Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "В"
Вебер Макс (1864- 1920 гг.) - немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в ХХ в. Диапазон исследований М.Вебера очень широк: вопросы истории хозяйства, социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономической структуры общества, логика и методология общественных наук. |
Веды (санскр. veda - «знание»), древнеиндийские сакральные тексты, включающие: 1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахманы - истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр; Араньяки - «лесные книги», предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуала; Упанишады - своего рода антологии эзотерической интерпретации реалий предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного знания»; 3) руководства-сутры (буквально «нить») для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги («части вед»), - фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия. |
Вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. В философии Канта вера переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования морального императива. По определению Апостола Павла: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". |
Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - проверка; способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. Принцип верификации является одним из важнейших принципов логического позитивизма. |
Вернадский Владимир Иванович (1863 - 1945) российский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, гидрогеологии. В центре внимания Вернадского - разнообразные философские и методологические проблемы: природа научного мировоззрения, взаимодействие естествознания и философия, социальные функции науки, закономерности перехода биосферы в ноосферу (сферу разума) и др. |
Вероятность - понятие, которое отражает меру возможности, дает количественную характеристику ее осуществимости при данной совокупности конкретных условий. |
Вещество - фил.: вид материи, совокупность дискретных (прерывных) образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и то, что из них построено). |
Взаимодействие - понятие, отражающее процесс и итог воздействия различных объектов друг на друга, вследствие чего изменяется их первоначальное состояние. |
Вико Джанбаттиста (1668-1774) - итальянский историк и философ. Основной труд по философии истории " Принципы философии истории". |
Виртуальность - сила, способная реализоваться; часто - синоним возможности. |
Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.) - австрийский философ, логик и математик, один из создателей аналитической философии. Ведущий принцип философии Витгенштейна - необходимость борьбы с дезориентирующим воздействием неправильного обращения с языком, которое, по его мнению, является источником всякого рода философских псевдопроблем. |
Владимир Мономах (1053- 1125) - государственный деятель, великий князь киевский, писатель, законодатель, мыслитель. Ключевое произведение Владимира Мономаха - "Поучение" (принципы милосердия, сострадания, уклонения от зла. Для спасения это было достаточным условием, и это противопоставлялось многотрудному пути монашеской аскезы). |
Власть - способность оказывать воздействие на кого-либо, используя авторитет, силу, права. Власть политическая или государственная - это способность подчинить действия людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Власть- это способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя при необходимости принуждение. Власть, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л. средств - воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов. |
Внешняя цель образования как государственно-общественного института - жизнеобеспечение общества в конкретно-исторических условиях, развитие его производительных сил, общей культуры, укрепление гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества. |
Внимание - сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте. Физиологической основой внимания является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее более или менее глубокое торможение окружающих участков. По активности субъекта в организации внимания различают три вида: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное внимание - сосредоточение субъекта на объекте, вызываемое яркой эмоциональной окраской, новизной и силой раздражителя. Произвольное внимание представляет собой сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, определяемое поставленной задачей. Постпроизвольное внимание возникает на как проявление направленности личности и представляет собой сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. |
Возможность - философская категория, отражающая совокупность предпосылок, которые при определенных условиях могут стать действительностью. |
Возрождение (Ренессанс) - период в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (В Италии - 14-16 вв., в других - конец 15-16 вв., переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. |
Волюнтаризм (лат.: voluntas - воля) 1) характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами исторического процесса, с реальными возможностями и руководствующегося субъективными желаниями и произвольными решениями; 2) фил.: направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше). |
Воля - сознательная устремленность человека на выполнение тех или иных действий. Начальным звеном волевого действия является постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления действия. |
Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений, способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений |
Воспитание - общественное явление, передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание - одно из сложных философско-педагогических понятий. В широком смысле слова воспитание - процесс и результат развития личности. При этом воспитание может рассматриваться как процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность и осознанных усилий самого индивида (самовоспитание). Отсюда в процессе воспитания акцентируется задача выработки индивидом системы личных смыслов в процессах самореализации. "Воспитанность" выступает как один из атрибутов человеческой индивидуальности. Она характеризует человека (независимо от возраста) в различных ситуациях межличностного взаимодействия, в адекватной оценке ситуации, в выборе стратегии и тактики действия, соответствующих нормам культуры (субкультуры). В узком смысле слова, наиболее часто употребляемом в педагогической практике - это конкретная деятельность воспитателя по отношению к воспитаннику, создание условий для внутреннего роста воспитываемого, создание им системы ценностей. В этом смысле воспитание является педагогическим управлением процессом развития личности. В данном контексте воспитание тесно связано с процессом обучения. |
Воспитание в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. |
Воспитание в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколения накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. |
Воспитательная система - комплекс, включающий в себя 1)цели, 2) субъекты, реализующие эти цели, 3) деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющее их; 4) освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы. |
Восприятие - отражение в сознании человека предметов или явлений в целом в совокупности его свойств при непосредственном воздействии предметов или явлений на органы чувств. |
Время - всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. |
Всеобщее - философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам данного класса. |
Второе значение образования как результата - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет эму адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессионально-содержательной. |
Второй закон термодинамики - один из основных законов термодинамики, утверждающий неизбежность возрастания энтропии в изолированных (замкнутых) системах. Согласно этому закону, любая замкнутая система стремится к термодинамическому равновесию, т.е. в ней происходит перераспределение тепла от более нагретых тел к менее нагретым, обратный же процесс невозможен. Со вторым законом термодинамики связано представление о возможной тепловой смерти Вселенной. |