Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Д"
Данилевский, Николай Яковлевич (1822-1885), русский ученый-естествоиспытатель, мыслитель, публицист. Понятие «культурно-исторических типов» - центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. |
Даосизм - философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Основные принципы первых даосских мыслителей - «естественность» (цзы жань) и «недеяние» (у вэй), знаменующие собой отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде самоотождествления с господствующим в мире беспредпосылочным и нецеленаправленным Путем -дао: «Небо длительно, земля долговечна. Небо и земля длительны и долговечны благодаря тому, что они живут не собой, а потому способны жить долго. На этом основании совершенномудрый человек отставляет назад свою личность, а сам первенствует; отбрасывает прочь свою личность, а сам сохраняется». |
Две культуры - естественно-научная и гуманитарная культуры. К проблеме соотношения двух культур, к их растущему противостоянию в мире привлек внимание современников английский писатель Ч. Сноу. |
Движение - способ существования материи, ее всеобщий атрибут; в самом общем виде Движение - «… это изменение вообще» (Ф. Энгельс), всякое взаимодействие материальных объектов. |
Дедуктивное умозаключение - умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. |
Дедукция - мыслительная операция, выведение частного от общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному. Вывод по правилам логики, цепь умозаключений ( рассуждение), звенья которой ( высказывания) связаны отношением логического следования. Началами ( посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом - следствия из посылок. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция (лат.) - в логике - одна из форм умозаключения, обозначающая движение познания от общего к частному, от общих суждений (общих правил, законов) к частным выводам, частным утверждениям. Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. |
Деизм - термин, первоначально употреблявшийся в том же смысле, что и термин «теизм», и обозначавший веру в единого верховного Бога, а в конце 17 в. приобретший самостоятельное значение и использовавшийся для обозначения такой веры в Бога, которая может быть обоснована только разумом. |
Действительность - философская категория, включающая в себя следующие основные аспекты: а) целостное единство таких сфер как природа, общество и сознание; б) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; все, что в своем развитии раскрывается как необходимость, разумное, закономерное; г) совокупность всех реализованных возможностей. |
Декарт Рене (латинизированное имя - Картезий) (1596-1650) - философ, математик, физик, физиолог. Декарт - один из родоначальников "новой философии" и новой науки, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. В основу философии положил сомнение во всем наличном знании. Данное сомнение является своего рода приемом для нахождения безусловно достоверного начала знаний. Этим началом Декарт считал положение "я мыслю, следовательно, я существую". В учении о познании Декарт - основоположник рационализма, сыгравшего значительную роль в развитии философского знания и науки в целом. |
Дельфийский оракул (лат. orakulum, от oro - говорю, прошу) - оракул в древнегреческом городе Дельфы. В Древней Греции и Древнем мире ни одно важное дело не совершалось без совета оракула - предсказания божества, которое истолковывалось жрецами. |
Демиург (от греч. demiurgos - мастер, ремесленник) - в античной философии создатель космоса. У Платона демиург сотворил мир из со-вечной ему материи, взирая на столь же вечные первообразы - идеи (эйдосы). |
Демократический стиль воспитания - стиль педагогического взаимодействия, при котором между педагогом и воспитанником (обучаемым) распределяются полномочия в отношении проблем обучения, организации деятельности и т. д. |
Демократия (от греч. - народовластие) - форма государственного устройства, для которой характерна власть большинства, верховенство закона, равноправие граждан и защищенность их прав и свобод, а также разделение властей, выборность главы государства и органов власти. Различают представительную (решения принимают выборные органы) и прямую (решения принимают все граждане) демократию. |
Демокрит (ок. 460- 370 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Философия Демокрита является прототипом последовательно материалистического учения, оказавшим в дальнейшем огромное влияние на развитие европейской философии и естественнонаучной мысли. Демокрит - один из основателей атомистики. Он признавал два начала: атомы и пустоту. При этом атомы, т.е. неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к гибели тел. |
Деонтология ( греч.: deon (deontos) должное logos - слово, учение) 1) учение о долге, составляющее рездел этики; 2) мед.: совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполненинии своих профессиональных обязанностей. |
Дескрипция - описание; языковая конструкция, которая заменяет собственное или нарицательное имя предмета. Обычно передается словосочетаниями "тот, который...", "такой, что..." и др. |
Детерминизм (determino - определяю) - философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций, теория, рассматривающая все явления материального и духовного мира как взаимообусловленные: одно явление (причина) производит другое явление (следствие). Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимотношений явлений объективной реальности (генетические (причинно-следственные), статистические, пространственные, временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все эти связи выражаются через систему таких детерминистических категорий как необходимость и случайность, возможность и действительность, закономерность и т.д. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов процессе их взаимодействия. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных устремлений научного познания, явно или неявно участвующим в организации научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета; в гуманитарных науках, в т.ч. в педагогике, детерминизм ориентируется на когнитивную процедуру понимания. |
Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек познает и преобразует мир. |
Диалектика (в переводе с греч. - веду беседу, рассуждаю) как способ мышления учитывает многообразие связей исследуемого явления, взаимодействие противоположных тенденций в процессе его развития; учение о наиболее общих законах развития природы, человека и общества. |
Диалектический материализм - философское мировоззрение, одна из составных частей марксистского учения, его философская основа. В диалектическом материализме первоосновой мира признается материя, а разработанная в нем диалектическая теория развития указывает те общие законы, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи, перехода от низших ее форм к высшим. |
Диалектический метод - это общие философские принципы и подходы, которые применяются и при анализе экономики. В частности, каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении, а внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы. |
Диахрония (греч. dia - через, сквозь и chronos - время) - понятие, противоположное синхронии и подразумевающее восприятие явлений как сменяющих друг друга во времени. |
Дивергентное мышления - мышление, проявляющееся тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения. |
Дидактические принципы ( principum - начало, основа, происхождение, первопричина) Принцип является инструментальным основанием той или иной деятельности. В данном случае дидактические принципы представляют собой инструментальное основание деятельности по обучению, распространяемый на все явления в области обучения. Наиболее полно изложены в педагогических трудах Я.А. Коменского ("Великая дидактика"). Эпитет "великая", употребленный им, подчеркивал ту огромную роль, которую играет дидактика в организации разумной жизни человеческого сообщества, и тот масштаб влияния, который оказывает образование на все стороны жизни человека. Понятие дидактических принципов введено в педагогику А. Дистервегом . К дидактическим принципам относятся истинность (научность), ясность, четкость, последовательность изложения, самостоятельность, заинтересованность, наглядность и т. д. |
Дидро Дени (1713-1784) - французский философ-материалист, представитель Просвещения 18 в., писатель, теоретик искусства, организатор и редактор "Энциклопедии". Отстаивал идеи о материалистичности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Дидро считал материю единственной субстанцией, а причину ее существования считал заключенной в ней самой. |
Дизъюнкция (лат. disjunctio - разобщение, различие) - одна из логических операций, отражающая употребление союза "или" в логических высказываниях. |
Дильтей Вильгельм ( 1833- 1911)- немецкий философ, которому принадлежит такое понятие как "науки о духе", названные впоследствии гуманитарными науками. Творчество Дильтея остается актуальным, его значение состоит в открытии пути, на котором впоследствии разовьются социология и социальная психология. Произведения: " Введение в науки о человеке", "Построение мира истории в науках о духе", "Сущность философии". Не отрицая целиком познавательного значения естествознания, Дильтей подчеркивал, что оно имеет дело лишь с внешним опытом, в то время как науки о духе занимаются внутренним опытом, самосознанием, только в этих науках достигается понимание жизни. |
Диоген Киник (413- 323 г. до н. э.) - греческий философ, мизантроп; испытывал презрение к богатству, жил в бочке, удалясь от людей. В ясный полдень он появился в Афинах с фонарем и объяснил: "Ищу человека» |
Диоген Лаэртий (Лаэртский) (нач. 3 в.) - древнегреческий писатель, автор известного труда "Жизнь, мнения и учения знаменитых философов", являющегося ценным источником биографических фактов и сведений о философских и естественнонаучных представлениях древнегреческих мыслителей. |
Псевдо-Дионисий Ареопагит - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. "Ареопагический корпус" включает 4 трактата ("О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О божественных именах", "Таинственное богословие") и 10 посланий; развиваемая в них доктрина - высшая точка христианского неоплатонизма. Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита получило официальное признание в византийском православии, его влияние испытали Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Максим Грек. На Западе "ареопагитический корпус" стал известен с 9 в.; к нему писали комментарии многие мыслители средних веков и Возрождения, в т.ч. Фома Аквинский и М. Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот, Эриугена и Николай Кузанский. |
Дисгармония - отсутствие, нарушение гармонии, т. е. согласованности, стройности в сочетании чего-л. |
Дискурс (франц. discours, англ. discourse - речь; рассуждение) - организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины ("философский дискурс", "научный дискурс") или присущая обсуждению той или иной проблемы ("дискурс глобализации"). |
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. |
Диссипативная структура - некая пространственно-временная структура, устойчивые характеристики которой определяются достаточным притоком энергии извне и способностью к диссипации (лат. - рассеяние), т.е. способностью рассеивать энергию в окружающую среду. |
Добро - в широком смысле: положительная ценность вообще, благо. В этом широком значении словом «добро» обозначается как то, что имеет, с точки зрения отдельного человека или группы |
Добро и Зло - категории этики и понятия морального сознания, показывающие в предельно общей форме разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и в поступках, моральных качествах, социальных явлениях. Добро и Зло проявляются как нормативно-оценочные понятия и явления и выделяют добродетели и пороки. К добродетелям относятся (со времен Сократа) мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния, смирения, милосердия, сострадания, добродетели этики ненасилия; толерантность, согласие, понимание. Проявление Добра в жизни связываются с ценностями здоровья, мира, экологии, идеями альтруизма, добровольности поступка, выполнения долга, отношением к человеку как к цели. К распространенным проявлениям зла относят различные формы деструктивности и девиации, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, невежество, греховность, порочность, корыстные ориентации. Добро и Зло следует рассматривать диалектически, пытаясь осознать меру Добра, за пределами которого она становится Злом. |
Догматизм - одностороннее, закостеневшее мышление, оперирующее догмами (положениями, которые принимаются на веру за абсолютную истину). Догматическое мышление не способно к развитию, к восприятию новизны и имеет абстрактный, оторванный от реальной жизни характер. |
Догматики (от греч. dogma - мнение, постановление, решение) - мыслители, которые принимают некоторые положения или принципы на веру за непререкаемую истину, несмотря на то, что эти положения могут иметь абстрактный, оторванный от реальный жизни характер. |
Доминанта - очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и тем самым придающей поведению определенную направленность. Термин введен А.А.Ухтомским. Доминанта рассматривается как общий принцип работы головного мозга. |
Досократики - термин для обозначения ранних греческих философов 6-4 вв. до н.э. Досократики не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, о социальной сфере, а ограничивались лишь учением о природе, космосе. К числу досократиков относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит и д.р. |
Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881 гг.) - русский писатель, мыслитель, публицист. В рамках собственно философской традиции Достоевский - мыслитель экзистенциального склада, в эпоху "неверия и сомнения" заново решающий "последние вопросы", развивающий своеобразную диалектику "идеи" и "живой жизни". В центре его картины мира находится человек, ощущающий непреложность своего "Я есмь" перед лицом всей Вселенной; именно с этой точки зрения Достоевский развивает критику рационалистических и позитивистских течений мысли. |
Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское воззрение, согласно которому в основе мира лежат два равноправных, несводимых друг к другу начала или принципа (например, материя и дух у Декарта или добро и зло в некоторых онтолого-этических концепциях). Дуализм противостоит монизму, признающему в качестве первоосновы мира одно-единственное начало (например, дух, сознание в идеализме или материю в материализме), философское направление, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами. |
Душа - универсальный концепт, обозначающий жизненную сущность человека, отличную от тела (дихотомия) и духа (трихотомия); внутренний психический мир человека или божества. |
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ, психолог, педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Он выдвинул и защищал особую разновидность прагматизма - инструментализм, или "гуманистический натурализм", в котором пересматривается классическая концепция истины как соответствия знания реальности. Согласно Дж. Дьюи, истинность идеи должна измеряться её эффективным воздействием на практику, а сами идеи суть инструменты решения жизненных проблем. |