Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ДОКСОГРАФЫ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДОКСОГРАФЫ

ДОКСОГРАФЫ [новолат. Doxographi, от греч. (мн. ч. ) - мнение, воззрение и - описываю], термин, введённый в сер. 19 в. Г. Узенером для обозначения древних авторов, работавших не в жанре «жизнеописаний» (биографы), а в жанре «взглядоопи-саний» философов, и закрепившийся в науке благодаря классич. труду Г. Дильса «Греческие Д.» (Berolini, 1879), в котором сохранившиеся (в основном фрагментарно) образцы доксографич. литературы были впервые собраны и критически изданы. Д. в собств. смысле называют только авторов сборников типа (лат. Placita), в которых «мнения» философов группировались но тематич. рубрикам и излагались в проблемно-систематич. порядке, противопоставляя их прежде всего авторам «Преемств» (греч., лат. Successiones), т. е. историй филос. школ, дававших наряду с биографиями целостные описания отд. филос. систем. Но поскольку авторы «Преемств» пользовались источниками Д., такие описания также называют «доксографией». Термин «доксография» шире, чем термин «Д.»: напр., можно говорить о «доксографии» у Аристотеля, но неправильно называть его «доксографом». Наконец, доксографию как описание взглядов к.-л. философа (часто в терминах др. филос. системы) противопоставляют дословным цитатам из его соч. - фрагментам, вместе они составляют два осн. класса источников для реконструкции учений тех философов, соч. которых утрачены. Термин «свидетельства» (testimonia) часто употребляется для обозначения косвенных свидетельств - совокупности доксографич. и биографич. сообщений, и в этом смысле противопоставляется фрагментам.

Систематич. доксография зародилась в 4 в. до н. э. в Ликее (так же, как и биография - Аристоксен); её теоретич. основой было методологич. требование Аристотеля предпосылать собств. исследованию предмета изложение и критику «мнений предшественников». Теофраст составил первый доксографич. компендий - «Физич. мнения», или, иначе, «Историю физики», в 18 кн., охватывавший период от Фалеса до Платона включительно. «Физич. мнения» были если не единственным (вопреки Дильсу), то всё же осн. источником по досократовской мысли для последующих Д. В 1 в. до н. э. материал Теофраста был использован в «Мнениях философов» (Placita philosophorum, т. н. Аэтий) - единственном (не считая зависящей от него «Истории философии» Псевдо-Галена) сохранившемся доксографич. компендии. Помимо фрагментов «Физич. мнений» Теофраста и компендия т. н. Аэтия в корпус «Греч. Д.» входят: эксцерпты из 1-й кн. «О природе богов» и 1-й кн. «О благочестии» Филодема; 1-я кн. «Опровержения всех ересей» («Философумены», до сер. 19 в. неправильно приписывалась Оригену) епископа Ипполита Римского (170-236); сохранённый Евсевием отрывок из «Стромат» Псевдо-Плутарха (ок. 150), и др.

Доксография имеет огромное значение для реконструкции досократовской, в меньшей мере - эллинистич., философии (напр., милетская школа известна только из доксографии). Часто это не просто описание, а перевод на язык той филос. школы, к которой принадлежат Д.

D i e l s H., Doxographi Graeci, В., 1929 (на рус. яз. краткое изложение теории Дильса- в кн.: Т а н н е p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, с. 19-30); Маковель-ский А. О., Досократовская философия, ч. 1 - Обзор источников, Казань, 1918; M с D i а г m i d J. В., Theophrastus on the presocratic causes, «Harvard Studies in Classical Philology», 1953, v. 61, p. 85 - 156; G i u s t a M., I dossografi di etica, Torino, 1964.

В начало словаря