Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ПИФАГОРЕИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПИФАГОРЕИЗМ

ПИФАГОРЕИЗМ - совокупность учений, притязавших на происхождение от Пифагора, одно из самых влият. течений в антич. философии. Различают: 1) ранний, или доплатоновский, П.: последняя чета, 6 в.- сер. 4 в. дон, э.; 2) платонизирующий П. Древней Академии 4 в. до н. э.; 3) эллинистич. (у некоторых исследователей - «средний») П., представленный псевдопифагорейскими трактатами, датируемыми в основном кон. 4 в,- 1 в. до н. э.; 4) неопифагореизм - с 1 в. до н. э.

Под П. в узком смысле понимают ранний П., совпадающий с историей основанного Пифагором в Кротоне пифагорейского союза, свободной религ. общины, сосредоточенной прежде всего на проблеме спасения; легенда, о Пифагоре в этом смысле типологически сопоставима с Евангелием: ср, ранние свидетельства о нисхождении Пифагора в Аид и его воскресении (Геродот 4,94; Софокл, Электра 62 со схолиями и Гермипп у Диогена Лаэртия 8,41). Но в отличие от аналогичных общин орфиков (есть ряд сообщений о ранних пифагорейцах и самом Пифагоре как авторах некоторых поэм «Орфея»), пифагорейский союз был также науч.-филос. школой (во всяком случае, начиная с 5 в.) и политич. партией, распространившей своё влияние на греч. полисы Юж. Италии и (частично) Сицилии. Лозунг пифагорейцев «у друзей всё общее» сочетался с жёсткой иерархич. тенденцией, тормозившей демократич. развитие полиса. После антипифагорейских восстаний (первое произошло ещё при жизни Пифагора на рубеже 6-5вв.) и разгрома союза италийский центр П. переместился в Та-рент: ещё в сер. 4 в. до н. э. там существовала сильная община, руководимая Архитом, другом Платона. Одновременно бежавшие от расправы пифагорейцы впервые появляются в балканской Греции: в Фивах (друзья платоновского Сократа в «Федоне» Симмий и Кебет; ср. Филолай) и Флиунте. Согласно Аристоксену (фр. 18-19 Wehrli), члены флиунтскрй общины - Фантов, Эхекрат (тождествен с Эхекратом «Федона»), Диокл, Поли» мнаст и Ксенофил из Халкидики (ученики Филолая и Эврита) были «последними из пифагорейцев.». Однако есть указания на то, что традиция П. не угасла вполне и в эллинистич. эпоху (пифагореец Ликон, писавший против Аристотеля, и др.). Внутр. организация пифагорейского союза выражается прежде всего в делении на «акусматиков и математиков» (иначе «эксотериков и эсотериков»); первоначально оно, возможно, соответствовало различным ступеням посвящения, но со временем «акусматики» и «математики» превратились во враждующие группировки, причём первая воплощала фольклорно-религ., а вторая - науч.-филос. традицию в П. «Акусматики» заучивали наизусть «акусмы» (иначе «символы») - бездоказат. максимы космологич., эсхатоло-гич. и этич. характера («Что самое мудрое? - Число», «Что есть острова блаженных?- Солнце и Луна», «Землетрясение - сходка мертвецов» и т. д.), включавшие также множество ритуальных запретов и табу. «Математики» занимались «науками» («математа»)-арифметикой, геометрией, астрономией, гармоникой и филос. космологией, которую Аристотель истолковал как онтологию. И те и другие претендовали на верность изначальному учению Пифагора, образ которого поэтому раздваивается в антич, источниках на религ. учителя и создателя математич. науки.

Реконструкция доплатоновского П. опирается на два осн. источника: подлинные фрагменты Филолая и свидетельства Аристотеля о т.н. пифагорейцах, в учении которых большинство совр. исследователей видит целостную систему, в основном совпадающую с системой Филолая. К ней не относится таблица противоположностей - 10 пар онтологич. принципов (Метафизика 986а 22): предел - беспредельное, нечет - чёт, одно - множество, право - лево, мужское - женское, покоящееся - движущееся, прямое - кривое, свет - тьма, добро - зло, квадрат - прямоугольник. Это относительно поздний продукт академич. систематики (но включающий древний материал), вероятно, принадлежащий Спевсиппу. Последний крупный представитель доплатоновского П.- Архит Тарентский: в его лице пифагорейские «науки» окончательно обособились от спекулятивной философии и выделились в спец, дисциплины,

Новым в платонизирующем П. (или пифагорезирующем платонизме - см, Платон, платоновская Академия, Спевсипп, Ксенократ) было: чисто онтологич. понимание числе, тогда как древнепифагорейская аритмология была непосредственно связана с космогонией; идеализация и субстанциализация чисел, образующих у Платона промежуточную сферу бытия между идеями и чувств. вещами (в раннем П., согласно Аристотелю, числа «неотделимы» от вещей); замена «предела и беспредельного» как высших принципов одним (монадой) и неопредел. двоицей (диадой); порождение чувств. тел через последовательность «точка - линия - плоскость - тело», где точка определяется как единица, обладающая протяжённой величиной; 5 правильных многогранников и их корреляция с 5 элементами (согласно схолиям к Евклиду 654, 3 слл. пифагорейцы знали только три - пирамиду, куб и додекаэдр; октаэдр и икосаэдр открыл Теэтет).

Эллинистич. П. представлен трактатами, приписывавшимися Пифагору и древним пифагорейцам (Архиту, Филолаю, Экфанту, Диотогену, Гиппасу, Теано и др.) и ставшими предметом интенсивных исследований после пересмотра их датировки (раньше они считались «неопифагорейскими») и публикации собрания Теслефа в 1965, Осн. источник - пространные цитаты-фрагменты в антологии Иоанна Стобея (нач. 5 в.), но сохранились и некоторые целые трактаты: «Архит. О категориях», «Оккел. О природе Вселенной», «Тимей из Локр. О природе души и космоса» (считался в древности оригиналом платоновского «Тимея»). Эллинистич, П, носит пропедев-тич, характер (но Теслефу - «учебники философии») и использует понятийный аппарат Платона и Аристотеля.

Источники: DК I, Dublin - Z., 196813; Тimpanaro CardiniM. (ed.l, Pitagorici. Testimonianze e frammenti, v. 1-2, Firenze 1968.

Rathmprin W,, Quaestjones Pythagoreae, Orphicae, Empe-doclege, Halle/Saale, 1933; Zeller E., Mondolfo R., La filosofia del Greci nel suo sviluppo storico, v. 2, Pirenze, 1938, p. 288-685; Fritz K. v., Pythagorean politics in Southern Italy, N. Y., 1940; Rfiуen J. E., Pythagoreans and Eleatics, Carnb., 1948; Сarсopino J., Pe Pythagore aux apotre·.. Etudes sur la conversion du monde Romain, P., 1956; Fritz K. v., Pythagoreer, в кн.: RЕ, Hlbbd 47, 1963, col. 209-300; Petienne M., De la pensee reljgieuse a 1s pensie philosophique. La notion de daimon dans Je pythagorisme ancien, P., 1963; Levy I., Recherches esseniennes et pythagoriciennes, Geneve - P., 1965; Zuntz G., Persephone, Oxf., 1971; The Pre-socratics, ed. Alex. P. P. Mourelatos, Garden City, 1974, p. 135-85.

см. также лит. к ст. Пифагор, Филолай. Эллинистич. П.: Тhesleft H., An introduction to the Pythagorean writings of the hellenistic period, Abo, 1961 (лит.); Pseudo-Archytas uber die Kategorien, hrsg. v. T. A. Szlezak, В.-N. ?., 1972; Locrus Timaeus, Pe natura mundi et anirnae, Text und Ubers. W.-Marg, Leiden, 1972; Pseudepigrapha I, Vandoeuvres - Geneve, 1972 (Entretiens sur I 'Antiquite Classique, v. 18).

А. В. Лебедев.

В начало словаря