Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОНДОРСЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНДОРСЕ

КОНДОРСЕ (Condorcet), Mapи Жан Антуан Николá де (17 сент. 1743 - 7 апредя 1794) - франц. математик, социолог и политич. деятель. Под влиянием Д'Аламбера, Клеро и геометра Фонтена встал на путь науч. деятельности. После издания "Опытов анализа" ("Essais d'analyse", 1768) был избран в члены Академии. С 1773 занимал пост ее секретаря. Сотрудничал в "Энциклопедии...". Написал более 50 биографий членов Академии, в т.ч. Вольтера и Тюрго ("Éloges des académiciens... morts depuis 1666 jusqu'en 1699", 1773), с к-рыми поддерживал личные связи. В 1791 К. избран в Законодательное собрание. В Конвенте К. противопоставил якобинцам свой жирондистский проект конституции. Правительство Робеспьера обвинило его в заговоре и вынесло решение о его аресте. Скрываясь, К. писал свой знаменитый "Эскиз историч. картины прогресса человеч. разума" ("Esquisse d'un tableau historique des progrès de l'esprit humain", 1795; рус. пер., 1909, вступ. ст. М. Ковалевского; 2 изд., 1936). Весной 1794 К. был арестован и в тюрьме, желая избегнуть публичной казни, принял яд.

Сторонник деизма и сенсуализма, К. исходил из того, что "человек рождается со способностью получать ощущения... под воздействием внешних вещей... Эта способность, соединенная со способностью образовывать и сочетать идеи, порождает между людьми отношения интереса и долга..." (указ. соч., М., 1936, с. 3, 4). В противовес "скептикам" К. утверждал, что при помощи ощущений и идей люди способны познавать окружающий мир; К. признавал наличие вечных и неизменных законов природы и общества.

В своей философии истории (изложенной гл. обр. в "Эскизе...") К., находясь под влиянием Руссо (см. тамже, с. 164-66), Тюрго и Рейналя, развивал теорию прогресса человечества на идеалистич. базе. В основе истории лежит, по мнению К., безграничное совершенствование знаний и способностей людей, хотя К. указывал также и на значение хозяйств. и политич. факторов для объяснения различных этапов совершенствования человеч. разума и периодов развития общества. Невежество, предрассудки, деспотизм являются осн. врагами человечества. Религия, возникновение к-рой, по утверждению К., было обусловлено хитростями шарлатанов и попов, с одной стороны, легковерием и суеверием масс - с другой, играет вредную роль в истории.

Форма организации человеч. рода на первой стадии цивилизации - семья, к-рая, размножаясь, превращается в племя; осн. источник существования - охота и рыболовство. Нет частной собственности. Первой характерной чертой, отличавшей это общество от животного стада, являлись "... искусства, посвященные удовлетворению самых незатейливых потребностей человека" (там же, с. 18). Общество не располагало досугом, необходимым для развития наук. Поэтому образуется класс людей, к-рый хранит накапливавшиеся знания, приемы искусства изготовления оружия и утвари, обряды, а затем и религ. церемонии; так, по мнению К., возникло духовенство (см. тамже, с. 22). С переходом к скотоводству и земледелию образуется имуществ. неравенство, собственность становится наследственной. Появляются обмен, торговля и деньги. Ввиду того, что труд может создавать ценностей больше, чем стоит пища, необходимая для восстановления сил работника, создалась возможность "...превращать военнопленных в рабов, вместо того чтобы их убивать" (там же, с. 25). Возникает промышленность, совершенствуется земледелие. Все это ведет к развитию знаний и к совершенствованию разума, т.е. наук и философии. Но одновременно "...совершенствуется искусство вводить в заблуждение людей, чтобы их легче эксплуатировать..." (там же, с. 27). В противоположность Руссо, вслед за Рейналем, К. утверждал, что переход от первобытного общества к цивилизации являлся не вырождением человеч. рода, но "... неизбежным переломом в его постепенном движении к полному совершенству" (там же, с. 31). Дальнейший прогресс общества, по К., принес с собой разделение труда и возникновение новых классов, в т.ч. "...класса рабочих всевозможных профессий и класса купцов" (там же, с. 35). Т.о., политич. строй общества усложнялся. Когда терпение народов истощалось, возникали революции, в результате к-рых появлялись новые формы государственного устройства - республики. Революции способствовали прогрессу.

Возникновение феодализма и деспотизма К. объяснял завоеванием. Люди должны покончить с феодализмом и проложить дорогу полной реализации "естественных прав", вытекающих из природы человека и его разума.

В своих идеалах К. не выходил за рамки частной собственности и считал, что имуществ. неравенство необходимо и даже полезно для общества. К. требовал уничтожения неравенства между нациями (см. тамже, с. 221), был противником работорговли и расовой ненависти, осуждал войны как "гибельный бич" и "величайшее преступление", пропагандировал сближение культур и междунар. солидарность народов, был сторонником уравнения прав женщин и мужчин. В демократии, по его словам, "...целью всех общественных организаций должно быть улучшение социальных, моральных, интеллектуальных и физических возможностей самого многочисленного и самого нуждающегося класса" (цит. по речи М. Тореза на XVI съезде КПФ, см. "Humanité", 1961, 15 mai, p. 8).

Идеи К. сыграли прогрессивную роль и оказали значит. влияние, в частности на Сен-Симона и франц. историков эпохи Реставрации.

Как экономист, К. находился под влиянием физиократов, особенно Тюрго. Занимался математикой (кроме "Опытов анализа", напечатал "Опыт интегрального исчисления" - "Du calcul intégral", 1765).

Соч.: Oeuvres, t. 1-12, P., 1847-49.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Φ., Немецкая идеология, Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 530-31; Маркс К., Передовица в No 179 "Kölnische Zeitung", там же, т. 1, с. 112; Энгельс Ф., Праздник народов в Лондоне, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 5, М.-Л., 1929; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 315-21; История философии, т. 1, М., 1957, с. 591-93; Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода франц. бурж. революции 1789-1794, М.-Л., 1946; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958; Robinet I. F. E., С., sa vie, son oeuvre. 1743-1794, P., [1893 ]; Cahen L., С. et la révolution française, P., 1904; Alengry F., С. guide de la Révolution française, P., 1904; Sсhinz M., Die Anfänge des französischen Positivismus, Tl. 1, Die Erkenntnisslehre, Stras., 1914; Buisson F., Condorcet, P., 1929; Frazer J. G., C. on the progress of the human mind, Oxf., 1933; Shapiro J. S., C. and the rise of liberalism in France, N. Y., [1934 ]; Granger G. G., La mathématique sociale du marquis de C., P., 1956; Cento Α., С. е l'idea di progresso, Firenze, [1956 ] (им. библ.).

Г. Зельманова. Ленинград.

В начало энциклопедии