Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТЕРЕСА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕРЕСА

ТЕРЕ́СА (Teresa), Τеpеза; Т. Санчес де С е п е д а - и - А у м а д а (Sanchez de Cépeda у Ahumada), прозванная Т. Авильской (Т. de Avila) или T. Иисусовой (T. de Jesús) (28 марта 1515 - 15 окт. 1582), - исп. мистик. В 1533 вступила в кармелитский монастырь Воплощения, где ее поразило несоответствие монашеской жизни уставу ордена и евангельскому идеалу. После долгих сомнений ушла из монастыря и основала новую обитель (1562). Деятельность Т. вызвала сильное противодействие ордена, было даже возбуждено дело в инквизиции, но его прекратили. В 1580 кармелитский орден был официально разделен: из него выделился строгий орден т.н. босых кармелиток и такой же орден кармелитов, т.к. аналогичное движение начали под влияни, Т. монахи-кармелиты (Хуан де ла Крус и др.). Канонизирована в 1622, в 1960-х гг. причислена к учителям церкви.

Значение Т. в истории католицизма объясняется тем, что она воплотила в своей жизни идеал ранней контрреформации.

Искренность и ответственность религ. переживания сочетались в ней с полным подчинением церкви - и обрядовым, и нравственным. В учении Т. резко подчеркнуто личное начало: на пути к совершенству личность не нивелируется, не уходит в чисто созерцат. жизнь, но обретает и самое себя и силы для активного преображения мира. Мистика Т. ориентирована на психологию; Т. больше, чем кто-либо до нее в истории мистики, учитывает характер идущего к совершенству человека.

Мистика Т. крайне далека от пантеизма и много слабее связана с неоплатонизмом, чем внецерк. мистич. учения той поры: в основе ее лежат представления о мире, близкие томизму. По учению Т., мистич. путь начинается с т.н. молитвы о покое (oración de quietud). По этой молитве душа получает силы, но еще не обручена с духом (различение духа и души не типично для зап. мистики). Об этом обручении человек неотступно просит в т.н. молитве о единении (oración de unión), и, в конце концов, дух как бы пронизывает душу, создавая для нее твердый каркас; душа становится орудием божества. В отличие от вост. мистиков, Т. считает, что активность души, ее свойства и страсти ("добрые страсти" Фомы Аквинского) не вытесняются духом, но преображаются.

Т. написала много писем и неск. книг, заключающих в себе тонкие психологич. наблюдения. Наиболее значит. соч. Т. - "Книга о моей жизни" ("Santa Teresa de Jesús, su vida...", 1562-65), "Путь к совершенству" ("Camino de perfección", Evora, 1583), "Внутренний замок или обители души" ("Castillo interior о las moradas", Salamanca, 1589). Т. - один из лучших писателей исп. "золотого века", хотя ее линия - "пишу как говорю" - не нашла тогда развития.

Соч.: Obras complеtas, Md, [1958]; Lettere, Roma-Mil., 1954.

Лит.: Боткин С., Святая Тереза. [1515-1915], "Вестн. Европы", 1915, кн. 8, с. 102-34; Avila J. de, Vida de santa Teresa de Jesús, Md, 1881; Ribera F. de, Vida de santa Teresa de Jesús, Barcelona, 1908; Truc G., Les mystiques espagnols: Sainte Thérèse et Jean de la Croix, P., 1921; Ρeers E. Α., Spanish mysticism. L.,1924; eго же, Mother of Carmel, L., 1945; его же, Handbook to the life and times of St. Teresa and St. John of the Cross, L., 1954; Lopez Jimenez J. C., Santa Teresa de Jesús. [Antologia], Md, 1962; Jiménez Salas M., Santa Teresa de Jesús: bibliografia fundamental, Md, 1962; Auсlair M., La vie de sainte Thérèse d'Avila, [P., 1967].

H. Трауберг. Москва.

В начало энциклопедии