Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ДОСОКРАТИКИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДОСОКРАТИКИ

ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Ргё-socratiques; англ. Presocratics), новоевроп. термин для обозначения ранних греч. философов 6-5 вв. до н. э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократич.» традиции. Термин укрепился в междунар. историко-фи-лос. практике гл. обр. благодаря классич. труду нем. филолога Г. Дильса (1848-1922) «Фрагменты досокра-тиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в котором впервые были с науч. полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших антич. авторов фрагменты из утраченных соч. Д., а также доксографич. (см. Доксографы) я биографич. свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет св. 400 имён (большая часть их остаётся голыми именами), в том числе софистов, которых, однако, не принято называть «Д.» (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистич.», а не «досократич.» философии), а также фрагменты предфилос. теокосмогоний (см. Орфизм, Ферекид).

Дильс исходил из антич., широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты Д.» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного искусства).

Философия Д. развивалась на Востоке - в ионийских городах М. Азии и на Западе - в греч. колониях Юж. Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (милетская школа и её последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская школа) ветви. В целом для вост., ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувств. мира, преимуществ, ориентация на материально-веществ. аспект мира, оттеснённость антропологич. и этич. проблематики (исключение - Гераклит с его пафосом религ.нравств. реформатора); для зап., италийской, традиции - примат рациональнологич. начала над чувственным, преимуществ, интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гно-сеологич. и онтологич. проблем в чистом виде, нередко религ.эсхатологич. интересы. В центре внимания всей философии Д. - космос, . понимаемый - с помощью доминирующего у Д. метода аналогии - либо биоморф-но (см. Гилазоизм], либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (см. Дике), либо - у пифагорейцев - на основе числовых моделей; существ. роль у Д. продолжают играть унаследованные из донауч. картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди Д. в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологич. наследства - двоичных классификаций и метафорич. аналогии - и давших программный для всей зап.-еврод. «метафизики» образец чисто логич. конструирования бытия. Чело-век и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмич. жизни (противопоставление «природы и закона» - номос и фюсис - впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (см. Микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие чёткого различения «материального» и «идеального».

Внутр. ход развития философии Д. может быть представлен в след. формуле: построению космологич. систем у раннеионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими ло-гико-теоретич. обоснования возможности чувств. мира и прежде всего - движения и множественности; старый гилозоистич. космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты элейской школы возникли более механистич. плюралистич. системы 5 в. - Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в которых на деа-нимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождеств. бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, ещё раньше сформулирован Анаксимандром). Среди Д. почти не было «профессионалов» (первое исключение - Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как гос. деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т. д. - прямая противоположность эллинистич. идеалу философа с его принципом «живи незаметно».

Фрагменты: D К I-III; Kirk G. S., R a v е n J. E., The presocratic philosophers, Camb., 1963; Colli G., La 8Я-pienza greca, v. l-3, Mil., 1978-80; в рус. пер.- М а к о-вельский А. О., Досократики, ч. 1-3, Казань, 1914-19; Т а н н е p и П., Первые шаги др.-греч. науки, пер. С. И. Церетели, СПБ, 1902.

Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911; Т о мс он Д ж., Исследования по истории др.-греч. общества, пер. с англ., 1т.1 2 - Первые философы, М., 1959; Л ?сев А. Ф., История антич. эстетики, (т. 1] - Ранняя классика, М., 1963; Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; Доброхотов А. Л., Учение Д. о бытии, М., 1980; Lloyd G. E. R., Polarity and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought, Camb., 1966; Frank el H., Wege und Formen fruhgriechischen Denkens, Munch., 19683; Um die Begriffswelt der Vorsokratiker, hrsg. v. H.-G. Gadamer, Darmstadt, 1968; Holscher ?., Anfangliches Fragen. Studien zur fruhen griechischen Philosophie, Gott., 1968; Studies in presocratic philosophy, ed. by D. J. Fur-ley and H. B. Allen, v. 1-2, L., 1970; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek philosophy, ?. ?-2, Camb., 1971 (лит.); West M. L., Early Greek philosophy and the Orient, Oxf., 197Г, Fritz K. v., Grundprobleme der Geschichte dw antiken Wissenschaft, В.-N. ?., 1971; Cherniss H., Aristotle's criticism of presocratic philosophy, N. Y., 1971; The Presocratice. A collection of critical essays, ed. A. P. D. Mourelatos, N. ?., 1974; The Presocratlcs, ed. E. Hussey, Ь., 1972; V e rn a n t J.-P., Les origines de la pensee grecque, P., 19753; B a ?? e s J., The presocratic philosophers, v. 1-2, L., 1979 (библ.).

А. В. Лебедев.

В начало словаря