Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С"
Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной , религиозной эстетической и т.д. деятельности. |
Сансара (санскрит), одно из осн. понятий индуистской религии и философии, закон перевоплощения души ( в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, Бога, животного, растения и т. д.). |
Сенсуализм (от лат.: sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) является основой и гл. формой познания. Противостоит рационализму Осн. принцип С. - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» - разделяли как материалисты (П. Гессенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах идр.), усматривавшие обусловленность чувств и знания объективным миром, так и идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм), видевшие в чувственном знании самосущую сферу, не связанную с внешним миром. |
Синдром (от греч.: syndrome - скопление), закономерное сочетание симптомов, обусловленное единым патогенезом; рассматривается как самостоятельное заболевание (напр., С. Меньера) или как стадия (форма) какого-л. из заболеваний (напр., невротический С., уремия, при хроническом нефрите). |
Синергетика (совместный, согласованно действующий) - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-х годах 20 века и ставящее своей задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой различной природы. Синергетика как теория занимается природой изменения и развития. Синергетика как стиль мышления постклассической науки представляет собой синтез вероятностной картины мира, системных исследований, позволяющий раскрыть принципы эволюции сложных систем, раскрыть причины хаоса, кризисов, овладеть методами нелинейного управления сложными системами. |
Синтез - процесс реального или мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование ( целостную систему). |
Система - целое, составленное из частей, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенное единство. Основными свойствами системы (в педагогической деятельности) является ее функционирование и целеполагание. Система характеризуется неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой она проявляет свое основное назначение. |
Системный подход - методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. |
Славянофилы - представители одного из направлений рус. общ. мысли сер. XIX в.; выступали за принципиально отличный от западно-европейского путь России, на основе, как они считали, ее изначальной самобытности (патриархальность, консерватизм, православие); противостояли западникам. Идеализировали общ.-полит. строй Др. Руси, крестьянскую общину, развивали религиозно-идеалистическую философию. Сыграли важну роль в развитии славяноведения, изучении нар. быта. Осн. представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Осн. издания: «Русская беседа», «Сельское благоустройство» и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г., объединившись с западниками, создали т. н. лагерь либеральной общественно-политической мысли. |
Сознание - высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в форме чувственных и умственных образов и проектирование на этой основе новой реальности. |
Сорокин Питирим Александрович ( 1889-1968) - Родился в селе Турья Вологодской губернии. Окончил С-Петербургский университет. Начало научной деятельности - во время учебы в университете. Один из основателей факультета социологии в С.Перербургском университете. Принимал активное участие в политической деятельности. В 1922 году был вместе с большой группой философов выслан советским правительством за пределы страны. За время работы в США получил всемирную известность как автор теории социокультурной динамики. Стал основателем и организатором изучения социологии в США, много лет избирался деканом социологического факультета Гарвардского университета. Избирался Президентом американской социологической ассоциации. Труды П.А.Сорокина стали «возвращаться» в Россию только в последние десятилетия. Ныне в России открыт международный институт Н.Кондратьева -П.Сорокина, регулярно проводятся Сорокинские чтения. Творчество П.А. Сорокина отличается интегрализмом, гуманистическими взглядами. Особенность теории П.А. Сорокина - обращение к количественным методам в исследовании социальных процессов. |
Софизм, софисты (от греч.: sophists - искусник, мудрец, лжемудрец), в Древней Греции люди, сведущие в какой-л. области: 1) профессиональные учителя философии и красноречия II пол. V - I пол. IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для С. характерно перемещение поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи») С критикой С. выступали Сократ и Платон. 2) Профессиональные ораторы II - V вв., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики. |
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний. Норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Социализация включает в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. |
Социетарная модель воспитания - модель воспитания, ориентированная на выполнение социального заказа как высшей цели и ценности. Такая модель воспитания может реализоваться как в рамках больших, так и малых социальных групп. |
Социология (от лат.: societas - общество), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах, наука о человеческих сообществах. |
Стоицизм, стоики (от греч.: stoa - портик), направление античной философии. Древняя Стоя (III - II вв. до н. э.) - Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп. Средняя Стоя (II - I вв. до н. э.) - Панеций и Пасейдоний (стоич. платонизм). Поздняя Стоя (I - II вв.). Римские С. - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. С. возродил учение Гераклита об огне-логосе, являющегося основой всего сущего на земле. В этике стоицизм. близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой Рок (судьбу). Все люди - граждане космоса как некоего мирового гос-ва; все равны перед лицом мирового закона - свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. |
Стохастичность - случайность, вероятность процесса, характер изменения которого во времени точно предсказать невозможно. |
Страта, социальная страта - социальный слой, пласт. (Понятие применяется при рассмотрении социальных различий по признаку занятости, доходов, бытовым условиям, религиозным убеждениям, образованности и т.д.) |
Структура - строение, расположение, порядок, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность |
Структурализм - конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов: |
Субстанция - в философии: нечто постоянное, неизменное( в противоположность меняющимся состояниям и свойствам) |
Субъект источник целенаправленной активности в деятельности, источник предметно-практической деятельности. В качестве субъекта может выступать индивид, коллектив, социальная группа, класс, общество и человечество как универсальный субъект предметно-практической деятельности. В педагогике субъектом может являться инициатор познавательной деятельности (учитель), в то же время субъектом деятельности выступает и обучающийся. В организации процесса обучения субъектом, как правило, является обучающий. Проблема субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в процессе обучения является одной из основных в современной педагогике. Объект - то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта. |
Суждение - умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанной с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. |
Схоластика - отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся не на реалии жизни, а на формально-логическую правильность односторонне-дедуктивных, чисто вербальных (словесных) рассуждений) |