезом становления формирования богочеловечества, которое является концом истории и наступление вечного царства духа, свободы и бессмертия. Эсхатологическое христианство - это истинная религиозная собранность, т.е. добровольная общность людей, в которой личностно-индивидуальные качества их сохраняют, а отношения - опосредуются богом. Смысл истории - это переход в иной мир, находящийся за пределами истории и времени, причем существующий не в будущем, а просто в другом плане, поэтому в каждую секунду мы можем соприкоснуться с ним в акте творчества.

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ - общности людей, связанные единством происхождения, хозяйственно осваиваемой территории, языка, культуры, религии, психологических особенностей. Главное в этнической общности - связь с территорией, с природой вообще. С этой точки зрения этнические общности можно определить как общественные формы присвоения внешней (ландшафт) и внутренней (генотип) природы. Здесь кроются отличия этнических общностей от социально-классовых общностей, которые формируются на основе разделения труда в процессе производства и различного отношения к собственности. Этнические общности развиваются от рода и племени (в архаических обществах) к народности («традиционные» общества) и нации. Нация в наиболее развитой форме складывается на основе западной цивилизации и тесно связана с буржуазной системой хозяйства.

Предыдущая страница Следующая страница