Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ГАМАН

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАМАН

ГАМАН (Hamann) Иоганн Георг (27.8.1730, Кенигсберг,- 21.6.1788, Мюнстер), нем. философиррациона-лист. После духовного кризиса во время пребывания в Лондоне (1758) вёл существование непрофессионального философа сократич. типа («северный маг»), зарабатывая на жизнь службой в акцизном управлении и на таможне. Краткие соч. Г., писавшиеся фрагментарно, намеренно темно и зашифрованно, поднимали проблемы философии истории, философии языка и т. д. В них отразился кризис нем. просветит. рационализма, с критикой которого выступал Г., акцентировавший интуитивный момент в познании (концепция «непосредств. знания») и творчестве (особенно всоч. «Aesthetica in nuce» в составе «Крестовых походов филолога» - «Kreuzzuge des Philologen», 1762). Представления Г. о сложном единстве человеч. личности, о творчестве гения, об изначальности поэзии оказали огромное влияние на нем. филос.-эстетич. мысль (Гердер, течение «Бури и натиска», Гёте). Содержащиеся в работах Г. мотивы религиозной критики культуры проявились позднее у Кьеркегора. Г. воплотил в себе тип критика культуры, распространившийся позднее, начиная с эпохи романтизма. Г. явился также одним из ранних критиков Канта («Метакритика пуризма разума» - «Metakritik uber den Purismum der Vernunft», опубл. 1800).

Samtliche Werke, hrsg. v. J. Nadler, Bd i-6, W., 1949-57; Briefwechsel, hrsg. v. W. Ziesemer und A. Henkel, Bd 1-7 Wiesbaden - Fr./M., 1955-79; Hauptschriften erklart, Bd l, 2, 4, 5, 7, Gutersloh, 1956-63; в рус. пер.- Пять пастырских посланий о школьной драме, в кн.: Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973, с. 149-59.

Гегель Г. В. Ф., О соч. Г., в кн.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Работы разных лет, т. 1, М., 1970, с. 575-642; Jorgеnsen S--?., J. G. Hamann, Stuttg., 1976 (лит.). ГАНДИЗМ, социально-политич. и религ.-филос. доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника - М. К. Ганди (1869-1948). Г.- идеология нац.-освободит. движения Индии, руководимого нац. буржуазией. Осн. политич. принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободит. борьбу широких нар. масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев, без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Инд. нац. Конгресса; в области социальных отношений - утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих - капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сел. общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка - чаркха), апелляция к религ. чувствам нар. масс.

Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильств. борьбы за независимость получила назв. сатьяграхи (букв.-упорство в истине). Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражд. неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств, уч. заведений, организации мирных демонстраций. Гражд. неповиновение выражалось в нарушении отд. законов колон. властей, в проведении политич. забастовок, харталов (прекращение всякой деловой активности) и, в исключит. случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отд. конфликты с англ. властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.

В философии Г. исходит из идеи божеств. реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахинсы, которая трактуется расширительно: не только как воздержание от нанесения физич. вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Источником самоусовершенствования служат «закон любви» и «закон страдания», согласно крым последователь ахинсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и добровольного ограничения потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетич. образа жизни. Из религ.этич. концепции Г. естественно следует убеждение в том, что условия обществ. жизни определяются уровнем нравств. развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в зависимость от нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат «средств» (поскольку они есть выражение нравств. воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием политич. действия.

Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политич. и филос. основы Г. Так, напр., Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной пром-сти и т. п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны он допускал необходимость использования вооруж. сил (в условиях угрозы япон. вторжения в Индию).

После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проблемам социального, экономич. и политич. развития страны.

P о л л а н Р., Махатма Ганди, пер. с франц.. Л., 1924; Намбудирипад E. M., Махатма Ганди и Г., пер. с англ., М., 1960; Комаров Э., Л и т м а в А., Мировоззрением. Ганди, М., 1969; Мартышин О. В., Политич. взгляды М.К.Ганди, М., 1970; Ульяновский P.A., Политич. портреты борцов за нац. независимость, М., 1980.

В начало словаря