Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - обществ. строй, основанный на рабстве и рабовладельчестве; первая в истории человечества антагонистич. обществ.- экономич. формация. Рабство, т. е. труд одних людей на других, соединённый с личной принадлежностью трудящегося тому, кто присваивает продукт его труда,- явление, существовавшее в разных историч. условиях. В Р. ф. рабский труд играет роль господствующего способа производства. Р. ф. имела значение мировой системы и существовала в Египте, Вавилонии, Ассирии, Персии, государствах Др. Индии, Др. Китая, Др. Греции и Италии. Возникновение Р. ф.- историч. закономерность. Но эта закономерность характерна только для общемирового историч. процесса, но отнюдь не для истории отд. народов или стран. Наиболее ярко выраженные проявления Р. ф. возникли и развивались независимо друг от друга у народов Китая, Греции и Италии.

Общей предпосылкой возникновения Р. ф. было развитие орудий производства, разделение и кооперация труда, в результате чего стало возможным производство прибавочного продукта и возникновение частной собственности и эксплуатации. В развитии Р. ф. выделяют 3 этапа: 1) складывание [Китай времён Чжоуского царства (11 - 8вв. до н. э.), Греция «Гомеровской эпохи» (9-8вв. до н. э.), Италия (8-6вв. до н. э.)]; 2) утверждение и ра»витие [Китай времени рабовладельч. царств периода Чуньцю - Чжаньго (8-3вв. до н. э.), Греция эпохи полисов в период их расцвета (5-4вв. до н. э.), Италия времени Рим. республики поздней поры (3-1вв. до н. в.)]; 3) распад [ Ханьская империя на Востоке (2в. до н. э.), Рим. империя на Западе (1в. до н. э.- 5 в. н. э.)].

Для этапа становления Р. ф. характерны четыре процесса. Первый: постепенное приобретение рабским трудом значения важнейшего средства интенсификации ремесл. производства и с. хва. Второй: рост производства за счёт расширяющегося применения труда рабов. Третий: возникновение в связи с появлением частнособственнич. присвоения продукта имуществ. неравенства внутри общины. Четвёртый: складывание в составе общины первых классов - рабов и рабовладельцев, антагонистических по своему положению в системе производства, и вместе с тем зарождение антагониотич. отношений между крупными рабовладельцами-землевладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями - с другой. Эти процессы развёртывались в обстановке противоречий: рабского труда и труда мелких свободных производителей; этих последних и крупных рабовладельцев-землевладельцев; этих последних и родовой знати общинно-родовой эпохи. В итоге борьбы, вызванной этими противоречиями, и распада институтов родо-племенного строя возникает государство как стабилизатор и регулятор отношений между антагонистич. классами в интересах господствующего класса и как орган управления. Признаком сложения такой обстановки, видимо, являются: в истории Китая - реформы, проведённые в царстве Ци (7в.) и в царствах Лу, Чу, Чжэн (6в. до н.э.); в истории Греции - реформы Солона и Клисфена (6в. до н. э.); в истории Рима - реформы Сервия Туллия (6в. до н. э.).

Второй этап является временем расцвета того, что в истории Греции получило название «полис», в истории Италии - civitas, в истории Китая - «го». Под этими наименованиями скрывается в общем одно и то же: государство, сведённое к одному центру - городу, господствующему над всей подвластной ему территорией, причём такой город-государство был не только политическим, но и экономическим целым. Именно в этом смысле город^государство и был базисом собственности - в том её масштабе, который она тогда приняла: её объектом, были, вопервых, рабы, во-вторых, земля. Преобладающей формой собственности на рабов была частная; форма собственности за землю была двойной - общинной и частной, причём последняя была опосредована первой: условием частной собственности на землю была принадлежность к гражд. общине. Рабский труд на этом этапе ещё не имел Того значения в хозяйстве, которое он получил позднее. Именно к этому этапу античности относятся слова К. Маркса: экономич. основой «...классического общества в наиболее цветущую пору его существования...», когда общинные формы собственности уже разложились, а «...рабство еще не успело овладеть производством в скольконибудь значительной степени», было «...мелкое крестьянское хозяйство... и независимое ремесленное производство...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 346, прим.). Эта характеристика относится к Греции и Риму классич. эпохи, но она приложима и ко второму этапу истории Р. ф. в Китае, в котором эпоха «ле го» - отд. государств (7-3вв. до н. э.) с полным правом может быть названа «классической».

Кризис города-государства обусловил переход к третьему этапу - большим рабовладельч. державам. Развившиеся производит. силы требовали др. масштабов самого производства и потребления. Ещё в конце классич. эпохи возникла тенденция к образованию широких экономич. и политич. общностей - либо в форме союзов, напр. Ахейский, 1-й и 2-й Афинские и Коринфский союзы в Греции 5-4 вв. до н. э., либо в форме федераций италийских городов-государств под гегемонией Рима в 4 в. до н. э., либо в форме поглощения одних государств другими - 4 крупных города-государства в Китае сер. 4 - сер. 3 вв. до н. э.: Хань, Ци, Цинь, Чу. Концом этого процесса политич. и экономич. интеграции следует считать образование в 3 в. до н. э. эллинистич. монархий в Рим. республике, единого большого государства в Китае - империи (династии Цинь и Хань). С 1 в. до н. э. возникает Рим. империя. В рамках этих держав Р. ф. и достигла максимума своего развития. Сущность этого процесса - превращение рабского труда в осн. силу во всём производстве, что подрывало положение массы свободных мелких производителей.

О наступлении конца третьего этапа истории Р. ф. говорит ряд явлений. Рабский труд перестал обеспечивать необходимое развитие хозяйства. Для повышения продуктивности производства не только в ремесле, но и в с. хозяйстве требовалась уже не живая машина, нужен был человек, самостоятельно организующий свою работу. В связи с этим в составе рабского населения появился культурный, интеллектуально развитый слой, ничуть не уступающий в этом отношении труженикам из свободного населения, особенно земледельческого. Значение и роль рабского труда в производстве вступили в полное противоречие с положением раба в социальной структуре. Уравнение рабов - в сфере их трудовой деятельности - со свободными трудящимися становилось насущной экономич. необходимостью. О кризисе Р. ф. свидетельствовало также огромное увеличение имуществ. неравенства. Угроза пауперизации нависла над всей массой свободного трудящегося населения, как ремесленного, так и земледельческого. Поскольку же свободные мелкие производители составляли большинство населения, постольку их экономич. положение затрагивало само существование социально-экономич. системы.

Т. о., экономич. кризис перерастал в кризис социальный и привёл в конечном счёте к распаду рабовла-дельч, строя. Р. ф., создавшая в своё время условия для огромного развития человечества, исчерпала свои возможности и превратилась в основное препятствие на пути дальнейшего прогресса. В историч. Лит-ре встречаются утверждения, что гл. силой, ниспровергшей рабовладельч. строй, были рабы («революция рабов»). Такие утверждения не соответствуют историч. реальности. Разумеется, волнения рабов и даже восстания их (напр., возглавленное Спартаком) - историч. факт. Но именно свободные земледельцы и ремесленники были гл. силой, покончившей с рабовладельч. строем.

Историч. смысл Р. ф. очень велик и сложен. Она продемонстрировала прежде всего процесс образования классового общества, резкого антагонизма классов, процесс образования различных обществ. групп и государства. Р. ф. выработала и осн. формы власти в государстве, охарактеризованные Полибием (монархия, аристократия, демократия и их извращённые формы - тирания, олигархия и анархия) и Сыма Цянем.

К общезначимым духовным достижениям, сложившимся в эпоху Р. ф., относятся те категории, которые у нас фигурируют в виде понятий национального и общечеловеческого. Этап Р. ф., связанный с городом-государством, создал представление о локальной - местной этнической - общности; во времена союзов и федераций эта локальная общность стала этнической уже в более широком масштабе. С образованием же империй возникает представление об общечеловеч. общности. Именно в этом и состоит то ощущение общности, которое мн. философы и историки эпохи эллинизма обозначают словом космополитизм. Идея человечества как единого большого целого проявилась и в понятии «Вселенная», сформулировавшемся именно тогда. У греков это была «эйкумена» - обитаемая земля, у римлян - orbis terrarum - «круг земель», у китайцев - «тянься» - «поднебесная». Столь же существенной, как и идея человечества, является оформившаяся тогда идея гуманизма - представление о человеке как о наивысшей ценности, носителе всех основ обществ. жизни, творце культуры. На этой основе был поставлен важнейший для историч. деятельности человека вопрос о его роли в общем процессе бытия.

Обществ. строй, выработавшийся в условиях Р. ф., показал существование неравенства людей. Неравенство социальное породило идею о неравенстве нравственном (Конфуций, Цицерон). Однако самым резким выражением идеи неравенства было деление на людей в полном смысле слова, кем были свободные, и на людей-вещей, кем были рабы. Именно в связи с таким резчайшим противопоставлением одних людей другим и была сформулирована в двух возникших в это время крупнейших религиях - буддизме и христианстве - идея полной человеч. равноценности как рабов, так и свободных.

В эпоху Р. ф. были заложены важнейшие основы науч. познания природы и человеч. жизни. Противопоставление двух обществ. классов, соединившись с наблюдениями простейших явлений в природе, привело к идее противоположностей (в Китае - учение об инь и ян, в Греции - учения Пифагора и Гераклита) и идее связи («восемь триграмм» Ицзина, Гераклит, буддийская концепция махаяны и др.). Возникли также идеи о существовании первоэлементов материальной природы (Эмпедокл, чарвака, веданта, «Шуцзин»), круговорота (Гераклит, чарвака, категория «преодоления» у китайцев), мельчайших частиц вещества (атом у Левкиппа и Демонрита, «ану» у индийцев). Была создана также логика как учение о познании. Она разрабатывалась у индийцев, китайцев, греков (Акшапада, Мо-цзы, Аристотель).

В эпоху Р. ф. с исключит. отчётливостью и резкостью проявились противоположности, прежде всего общественные. Эти противоположности пребывали в состоянии непрерывной борьбы, результатом которой был переход на более высокую ступень общественного развития.

Маркс К., Формы, предшествующие капиталистич. производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46 (1); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там-же, т. 21; Ленин В. И., О государстве, ПСС, т. 39; Всемирная история, т. 1-2, M., 19S5-56; Законы истории и конкретные формы все-мирноисторич. процесса, кн. 1 - Проблемы истории докапи-талистич. обществ. М., 1968; Валлон А., История рабства в антич. мире, пер. с франц., [т. 1 - 2], М., 1936-41.

Н. И. Конрад.

В начало словаря